Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАСШИРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Кожевникова Т.В. 1 Фалеева Е.В. 2
1 ВЦ ДВО РАН
2 ФГБОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права»
В статье рассматривается вариант выполнения научно-исследовательских проектов применения информационных технологий (ИТ) в сфере образования. Рассмотрены преимущества и недостатки современной образовательной информационной базы «Дневник. ру». Проведен анализ и подобраны информационные платформы для размещения веб-анкетирования учителей, школьников, родителей. Проведено обоснование выбранного информационного сервиса. На основе разработанного технологического решения, выполнен проект проведения веб-анкетирования по выявлению мнений различных категорий к внедрению электронного дневника. На основе разработанной информационной технологии проведен опрос учителей Лицея инновационных технологий с целью изучения мнений о возможности внедрения электронного журнала (ЭЖ). Внедрение информационной системы ЭЖ позволит сократить объем и трудоемкость работы учителей, повысит информативность ресурса, позволит расширить информационное пространство современной школы.
анкетирование
информационные технологии
информационное образовательное пространство
1. Кожевникова Т.В. Информационные технологии веб-опроса для социологических исследований в образовании / Т.В. Кожевникова, О.С. Канальная, С. Усов, Д. Деревцов, И. Госунов // Научно-техническому и социально-экономическому развитию Дальнего Востока России – инновации молодых: тезисы докладов межвузовской студенческой научной конференции: в 2 т. Т.1. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2014. – 235 с.
2. Кожевникова Т.В. Информационные технологии проведения социологических опросов для изучения подходов к формированию кадровой политики на примере ожиданий по вопросам трудоустройства выпускников ХГАЭП / Т.В. Кожевникова, Н.А. Насонова // Информационные технологии и высокопроизводительные вычисления: материалы всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 2013. – Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2013.
3. Кожевникова Т.В. Опыт факультативной работы со школьниками на базе вычислительного центра ДВО РАН и кафедры «Прикладная математика» ДВГУПС / Т.В. Кожевникова // Актуальные проблемы развития профессионального образования в России: материалы межрегиональной научно-методической конференции. – Хабаровск, 2010. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2010.
4. Дневник. Коротко о проекте [Электронный ресурс] / 2014. – Режим доступа: http://company.dnevnik.ru/about/
5. Электронный дневник учащегося. [Электронный ресурс]/ 2014. – Режим доступа: http://www.schoolconnect.ru/

С целью исследования мнений различных категорий пользователей электронного дневника (ЭД) – учеников, учителей, родителей г. Хабаровска разработан проект социологического интернет-опроса [1]. Результаты опроса помогут выявить сильные и слабые стороны внедрения ЭД в Хабаровске, перспективы и вектор развития этого проекта [5]. Проект выполнен при участии школьников Лицея информационных технологий в рамках проектной деятельности учащихся на базе ВЦ ДВО РАН [3].

На сегодняшний день перед российской системой образования возникает целый ряд проблем, среди которых наиболее проблематичной является повышение качества и доступность образования. Остро стоит опрос о создании оптимальных в экономическом плане образовательных систем, информатизация образовательных и сопутствующих им процессов, внедрение новых инновационных технологий. Одним из наиболее обсуждаемых вопросов является вопрос развития школьного образования. Внедрение информатизации в учебный процесс влияет на развитие инновационной политики страны. Полученный в школьном возрасте необходимый багаж знаний позволяет в будущем автоматизировать и компьютеризировать все сферы и отрасли производства и управления, позволяя широко распространять информационно-коммуникационные технологии. Все это, в свою очередь, ведет к увеличению стратегического потенциала развитой страны, которая базируется на развитии и укрупнении творческого потенциала, и повышению уровня научно-технической и организационно-политической элиты.

Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина невозможно без внедрения информационных технологий (ИТ) и информационных систем (ИС) в сферу образования.

Если говорить о внедрении ИТ в образование, необходимо отметить наличие качественной и доступной образовательной среды. Для развития данного направления необходимо наличие единой информационно-образовательной сети для всех участников образовательного проекта – учителей, школьников, родителей. В связи с этим в 2007 году начинается разработка нового проекта под названием «Дневник.ру», запущенного в 2010 г. под эгидой приоритетного национального проекта «Образование». «Дневник.ру» поддерживается Полномочным Представительством Президента РФ в СЗФО, региональными администрациями, министерствами, комитетами и департаментами образования. Совмещение трех модулей – дистанционное образование, управление школьным документооборотом, социальная сеть – составляющая «Дневник.ру». Несмотря на масштабность и мощную поддержку проекта, данный портал необходимо адаптировать под регионы страны [4].

На сегодняшний день в рамках НОЦ ВЦ ДВО РАН и ХГАЭП с привлечением учеников, учителей и родителей школ Хабаровского края методом случайной выборки представлен проект «Дневник», сформированный на основе данных социологического опроса, направленный на выявление основных «за» и «против» использования сервиса «Дневник.ру» в категориях пользователей «Ученик», «Учитель», «Родитель». В проекте участвовали 26 учеников, 15 учителей и 30 родителей.

Решены следующие задачи:

1) Выбор ИТ интернет опроса-опроса;

2) Разработан проект социологических опросов и структура веб-анкеты для различных социальных групп – учеников, их родителей и учителей.

Анализируя средства массовой информации и электронные источники за 2010–2014 гг., находим, что о проекте «Дневник.ру» встречались только положительные статьи. Однако, изучив комментарии к данным статьям о невозможности посетить сайт проекта, об ошибках и резкой недоступности страницы, о неудобном в некоторых местах интерфейсе, можно сделать выводы, что сайт «Дневник.ру» нуждается в доработке. В личных беседах с учителями выявились и другие проблемы, например, поставлена проблема дополнительной нагрузки на учителей по сопровождению (заполнению данными) электронного дневника, при этом во многих учебных заведениях сохраняется ведение обычного классного журнала (бумажный носитель). Высказано мнение, что эта дополнительная нагрузка не оплачивается.

Сервис Google Forms выбран для реализации опроса для тестового исследования, т.к. основным преимуществом сервиса является тот факт, что он наиболее доступен для всех категорий участников и организаторов соцопроса. Данный сервис позволяет создать опрос в облачном хранилище и поместить ссылку на него на любом другом сайте. Кроме того, существует возможность интегрировать опрос непосредственно на необходимом сайте. Основные преимущества Google:

  • Google Apps поддерживают все операционные системы и клиентские программы, используемые студентами и учебными заведениями;
  • работа с документами возможна с помощью любого мобильного устройства, поддерживающего работу в интернете;
  • все инструменты Google Apps Education Edition бесплатны.

Документы Google позволяют студентам и преподавателям удаленно работать над общими документами и проектами, а преподавателям контролировать и управлять этой работой. Документы Google представляют собой онлайновый офис, который включает в себя полноценные инструменты для создания текстовых документов, электронных таблиц, наглядных пособий, PDF-файлов и презентаций, а также их совместного использования и публикации в интернете.

Вопрос о том, как именно стоит анализировать полученную информацию, оказался одним из самых трудных. Для более быстрого и удобного анализа собранные результаты автоматически суммируются и наглядно представляются в виде диаграмм. Все это можно реализовать в сервисе, GoogleForms. Таким образом проанализировать соотношение количеств выбранных ответов сможет любой пользователь.

На сегодня сформирован предварительный анализ опроса. Проект оценивался по нескольким параметрам: отношение к дневнику; наличие перспективы развития; наличие достоинств и недостатков; удобство работы с «Дневник.ру»; целесообразность развития и его пути.

Как пример разработанной анкеты, размещенной в проекте «Дневник», предоставлен один из вопросов для учителей (таблица):

Опрос учителей «Готовность к работе с электронным журналом»

Вы готовы к отмене бумажного журнала и работе с электронным журналом?

Ваше мнение об этом эксперименте?

 

Когда можно начинать

эксперимент?

 

Ваше отношение к эксперименту?

 

да нет

Разумно;

Неудобно;

Еще не время;

Нет технических средств.

Со второго полугодия;

Со следующего года;

Вообще не надо.

За;

Против;

Мне не понятно –зачем;

Полученные результаты опроса представлены на рисунке:

Результаты опроса учителей

Исходя из полученных данных, сформировавшихся после проведения опроса респондентов, можно сделать следующие выводы:

  • Все родители, учителя и около восьмидесяти процентов учеников положительно относятся к электронному дневнику;
  • Лишь около пятнадцати процентов учителей и родителей говорят о сложностях или неудобствах в отношении получения доступа к дневнику;
  • Большая часть учителей заявляет о недостатке времени для ведения электронного дневника, о том, что он не отображает полную картину школьной жизни, никто из учителей не может сказать, что работа с дневником проста и не идёт в ущерб подготовке к урокам. Но всё равно учителя отмечают, что заполнять виртуальный журнал проще и увлекательнее, чем обычный;
  • Родители, в отличие от учителей, считают дневник очень удобным, и для родителей нет никаких проблем заглянуть в электронный дневник. Более того, родители считают, что именно электронный дневник лучше отображает школьную жизнь. При этом всем родителям хватает опыта работы с компьютером, чтобы без труда найти интересующую их информацию;
  • Как это ни странно, но у четверти школьников возникают проблемы с использованием «Дневник.ру». Лишь треть школьников получает из электронного дневника актуальную и достоверную информацию, хотя многим посмотреть электронный дневник гораздо удобнее, чем бумажный;
  • Несмотря на то, что только пятая часть опрошенных учителей считают, что в «Дневник.ру» необходимо добавить новых функций, все группы опрошенных считают электронный дневник перспективной технологией.

Вопрос о достоинствах и недостатках оказался довольно спорным, т.к. разные группы ждут от проекта различных функций.

Родителей, например, всё в «Дневнике.ру» устроило. А вот ни школьники, ни учителя не пользуются электронным дневником ни для общения, ни для обмена каким-либо учебным опытом. При этом одним из недостатков для учителей является отсутствие оплаты за заполнение ещё одного журнала, пусть даже и виртуального.

Учитывая вышеперечисленные недостатки, становится понятно, что «Дневник.ру» должен развиваться, ведь большинство опрошенных во всех группах отмечает, что «Дневник.ру» – перспективный проект, а сама идея электронного дневника – просто замечательна. А раз «Дневник.ру» вызывает такие положительные эмоции, то и развивать его будет целесообразно.

Очевидно, что необходимо разобраться с каждым «недостатком» ЭД отдельно. Т.е. сделать проект интернет-опроса по каждой неясной позиции. Нужно помнить, что анкета может играть роль рекламы или неявного информирования о проблеме. Раз ученики и учителя не могут обмениваться опытом, необходимо разработать систему для мгновенной передачи текстовой информации. Также возможно добавить возможность создания видеоконференций, и в этом случае школьники смогут выполнять объёмные проекты сообща, находясь при этом в условиях, комфортных для каждого из них.

Существует несколько возможностей оптимизировать работу учителей с электронным дневником. Во-первых, можно создать приложение, которое будет автоматически распознавать оценки с отсканированного классного журнала и выставлять эти оценки в журнал виртуальный. Во-вторых, можно написать приложение для ОС Android, которое существенно упростит и снизит время, затрачиваемое на выставление оценок.

Проект опроса, апробированный в образовательном пространстве г. Хабаровска, показал, что ЭД есть куда расти и развиваться.

Рецензенты:

Кривошеев И.А., д.т.н., заведующий лабораторией «Информационные технологии» ВЦ ДВО РАН, г. Хабаровск;

Смагин С.И., д.ф.-м.н., профессор, директор ВЦ ДВО РАН, г. Хабаровск.


Библиографическая ссылка

Кожевникова Т.В., Фалеева Е.В. РАСШИРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17156 (дата обращения: 17.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674