Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ДИНАМИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТОП У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С СОЧЕТАННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Аристакесян В.О. 1 Мандриков В.Б. 1 Мицулина М.П. 1
1 ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет Минздрава России»
В статье приводятся результаты исследования по определению эффективности применения комплексной методики профилактики и коррекции сочетанных нарушений функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) на основе анализа динамики морфофункционального состояния стоп у студентов Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ) со сколиозом и плоскостопием I–II степеней за период педагогического эксперимента. Основой экспериментальной программы явился комплексный подход в организации занятий студентов специального учебного отделения с различными функциональными нарушениями ОДА, включающий в себя использование как традиционных, так и ряда нетрадиционных средств физического воспитания (элементов Хатха-йоги, гимнастики по методике Л. Палей, Спиральной гимнастики, Суставной гимнастики, гимнастики по методике К. Шрот, статико-динамических упражнений, точечного массажа по методикам Су Джок, Шиацу), применение коррекционных упражнений в условиях специализированного спортивного зала и плавательного бассейна. В результате проведения занятий по авторской методике у занимающихся экспериментальной группы при заключительном обследовании зафиксировано достоверное увеличение средних значений высоты сводов стоп, свидетельствующее об адаптации студентов с сочетанными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата к вертикальным нагрузкам.
морфофункциональное состояние
плоскостопие
сколиоз
опорно-двигательный аппарат
1. Теория и практика профилактики и реабилитации опорно-двигательного аппарата / В.Б. Мандриков, Л.В. Царапкин, А.И. Краюшкин, А.И. Перепелкин. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2009. – 170 с.
2. Мандриков В.Б. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса по физической культуре в специальном учебном отделении медицинских и фармацевтических вузов: учебное пособие / В.Б. Мандриков, М.П. Мицулина, И.А. Ушакова, В.О. Аристакесян, Н.В. Замятина. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2013. – 336 с.
3. Мандриков В.Б., Аристакесян В.О., Мицулина М.П. Инновационные подходы в профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. – Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2014. – 400 с.
4. Прошляков В.Д. Формирование опорно-двигательного аппарата студентов в процессе физического воспитания: учебное пособие / под общ. ред. В.Д. Прошлякова. – Рязань: РИО РязГМУ, 2011. – Ч. 1. – 84 с.
5. Царапкин Л.В., Перепелкин А.И, ЕлисееваО.Г. Анализ одностороннего плоскостопия как фактора провоцирующего нарушения осанки во фронтальной плоскости // Физическая культура и спорт в 21 веке: труды III Международной научно-практической конференции. – Волжский, 2006. – С. 283–285.
Плоскостопие является одним из наиболее распространенных нарушений функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) у студентов. Стопы - это «фундамент» организма человека, и в случае нарушений их рессорных возможностей ударная нагрузка, возникающая в момент постановки ноги, проходит вверх к вышерасположенным суставам нижних конечностей, сочленениям таза и позвоночника, доходит до головы. В результате чего могут возникать периодические болевые ощущения не только непосредственно в стопах, но и в отдаленных от нее зонах: голенях, коленных суставах, бедрах, костях таза и позвоночнике [2, 4, 5]. Нарушение амортизационных свойств стоп является также одной из причин искривления позвоночника  в сагиттальной и фронтальной плоскостях [1, 2, 3, 5].

Для оптимизации учебного процесса по физическому воспитанию студентов с ортопедической патологией нами была разработана авторская методика профилактики и коррекции сочетанных нарушений функций опорно-двигательного аппарата. Основой экспериментальной программы явился комплексный подход в организации занятий студентов специального учебного отделения с различными функциональными нарушениями ОДА, включающий в себя использование как традиционных (оздоровительного плавания, оздоровительной ходьбы, различных упражнений), так и ряда нетрадиционных средств физического воспитания (элементов Хатха-йоги, гимнастики по методике Л. Палей, Спиральной гимнастики, Суставной гимнастики, гимнастики по методике К. Шрот, точечного массажа по методикам Су Джок, Шиацу, А.А. Уманской и др.), применение коррекционных упражнений в условиях специализированного спортивного зала и плавательного бассейна [2, 3].

Цель работы

Определение эффективности авторской методики профилактики и коррекции сочетанных нарушений функций опорно-двигательного аппарата по результатам динамики морфофункционального состояния стоп у студентов ВолгГМУ со сколиозом и плоскостопием I-II степеней.

Методика исследования

Оценка морфофункционального состояния стоп у студентов со сколиозом и плоскостопием I-II степеней проводилась с применением инновационной технологии планшетного сканирования, разработанной в ВолгГМУ профессором К.В. Гавриковым с соавторами (Патент РФ № 2253363, 2005), позволяющей выявлять минимальные количественные изменения. Каждый полученный снимок стопы анализировался графоаналитическим методом с помощью диагностической программы по двум основным группам показателей:

  • морфологическим показателям, характеризующим поперечные  своды стоп (значениям латеральных и медиальных углов переднего  отдела правой и левой стоп; площадей переднего отдела правой и левой стоп).
  • морфологическим показателям, характеризующим продольные своды стоп (значениям высоты сводов правой и левой стоп; пяточных углов правой и левой стоп; коэффициента «К» на правой и левой стопах; длины правой и левой стоп; общей площади опоры правой и левой стоп; площади среднего и заднего отделов правой и левой стоп).

Результаты исследования и их обсуждение

Для определения эффективности авторской методики был проведён сравнительный анализ динамики морфофункционального состояния стоп у 60 студенток и 30 студентов 3 курса специального учебного отделения различных факультетов ВолгГМУ с сочетанными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Из них 30 девушек и 15 юношей в течение года занимались по разработанной нами экспериментальной методике. Контрольную группу составили 30 девушек и 15 юношей, где занятия по физической культуре проводились в соответствии с Рабочей программой, разработанной в ВолгГМУ для студентов специального учебного отделения различных нозологических групп.

В период начального обследования данные морфофункционального состояния стоп студентов контрольной (КГ) и экспериментальной групп (ЭГ) существенно не различались. По итогам заключительного исследования выявлено, что наибольшие изменения числовых значений морфофункциональных показателей сводов стоп произошли у студентов экспериментальной группы. У занимающихся контрольной группы наблюдался индивидуальный разброс показателей, однако за период наблюдения они не претерпели значимых изменений (p>0,05).

Анализ динамики морфофункциональных характеристик поперечного свода стоп выявил у юношей экспериментальной группы уменьшение угловых значений отклонения 1 пальца: слева - на 0,82 % (p>0,05), справа - на 0,71 % (p>0,05); у девушек экспериментальной группы - на 0,67 % (p>0,05) и 0,59 % (p>0,05) соответственно (табл. 1, 2).

В контрольной группе юношей зафиксировано несущественное увеличение значений медиального угла переднего отдела левой стопы на 0,37 % (p>0,05), правой - на 0,38 % (p>0,05), у девушек - на 0,45 % (p>0,05) и 0,38 % (p>0,05) соответственно (табл. 1, 2).

Средние значения латерального угла переднего отдела левой стопы у юношей экспериментальной группы в начале исследования были  равны 12,10±0,120, правой - 12,40±0,120; в контрольной - 12,00±0,120 и 12,30±0,120 соответственно. В заключительном обследовании числовые значения угла отклонения 5-го пальца на левой стопе у юношей ЭГ составили 12,02±0,090, на правой - 12,30±0,110; в контрольной - 12,03±0,150 и 12,34±0,110 соответственно. Средние значения латерального угла переднего отдела левой стопы у девушек ЭГ в начале исследования были равны 10,32±0,210, правой - 10,10±0,140; контрольной - 10,30±0,120 и 10,10±0,130 соответственно. В заключительном обследовании средние значения угла отклонения 5-го пальца на левой стопе у девушек ЭГ составили 10,23±0,110, на правой - 10,03±0,090; в контрольной - 10,36±0,110 и 10,15 ± 0,110 соответственно.

Таблица 1

Динамика морфофункциональных показателей стоп юношей (M±σ)

                         Группы                            

 

 

Показатели

Контрольная группа

Экспериментальная группа

До

эксперимента

(n=15)

После

эксперимента

(n=15)

До

эксперимента

(n=15)

После

эксперимента

(n=15)

Медиальный угол, 0

Левая

15,80 ± 0,13

15,88 ± 0,13

15,8 ± 0,14

15,67 ± 0,12

Правая

15,60 ± 0,12

15,66 ± 0,14

15,61 ± 0,13

15,49 ± 0,12

Латеральный угол, 0

Левая

12,00 ± 0,12

12,03 ± 0,15

12,10 ± 0,120

12,02 ± 0,09

Правая

12,30 ± 0,12

12,34 ± 0,11

12,40 ± 0,120

12,30 ± 0,11

Площадь переднего отдела, см2

Левая

33,01 ± 0,23

33,08 ± 0,24

33,11 ± 0,25

32,70 ± 0,27

Правая

33,30 ± 0,25

33,39 ± 0,20

33,35 ± 0,28

32,95 ± 0,31

Высота

свода, мм

Левая

34,60 ± 0,17

34,3 ± 0,14

34,50 ± 0,18

35,10 ± 0,16*

Правая

34,90 ± 0,15

34,70 ± 0,12

34,80 ± 0,18

35,2 ± 0,12*

Коэффициент «К»,

усл.ед.

Левая

1,21 ± 0,02

1,22 ± 0,02

1,22 ± 0,02

1,22 ± 0,02

Правая

1,26 ± 0,01

1,27 ± 0,01

1,25 ± 0,02

1,25 ± 0,01

Пяточный угол,0

Левая

5,10 ± 0,02

5,09 ± 0,02

5,11 ± 0,02

5,17± 0,02

Правая

5,14 ± 0,02

5,12 ± 0,02

5,13 ± 0,02

5,20 ± 0,01

Общая

площадь опоры, см2

Левая

88,91 ± 0,34

89,41 ± 0,31

88,97 ± 0,27

88,40 ± 0,31

Правая

88,95 ± 0,27

89,61 ± 0,34

89,05 ± 0,31

88,44 ± 0,34

Площадь среднего

отдела, см2

Левая

20,50 ± 0,56

20,73 ± 0,44

20,52 ± 0,56

17,44 ±0,39

Правая

20,64 ± 0,19

20,89 ± 0,21

20,65 ± 0,24

17,56 ± 0,20

Площадь заднего

отдела, см2

Левая

35,11 ± 0,21

35,29± 0,20

35,10 ± 0,26

35,01 ± 0,22

Правая

35,30 ± 0,26

35,64 ± 0,22

35,29 ± 0,26

35,17 ±0,21

Длина

стопы, мм

Левая

271,12 ± 1,30

271,64 ± 1,38

271,16 ± 1,38

270,74 ± 1,35

Правая

271,36 ± 1,38

272,07 ± 1,34

271,31 ± 1,18

270,75 ± 1,24

Примечание: *- значения достоверны к данным контрольной группы до эксперимента, p<0,05.

Средние значения  площади переднего отдела левой стопы у юношей ЭГ в начале исследования составили 33,11±0,25 см2, правой - 33,35±0,28 см2, в конце исследования - 32,70± 0,27см2 и 32,95±0,31см2 соответственно. Средние значения площади переднего отдела стоп у юношей КГ в конце исследования недостоверно увеличилась (p>0,05) и ее средние значения составили 33,08±0,24 см2 на левой стопе, правой - 33,39±0,20 см2 . У девушек экспериментальной группы средние значения площади переднего отдела левой стопы в начале исследования равнялась 32,30±0,25 см2, правой - 32,07±0,28 см2, в конце исследования - 32,25±0,27 см2 и  32,00±0,31 см2соответственно. В контрольной группе девушек средние значения площади переднего отдела стоп, наоборот, незначительно увеличились, но эти изменения не носили достоверного характера (р>0,05) (табл. 1, 2).

Таблица 2

Динамика морфофункциональных показателей стоп девушек (M±σ)

Группы

 

Показатели

Контрольная группа

Экспериментальная группа

До

эксперимента (n=30)

После

эксперимента (n=30)

До

эксперимента (n=30)

После

эксперимента (n=30)

Медиальный угол, 0

Левая

13,20 ± 0,13

13,26 ± 0,14

13,30 ± 0,14

13,21 ± 0,12

Правая

13,00 ± 0,12

13,05 ± 0,11

13,60 ± 0,13

13,52 ± 0,12

Латеральный угол, 0

Левая

10,30 ± 0,12

10,36 ± 0,11

10,32 ± 0,21

10,23 ± 0,11

Правая

10,10 ± 0,13

10,15± 0,11

10,10 ± 0,14

10,03 ± 0,09

Площадь

переднего

отдела, см2

Левая

32,31 ± 0,23

32,46 ± 0,24

32,30 ± 0,25

32,25 ± 0,27

Правая

32,09 ± 0,25

32,20 ± 0,20

32,07 ± 0,28

32,00 ± 0,31

Высота

свода, мм

Левая

33,90 ± 0,13

33,60 ± 0,14

33,80 ± 0,18

34,8 ± 0,16*

Правая

34,10 ± 0,15

33,90 ± 0,12

34,20± 0,18

35,10 ± 0,12*

Коэффициент «К», усл.ед.

Левая

1,19 ± 0,01

1,20 ± 0,01

1,19 ± 0,02

1,18 ± 0,02

Правая

1,21 ± 0,02

1,22 ± 0,02

1,20 ± 0,02

1,19 ± 0,01

Пяточный угол,0

Левая

4,93 ± 0,02

4,90± 0,02

4,91 ± 0,02

4,96 ± 0,01

Правая

4,78 ± 0,02

4,75 ± 0,02

4,80± 0,02

4,84 ± 0,02

Общая

площадь

опоры, см2

Левая

68,70 ± 0,92

69,26 ± 1,02

68,69 ± 1,05

68,47 ± 1,04

Правая

69,26 ± 0,84

69,59 ± 0,95

69,28 ± 0,93

69,01± 0,89

Площадь среднего

 отдела, см2

Левая

17,28 ± 0,61

17,41 ± 0,52

17,27 ± 0,59

17,21 ± 0,32

Правая

17,87 ± 0,55

17,97 ± 0,47

17,89 ± 0,61

17,81 ± 0,47

Площадь

заднего

отдела, см2

Левая

19,11 ± 0,21

19,39 ± 0,20

19,12 ± 0,23

19,00 ± 0,25

Правая

19,30 ± 0,26

19,42 ± 0,22

19,32 ± 0,30

19,21 ± 0,18

Длина

стопы, мм

Левая

243,63 ± 1,0

243,99 ± 1,09

243,68 ± 1,11

243,33 ± 1,03

Правая

243,91 ± 1,13

244,65 ± 1,27

243,91 ± 1,13

243,34 ± 1,19

Примечание: *- значения достоверны к данным контрольной группы до эксперимента, p<0,05.

Таким образом, за период педагогического эксперимента у студентов экспериментальной группы выявлено снижение значений угловых характеристик и площади переднего отдела стоп, характеризующих поперечный свод стоп (p>0,05), в контрольной группе наблюдалось их незначительное увеличение (p>0,05), свидетельствующее об ухудшении анатомо-функционального состояния стоп (табл. 1, 2).

По результатам заключительного исследования средние значения высоты свода левой стопы увеличились: у юношей экспериментальной группы - на 1,74 % (p<0,05), правой - на 1,15 % (p<0,05); у девушек - на 2,95 % (p<0,05) и 2,63 % (p<0,05) соответственно.

За период проведения педагогического эксперимента в контрольной группе юношей высота свода левой стопы уменьшилась на 0,86 % (p>0,05), правой - на 0,57 % (p>0,05); у девушек - на 0,88 % (p>0,05) и 0,59 % (p>0,05) соответственно.

Числовые значения коэффициента «К» левой и правой стоп у занимающихся контрольной и экспериментальной групп за период исследования не претерпели значимых изменений (р>0,05) (табл. 1, 2).

В исходном состоянии средние значения угла наклона пяточной кости у юношей экспериментальной группы составили: на левой стопе - 5,11±0,020, на правой - 5,13±0,020; в конце исследования - 5,17±0,020 и 5,20±0,010 соответственно. У девушек экспериментальной группы при заключительном обследовании также было выявлено увеличение значений пяточного угла: на левой стопе - на 0,050 , правой - на 0,040 (p>0,05). У юношей и девушек контрольной группы значения пяточного угла за период исследования недостоверно уменьшились (р>0,05) (табл. 1, 2).

При завершающем обследовании в экспериментальной группе студентов выявлено уменьшение общей площади опоры левой стопы: у юношей - на 0,64 % (p>0,05), у девушек - на 0,32 % (p>0,05); правой - на 0,69 % (p>0,05) и 0,38 % (p>0,05) соответственно (табл. 1, 2). В контрольной группе занимающихся наблюдалось недостоверное увеличение исследуемого параметра (р>0,05), причем изменения значений общей площади опоры на левой стопе у девушек имели более выраженный характер (табл. 1, 2).

При исследовании динамики значений длины правой и левой стоп у студентов как контрольной, так и экспериментальной групп достоверных изменений не зафиксировано (табл. 1, 2).

Заключение

В результате применения авторской методики у студентов экспериментальной группы были выявлены достоверные изменения в показателях, характеризующих рессорную функцию стоп. При завершающем обследовании - у юношей экспериментальной группы средние значения высоты свода левой стопы увеличились на 1,74 % (p<0,05), правой - на 1,15 % (p<0,05); у девушек - на 2,95 % (p<0,05) и 2,63 % (p<0,05) соответственно. В контрольной группе юношей высота свода левой стопы уменьшилась на 0,86 % (p>0,05), правой - 0,57 % (p>0,05); у девушек - 0,88 % (p>0,05) и 0,59 % (p>0,05) соответственно. Значения угловых характеристик и площадей опоры стоп у студентов экспериментальной группы имели тенденцию к снижению (p>0,05), в контрольной группе занимающихся наблюдалось их незначительное увеличение (p>0,05), свидетельствующее об ухудшении анатомо-функционального состояния стоп.

Таким образом, увеличение средних значений высоты сводов стоп у юношей и девушек экспериментальной группы свидетельствует об адаптации студентов медицинского вуза с сочетанными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата к вертикальным нагрузкам, которые в профессиональной деятельности врачей хирургического профиля являются лимитирующим фактором сохранения высокого уровня работоспособности.

Рецензенты:

Краюшкин А.И., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии человека Волгоградского государственного медицинского университета, г. Волгоград;

Кудинов А.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории физической культуры Волгоградской государственной академии физической культуры и спорта, г. Волгоград.      


Библиографическая ссылка

Аристакесян В.О., Мандриков В.Б., Мицулина М.П. ДИНАМИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТОП У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА С СОЧЕТАННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17366 (дата обращения: 02.03.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074