Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Курочкина Л.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
В статье обосновывается необходимость применения интерактивных педагогических технологий, широко внедряемых в современный образовательный процесс высшего профессионального образования. В данной работе представлен обзор интерактивных технологий, содержится подробное описание ролевой игры, тренинга, решения ситуационных задач (Case-stady method) и проектного метода, применяемых в ходе профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Описана экспериментальная работа по формированию готовности будущих классных руководителей к организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников средствами интерактивных педагогических технологий. Методы педагогического исследования: изучение литературы, опрос и статистический доказывают эффективность использования интерактивных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих классных руководителей к организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников.
интерактивные педагогические технологии
case-stady
проект
ролевая игра
тренинг
1. Атаулова О. В. Проектирование и реализация системы методической подготовки будущего учителя технологии: монография. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2009.
2. Иванова О. В., Кондратенко Е. В. Технологии профессионально ориентированного обучения в вузе: учебное пособие. – Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2012. – 280 с.
3. Кондратенко И. Б. Педагогические условия формирования общекультурных компетенций будущих учителей в процессе интерактивного обучения / Н. А. Бирюкова, И. Б. Кондратенко // Теория и практика общественного развития. – 2014. - № 9 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/rus/ files/arhiv_zhurnala/2014/9/ pedagogika/biryukova-kondratenko.pdf (дата обращения: 27.01.2015).
4. Кондратенко И. Б. Технология интерактивного обучения как фактор формирования готовности будущих учителей к профессиональной деятельности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: file:///C:/Users/HOME/Desktop/Статья%20Кондратенко%20И.Б.pdf (дата обращения: 28.01.2015).
5. Селевко В. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Современная ситуация развития системы высшего профессионального образования предъявляет новые требования к выпускнику вуза, получающему педагогическое образование: сегодня востребован конкурентоспособный специалист с большим творческим потенциалом, стремящийся к саморазвитию и самосовершенствованию, способный решать профессиональные задачи в зависимости от видов педагогической деятельности. Так, профессиональная подготовка педагогов - будущих классных руководителей к воспитательной деятельности предполагает знание бакалаврами педагогики и психологии, основных закономерностей возрастного развития и социализации личности, методов воспитательной работы, видов и приемов современных педагогических технологий. Выполнение функций классного руководителя предусматривает оказание помощи в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута ученика и организацию сопровождения развития личности ученика и его профессионального самоопределения. Организация психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников требует от будущих классных руководителей умений строить взаимодействие со всеми субъектами образовательного процесса, социальными партнерами, владеть методами психодиагностики, применять современные, в том числе интерактивные формы и методы воспитательной работы.

В данной работе представлен эксперимент по организации профессиональной подготовки будущих классных руководителей к психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения школьников. На констатирующем этапе эксперимента нами были опрошены 160 студентов ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», прошедших педагогическую практику в школе, и 46 молодых педагогов, работающих в школах Республики Марий Эл не более 3-х лет. Результат, полученный в ходе анкетирования, свидетельствовал о затруднениях респондентов по оказанию помощи в сфере профессионального самоопределения школьников: 31,87 % студентов-практикантов и 15,21 % молодых педагогов. Большая часть опрашиваемых (76,25 %) осознает значимость деятельности классного руководителя по оказанию помощи учащимся в выборе профессии, 65,62 % респондентов отметили необходимость подготовки будущих классных руководителей к осуществлению педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

Итоги анкетирования послужили основой для определения дальнейших действий по формированию готовности будущих классных руководителей к деятельности по профессиональной ориентации школьников: был разработан спецкурс «Классный руководитель», реализованный со студентами 2 и 3 курсов Марийского государственного университета, обучающимися по направлению подготовки «Педагогическое образование» (всего - 94 бакалавра). Рабочая программа дисциплины по выбору нацелена на детальное знакомство с должностными обязанностями, целями, задачами, функциями классного руководителя в современной школе, а также овладение ими основными технологиями воспитательной деятельности. Тематика спецкурса предполагает экскурс в историю классного руководства, ознакомление с нормативно-правовым обеспечением деятельности классного руководителя, ознакомление с задачами и функциями классного руководителя, основными направлениями воспитательной деятельности классного руководителя, методами, средствами и приемами воспитания школьников, технологиями организации деятельности классного руководителя.

Достижение обозначенных целей в процессе изучения данного курса происходит благодаря применению в образовательном процессе интерактивных педагогических технологий, активизирующих учебно-познавательную, коммуникативно-развивающую и социально ориентированную деятельность студентов - будущих учителей. Выбор интерактивных педагогических технологий обусловлен тем, что процесс обучения строится на взаимодействии (от англ. interact, где inter - взаимный, act - действовать) и диалоге субъектов обучения, где все участники равноправны и «учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения в дискуссиях, общаться с другими людьми» [1, с. 247]. По мнению исследователя, использование интерактивных технологий обучения создает благоприятные условия для эффективного осуществления процесса интериоризации знаний, умений, навыков и модели поведения.

Основной целью применения интерактивных педагогических технологий в процессе подготовки будущих педагогов к осуществлению воспитательной деятельности является создание благоприятных условий для вовлечения их в организованный процесс активного познания в ходе межсубъектного взаимодействия. В результате интерактивного обучения формируется определенный набор личностных качеств будущего педагога, необходимых ему для успешной самореализации в качестве классного руководителя: коммуникативных способностей, толерантности, творческого подхода, умения работать в команде и отстаивать свою точку зрения, самостоятельности мышления, целеустремленности, умения подчиняться правилам, анализировать и принимать решения.

Спектр интерактивных технологий, применяемых в процессе подготовки будущих классных руководителей, достаточно широк. К ним могут быть отнесены групповая дискуссия, бинарная лекция, лекция-пресс-конференция, технологии организации различных видов игровой и проектной деятельности, технология ситуационного обучения (Case-stady method) и т.д. По характеру включения субъектов в процесс интерактивного обучения педагогическое взаимодействие может быть реализовано по трем основным схемам: «преподаватель - группа студентов», «преподаватель - студент», «студент - группа студентов», некоторые ученые выделяют четвертую группу: «студент - электронный образовательный ресурс» [3, 4].

Решая задачи подготовки учителя к такому значимому аспекту его педагогической деятельности, как работа с учащимися по профессиональному самоопределению, мы использовали интерактивное обучение студентов с целью развития их интеллектуальных и коммуникативных способностей, проявления активной позиции при решении профессиональных задач, повышение их интереса и мотивации к профессиональной деятельности. Рассмотрим интерактивные технологии, применяемые в профессиональной подготовке будущих классных руководителей.

При изучении темы «Технология личностно ориентированного взаимодействия классного руководителя с учеником» проводилось практическое занятие в форме case-stady (изучение случаев), на котором студенты, разделившись на микрогруппы, решали по три ситуации, среди которых одна касалась темы выбора школьником профессии. Решение кейсов в микрогруппах осуществлялось по плану: 1) ознакомление с ситуацией; 2) выявление причины затруднения ученика в выборе профессии; 3) составление программы действий классного руководителя по оказанию помощи учащемуся в выборе профессии; 4) предполагаемый результат. Затем каждая микрогруппа представляла свой вариант решения ситуации, обосновывая его. Другие микрогруппы оценивали решение по следующим критериям: а) определение проблемы и ее причин; б) реалистичность плана действий (способов решения проблемы); в) эффективность программы. В конце занятия были выбраны лучшие варианты программ психолого-педагогического сопровождения.

Как видим, применение технологии решения кейсов, предполагающей работу в несколько этапов, активизирует мыслительные процессы будущих педагогов, формирует их коммуникативные способности, развивает умения планировать и прогнозировать результаты профессиональной деятельности. В процессе решения ситуационных задач развиваются аналитические способности студентов, необходимые для будущей профессиональной деятельности, так как используются такие виды анализа, как проблемный, системный, праксеологический, прогностический, причинно-следственный, аксиологический и ситуационный [2].

Закрепление темы «Технология социального проектирования как форма взаимодействия личности с социумом» осуществлялось в форме моделирования ситуации разработки проекта. Цель занятия заключалась в ознакомлении студентов с алгоритмом создания социального проекта, обучения технологии социального проектирования. Перед студентами была поставлена задача - разработать проект, помогающий учащимся осуществить профессиональное самоопределение.

Структура занятия представляла собой многоэтапный процесс разработки проекта, направленного на оказание помощи учащимся в их профессиональном самоопределении. В процессе подготовки к занятию по социально-педагогическому проектированию студенческая группа была разделена на микрогруппы, которым предстояло разработать проект, выбрать руководителя проектной группы, определить целевую аудиторию учащихся, изучить актуальные вопросы профессионального самоопределения, характерные для учащихся определенного возраста: младшего подросткового возраста, старшего подросткового возраста, юношества. Далее, в зависимости от возраста учащихся и их потребностей в осуществлении выбора профессии, каждой проектной группой была определена тема проекта, сформулирована гипотеза, определены цель и задачи проекта. Следующий этап представлял работу над определением механизма реализации проекта. Если планировалось проведение мероприятия или тренинга, его необходимо было описать по плану: а) цель; б) планируемый результат; в) на сколько человек рассчитано; г) время, отведенное на проведение мероприятия; д) место проведения; е) количество ведущих или тренеров. Далее микрогруппами был составлен план реализации проекта (логическая цепочка действий), в котором все действия могли быть сгруппированы по блокам, представлены в виде таблицы или схемы, сформулированы ожидаемые результаты проектной деятельности. По завершении «черновой» работы, проектные группы готовились к презентации проекта - представлению «Паспорта проектной работы». «Кульминацией» разработки проекта стала его защита. Проекты оценивались микрогруппами по матрице «Критерии оценивания проекта». Заключительным этапом работы стала организация преподавателем обратной связи со студентами по результатам занятия.

Практика показывает, что студенты нередко испытывают некоторые затруднения в процессе формулирования темы и определении задач проекта, зато проявляют большую фантазию при выборе средств и форм при реализации проекта по профессиональному самоопределению школьников.

На семинарском занятии по теме «Технологии организации взаимодействия классного руководителя с коллективом класса» был проведен социально-психологический тренинг «На подступах к карьере». Цель тренинга заключалась в активизации профессионального самоопределения участников тренинга посредством создания условий для их самопознания, самооценки действий, касающихся выбора профессии. За неделю до занятия студенты получили задание написать эссе на тему «Образование - это то, что большинство получают, многие передают и лишь немногие имеют» (К. Краус). Предполагалось, что в процессе работы над эссе будущие педагоги задумаются о том, какое значение для человека имеет образование, почему важно иметь профессию и что необходимо сделать, чтобы выбор профессии оказался правильным?

Структуру занятия составили традиционные компоненты тренинга: 1) приветствие, 2) разминка, 3) рефлексия прошлого занятия (здесь: рефлексия студентов о работе над эссе и анализ работ преподавателем), 4) введение в тему занятия (знакомство с целью, задачами и основным содержанием тренинга), 5) упражнения, активизирующие процесс профессионального самоопределения (основное содержание). Основное содержание тренинга составили как традиционные профориентационные упражнения, например: «Самая-самая профессия...», «Профессия или должность?», «Назови профессию на букву...», так и задание по определению факторов выбора профессии школьниками, которые в процессе обсуждения были дифференцированы студентами как положительные и отрицательные. Важным этапом реализации основного содержания стал диагностический компонент тренинга, основанный на результатах двух тестов: методики Е. А. Климова «Определение типа будущей профессии» и методики Дж. Голланда «Профессиональный тип личности», которые направлены на самопознание оптантов; 6) рефлексия на завершающем этапе занятия, 7) домашнее задание. В качестве самостоятельной работы студенты получили задание создать коллаж на любую из предложенных тем: «Я - сегодня, завтра, скоро...», «Мой путь к успеху», также им предоставлялась возможность самим сформулировать тему коллажа. Защитить коллажи студентам предстояло на следующем занятии; 8) ритуал прощания. Тренинг как форма профориентационной работы не только создает условия для активизации профессионального самоопределения участников тренинга, но и способствует их раскрепощению и развитию умения видеть причины и прогнозировать результаты действий.

Пожалуй, самыми распространенными интерактивными технологиями, используемыми в профессиональной подготовке студентов, формирующих профессиональные и личностные качества будущих педагогов, являются педагогические игры. Отличие педагогической игры от игр вообще заключается в четко поставленной цели обучения, ведущей к определенному учебно-познавательному результату [5].

Закрепление теоретического материала по теме «Технологии взаимодействия классного руководителя с родителями» проходило в форме ролевой игры «Профконсультация». В начале занятия преподавателем были озвучены цель и задачи занятия, правила игры. В процессе «погружения в игру» студенты разделились на микрогруппы, в каждой микрогруппе студенты распределили роли: «учащийся», «родители», «профконсультант». Ведущий (преподаватель) познакомил группы с конфликтными ситуациями, которые вызваны разногласиями между учеником и его родителями относительно выбора профессии сыном (дочерью). На подготовительном этапе каждым «участником» конфликта были определены причины разногласий между ребенком и родителями, ведущим даны рекомендации профконсультантам, как вести себя в ходе консультации, какие вопросы задавать, на что обращать более пристальное внимание. Затем одновременно во всех микрогруппах была разыграна «профконсультация». Ведущий внимательно наблюдал за ходом консультаций в каждой из микрогрупп и, если возникала необходимость, приходил на помощь. На завершающем этапе игры каждой микрогруппой были сформулированы «Правила для классного руководителя по ведению консультации с учащимся и его родителями» и представлены на обсуждение в группе - так происходило «выгружение из игры». Заканчивалось занятие рефлексией участников ролевой игры.

Ценность ролевой игры заключается не столько в ее результате, сколько в самом процессе принятия решений, поэтому ход занятия строится таким образом, чтобы в течение игры каждый студент выступил в роли родителя, ребенка и классного руководителя, чтобы понять желания и аргументы оппонента, осознать свои и его эмоции и чувства. Роль классного руководителя-профконсультанта способствует воспитанию коммуникативной культуры студентов, учит их искусству ведения спора, общению с учениками и родителями. Таким образом, ролевая игра создает условия для социального, нравственного и интеллектуального развития обучаемых.

С целью изучения эффективности применения интерактивных технологий в процессе профессиональной подготовки будущих классных руководителей к психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения школьников на констатирующем и заключительном этапе эксперимента нами была применена методика «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности». Методика диагностирует такие качества, как способность к творчеству, работоспособность, исполнительность, коммуникабельность, адаптированность, уверенность в своих силах, уровень самоуправления, которые характеризуют уровень профессионального и личностного самоопределения будущих классных руководителей. Полученные результаты, представленные в таблице, свидетельствуют о положительной динамике развития профессионально важных качеств будущих классных руководителей.

Результаты оценки готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности в начале и в конце эксперимента

 

Констатирующий этап

Контрольный этап

Доля студентов, %

Доля студентов, %

Уровни

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Способность к творчеству

15,96

63,83

20,21

7,45

62,77

29,79

Работоспособность

7,45

58,51

34,04

4,26

59,57

36,17

Исполнительность

14,89

63,83

21,28

9,57

65,96

24,47

Коммуникабельность

60,64

39,36

44,68

55,32

Адаптированность

10,64

69,15

20,21

4,25

65,96

29,79

Уверенность в своих силах

15,96

52,13

31,91

10,64

41,49

47,87

Уровень самоуправления

4,26

40,42

55,32

36,17

63,83

Как видно из таблицы, на констатирующем этапе эксперимента большинством студентов был продемонстрирован средний уровень развития по всем критериям, кроме «уровня самоуправления». Развитие способности будущих педагогов к самоуправлению изначально было на высоком уровне у 55,32 % опрошенных студентов. Результаты контрольного этапа экспериментальной работы показали, что незначительно изменились результаты по критериям «работоспособность» и «исполнительность», высокий уровень развития большинство будущих педагогов демонстрируют по таким критериям, как «коммуникабельность» (55,32 %) и «уровень самоуправления» (63,83 %). Качества «коммуникабельность» и «уверенность в своих силах» претерпели значительные положительные изменения. В целом, результаты оценки готовности будущих педагогов к педагогической деятельности позволяют говорить о сформированности качеств будущих классных руководителей, необходимых для осуществления психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников.

Таким образом, анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, позволяет утверждать, что применение интерактивных технологий положительно влияет на развитие профессионально важных качеств будущих классных руководителей, формирует их опыт коллективной работы (учит работать в команде, обмениваться знаниями и опытом, заниматься совместным поиском решения проблем), развивает коммуникативные качества, учит творчески подходить к решению профессиональных задач, способствует повышению мотивации, чувства уверенности в профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Апакаев П.А., д.п.н., профессор, преподаватель кафедры педагогики и образовательных систем ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола;

Шабалина О.Л., д.п.н., профессор, и. о. заведующей кафедрой педагогики и образовательных систем ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.


Библиографическая ссылка

Курочкина Л.В. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17370 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674