Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Радионовская Т.И. 1 Баева Л.С. 1
1 ФБОУ ВПО «Мурманский Государственный технический университет», Морская академия
Кафедра технологии металлов и судоремонта является выпускающей кафедрой по подготовке бакалавров направления «Кораблестроение, океанотехника и системотехника морской инфраструктуры» с 2012 года. В статье представлен отчет о прохождении учебной практики. Судоремонтный завод «Нерпа» ОАО «Центр Судоремонта «Звездочка» является основным заказчиком подготовки кадров. Учебная практика для студентов проводится на основании заключенного договора между кафедрой и заводом. Цель практики - закрепление теоретических знаний, полученных студентами на первом курсе и приобретение навыков самостоятельной работы на оборудовании в производственных цехах и оформления технической документации в инженерном центре завода. В процессе прохождения практики студенты знакомятся с особенностями технологической подготовки производства по реализации технологического процесса судоремонтных работ. Учебная практика является основополагающим фактором для формирования и дальнейшего развития профессиональных компетенций и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
практика
самостоятельная работа
производственный цех
завод
профессиональные навыки
1. Баева Л.С., Радионовская Т.И. Система качества подготовки профессионально компетентных специалистов для рыбопромыслового флота// Наука и образование 2014.- Мурманск: МГТУ. – 2014 – 773с.
2. Ильязова М.Д. Компетентность будущего специалиста и условия ее формирования в вузе//Фундаментальные исследования. – 2007.– №11 – 155с.
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 180100 Кораблестроение, океанотехника и системотехника морской инфраструктуры (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки Рос. Федерации от 4 фев. 2010 г. № 102 : (ред. от 31 мая 2011 г.) // Министерство образования и науки Российской Федерации : офиц. сайт. Режим доступа: http://минобрнауки.рф (дата обращения 23.12.2014)
4. Окуловский О.И. К вопросу об особенностях формирования профессиональных компетенций у обучающихся технических вузов //Молодой ученый. - 2013. - №2.- 387с.
5. Положение о практиках студентов МГТУ [Электронный ресурс]: офиц. сайт. Режим доступа: http://mstu.edu.ru (дата обращения 27.12.2014 г.)
Для улучшения качества подготовки студентов направления 180100.62 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника морской инфраструктуры» за период обучения все виды практики запланированы на судоремонтных заводах «Нерпа» и филиале «35 СРЗ» ОАО «ЦС «Звездочка».

Учебная практика (УП) на первом курсе для будущих бакалавров проводилась на Судоремонтном заводе «Нерпа» ОАО «ЦС «Звездочка» под руководством преподавателя кафедры «Технологии металлов и судоремонта».

УП проводилась в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, учебным планом и годовым календарным учебным графиком и Положением о практиках студентов МГТУ [1] .

Целью практики является подготовка бакалавров в соответствии с квалификационной характеристикой и рабочим учебным планом направления подготовки бакалавров 180100.62 «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» и закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплины «Материаловедение. Технология конструкционных материалов».

Основная задача практики - приобретение студентами навыков самостоятельной работы на металлорежущих станках, сварочном и слесарном оборудовании, а также для использования накопленного опыта при прохождении производственных практик в условиях судоремонтного производства на последующих курсах обучения.

Подготовка к практическим работам

Студенты допускались к самостоятельной работе на оборудовании только после инструктажа по охране труда и противопожарной безопасности на каждом рабочем месте.

Работа студентов на слесарном, сварочном и станочном оборудовании осуществляется под наблюдением мастеров производственных цехов. Ответственность за соблюдением студентами правил техники безопасности при прохождении практики несли мастера производственных цехов.

Оформление технической документации студенты выполняли в бюро технологического планирования материалов и ведомостей инженерного центра СРЗ «Нерпа».

Ознакомление студентов с оборудованием литейного, кузнечного и медницкого цехов и инженерного центра проводилось по договору о сотрудничестве кафедры с судоремонтным заводом «Нерпа» ОАО «ЦС «Звездочка».

Формируемые компетенции при прохождении учебной практики

Все виды работ по программе практики студенты выполняли ответственно и добросовестно. В рабочем коллективе проявили себя как доброжелательные, дисциплинированные и коммуникабельные работники, стремящиеся к приобретению производственных навыков. Порученные задания выполняли грамотно, качественно и оперативно. На замечания и указания по выполнению производственных поручений реагировали с пониманием.

Перечень работ, выполняемых студентами в период прохождения программы УП по четырем модулям, представлены на рисунке 1.

Модуль 1.

Введение: о целях и задачах практики; правила внутреннего распорядка участка; инструктаж по вопросам охраны труда и техники безопасности на рабочем месте.

Изучение устройства механического оборудования на примере токарно-винторезного станка. Ознакомление студентов с рабочим местом токаря и средствами техники безопасности.

Освоение приемов работы на токарно-винторезном станке. Выполнение контрольного задания по настройке токарно-винторезного станка на заданный режим резания, выполнение основных переходов при выполнении токарной операции.

Оформлением технологической документации (карты эскизов и операционной карты) по токарной обработке. Установка заготовок в тисках на столе фрезерного станка.

Изучение устройства поперечно-строгального станка.

Составление операционной карты на изготовление детали по механической обработке.

Выполнение контрольного задания по заточке резца, сверла и зубьев фрезы.

Оформлением технологической документации (карты эскизов и операционной карты) по токарной обработке.

Модуль 2.

Содержание и порядок прохождения технологической практики на слесарном участке. Инструктаж по технике безопасности при выполнении слесарных работ. Характеристика основных переходов слесарных операций.

Операции разметка и рубка металла. Операции правка и рихтовка металла. Техника правки.

Операции резание и опиливание металла. Резание ручными ножницами, ножовкой.

Операции сверление и зенкерование. Затачивание и крепление сверл. Сверление и развертывание отверстий. Операция нарезание резьбы. Образование винтовой линии. Основные элементы резьбы. Профили резьбы. Операции клепка и шабрение. Виды заклепочных соединений Инструменты и приспособления для клепки и шабрения. Операции распиливание и припасовка.

Притирочные материалы, притиры, техника притирки.

Модуль 3.

Вводная беседа о содержании и прохождении технологической практики по сварке. Инструктаж по технике безопасности при выполнении сварочных работ.

Сущность процесса электродуговой и газовой сварки. Выбор режимов электродуговой сварки.

Изучение газосварочного оборудования. Устройство газосварочной горелки. Изучение оборудования и его характеристик при контактной сварке.

Изучение типов сварных соединений. Требования, предъявляемые к сварным соединениям.

Ознакомление с обозначением швов сварных соединений. Характеристика свариваемости материалов, зона термического влияния, сварочные напряжения и деформация.

Модуль 4.

Введение: ознакомление студентов с оборудованием литейного, медницкого и кузнечного цехов СРЗ ОАО "Мурманская судоверфь" и ОАО ЦС «Звездочка» филиал «35СРЗ».

Ознакомление с нагревательными устройствами кузнечного цеха, операциями ковки и применяемым при ковке инструментом. Оборудование для ковки, технологический процесс ковки.

Ознакомление студентов с оборудованием цеха уникальных станков, станками с ЧПУ, технологическими процессами изготовления и обработки деталей на станках с ЧПУ, с цехами электрооборудования и автоматики.

Рисунок 1. Краткое содержание модулей по учебной практике

В Вузе технического профиля, важнейшим принципом овладения профессией является реализация функционально-деятельностного подхода в образовании, поэтому особое внимание в образовательной деятельности уделяется формированию именно профессиональных компетенций [4].

Профессиональные компетенции, которые должны формироваться у студентов при прохождении учебной практики, представлены на рисунке 2.

Профессиональные (ПК):

  • готов использовать информационные технологии при разработке проектов новых образцов морской техники (ПК-2);
  • способен применять методы обеспечения технологичности и ремонтопригодности морской техники, уровня унификации и стандартизации (ПК-3);
  • способен использовать технические средства для измерения основных параметров технологических процессов, свойств материалов и полуфабрикатов, комплектующего оборудования (ПК-5);
  • способен использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации объектов морской техники, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-6);
  • готов обосновывать принятие конкретных технических решений при разработке технологических процессов; выбирать технические средства и технологии с учётом экологических последствий их применения (ПК-7);
  • способен использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда; измерять и оценивать параметры производственного микроклимата, уровня запылённости и загазованности, шума и вибрации, освещённости рабочих мест (ПК-8);
  • способен анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-9);
  • готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе; к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-13);
  • готов участвовать в экспериментальных исследованиях мореходных, технических и эксплуатационных характеристик и свойств морской техники, систем объектов морской инфраструктуры, включая использование готовых методик, технических средств и оборудования, а также обработку полученных результатов (ПК-14);
  • способен применять методы организации и проведения диагностирования, исследования и испытаний морской техники современными техническими средствами (ПК-15);
  • готов изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-16);
  • готов участвовать в научных исследованиях основных объектов, явлений и процессов, связанных с конкретной областью специальной подготовки (ПК-17);
  • готов участвовать в разработке технологических процессов эксплуатационного, технического обслуживания, реновации и ремонта судов и средств океанотехники, энергетических установок, корпусных конструкций, энергетического и функционального оборудования, общесудовых устройств и систем, систем объектов морской инфраструктуры с использованием типовых методик расчётов (ПК-18);
  • способен определять техническое состояние и остаточный ресурс морской техники (ПК-19)

Рисунок 2. Формируемые компетенции при прохождении учебной практики

Профессиональные компетенции формируется при условии создания профессионально развивающих ситуациях и основным является конативный компонент (умения, навыки, опыт деятельности) при формировании и дальнейшем развитии профессиональных компетенций будущих бакалавров [2].

Практическое выполнение производственных работ способствует формированию профессиональных компетенций: умение обосновывать конкретные технические решения при разработке технологических процессов; выбирать технические средства и технологии с учётом экологических последствий их применения. Студенты осваивают навыки использования правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда. Будущие судоремонтники приобретают способность анализировать технологический процесс как объект управления; они готовы к кооперации с коллегами и работе в коллективе; к организации работы малых коллективов исполнителей. У студентов формируется готовность участвовать в разработке технологических процессов эксплуатационного, технического обслуживания, реновации и ремонта судов и средств океанотехники, энергетических установок, корпусных конструкций, энергетического и функционального оборудования, общесудовых устройств и систем, систем объектов морской инфраструктуры [1].

Отчетность по итогам практики

По окончанию практики на производстве каждому студенту было выдано отзыв- характеристика от начальника инженерного центра ОАО «Центр Судоремонта «Звездочка» СРЗ «Нерпа».

По окончании практики студенты представили руководителю дневники прохождения практики и отчёты, содержащие описание устройства и технических характеристик оборудования, применяемого инструмента и приспособлений, а также технологический процесс изготовления детали по каждому виду практики с оформлением технологической документации с прохождением выполненных контрольных заданий.

Аттестация по итогам практики проводится на основании собеседования, дневника, отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» [3].

Преимущества прохождения практики на судоремонтном заводе

Прохождение практики на производственном предприятии - судоремонтном заводе дает студентам определенные преимущества:

  1. Обеспечение условий для формирования практических навыков работы на судоремонтном производстве.
  2. Формирование готовности к работе в производственном коллективе.
  3. Организация условий для материального благополучия.

Выполнение заданий инженерного центра СРЗ «Нерпа» позволило студентам научиться качественно оформлять технологическую документацию. В процессе прохождения практики студенты ознакомились с особенностями технологической подготовки производства по реализации технологического процесса судоремонтных работ.

Вывод

Раздел основной образовательной программы «Учебная практика» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся [3].

Практическая подготовка является основополагающим фактором для формирования и дальнейшего развития профессиональных компетенций. Приобретение студентами навыков к самостоятельной работе на производственном оборудовании и оформление технологической документации поможет использовать накопленный опыт при прохождении производственных практик на последующих курсах обучения и при поступлении на работу.

Рецензенты:

Соловьев А.А., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой Управления судном и промышленного рыболовства ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет», г. Мурманск;

Кибиткин А.И., д.э.н., профессор, заместитель ректора по науке и стратегическому развитию, заведующий кафедрой Управления социально-экономическими системами ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет», г. Мурманск.


Библиографическая ссылка

Радионовская Т.И., Баева Л.С. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17175 (дата обращения: 19.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252