Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДВУХ-ТРЕХ ЛЕТ: ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ

Лимонова И.В. 1
1 МКОУ «Центр консультирования и диагностики города Кирова»
В статье представлено состояние современной ситуации в системе дошкольного образования по социально-культурной адаптации детей двух-трех лет. Она спровоцировала проблемы, которые необходимо анализировать, исследовать и решать. Это следующие проблемы: увеличение числа детей и как следствие нехватка дошкольных образовательных организаций; исключение из системы дошкольного образования детей раннего возраста и как следствие упущение важного периода развития различных процессов у ребенка и усвоения им норм социального опыта, отношений и поведения; рост потребностей современной семьи в разнообразных формах организации образовательных услуг и как следствие появление таких групп как группы с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, праздничного и выходного дня, групп кратковременного пребывания. Подчеркивается тот факт, что меняется социальный заказ родителей на раннее развитие детей с учетом индивидуальных способностей, интересов и возможностей, идет поиск альтернативных форм образования детей в этом возрасте, а не только уход и присмотр. Рассматривается специфика адаптации и социально-культурной адаптации, ее виды и направления.
адаптация
социально-культурная адаптация
дети двух-трех лет
группы кратковременного пребывания
1. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003. - №3. – 104 с.
2. Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. – М., 1976.
3. Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от двух до трех лет: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007. – 143 с.
4. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Просвещение, 1998. – 160 с.
5. Кузнецов П.С. Социологическая теория социальной адаптации: дисс. … докт.социол.н. – Саратов, 2000. – 335 с.
6. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: дисс. ... канд.филос.наук. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. – 186 с.
Социально-культурная адаптация причисляется к числу наиболее важных областей социальной практики, постоянно нуждающейся в теоретической и практической разработке. Гуманитарная направленность, социальная поддержка детей, забота о социальной и культурной адаптации свойственно прогрессивным слоям российского общества. В официальном документе о «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» этот факт подтверждается.

Современная ситуация, сложившаяся в системе дошкольного образования вызвала к жизни несколько проблем: увеличение числа детей и как следствие нехватка дошкольных образовательных организаций; исключение из системы дошкольного образования детей раннего возраста и как следствие упущение важного периода развития различных процессов у ребенка и усвоения им норм социального опыта, отношений и поведения; рост потребностей современной семьи в разнообразных формах организации образовательных услуг и как следствие появление таких групп как группы с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, праздничного и выходного дня, групп кратковременного пребывания. Кроме того, меняется социальный заказ родителей на раннее развитие детей с учетом индивидуальных способностей, интересов и возможностей, что стимулирует государственные и муниципальные структуры к поиску альтернативных форм образования детей в этом возрасте, а не только уход и присмотр.

Процесс социально-культурной адаптации личности обеспечивается системой мер социальной защиты, обращённых на создание условий для ее социальной, культурной, физической самостоятельности. Обеспечить достаточный уровень социально-культурной адаптации, который позволил бы детям раннего возраста без особых затруднений вступать в социальные контакты и взаимодействия, тем самым адаптироваться к изменяющимся условиям социума ─ цель системы дошкольного образования и социальных институтов. Следовательно, в основе организации образовательной деятельности общества должна быть забота о поддержке детей раннего возраста, о преодолении, компенсации существующих в их повседневной жизни ограничений, а иногда и отклонений. В частности, функционирующие группы кратковременного пребывания как важнейший адаптирующий фактор для детей раннего возраста могут решить задачу плавного привыкания к социальным условиям нового коллектива, принятие его норм и правил жизнедеятельности. В настоящее время, в изменившейся ситуации, когда дети до трех лет находятся один на один с родителями, как правило, не уделяющими должного внимания развитию детей раннего возраста с учетом их возрастных особенностей, проблема приобрела необычайную актуальность. Поиск всех имеющихся у ребенка возможностей, в конечном счете, помогут ему адаптироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, обучении, общении, творчестве.

На адаптацию детей 2-3 лет оказывает влияние комплекс социально-экономических, гигиенических, экологических и других факторов, во всем их многообразии ведущими, форсирующими различные состояния. Но, несмотря на активизацию научных исследований в этом направлении, многие вопросы, связанные с организационно-педагогическими условиями эффективной адаптации, остаются открытыми, насколько учебно-воспитательная нагрузка адекватна полово-возрастным и познавательным возможностям детей и влияет на развитие, психологическое и физическое состояние. Ситуация, кроме того, осложняется тем, что с поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, взрослыми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения воздействуют на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что ребенок двух-трех лет  переходит из известной для него семейной среды в неизведанную среду группы кратковременного пребывания дошкольной организации или учреждения дополнительного образования. Следовательно, на этом этапе важно обеспечить оптимальные организационно-педагогические условия для его успешного приспособления и адаптации.

Рассматривая понятие адаптации, мы исходили из традиционного ее понимания как процесса вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом, как правило, выделяются два основных критерия успешной социальной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

В научной литературе проанализированы классификации социально-культурной адаптации личности. Перечислим их.

  1. По направленности изменений, происходящих в личности: прогрессивная, регрессивная.
  2. По характеру осуществления адаптации: добровольная, вынужденная.
  3. По объекту адаптации: производственная, семейная, соседско-приятельская, политико-правовая, учебная, социально - психологическая, экономическая, социокультурная.
  4. По характеру взаимодействия субъекта адаптации и адаптивной среды: приспособление и приспосабливание.
  5. По направленности адаптации: внешняя, внутренняя.
  6. По структурным компонентам адаптивной среды: предметно-деятельная, личностная.
  7. По характеру инноваций: первичная, вторичная.
  8. По психологическому содержанию: преадаптация, дезадаптация, реадаптация, дисадаптация.

Более глубокий анализ структуры социально-культурной адаптации предполагает исследование проблемы классификации адаптационного процесса.

Так, И.А. Милославова, анализируя различные стороны структуры адаптации личности, выделила следующие разновидности адаптации: профессиональная (учебная, трудовая), бытовая (семейная, соседско-приятельская), политико-правовая [6]. При этом она подробно останавливается на каждом из указанных видов и показывает необходимость их выделения. Так, например, она объясняет правомерность употребления термина «бытовая адаптация»: бытовая адаптация имеет все права на существование, так как совершенно очевидно, что ребенку  приходится переживать сложные, а иногда и напряженные периоды установления взаимоотношений, меняя группы дошкольного образовательного учреждения, место  жительства, знакомясь с новым кругом взрослых и детей [6].

Не менее распространенным в научной литературе является видовое деление адаптации, в основе которого лежит характер взаимодействия субъекта адаптации и адаптивной среды. В рамках данной классификации адаптацию делят на два вида: приспособление и приспосабливание. «Приспособление связано с пассивной или (в более редких случаях) активной позицией личности, которая является объектом воздействия социальной среды (личность приспосабливается к условиям социальной среды). Приспосабливание же характеризуется всегда активностью личности, которая выступает субъектом воздействия на социальную среду (личность приспосабливает к себе социальную среду)» [6, с. 31]. Подобное деление видов адаптации изначально ориентировано на наличие внешнего источника адаптации, но ведь адаптация - это внутренне мотивированный процесс, где важная роль отводится актуализации потребностей. Но даже если допустить возможность данного дихотомического деления, то к какому виду: приспособлению или приспосабливанию - отнести следующее взаимодействие человека с социальной средой: человек, не оказывал влияния на социальную среду, испытывает ее воздействие на себе и при этом находится в состоянии покоя. Состояние покоя в данном случае несет в себе активное начало, так как связано с сильным сопротивлением воздействиям, но здесь не говорится о приспосабливании личностью среды к себе. Следовательно, предложенная классификация не в состоянии охватить все многообразие взаимодействия человека и среды и описать сущность адаптации.

Другая классификация делит виды адаптации на внешние и внутренние, где первые - это приспособление человека к внешней среде, а вторые - это приспособление человека к изменениям во внутренней среде. Однако в жизни не существует столь четкого противопоставления внешнего к внутреннему. Применительно к адаптации их единство хорошо просматривается уже на первом этапе процесса адаптации - актуализации потребностей. Во-первых, актуализация потребностей - это процесс внутренний, поскольку данные потребности являются потребностями самого индивида. Во-вторых, актуализация потребностей происходит избирательно, то есть соответственно как возможностям индивида, так и сложившимся условиям. Последующая реализация потребности опять же предлагает единство внешнего и внутреннего. Внутреннее воздействует через внешнее и этим само себя изменяет.

Рассматривая понятие адаптации, мы исходим из традиционного ее понимания как процесса вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной социальной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Рассмотрев классификацию видов социально-культурной адаптации личности к новым условиям коллектива, мы видим систему в их классификации:

  1. По направленности изменений, происходящих в личности: прогрессивная, регрессивная.
  2. По характеру осуществления адаптации: добровольная, вынужденная.
  3. По объекту адаптации: производственная, семейная, соседско-приятельская, политико-правовая, учебная, социально-психологическая, экономическая, социально-культурная.
  4. По характеру взаимодействия субъекта адаптации и адаптивной среды: приспособление и приспосабливание.
  5. По направленности адаптации: внешняя, внутренняя.
  6. По структурным компонентам адаптивной среды: предметно-деятельная, личностная.
  7. По характеру инноваций: первичная, вторичная.
  8. По психологическому содержанию: преадаптация, дезадаптация, реадаптация, дисадаптация.

Для организации доступности образования для всех слоев населения, распространения педагогических знаний, свободной адаптации детей к дошкольной образовательной организации наиболее популярными стали группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста. Инновационная деятельность в этих группах разрешает организовать подходящие условия для социализации детей, которая обеспечивается в результате свободного общения детей, родителей, педагогов.

Л.Н. Галигузова полагает, что существует близкая взаимосвязь между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием в саду. У детей, которые умеют долго и многообразно играть, адаптация протекает относительно легко [3]. Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он обладает средствами необходимыми для этого. По мнению Л.Н. Галигузовой, тяжело адаптирующиеся дети не умеют сконцентрироваться на игре, не инициативны, нелюбознательны. Высокий уровень предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослыми создают у ребенка позитивные эмоциональные переживания во время нахождения в детском саду и обеспечивают скорую адаптацию к нему [3]. Л.Н. Галигузовой  определен ряд факторов, которые определяют, насколько успешно ребенок раннего возраста справится с ожидающими его изменениями в стандартном типе жизни. Данные факторы связаны с физическим и психологическим состоянием ребенка, они тесно взаимосвязаны [3].

Первый фактор - это состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, сформированный по возрасту, ребенок наделен наилучшими возможностями в адаптационном механизме, он хорошо справляется с трудностями.

Второй фактор - это возраст, в котором ребенок устраивается в детское учреждение. С взрослением и формированием ребенка меняется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому. Исходя из возрастных специфик, можно говорить о легком привыкании к условиям детских яслей в возрасте до 9-10 месяцев и после 1,5 лет, т.к. в этом промежутке времени разрыв с матерью переносится очень легко.

Третий фактор - психологический, т.е. уровень сформированности у ребенка общения с окружающей действительностью. В юном возрасте на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в процессе которого создаются своеобразные связи с окружающими людьми [3].

Следовательно, социально-культурная адаптация как педагогическая проблема представляет собой процесс согласования условий, возможностей и потребностей ребенка, его активное приспособление к новым условиям коллектива. Специфика  социально-культурной адаптации детей двух-трех лет заключается в личностной адаптации к группе детей и активное взаимодействие с ней, освоение культурных ценностей и привыкание к особенностям организации группы кратковременного пребывания.

Таким образом, социально-культурная адаптация детей двух-трех лет - это процесс приспособления и развития способностей ребенка к самостоятельной деятельности во всех сферах жизни, в частности, в социокультурной. На основании изучения опыта работы российских и зарубежных ученых можно сделать вывод о том, что разработка проблемы успешной адаптацией детей раннего возраста остается актуальной, т.к. видоизменяются факторы, социально-экономические условия жизни, образовательные технологии и т.д.


Библиографическая ссылка

Лимонова И.В. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДВУХ-ТРЕХ ЛЕТ: ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17316 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674