Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАБЕЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНКЛЮЗИВНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Межова Л.А. 1 Летин А.Л. 1 Луговская Л.А. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет»
В статье рассматривается реабилитационный потенциал инклюзивного туризма. Дается оценка состояния детей в Воронежской области, разрабатываются индивидуальные траектории развития инклюзивного туризма с учетом преобладающих типов заболеваний в области. Показываются основные направления работы реабилитационных центров и предлагаются пути совершенствования программ по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в региональной системе инклюзивного туризма. Подробно описаны особенности работы с детьми, страдающими различными типами заболеваний, таких как детский церебральный паралич, задержка психического развития. В статье также уделяется внимание проблеме индивидуализации процесса реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Дается описание и характеристика основных центров по работе в области инклюзии Воронежской области. Выделяется центр «Парус надежды», так как он достигнул выдающихся результатов в области инклюзивного образования в целом и инклюзивного туризма в частности.
реабилитационный потенциал
тьютерские программы
ограниченные возможности здоровья
инклюзивный туризм
реабилитация
1. Артюшенко Н.П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения / Н.П. Артюшенко. – (Наука – практике) // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 1. – С. 57-76: табл.
2. Бубеева Б.Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Б.Н. Бубеева. – (Организация учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы) // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – Вып. 1. – С. 221-225. – Библиогр.: с. 225 (10 назв. ). – ISSN 1994-0866.
3. Бушманова H.B. Туристско-краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания подростков: автореф. дис. … канд. пед. наук / Н.В. Бушманова. – Ставрополь, 1998. – 21 с.
4. Жиркова С.Г. Формы и особенности применения инклюзивного образования / С.Г. Жиркова // Научное обозрение. – 2010. – № 1. – С. 79-83. – Библиогр.: с. 82-83 (5 назв.). – ISSN 1815-4972.
5. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы: методические рекомендации / под ред. Бондаренко Б.С. и др. – М.; СПб., 1998. – 536 с.
6. Сапижев М.Н. Реабилитационный палаточный лагерь для детей с инвалидностью и ослабленным здоровьем / М.Н. Сапижев // Внешкольник. – 1999. – № 10-11. – С.16-17.
7. Храпылина Л.П. Основы социальной реабилитации инвалидов / Л.П. Храпылина. – М., 1996. – 160 с.
8. Чурилова И.Г. Подготовка студентов туристского Вуза к экскурсионной и туристско-краеведческой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. … канд. пед. наук / И.Г. Чурилова. – М., 2004. – 26 с.
9. Ялпаева Н.В. Психологическая реабилитация детей различных категорий ограничения возможностей / Н.В. Ялпаева. – Курск, 1998. – 36 с.
Инклюзивный туризм для лиц с ограниченными возможностями здоровья является сравнительно новым и динамично развивающимся направлением туризма. Социальная значимость туризма для особых категорий населения обусловлена, в частности, тем, что относительное и абсолютное число лиц с различными видами заболеваний непрерывно растет. По данным научного центра здоровья детей почти 90 % имеют врожденные аномалии в состоянии здоровья. Среди обучающихся школьников около 40 % детей имеют хронические заболевания и почти 50 % имеют функциональные отклонения. По Воронежской области в структуре заболеваемости среди подростков преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, болезни глаз, органов пищеварения, а также эндокринной и мочевой системы. В регионе зарегистрировано более 5500 тыс. детей инвалидов. В структуре заболеваемости детей инвалидов преобладают психические расстройства, заболеваемость нервной системы, болезни органов слуха и зрения и онкозаболевания. Среди ведущих факторов ограничения жизнедеятельности детей преобладают нарушения функции передвижения, нарушения функции ухода за собой, нарушения функций общения с окружающим миром и способности к обучению. Для решения многих проблем детей с ограниченными возможностями высокий реабилитационный потенциал имеет инклюзивный туризм. Для каждого типа заболевания необходимо разработать свою программу реабилитационного туризма. Для детей с нарушением слуха характерно особое психическое развитие, происходящее в специфических условиях взаимодействия с окружающим миром. Первичное нарушение слухового восприятия ведет к недоразвитию наиболее тесно связанных с ним функций - речи, а также к замедленному развитию памяти, мышления, других познавательных, а также волевых и эмоциональных психических процессов. Все это тормозит развитие детей с нарушением слуха [4]. Объем внешних воздействий на ребенка сужен, взаимодействие со средой обеднено. Вследствие этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Наблюдается несоразмерность в развитии наглядных и понятийных форм мышления. У детей с нарушением слуха отмечается замедление психического развития через некоторое время после рождения или после потери слуха и ускорение развития в последующие периоды при адекватных условиях обучения и воспитания. В раннем детстве, дошкольном, младшем школьном возрасте особое внимание следует уделять развитию речи, движений. Трудности в развитии двигательной сферы в основном компенсируются к подростковому возрасту, но некоторые особенности сохраняются и далее - замедленный темп выполнения движений и овладения двигательными навыками, трудности в сохранении равновесия, особенности мимики. В подростковом возрасте, опираясь на уровень развития словесной речи, следует развивать словесную память, абстрактно-понятийное мышление, воображение. В юношеском возрасте следует уделять внимание развитию личности и самосознания, как факторов, влияющих на социально-трудовую адаптацию. Реабилитационный туризм позволяет расширять визуальную среду, активно овладевать двигательными навыками, развивать тактильные ощущения. Общение с природной средой обостряет эмоционально-психический фон, повышает активные жизненные позиции и познавательную активность. Особое место среди детей с ограниченными возможностями занимают дети с нарушением зрения [5,7].

Влияние глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности, сказывается на формировании личностной и эмоционально-волевой сферы. Снижается общее количество получаемой извне информации, изменяется ее качество. Ограничиваются возможности формирования образов воображения, памяти. Происходят качественные изменения взаимодействия анализаторов, возникают особенности в ориентации и мобильности в пространстве. Происходят изменения в физическом развитии - нарушается точность движений, их интенсивность, становится специфической походка. Формирование и развитие психической системы у детей с нарушениями зрения непосредственно связано с коррекционной работой, с формированием компенсаторных возможностей. Наличие зрительного дефекта вызывает состояние тревожности, неуверенности в своих силах и возможностях. Смена обстановки, привычных условий деятельности может вызвать у детей с нарушениями зрения стрессовое состояние. Этим детям свойственна меньшая познавательная активность, поэтому развитие общения, речи этих детей играют особую роль и свидетельствуют о степени его социального развития. Зависимость от взрослых и товарищей, боязнь новых условий и перемен, - вот то, что формируется при отсутствии внимания к социализации детей с нарушениями зрения [1]. Во время туристско-краеведческой деятельности происходит более эмоциональное восприятие акустического фона природной среды. Расширяется эмоциональный фон восприятия за счет повышения двигательной активности, расширяется их социализация, уменьшается тревожность и неуверенность в себе. Для таких детей не нужно большое пространство. Их пространство должно быть хорошо оборудовано ограничивающими ограждениями для предотвращения несчастных случаев. Хорошо зарекомендовало себя общение с домашними животными и уход за ними. В зависимости от уровня потери зрения необходима разработка определенной программы для их реабилитации в условиях туристско-краеведческой деятельности [3].

Самой трудной категорией среди детей с ограниченными возможностями являются дети с задержкой психического развития, которая характеризуется в отставании в развитии психической деятельности ребенка в целом. Причинами выраженной задержки психического развития детей являются минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы, возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном периоде, во время родов, в первые годы жизни ребенка, длительные хронические заболевания, перенесенные в раннем детстве, а также длительная социально-культурная депривация (пребывание с момента рождения в условиях неблагоприятной семьи, дома ребенка) и влияние стрессовых психотравмирующих факторов. Стойкие формы ЗПР, как правило, связаны с мозаичными органическими повреждениями центральной нервной системы. Этим они отличаются от умственной отсталости, которая характеризуется тотальным недоразвитием мозговых структур [6,9].

Категория детей с ЗПР по степени выраженности отставания в развитии и индивидуальным проявлениям очень неоднородна. Общим для всех детей с ЗПР является отставание во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. Это выражается в замедленной по сравнению с нормой скорости приема и переработки сенсорной информации, недостаточной сформированности умственных операций и действий, низкой познавательной активности и слабости познавательных интересов, ограниченности, отрывочности знаний и представлений об окружающем. Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой. Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности. Существенной особенностью детей с ЗПР является неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития. Туристско-краеведческая деятельность позволит расширить сведения об окружающем мире. Длительное общение с природной средой способствует расширению познавательных интересов и знаний об окружающем мире. Общение с флорой и фауной обогатить эмоциональный багаж ребенка. Общение с природой (сбор природного материала) способствует развитию моторики мелких движений ребенка. Навыки общения в коллективе позволит сформировать основы социальной адаптации.

Индивидуальный подход в развитии реабилитационного туризма необходим для детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Это тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в разнообразных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте, которое сопровождается патологией мышц (параличами). ДЦП обусловливает поражение двигательных зон и проводящих путей головного мозга, что сопровождается двигательными расстройствами. Двигательные нарушения при ДЦП выражаются в нарушении мышечного тонуса, наличии насильственных движений, несформированности актов равновесия и координации, недостатках мелкой моторики. Это разностороннее заболевание может иметь различную степень выраженности. По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на детей с тяжелыми нарушениями; детей, имеющих среднюю степень выраженности двигательных нарушений; детей, имеющих легкие двигательные нарушения. Помимо двигательных расстройств у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут отмечаться недостатки интеллектуального развития. Это обусловлено как поражением головного мозга, так и двигательной и социальной депривацией, возникающей в результате ограничения двигательной активности и социальных контактов. Задержка психического развития проявляется в отставании формирования мыслительных операций, задержке и неравномерности развития отдельных психических функций. У многих детей имеются нарушения восприятия, формирования пространственных и временных представлений, схемы тела. Практически у всех детей отмечаются астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти. При ДЦП, как правило, двигательные расстройства сочетаются с речевыми нарушениями. Выраженность речевых нарушений различна - от легких стертых форм до совершенно неразборчивой речи. Не существует соответствия между выраженностью двигательных нарушений и степенью недостаточности других функций. Тяжелые двигательные нарушения могут сочетаться с легкой задержкой психического развития, а остаточные явления ДЦП - с тяжелым недоразвитием психических функций. Большинство детей имеют значительные потенциальные возможности развития психики, однако физические недостатки (нарушение двигательных функций, слуха, зрения), нередко множественные, речедвигательные трудности, астенические проявления и ограниченный запас знаний вследствие социально-культурной депривации маскируют эти возможности. Для таких детей характерны особенности в формировании личности: пониженный фон настроения, тенденция к ограничению социальных контактов, заниженная самооценка, уход в болезнь, ипохондрические черты характера, снижение познавательной активности. Это связано с ранним осознанием физического дефекта и переживанием своей неполноценности, а также с неправильным воспитанием - гиперопекой, ограничением активности и самостоятельности. В зависимости от степени тяжести заболевания для каждой группы детей необходимы индивидуальные программы, которые должны состоять из нескольких этапов. На первом этапе - повышение познавательной активности за счет общения с природной средой. Затем - повышение самооценки за счет приобретения определенных навыков поведения в окружающей среде. Следующий этап - расширение социальных контактов. Реабилитационный туризм расширит физические возможности активности и самостоятельности ребенка в окружающей среде.

В Воронеже и в области уделяется достаточной большое внимание развитию благотворительности, в том числе в рамках проектов и программ, направленных на интеграцию детей-инвалидов в общество. В Воронеже реабилитацией детей-инвалидов и их семей занимаются три центра: «Кристалл», «Луч» и «Парус надежды». Если последний ведет комплексную медико-социальную реабилитацию детей, то в первых двух центрах медицинские услуги не оказываются, а специалисты решают только социальные и психологические проблемы.

Наиболее длительный период в городе Воронеж работает «Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями "Парус надежды"», который начал работу в сентябре 1996 года. В этом центре работают два бассейна - для малышей, для больных сколиозом и инвалидов-колясочников, а также помещения для психолого-педагогической реабилитации детей - педагогические и музыкальные классы, кабинеты психологической разгрузки.

«Парус надежды» считается одним из лучших реабилитационных центров в России. Здесь реализуются новейшие технологии психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Под опекой центра находятся более восьми тысяч детей и подростков Воронежской области, в том числе 5 тысяч - из Воронежа. В рамках целевых программ «Дети России» и «Дети Воронежской области», в 2005-2006 годах созданы условия, в том числе для социального обслуживания каждого четвертого ребенка-инвалида. В регионе действовала программа «Дети Воронежской области» на 2007-2010 годы, которая состояла из шести целевых подпрограмм, на особом месте среди них такие, как «Дети-инвалиды», «Сохранение и развитие стационарных детских оздоровительных учреждений». В Воронеже действуют благотворительные и социальные проекты для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В марте 2013 г. в Воронеже проходила конференция «Медико-психологические аспекты расстройства аутического спектра», которая выявила круг проблем: недостаток специалистов, владеющих методиками, отсутствие специализированного образовательного маршрута, несовершенство образовательного законодательства, недофинансирование психолого-педагогических программ. Несмотря на то, что в регионе действуют различные программы по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивный туризм, имеющий большой адаптационный и познавательный потенциал, находится в стадии зарождения. В качестве предложений для улучшения ситуации необходимо создание в каждом муниципальном районе специализированных туристических центров, необходима разработка оптимальных образовательных и адаптационных туристических маршрутов с возможностью обеспечения каждого ребенка тьютером. Необходимо создание информационного портала по туристко-краеведческой деятельности в регионе для детей с ОВЗ и создание системной программы для подготовки специалистов в области инклюзивного туризма.

Рецензенты:

Русинов П.С., д.г.н., профессор кафедры экологического образования ФГБОУ ВПО «ВГПУ», г. Воронеж;

Верзилина Н.Д., д.с-х.н., профессор кафедры географии и туризма ФГБОУ ВПО «ВГПУ», г. Воронеж.


Библиографическая ссылка

Межова Л.А., Летин А.Л., Луговская Л.А. РЕАБЕЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИНКЛЮЗИВНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17295 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674