Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗУЧЕНИЕ РИСКА НАРКОТИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Чернявская Н.М. 1 Инглик Т.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
В статье описаны результаты исследования риска наркотизации учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ в возрасте 14-17 лет. Исследование показало, что среди учащихся распространены мифы о наркотиках. Самым распространенным является заблуждение о том, что употребление психоактивных веществ является личным делом каждого человека, не касающимся других людей. Число учащихся, склонных к некритическому восприятию наркогенных мифов и отнесенных к группе риска употребления наркотиков, составляет 40%. Многие подростки не имеют твердой позиции по отношению к наркотикам. Наиболее распространенным «знаемым» мотивом потребления наркотиков является гедонистический мотив, отражающий стремление получать физическое и психическое удовольствие от действия наркотика. Наибольшую силу имеют мотивы учащихся 8-9 классов. Интерес к наркотикам у подростков этого возраста наиболее выражен. Подростки этого возраста находятся в группе риска наркотизации и являются главным объектом профилактической работы.
наркотизация
мотивы потребления наркотиков
наркогенные мифы
группы риска
1. Аксючиц И.В. Методика изучения мотивов употребления наркотиков // Психологический журнал. – 2007. – № 1 (13). – С. 52-59.
2. Аксючиц И.В. Прогностические возможности опросника «Мотивы употребления наркотиков» // Психологический журнал. – 2007. – № 3 (15). – С. 80-85.
3. Аксючиц И.В. Проявление «знаемых» мотивов наркотизации у студентов // Психологический журнал. – 2008. – № 1 (17). – С. 25-32.
4. Малюченко Г.Н. Профилактика наркомании в образовательной среде: проблемно-ориентированный подход. – Балашов : Изд-во БГПИ, 2001. – 76 с.
5. Михайлова Ю.В., Абрамов А.Ю., Цыбульская И.С. Наркотизация детей, подростков и молодежи России // Социальные аспекты здоровья населения. - 2014. - № 3 (37). – URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/572/30/lang,ru/ (дата обращения: 09.11.2014).
6. Хасан Б.И. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций / Б.И. Хасан, Н.Н. Дюндик, Е.Ю. Федоренко и др. – Красноярск : Красноярский гос. ун-т, 2003. – 335 с.

Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Президентом России в 2013 г., обозначила в качестве одной из приоритетных задач в сфере обеспечения социальной безопасности профилактику немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, алкоголя и других психоактивных веществ (ПАВ). Однако, несмотря на предпринимаемые обществом и специалистами усилия, употребление психоактивных веществ остается серьезной проблемой, угрожающей физическому, психическому и морально-нравственному здоровью подрастающего поколения.

По данным исследований, в раннем подростковом возрасте (10-14 лет) число потребителей ПАВ составляет 217,1 на 100 тыс. населения данного возраста. В старшем подростковом возрасте (15-17 лет) наблюдается их резкое увеличение – в городе в 8,9 раза и на селе – в 10,3 раза [5]. Поэтому основным объектом профилактики употребления ПАВ являются подростки, а содержание работы определяется уровнем риска наркотизации.

Целью настоящего исследования явилось изучение риска наркотизации учащихся 8-11 классов общеобразовательной школы в возрасте 14-17 лет. Школьники, участвовавшие в тестировании, были разделены на группы по гендерному и возрастному признакам. Общее количество участников исследования составило 200 человек.

В работе были использованы следующие диагностические методики: опросник для выявления индивидуальной предрасположенности к интроекции наркогенных мифов Г.Н. Малюченко [4], методика изучения мотивов употребления наркотиков И.В. Аксючиц [1], методики «Группы риска наркозависимости» Б.И. Хасана с соавторами [6], методы статистической обработки данных.

Распространенность среди подростков мифов, т.е. заблуждений о наркотиках, способствует пробе ПАВ, поскольку в этих мифах, как правило, преуменьшается опасность их употребления. С целью изучения распространенности в данной выборке мифов о наркотиках и склонности учащихся к их некритическому восприятию использовалась методика Г.Н. Малюченко. Согласно полученным результатам наиболее распространенным среди обследованных является миф о том, что употребление ПАВ является личным делом каждого человека, не касающимся остальных. Такая пассивная позиция напрямую не способствует росту наркопотребления, но и не становится барьером на пути распространения наркотиков, каким является позиция активного противника, действующего по принципу «Сам не буду употреблять и не позволю другу». Среди других распространенных мифов о наркотиках – «Если у вас сильная воля и трезвый взгляд на мир, вы никогда не станете наркоманом, даже попробовав на себе пару раз действие сильных наркотиков»; «Многие из тех, кому сейчас за 30, в юности и молодости употребляли самые разные наркотики, однако физически зависимыми от них стали только единицы из них»; «В России приняты неоправданно жестокие законы в отношении лиц, употребляющих наркотики». Более трети испытуемых согласились с перечисленными выше утверждениями.

Распределение индивидуальных результатов обследования учащихся на группы в зависимости от устойчивости или восприимчивости к воздействию наркогенных мифов показано в таблице 1.

Таблица 1

Группы учащихся по степени интроекции наркогенных мифов и предрасположенности к приему ПАВ – распределение по возрасту (%)

Группы риска

Возрастные группы, классы

8

9

10

11

Высокий риск наркотизации

36

12

8

12

Потенциальный риск наркозависимости

4

0

4

12

Низкий уровень устойчивости к воздействию наркосреды

44

48

32

56

Высокий уровень устойчивости к воздействию наркосреды

16

40

56

20

Как следует из таблицы 1, количество учащихся, находящихся в группе высокого риска наркотизации, наиболее велико среди учащихся 8-го класса (36%). Вместе с учащимися, отнесенными к группе потенциального риска наркозависимости, в группу риска входит 40% учеников данного возраста. Необходимо также обратить внимание на многочисленность группы учеников, имеющих низкий уровень устойчивости к воздействию наркосреды - более 40% в среднем по всей обследованной выборке. Несмотря на то что эти учащиеся относятся ко многим мифам о наркотиках критически, все-таки твердой позиции в этом отношении у них нет. Значит, их критическое отношение легко может измениться под воздействием аргументов, в том числе ложных.

Распределение учащихся по полу представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Группы учащихся по степени интроекции наркогенных мифов и предрасположенности к приему ПАВ – распределение по полу (%).

Анализ рисунка 2 показывает, что количество мальчиков, относящихся к группе высокого риска и группе имеющих потенциальный риск наркозависимости, больше, чем число девочек (суммарно 28,9% и 16,3% соответственно). Группа девочек, имеющих высокий уровень устойчивости к воздействию наркосреды, гораздо более многочисленна, чем число мальчиков (38,2% и 26,7%).

Для изучения мотивов употребления наркотиков была использована методика, разработанная И.В. Аксючиц (2007). При разработке данной методики автор исходил из того, что мотивы наркопотребления могут присутствовать в мотивационной сфере не только наркоманов, но и людей, наркотики не употребляющих. С этой точки зрения И.В. Аксючиц разделил мотивы наркотизации на три группы: «знаемые», «смыслообразующие» и «мотивы-стимулы» [3]. «Знаемые» мотивы наркотизации являются «знанием о наркотизации других». У наркоманов существуют мотивы актуальные, действенные, а у других мотивы наркотизации выступают как потенциальные, что дает возможность использовать данную методику для диагностики риска наркотизации подростков, не употребляющих наркотики.

Средние значения силы мотивов, выраженные в баллах и рассчитанные по половозрастным группам, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Средние значения силы мотивов наркотизации (баллов)

Мотивы наркотизации

Девочки (классы)

Мальчики (классы)

8

9

10

11

8

9

10

11

Традиционные

13,636

14,3

9,077

12,273

15,357

14

9,833

11,643

Субмиссивные

15,727

14,5

12,769

14,273

14,285

13

11,666

11,571

Псевдокультурные

12,818

13,75

9

13

13,928

14

10

12,571

Гедонистические

17,363

17,05

13,307

14,454

17,643

17,2

13,25

16,428

Атарактические

18,818

15,4

12,692

14

15,5

15,6

12,666

13,643

Мотивы гиперактивации поведения

15,909

15,6

10,923

13,454

15,5

17

11,5

10,857

Абстинентные

16,727

16,05

14,231

14,545

16,571

16,2

13,666

12,786

Аддиктивные

17,545

15,15

12,461

12,454

16,428

14,8

12,333

13,643

Мотивы самоповреждения

15,454

13,85

12

12,818

14,143

9,6

11,583

11,286

Данные, представленные в таблице 2, показывают, что относительно силы других мотивов во всех половозрастных группам существенно выделяются мотивы гедонистические, отражающие стремление получать физическое и психическое удовольствие от действия наркотика, а также желание пережить опыт наркотической эйфории. Это означает, что в представлении подростков наркотик – это прежде всего источник удовольствия, новых необычных ощущений. Подростки предпо­лагают, что нарковещества позволяют челове­ку переживать чувства благополучия и удачи, способствуют приятному и веселому времяп­ровождению, общению, помогают расслабиться. Подобные представления являются очень опасными в плане вероятной наркотизации.

Сравнительный анализ по возрастным группам показал, что наибольшую силу имеют мотивы учащихся 8–9-х классов по сравнению с учащимися старших классов (t = 2,1 – 4,39, р<0,05). Сама атмосфера в среде сверстников, мало мотивированных по отношению к наркотикам, играет защитную роль. И наоборот, атмосфера в среде подростков, имеющих сильную мотивацию на употребление наркотиков, может усиливать негативное влияние и давление на маломотивированных детей.

Кроме того, был проведен количественный анализ индивидуальных результатов каждого участника исследования с помощью уравнения регрессии [2], результатом которого стала величина прогностического коэффициента, позволяющая оценить величину риска наркотизации каждого ученика. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Распределение учащихся на группы риска по величине прогностического коэффициента (%)

 

Девочки (классы)

Мальчики (классы)

8

9

10

11

8

9

10

11

Нет риска

36,4

40

84,6

54,5

21,4

0

75

64,3

Низкий риск

27,3

20

7,7

27,3

42,9

20

16,7

14,3

Средний риск

36,4

25

7,7

18,2

35,7

40

8,3

7,1

Высокий риск

0

15

0

0

0

40

0

14,3

Наркомания есть

0

0

0

0

0

0

0

0

Прежде всего, необходимо отметить, что среди испытуемых не обнаружено ни одного подростка, величина прогностического коэффициента которого превысила бы 18 баллов. Это значит, что среди обследованных учащихся наркоманов нет. Большую силу имеют мотивы у 15% девочек и 40% мальчиков – учеников 9-го класса, а также 14,3% юношей 11-классников. Это является показателем выраженной склонности к употреблению наркотиков. Наибольшее количество учащихся, не рискующих стать наркоманами ввиду малой силы мотивов употребления, сосредоточено в 10-11 классах.

Методика «Группы риска наркозависимости» включает три шкалы – «Интерес к наркотикам», «Поведение в ситуации риска» и «Социальные установки» - и позволяет оценить когнитивно-ценностный и поведенческий аспекты установки по отношению к употреблению наркотиков. Особое значение при этом имеет количество баллов по шкале «Интерес к наркотикам». Данная шкала позволяет обнаружить разный характер интереса к области, связанной с наркотиками: отрицание какого бы то ни было интереса к наркотикам; любопытство к этой области; повышенный, обостренный интерес ко всему, что несет информацию о наркотиках. Данные по этой шкале, с точки зрения авторов методики, можно квалифицировать как обнаружение осуществленной пробы. Распределение числа учащихся, получивших по этой шкале высокие баллы, представлено в таблице 4.

Таблица 4

Число испытуемых с высоким уровнем риска по шкале «Интерес к наркотикам» (%)

Девочки (классы)

Мальчики (классы)

8

9

10

11

8

9

10

11

18,2

55

0

27,3

21,4

60

8,3

50

Из таблицы 4 следует, что наибольшее число учащихся, набравших высокие баллы по шкале «Интерес к наркотикам», сосредоточено среди девочек 9-го класса, а также юношей – учащихся 11-го класса. Эти учащиеся в ходе обследования выразили согласие с тем, что «человек, употребляющий наркотики, не причиняет никакого вреда людям, которые его окружают», что «употребление наркотиков - личное дело каждого», что «люди, употребляющие и распространяющие наркотики, не нарушают закон».

В зависимости от сочетания уровней риска по отдельным шкалам определялась группа риска наркозависимости, к которой мог быть отнесен каждый обследованный. Результаты оценки степени риска наркозависимости учащихся представлены в таблице 5.

Таблица 5

Распределение испытуемых на группы риска наркозависимости с учетом возраста (%)

Группы риска

Ответы испытуемых, %

8

9

10

11

Не рискующие

20

12

24

28

Потенциально готовые к пробе

60

28

72

28

Совершившие пробу

12

8

0

24

Аддиктивное поведение

8

52

4

16

Результаты исследования показали, что количество учащихся, не рискующих стать наркозависимыми, является наибольшим в 11-м классе (28%) и наименьшим – в 9-м классе (12%). Вместе с тем очевидно, что число таких подростков в целом невелико и составляет около 20% от всех испытуемых. Остальные учащиеся находятся в группе той или иной степени риска наркозависимости.

Большая часть обследованных во всех возрастных категориях (в целом около 50%) относятся к первой группе риска и потенциально готовы к пробе наркотика. То есть социальные установки этих учащихся, их поведение в ситуации риска, а также наличие интереса к наркотикам предрасполагает к началу употребления психоактивных веществ.

Несмотря на то что учащиеся 10-го класса устойчивы к информационному воздействию наркосреды и критически относятся к мифам о наркотиках, они тем не менее также часто попадают в группу риска наркозависимости, как и учащиеся других возрастов вследствие неадекватного поведения в ситуации риска, наличия интереса к наркотикам и отсутствия у многих учеников активного стремления к социально полезным действиям, увлеченности групповой работой, соревновательности, значимости для подростка социального одобрения или, наоборот, равнодушия и отрицания просоциальных событий при тенденции совершать или одобрять асоциальные поступки.

Однако среди учащихся 10-го класса гораздо меньше испытуемых, совершивших пробу наркотика или характеризующихся аддиктивным поведением, по сравнению с другими возрастными группами. К данной группе риска наркозависимости относится более половины учащихся 9-го класса (52%). Однако необходимо иметь в виду, что результат тестирования нельзя расценивать как признание подростка в регулярном употреблении наркотиков и других ПАВ. Это, скорее, свидетельствует об одновременном наличии личностных, поведенческих, мировоззренческих и других факторов, делающих риск наркозависимости очень высоким. В других возрастах численность опрошенных, отнесенных к третьей группе риска, существенно ниже и составляет от 4 до 16%. Полученные данные также свидетельствуют, что в группе не рискующих стать наркозависимыми девочек больше, чем мальчиков (25,5% против 15,6%). Потенциально готовых к пробе среди девочек также меньше, чем среди мальчиков (43,6% и 51,2% соответственно). Совершили пробу 9,1% девочек и 13,4% мальчиков. Однако число школьниц, характеризующихся аддиктивным поведением, больше, чем учащихся мужского пола (21,8% и 17,8%).

Таким образом, проведенное исследование показало, что основным объектом профилактики употребления ПАВ в образовательной среде должны являться учащиеся среднего звена, риск приобщения к наркопотреблению которых наиболее высок. Исходя из того что среди подростков по-прежнему широко распространены мифы о наркотиках, а уровень интереса к этой проблеме довольно высок, информационно-просветительское направление профилактической работы остается актуальным. Не менее важным является формирование социально одобряемых установок, ориентации на здоровый образ жизни и безопасного поведения в ситуации риска.

Рецензенты:

Седова Н.Е., д.п.н., профессор; профессор кафедры педагогики профессионального образования; ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» Минобрнауки России, г. Комсомольск-на-Амуре.

Тяжелков А.П., д.м.н., профессор, главный врач КГБУЗ «Горбольница № 7» Министерства здравоохранения, г. Комсомольск-на-Амуре.


Библиографическая ссылка

Чернявская Н.М., Инглик Т.Н. ИЗУЧЕНИЕ РИСКА НАРКОТИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17123 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674