В процессе обучения будущих менеджеров сферы управления дисциплине «Иностранный язык» реализация компетентностного подхода предусматривает, по нашему мнению, максимально возможное использование потенциала дисциплины в целях профессионально-личностного развития обучаемых и повышения уровня их профессиональной компетентности. В данном ключе под профессиональной направленностью процесса обучения будущих менеджеров иностранным языкам мы понимаем ориентацию обучения на формирование соответствующих профессиональных и личностных качеств студентов, а также использование потенциала дисциплины для приобретения студентами профессионально важных знаний, умений и навыков [3, 5].
По мнению многих ученых-исследователей (Н.Е. Зыбина, О.В. Коробова, Д.Л. Матухин, Н.Ф. Михеева, Л.В. Покушалова, С.А. Шейпак и др.), профессиональная направленность в обучении дисциплине «Иностранный язык» дает возможность развивать у студента многие важные для будущей профессиональной деятельности качества, обеспечить будущему менеджеру-управленцу значимые для профессиональной деятельности знания, придать личности студента профессиональную направленность, повысить у обучаемого мотивацию постоянно совершенствоваться в профессиональном плане и таким образом обеспечить всестороннюю и полноценную профессиональную подготовку будущего менеджера в процессе обучения в высшей школе. [1, 65]. Одной из важных составляющих профессиональной направленности обучения иностранному языку является формирование у будущих менеджеров-управленцев достаточного для эффективного использования в профессиональной деятельности уровня иноязычной профессиональной компетентности [6, 336].
Опыт работы в высшей школе показывает, что профессиональная направленность процесса обучения студентов факультета управления иностранным языкам также стимулирует познавательную активность студентов, при этом создаются все условия для плодотворной аудиторной и самостоятельной работы обучаемых. По нашему мнению, крайне важна роль практической связи обучения с будущей профессиональной деятельностью для сознательного и прочного усвоении будущими менеджерами-управленцами содержания дисциплины. Сознательность и активность в учебной деятельности может обеспечиваться за счет ориентации процесса обучения на профессиональные интересы студентов-управленцев и повышения интереса к учебно-познавательной деятельности по обучению дисциплине «Иностранный язык» как средству достижения успеха и повышению уровня конкурентоспособности в профессиональной сфере.
Итак, в контексте применения компетентностного подхода в процессе обучения будущих менеджеров сферы управления дисциплине «Иностранный язык» под профессиональной направленностью процесса обучения мы понимаем использование потенциала иностранных языков для повышения уровня профессионально-личностного развития студентов-управленцев, что предполагает повышение показателей по когнитивному, деятельностному и личностному компонентам, непосредственно входящим в структуру профессиональной компетентности будущего менеджера данного направления подготовки [4, 82]. Соответственно одним из способов усиления профессиональной направленности обучения студентов факультета управления дисциплине «Иностранный язык» мы считаем введение комплекса мер по вооружению студентов-управленцев необходимыми знаниями в области избранной профессии, которые в своей совокупности сформируют теоретический базис профессиональной компетентности студентов и будут являться основой их теоретической подготовленности к профессиональной деятельности, а в будущем непосредственно повлияют на профессиональную конкурентоспособность и успешность выполнения ими профессиональных задач. На наш взгляд, развитию этого компонента профессиональной компетентности будущих менеджеров-управленцев способствует введение в процесс обучения иностранным языкам таких мер, как целенаправленный отбор учебного материала, отвечающего требованиям к подготовке будущих управленцев со стороны государства и общества; дополнение рабочей учебной программы дисциплины соответствующими новыми разделами, обогащающими теоретические и практические знания студентов; применение в процессе обучения дисциплине таких методов, приемов и средств обучения, которые повышают активность и сознательность студентов в процессе обучения и стимулируют стремление самостоятельно пополнять объем профессионально важных знаний (например, систематическое использование на занятиях по иностранному языку текстовых, аудио- и видеоматериалов, расширяющих профессиональные знания студентов-управленцев и повышающих их познавательную активность); соотнесение и по необходимости корректировка содержания обучения дисциплине «Иностранный язык» с содержанием обучения специальным дисциплинам на факультете управления и др.
Для усиления профессиональной направленности процесса обучения иностранным языкам с целью улучшения показателей по деятельностному компоненту профессиональной компетентности будущих менеджеров-управленцев, куда входят необходимые для их будущей профессиональной деятельности умения и навыки, мы предлагаем использование комплекса практических заданий. Целью внедрения данного комплекса в процесс обучения иностранным языкам на факультете управления является имитация особенностей будущей профессиональной деятельности и по возможности наиболее точная передача ее содержания в процессе обучения. Его использование даст возможность студентам понять сущность избранной профессии, усвоить требования социума к профессионалу-управленцу, дополнить и развить умения и навыки, необходимые в сфере избранной профессии [2, 421]. Здесь мы считаем возможными такие меры, как использование в учебно-познавательной деятельности по изучению иностранных языков типовых для профессиональной сферы практических ситуаций, а также профессионально ориентированных заданий, которые развивают способность нестандартно и творчески подходить к решению поставленного вопроса и на практике использовать имеющиеся теоретические знания; участие будущих менеджеров-управленцев в ролевых играх, драматизациях, круглых столах, дискуссиях на иностранном языке для развития способности применять полученные на занятиях по иностранному языку знания в профессиональной сфере; работа на занятиях по иностранному языку с документами, используемыми в работе госслужащих (электронными письмами, резюме, заявлениями и др.); работа с материалами иностранных СМИ и ресурсами сети Интернет профессиональной тематики и др. Для развития у будущих менеджеров-управленцев умений и навыков критически анализировать и отделять важную информацию от второстепенной целесообразно применять работу с соответствующими текстовыми, аудио- и видеоматериалами, для развития умения грамотно строить устную и письменную речь можно использовать подготовку к выступлениям с докладами профессиональной тематики на практических занятиях по иностранному языку, а также участие студентов в научно-практических конференциях.
Усиление профессионально-практической направленности обучения дисциплине «Иностранный язык» формирует у студентов факультета управления ясное представление о возможностях использования полученных знаний, умений и навыков для повышения своей конкурентоспособности в сфере избранной профессии [6, 336], что усиливает мотивацию к учебно-познавательной активности, стимулирует интерес студентов факультета управления к получению новых знаний и использованию их в профессиональной деятельности. Сформированная таким путем мотивация студентов к овладению новой информацией, желание обогатить уже имеющийся набор профессионально значимых умений и навыков опосредованно развивает у будущих менеджеров трудолюбие и работоспособность, целеустремленность и исполнительность; дисциплинированность и ответственность и другие профессионально важные личностные характеристики. Этому способствуют, в том числе профессионально ориентированные коммуникативные задания и используемые для усиления профессиональной направленности обучения иностранным языкам формы индивидуальной и групповой работы. Их применение на занятиях по иностранному языку создает благоприятные условия для развития у студентов профессиональной коммуникабельности, которая, как мы считаем, является одним из наиболее важных профессионально значимых личностных качеств профессионала-управленца. Мы также согласны с мнением Е.Г. Хрисановой, которая считает, что одной из наиболее важных целей обучения иностранному языку студента любого направления подготовки в современной высшей школе является развитие профессиональной коммуникативной компетенции обучаемого [11]. Наличие у менеджера сферы управления такой комплексной личностной характеристики включает умение общения с другим субъектами трудовой деятельности, умение ясно выразить свое мнение, способность доказать и обосновать, а также эффективно преподнести свою точку зрения собеседнику, используя потенциал родного и иностранного языков. Таким образом, можно говорить о том, что усиление практической направленности процесса обучения иностранным языкам на факультете управления с учетом требований ФГОС ВПО развивает профессионально значимые личностные качества будущих менеджеров сферы управления, входящие в состав личностного компонента их профессиональной компетентности.
По нашему мнению, усиление профессиональной направленности в обучении будущих менеджеров-управленцев иностранным языкам предусматривает в том числе и усиление роли самостоятельной работы студентов. Формирование профессионально значимых и важных личностных качеств студента, т.е. становление обучаемого как будущего профессионала, происходит не только на учебных занятиях, но и в значительной степени зависит от такой важной составляющей учебного процесса, как внеаудиторная работа обучаемых [7, 174]. Для усиления профессиональной направленности процесса обучения дисциплине «Иностранный язык» с целью повышения уровня профессионально-личностного развития будущих менеджеров-управленцев наиболее эффективными мы считаем такие формы самостоятельной работы, как подготовка к семинарам и практическим занятиям, подготовка к различным формам текущего и итогового контроля; работа с электронными письмами и деловыми документами; самостоятельная работа с различными электронными ресурсами и сетью Интернет; работа с учебной литературой и другими письменными источниками; самостоятельная работа обучаемых по подготовке к участию в научно-практических конференциях и др.
В ходе самостоятельной работы у студентов факультета управления повышается уровень фундаментальных знаний в области профессиональной деятельности, происходит развитие соответствующих профессионально значимых умений и навыков, формируется опыт использования теоретических знаний в решении практических вопросов. Таким образом, в ходе индивидуальной и групповой самостоятельной работы формируются и развиваются необходимые личностные качества студента, развивается творческая индивидуальность обучаемых, т.е. происходит реализация личностного потенциала студентов.
Проведенный нами анализ научной литературы, а также практический опыт показывают, что усиление профессионально-практической направленности учебно-познавательной деятельности по изучению иностранных языков способствует повышению эффективности процесса профессионально-личностного развития студентов. Использование в процессе обучения иностранным языкам вышеуказанных мер, средств и форм работы по усилению профессиональной направленности процесса изучения иностранных языков оказывает положительное влияние на изменение показателей по таким компонентам профессиональной компетентности будущих менеджеров сферы управления, как когнитивный, деятельностный и личностный, что непосредственно сказывается на продуктивности профессиональной подготовки студентов на факультете управления в вузе в целом.
Рецензенты:
Максимова О.Г., д.п.н., профессор кафедры педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;
Павлов И.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики и яковлевоведения ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.
Библиографическая ссылка
Ильин А.Е. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17341 (дата обращения: 29.03.2024).