Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ: ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА И ОСОБЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Молоствов А.Н. 1
1 Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
В статье представлен научный обзор психолого-педагогических исследований по проблеме психолого-педагогического сопровождения; уточнена сущность понятий «психологическое сопровождение», «педагогическое сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение»; выяснены структурообразующие компоненты психолого-педагогического сопровождения – знаниевый, мотивационный, деятельностный; определено содержание психолого-педагогического сопровождения формирования у курсантов вузов МВД толерантного поведения как общекультурной компетенции, как специально организованного целеориентированного процесса поддержки курсантов в развитии внутреннего потенциала для эффективного усвоения знаний правовых основ правоохранительной деятельности, норм морали и профессиональной этики, овладения умениями по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности в соответствии с Конституцией и Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также развития навыков психологической устойчивости в ситуациях риска. Выяснено, что качественное отличие психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения как общекультурной компетенции у курсантов вузов МВД состоит в том, что оно опирается не только на личностные приоритеты в профессиональном становлении будущих специалистов, но и правовые нормы, Присягу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
личностные приоритеты в профессиональном становлении будущих специалистов
навыки психологической устойчивости
умения по предупреждению конфликтных ситуаций
развитие внутреннего потенциала
поддержка курсантов вузов МВД
толерантное поведение
психолого-педагогическое сопровождение
педагогическое сопровождение
психологическое сопровождение
1. Аркусова И.В. Некоторые аспекты применения технологий психолого-педагогического сопровождения профессионализации слушателей специализированного вуза // Известия Академии педагогических и социальных наук. – Часть II. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. – С. 265 -271.
2. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинёв: ВИРТ; СПб.: ДОРВАЛЬ, 1993. – 96 с.
3. Безюлева Г.В. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопредления студентов колледжей и вузов // Известия Академии педагогических и социальных наук. – Часть II. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. – С. 102-109.
4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1998. — 298 с.
5. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. – М.: Народное образование, 1995. – № 3. – С. 58-63.
6. Глуханюк Н.С. Психологическое сопровождение: принципы и техники // Известия Академии педагогических и социальных наук. – Часть II. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. – С. 86-89.
7. Горбатюк А.Н. процесс адаптации первокурсников и профессионально-личностное развитие студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения в вузе // Известия Академии педагогических и социальных наук. – Часть II. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. – С. 213 -217.
8. Железовский Б.Е., Щербаков В.Е. Результаты внедрения технологии психолого-педагогического сопровождения в учебный процесс юридического института для формирования профессионально значимых качеств выпускников // Известия Академии педагогических и социальных наук. – Часть II. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. – С. 275 -289.
9. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. Пособие / Э.Ф. Зеер, О.А. Рудей.- М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 256с.
10. Казакова Е. И. Диалог на лестнице успеха: кн. для учителей / Е.И. Казакова, А. П. Тряпицына. – СПб.: Пресс-Атташе, 1997. – 160 с.
11. Качкина Л. С. Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников уголовно-исполнительной системы в учебных центрах как условие формирования социально-психологической компетентности // Молодой ученый. - 2012. - №2. - С. 267-269.
12. Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. – М.: Народное образование, 2003. – с. 450.
13. Кучерова О.Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности // Известия Академии педагогических и социальных наук. – Часть II. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. – С. 174 -178.
14. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Стратегии и тенденции развития муниципальной системы образования // Концепт. – 2014. – № 03 (март). – ART 14060. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14060.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения 06.11.2014).
15. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Информационно-психологическая безопасность личности: сущностная характеристика // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. URL: www.science-education.ru/115-11882 (дата обращения: 11.09.2014).
16. Лунев А. Н., Пугачева Н. Б., Стуколова Л. З. Формы интеграции субъектов регионального рынка профессиональных образовательных услуг // Концепт. – 2014. – № 01 (январь). – ART 14012. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14012.htm. – Гос. рег. Эл No ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X (дата обращения 06.11.2014).
17. Малиночка Э.Г. О педагогическом сопровождении формирования и развития личности // Известия Академии педагогических и социальных наук. – Часть II. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. – С. 162 -168.
18. Маричев И.В. Психолого-педагогическое сопровождение будущих морских специалистов в процессе профессиональной адаптации на этапе межпоколенческого перехода // Известия Академии педагогических и социальных наук. – Часть II. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. – С. 271 -275.
19. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: Междунар. гуман. фонд, 1996. - 63с.
20. Нагорная Г.А. Методологические и технологические основы психолого-педагогического сопровождения молодого поколения в процессе формирования профессионального мышления личности на этапе межпоколенческого перехода // Известия Академии педагогических и социальных наук. – Часть II. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. – С. 169 -173.
21. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
22. Писарь О.В., Пугачева Н.Б., Ребрик Э.Ю. Формирование личной безопасности студентов технического вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012. - № 3. - С. 103-108.
23. Попова О.С. Проблемы психолого-педагогического сопровождения учащихся в раннем юношеском возрасте // Известия Академии педагогических и социальных наук. – Часть II. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. – С. 128 -136.
24. Пугачева Н.Б. Управление муниципальной системой образования: теоретические основы // Известия Российской академии образования. - 2010. - № 1. - С. 71-83.
25. Пугачева Н.Б., Писарь О.В., Ребрик Э.Ю. Формирование мировоззренческих основ безопасности жизнедеятельности // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2012. - № 1. - С. 56-63.
26. Пугачева Н.Б., Писарь О.В. Технология формирования личной безопасности студентов технического вуза на основе компетентностного подхода // Вестник НЦ БЖД. – 2010. - № 1. - С. 36-43.
27. Пугачева Н.Б. Закономерности и условия формирования кластеров // Актуальные проблемы экономики и права. - 2007.- № 4. - С. 16-25.
28. Тихомирова Е.И. Технологии психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития студентов // Известия Академии педагогических и социальных наук. – Часть II. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. – С. 234 -237.
29. Холод В.Л., Холод А.В. Социально-педагогическая защита детей и молодежи в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях единого воспитательного пространства сельского района // Известия Академии педагогических и социальных наук. – Часть II. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. – С. 196 -202.
30. Храмова Г.М., Буянова И.Б., Святкина Н.А. Роль психолого-педагогического сопровождения в становлении личности // Известия Академии педагогических и социальных наук. – Часть II. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008. – С. 191 -195.

На региональном рынке услуг большое внимание уделяется профессионально-прикладной подготовке будущих сотрудников внутренних дел [16]. Цель статьи - провести научный анализ психолого-педагогических исследований по проблеме психолого-педагогического сопровождения и выяснить его особенности в процессе формирования у курсантов вузов МВД толерантного поведения. Условием достижения цели может быть решение следующих задач: представить научный обзор психолого-педагогических исследований по проблеме психолого-педагогического сопровождения; уточнить сущность понятий «психологическое сопровождение», «педагогическое сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение»; выяснить структурообразующие компоненты психолого-педагогического сопровождения; определить содержание психолого-педагогического сопровождения формирования у курсантов вузов МВД толерантного поведения как общекультурной компетенции. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и социолого-педагогические (наблюдение, анализ случая) методы.

Результаты исследования. В психолого-педагогической литературе понятие «сопровождение» рассматривается как поддержка, деятельность, содействие, сочувствие, сопереживание, сотрудничество, создание условий, метод. Идея поддержки обучаемого неразрывно связано с именем О.С. Газмана. Он предложил понимать под педагогической поддержкой деятельность, направленную на оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, жизненным самоопределением [5, с. 60]. С этого времени, понятия «поддержка» и «сопровождение» стали широко использоваться в теории и практике образования, как сопряженные понятия. А.П. Тряпицына и Е.И. Казакова под сопровождением понимают деятельность, обеспечивающую субъекту создание условий для принятия оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора [10, с. 47]. С их точки зрения успешно организованное сопровождение помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока не доступна [10, с. 48]. Р.В. Овчарова определяет сопровождение как направление и технологию деятельности психолога [21, с. 173]. Н.Б. Крылова, выделяя в понятии «сопровождение» педагогический (решение задач обучения и воспитания), психологический (проблемы внутреннего роста и идентификации личности) и нравственный (решение нравственных противоречий) аспекты, трактует его как процесс содействия, сочувствия, сопереживания, сотрудничества [12, с. 66-67]. М.Р. Битянова предлагает определять сопровождение как систему профессиональной деятельности, обеспечивающую создание условий для успешной адаптации человека к условиям жизнедеятельности [4]. Н.С. Глуханюк определяет сопровождение как комплексный метод обеспечения условий для принятия решений, опирающийся на ответственность субъекта за принятие решения (сопровождающий обладает только совещательными правами), приоритет интересов сопровождаемого и непрерывность сопровождения [6, с. 86].

Выяснено, что в психолого-педагогических исследованиях выделяются следующие основные смыслообразующие аспекты понятия «сопровождение»: психологическое сопровождение, педагогическое сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение.

Понятие «психологическое сопровождение» стало широко использоваться после выхода в 1993 году книги питерских психологов Г. Бардиер, И. Ромазан и Т. Чередниковой «Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей». Авторы предложили рассматривать сущность психологического сопровождения как помощь в реализации самостоятельного выбора ребенком своего жизненного пути [2]. Для достижения задач нашего исследования, в рамках профессионального образования наибольший интерес представляют точки зрения на сущность понятия «психологическое сопровождение» Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой, Н.С. Глуханюк. Э.Ф. Зеер рассматривает психологическое сопровождение как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции становления личности, включая помощь в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет она сама [9]. Исходя из данного определения, задачи психологического сопровождения могут состоять в следующем: оказание психологической помощи в преодолении трудностей профессиональной жизни; коррекция деструктивных тенденций развития личности; повышение уровня адаптированности будущего специалиста к социально-экономическим и технологическим изменениям и развитие у него позитивной профессиональной перспективы. По нашему мнению, решение выделенных задач обусловит единство функций психологического сопровождения: диагностики возникшей проблемы, информации о проблеме и путях решения, консультации на этапе принятия решения и выработке плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения. Аналогичную точку зрения высказывает и А.К. Маркова, выделяя в структуре психологического сопровождения несколько этапов: диагностику, этап сбора информации о методах решения проблемы, консультацию на этапе принятия решения, помощь на этапе реализации [19]. Опираясь на ее исследование, можно сказать, что структура психологического сопровождения циклична поскольку каждый этап является ступенью к достижению более высоких результатов. Н.С. Глуханюк считает, что психологическое сопровождение как комплексный метод, предусматривает предоставление субъектам равных возможностей в принятии решения, создание условий для эффективной адаптации и прогрессивного саморазвития [6, с. 88]. По ее мнению, психологическое сопровождение призвано не изменять, а побуждать. Действительно, опыт работы автора показывает, что в профессиональной школе психологическое сопровождение студентов может быть направлено: в учебном процессе на адаптацию к новой социально-образовательной среде, формирование устойчивой направленности на учебно-профессиональную деятельность; в процессе воспитания - на формирование уверенности в перспективах, готовности к преодолению субъективных и объективных трудностей, способности к осознанному адекватному поведению, готовности принять ответственность за свою жизнь.

Понятие «педагогическое сопровождение» раскрывается в исследованиях Н.Б. Крыловой и Е.А. Александровой, Э.Г. Малиночки, О.Е. Кучеровой, В.Л. Холод и А.В. Холод и других авторов. По мнению Н.Б. Крыловой и Е.А. Александровной, педагогическое сопровождение подразумевает процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации, умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальном продвижении в учении [12, с. 66-67]. В публикации Э.Г. Малиночки сущность педагогического сопровождения раскрывается через роль педагога в наведении действий обучаемого на продуктивную познавательную деятельность [17, с. 166]. По ее мнению, цель педагогического сопровождения - направление мысли обучаемого в необходимое, значимое русло. Поэтому роль педагога ведущая. Бесспорно, активность педагога должна иметь определенную педагогическую направленность. Однако, чрезмерная регламентация действий обучаемого не способствует развитию его внутренней активности, сковывает инициативу. Вместе с тем, в исследованиях Э.Г. Малиночки для нас представляет интерес идея о взаимодеятельности педагога (более образованного человека) и обучаемого (менее образованного), которая отражает необходимую взаимную обусловленность деятельности и педагога, и обучаемого, «помогает осознать интеграционное единство двух деятельностей, превращение их в стороны одного» процесса [17, с. 163]. О.Е. Кучерова предлагает определять педагогическое сопровождение как безболезненное и беспроблемное сотрудничество и взаимодействие [13, с. 176]. Интерес представляет ее вывод о том, что старший и младший (педагог и обучаемый) зависимы друг от друга. Зависимость обучаемого от педагога состоит в том, что он не может самостоятельно решить проблему и объективно нуждается в помощи. Зависимость педагога состоит в том, что он не может решить проблему за обучаемого, не лишив его при этом условий для развития самостоятельности. Установлено, что в системе профессионального образования МВД подобная взаимозависимость преподавателей и курсантов обуславливает профилактику, предупреждение, выявление, пресечение фактов нарушений Присяги, норм морали и профессиональной этики, а также освоение курсантами умений в проблемных и кризисных ситуациях проявлять психологическую устойчивость, активно взаимодействовать с внешней средой с целью недопущения конфронтации. Это позволяет трактовать сущность педагогического сопровождения как «предупреди и научи» [13, с. 177]. Там, где существует эффективная профилактика проблем, пишет О.Е. Кучерова, реакция людей на внезапно появившуюся проблему более осознанная. Это, в свою очередь, позволяет говорить о педагогике успеха, направленной на развитие самостоятельности обучаемого, уверенности в своих силах, способности объединяться с другими людьми, «стать Человеком» [13, с. 177-178]. В.Л. Холод и А.В. Холод считают, что предмет педагогического сопровождения - процесс совместного с обучаемым определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, образе жизни [29, с. 196].

Идея психолого-педагогического сопровождения возникла в рамках концепции создания психологической службы в образовании. К примеру, М.Р. Битянова, рассматривая процесс организации психологической работы в школе, определяет понятие «психолого-педагогическое сопровождение» как научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса с целью успешного обучения и психологического развития ребенка [4]. Г.М. Храмова, И.Б. Буянова, Н.А. Святкина отмечают, что суть психолого-педагогического сопровождения заключается в том, чтобы не воздействовать на обучаемого методами, приемами, не вторгаться в его внутренний мир, а организовать взаимодействие и сотрудничество с ним, направленное на самопознание, поиск способов самоуправления своим внутренним миром, системой отношений с окружающими [30, с. 191].

В рамках профессиональной педагогики сущность психолого-педагогического сопровождения рассматривало много авторов. Однако, наше внимание привлекли точки зрения Г.В. Безюлевой, А.Н. Горбатюк, Г.А. Нагорной, О.С. Поповой, Е.И. Тихомировой.

По мнению Г.В. Безюлевой, психолого-педагогическое сопровождение в профессиональном образовании направлено на создание благоприятных психологических и педагогических условий для успешного развития молодежи, обеспечения личностного развития, социального и профессионального самоопределения, становления и самореализации, сохранения психологического здоровья участников педагогического процесса, представляющих состояние субъективного благополучия личности, обеспечивающих оптимальные возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром, людьми и позволяющих свободно реализовывать внутренние ресурсы [3, с. 102].

А.Н. Горбатюк определяет психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности преподавателя, направляемую на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента в ситуации вузовского взаимодействия [7, с. 215]. По ее мнению, главная цель психолого-педагогического сопровождения студента связана с перспективным направлением его деятельности, ориентированной на максимальное содействие личностному и профессиональному развитию. Теоретико-методологическим основанием психолого-педагогического сопровождения выступают психолого-педагогические закономерности образовательного процесса, опыт практической работы со студентами, наработанные приемы и технологии. Интерес составляют компоненты психолого-педагогического сопровождения, выделяемые А.Н. Горбатюк: систематическое отслеживание социально-психологических характеристик студента и динамики их развития в процессе обучения; предоставление студентам возможности самостоятельных личностных выборов для успешного обучения и профессионального развития; создание специальных психолого-педагогических и социальных условий для оказания помощи студентам, испытывающим проблемы в обучении [7, с. 216]. Предложенные А.Н. Горбатюк компоненты, позволяют определять психолого-педагогическое сопровождение как многоуровневое и полиморфное образование, основная функция которого - стимулирование той индивидуальной совокупности личностно-значимых потребностей субъекта профессиональной подготовки. Которая обуславливает его самореализацию [7, с. 217].

В публикациях Г.А. Нагорной психолого-педагогическое сопровождение трактуется как полисубъектные, диалогические отношения в процессе учебно-профессионального взаимодействия. По ее мнению, личность в таких отношениях не только занимает субъектную позицию, но и сама создает полисубъектные диалогические отношения в ходе взаимообщения [20, с. 169]. В рассуждениях Г.А. Нагорной нас привлек тезис о возможности самоутверждающейся деятельности обучаемых в условиях полисубъектных, диалогических отношений, формировании у них независимого, самостоятельного мышления.

О.С. Попова считает, что сущность психолого-педагогического сопровождения в профессиональной школе состоит в минимизации воздействия на учащуюся молодежь негативных факторов, сознательное формирование системы гуманистических взглядов на мир и свое место посредством включения юношей и девушек в самостоятельный, многоканальный поиск ответов на вопросы, касающиеся смысла и цели жизни человека [23, с. 134].

Е.И. Тихомирова отмечает, что в профессиональной школе психолого-педагогическое сопровождение должно быть ориентировано на получение реального продукта: формирование компетенций и развитие личностных достижений [28, с. 235]. Такое понимание сути психолого-педагогического сопровождения, по нашему мнению, позволяет в практике профессиональной подготовки решить следующие задачи: обучить студентов эффективным приемам самовыражения и способам проявлений индивидуальности; персонализировать образовательные маршруты студентов; интегрировать формы и методы профессионального образования в системную целостность.

Особый интерес для нас составили технологии психолого-педагогического сопровождения курсантов образовательных учреждений силовых структур, представленные в публикациях И.В. Аркусовой, Л.С. Качкиной, И.В. Маричева, Б.Е. Железовского и В.Е. Щербакова.

И.В. Аркусова считает, что психолого-педагогическое сопровождение является способом реализации содержания обучения, в ходе которого у курсантов формируются и развиваются знания, умения, навыки, компетенции, профессионально значимые качества и ценностные ориентации [1, с. 265]. Несомненное внимание привлекает вывод И.В. Аркусовой о том, что психолого-педагогическое сопровождение реализуется по трем направлениям: научная организация учебной и профессиональной деятельности курсантов; формирование и развитие высокоинтеллектуальной личности будущего специалиста; образование у курсантов психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности. Опыт работы автора показывает, что реализация психолого-педагогического сопровождения по данным направлениям позволит устранить трудности, возникающие у курсантов в процессе учебно-профессиональной деятельности; оптимизировать технологии их профессиональной подготовки; повысить у курсантов уровень овладения общекультурными и профессиональными компетенциями; развить психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях; сформировать способность к толерантному поведению, социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, работе в коллективе, кооперации с коллегами, предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности.

Л.С. Качкина под психолого-педагогическим сопровождением понимает непрерывный процесс целенаправленного самостоятельного и внешне заданного изучения, формирования и развития компетентностей сотрудников уголовно-исполнительной системы в учебных центрах, осуществляемого субъектами педагогического процесса в ситуациях взаимодействия [11, с. 267]. По нашему мнению, значимость данного определения состоит в актуализации социально-психологической составляющей в профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов.

В исследовании И.В. Маричева обосновывается идея о том, что сущность психолого-педагогического сопровождения состоит в создании единого образовательного пространства профессиональной подготовки будущих специалистов, структурированного по разным логическим основаниям и объединяющего федеральный государственный образовательный стандарт, технологии профессиональной подготовки, требования к организации подготовки кадров отраслевого ведомства [18, с. 273-274]. Эта идея заслуживает внимания, так как сущность психолого-педагогического сопровождения курсантов образовательных учреждений силовых структур опосредована не только потребностями практики профессионального образования, но и присягой и порядком организации подготовки кадров в силовых структурах, в частности Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и Порядком организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации.

В работе Б.Е. Железовского и В.Е. Щербакова подчеркивается, что цель психолого-педагогического сопровождения состоит в состоит в формировании у будущих сотрудников внутренних дел профессиональных качеств, необходимых для решения сложных оперативно-служебных задач [8, с. 275]. Мы считаем, что формирование личности каждого курсанта - императив качества их профессиональной подготовки и формирования готовности к правоохранительной деятельности, включающей не только обеспечение законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, борьбу с преступлениями и иными правонарушениями, исполнение наказания, но и разработку и реализацию правовых норм, юридическое образование и правовое воспитание.

Отметим, что понятия «психологическое сопровождение», «педагогическое сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение» сопряженные, но не идентичные. Психологическое сопровождение предполагает процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности с целью повышения уровня адаптированности к социальной реальности и коррекции деструктивных тенденций в личностном развитии с опорой на потребность в самореализации [6, с. 87]. Психологическое сопровождение выступает альтернативой «направляемому развитию», так как предусматривает: обучение выбору, создание ориентационного поля развития, укрепление внутреннего «Я» (целостности) человека [15]. Педагогическое сопровождение напротив предусматривает процесс образования устойчивой направленности на формирование профессиональных и личностных качеств посредством специально организованной среды [14]. Психолого-педагогическое сопровождение включает целостный процесс развития позитивной перспективы жизнедеятельности, опираясь на внутренний потенциал личности [22].

Обобщая изложенное, предлагаем рассматривать психолого-педагогическое сопровождение как специально организованный целеориентированный процесс поддержки курсантов в продуктивном использовании собственных ресурсов для эффективного овладения общекультурными и профессиональными компетенциями [24]. Выяснены структурообразующие компоненты психолого-педагогического сопровождения: (1) знаниевый, включающий формирование у курсантов когнитивных представлений о рефлексивной организации мышления, направленной на знание и понимание субъектом самого себя и окружающими, активное переосмысление содержания индивидуального сознания и деятельности; помощь курсантам в осознании намерений и осмыслении разных возможностей достижения цели [25]; (2) мотивационный, охватывающий формирование у курсантов профессиональных предпочтений и идеалов, жизненных и профессиональных целей, нормативных ценностей; образование установки на приобретение и обогащение профессионального опыта и получение ведомственных наград [26]; (3) деятельностный, объединяющий диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса для репрезентативного моделирования ситуаций жизнедеятельности с максимальной полнотой и учетом актуально значимых отношений; содействие курсантам в разработке и реализации программы конструктивно-преобразующих стратегий личностно-профессионального роста и способов их коррекции; предоставление курсантам возможностей успешной самореализации в учебно-профессиональной деятельности [27].

Психолого-педагогическое сопровождение формирования у курсантов вузов МВД толерантного поведения как общекультурной компетенции - это специально организованный целеориентированный процесс поддержки курсантов в развитии внутреннего потенциала для эффективного усвоения знаний правовых основ правоохранительной деятельности, норм морали и профессиональной этики, овладения умениями по предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности в соответствии с Конституцией и Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также развития навыков психологической устойчивости в ситуациях риска. Структурообразующие компоненты психолого-педагогического сопровождения формирования у курсантов вузов МВД толерантного поведения как общекультурной компетенции могут включать следующее: (1) знаниевый - формирование у курсантов когнитивных представлений о толерантности; помощь курсантам в осознании ценностно-нормативных императивов правоохранительной деятельности (справедливость, законность, правосудие, сотрудничество, гражданский и служебный долг, стойкость, мужество, дисциплинированность, ответственность) и осмыслении возможностей толерантного поведения в процессе осуществления профессиональной деятельности; (2) мотивационный - формирование у курсантов установки на модели толерантного поведения, детерминированные правовыми и социальными нормами, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации; образование у курсантов ценностного отношения к законности и правопорядку, чести и достоинству личности, правам и свободам человека и гражданина, социальной норме взаимопонимания и конструктивного сотрудничества с другими людьми; (3) деятельностный - проектирование и реализация ситуаций толерантного поведения в учебно-профессиональной деятельности; содействие курсантам в эффективном социальном и профессиональном взаимодействии с учетом этнокультурных и конфессиональных различий.

Вывод. Качественное отличие психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения как общекультурной компетенции у курсантов вузов МВД состоит в том, что оно опирается не только на личностные приоритеты в профессиональном становлении будущих специалистов, но и правовые нормы, Присягу сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.

Рецензенты:

Пугачева Н.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань;

Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. Директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Молоствов А.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ: ИСТОРИОГРАФИЯ ВОПРОСА И ОСОБЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17222 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674