Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-РИСКАМИ В СФЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Цапулина Ф.Х. 1 Львова М.В. 1 Тихонова С.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Российские туристические организации, вступающие на международный рынок, сталкиваются в своей деятельности с проблемами освоения новых управленческих технологий, включающих риск-менеджмент, который является необходимым условием международной интеграции в сфере туристских услуг. Источниками повышенной сложности управления туристским бизнесом являются высокая степень неопределенности рыночной ситуации, сезонная нестабильность спроса на туристские услуги, ужесточение конкуренции в туристском бизнесе и нехватка финансовых ресурсов. В сложившихся условиях туристская организация не может ограничиваться только текущим планированием и оперативным управлением своей деятельностью. Следовательно, перед российскими туристскими организациями и отраслью в целом встает проблема поиска таких методов построения эффективной системы управления рисками, которые позволили бы укрепить рыночные позиции каждой организации индустрии туризма в отдельности и способствовать тем самым дальнейшему развитию всей отрасли туристского бизнеса. В работе выстроена концепция управления рисками на взаимодействии системы внутреннего контроля и учетно-аналитической информации в туристическом бизнесе.
оценка бухгалтерской информации.
учётно-аналитический механизм
анализ рисков
управленческие решения
сфера туристических услуг
1. Львова М.В., Воскресенская Н.В. Концептуальные основы управления рисками в системе внутреннего контроля хозяйствующих субъектов. //Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: www.science-education.ru/113-11456 (дата обращения: 11.01.2015).
2. О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности: инф. письмо Минфина РФ от 14.09.2012 № ПЗ-9/2012 [Электронный ресурс] // Минфин РФ: офиц. сайт. URL: www.minfin.ru.
3. Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы: положение по бухгалтерскому учету ПБУ 8/2010; утв. приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н [Электронный ресурс] // Минфин РФ: офиц. сайт. URL: www.minfin.ru.
4. Управление рисками организации. Интегрированный подход (COSO ERM): доклад Комитета спонсорских организаций Комиссии Тридуэя [Электронный ресурс]. URL: www.bankir.ru.
5. Учетная политика организации: положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008; утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н [Электронный ресурс] // Минфин РФ: офиц. сайт. URL: www.minfin.ru.
6. Туристический бизнес переживает сложные времена. [Электронный ресурс] //Сайт журнала «Генеральный директор». URL: http: www.gd.ru.
7. Цапулина Ф.Х., Камалюкова Н.А., Ермошкина С.А.Современные вопросы бухгалтерской экспертизы налоговых преступлений. //Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/102-5980 (дата обращения: 11.01.2015).

       Феномен предпринимательства туристической сферы услуг не потерял своей значимости в эффективном социально-экономическом развитии российской экономики, хотя в настоящее время отечественный  рынок туристических услуг переживает  весьма непростое время. «В отрасли наблюдается системный кризис, - считает Андрей Гаврилов, президент Альянса туристических агентств. - Первая причина лежит в плоскости государственного регулирования, поскольку Министерство культуры так и не смогло разработать ключевые механизмы контроля и оценки деятельности туроператоров, а также отрегулировать взаимоотношения туроператоров с партнерами. Вторая - в неэффективности внутреннего менеджмента. Ситуацию осложняют неблагоприятная экономическая обстановка и колебания курсов валют. Однако в целом закрытие компаний и санация рынка - нормальный процесс. Во всех смежных с туризмом отраслях (банковской, страховой) прослеживается укрупнение бизнеса, и тот же путь развития ждет, скорее всего, и туристический бизнес[6]». Для устойчивого развития фирме, в том числе и туристической, в долгосрочной перспективе необходима непрерывность деятельности, которая предполагает, что «организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке» [5]. С другой стороны, для обеспечения  непрерывности деятельности нужны безопасные условия ведения бизнеса [7]. Управленческие решения в сфере туристических услуг невозможны без определённых рисков. Но следует иметь в виду, что  действие любого риска может привести к негативным последствиям, поэтому каждый субъект хозяйствования должен разработать систему мер, направленных на максимально возможное сокращение таких нежелательных последствий[1].

Проблемы управления рисками, связанными с бизнес-процессами, получили распространение благодаря западным концепциям типа COSO [4]. Доклады COSO уделяют оценке риска как значительной составляющей бизнес-процессов в целях  уменьшения вероятности неблагоприятных событий в отношении эффективности и результативности финансово-хозяйственной деятельности при соблюдении действующего законодательства.

В настоящее время  в России понятие «риск, риски» принято в науке и предпринимательской деятельности, в том числе и туристического сервиса. По нашему мнению, в рамках управленческих целей деятельности туристической фирмы следует риска определять как следствие событий, наступление которых не обеспечит достижение поставленных целей в течение точно определенного отрезка времени наблюдения[1].

Как показывает анализ экономической литературы, предпринимательский риск трактуется как результат взаимодействия факторов внутренней и внешней среды хозяйствования. При выборе метода управления предпринимательским риском необходимо учитывать степень ожидаемого влияния последствий риска на осуществление и результаты деятельности туристической организации, а также увязывать его со стратегическими целями и задачами в сфере туристических услуг.

Существенным  недостатком, на наш взгляд,  в управлении рисками современного бизнеса сферы туристических услуг является то, что его осуществление производится в отрыве от учетно-аналитической системы, не обеспечивающей процесс принятия управленческих решений нужной информацией и не в полной мере отвечающей поставленным задачам.

Источниками информации о хозяйственных рисках организации является бухгалтерская финансовая отчётность, в которой содержатся  экономические показатели для управленческого анализа заинтересованным пользователям наличия  рисков  и  их оценки. В годовой бухгалтерской отчетности организации по каждому виду рисков раскрываются их качественные характеристики, в частности, о подверженности организации рискам, причины возникновения; концентрация риска; механизм управления рисками; изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом. Несомненная ценность результатов  анализа бизнес-рисков  несомненно увеличивается, если туристическая фирма  будет формировать для внутренних нужд промежуточную отчетность на основе взаимосвязи с основными хозяйственными рисками [1]. Для обеспечения процесса управления рисками предлагается  разработать формат внутренней отчетности, отражающей последствия риска в отношении результатов деятельности туристического предприятия и  для оптимального  учетно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений и обмена информацией между системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля туристического сервиса.

Следует иметь в виду, что основное требование к учетно-аналитической информации на данном этапе - регулярность ее поступления. Кроме того, многие факторы риска подвержены изменениям и их необходимо регулярно  анализировать, корректировать или осуществлять ряд новых мероприятий по управлению уровнем риска. Можно предложить на данном этапе выделить в аналитическом учете факты хозяйственной жизни, характеризующие последствия влияния риска по оказанию туристических услуг.

С точки зрения достижения поставленных целей результаты проводимого мониторинга позволяют провести накопление и анализ опыта управления риском, а также оценку эффективности системы внутреннего контроля рисков.

Предложенная концепция управления рисками в сфере туристических услуг позволит эффективно управлять   предприятием  на основе своевременного обеспечения менеджеров полноценной учетно-аналитической информацией по ведущим бизнес-процессам туристической деятельности.

Значение оценки так называемых бизнес-рисков выделим примером программного документа Международной  федерации бухгалтеров, которая в настоящее время  приняла ряд изменений в международных стандартах учета и аудита. Выработан  принципиально новый подход - риск-ориентированный, что означает взаимосвязь   процессов  управления рисками, стратегии и тактики развития, возможности и необходимости обеспечения экономической безопасности туристического бизнеса. К примеру,  большинство рисков хозяйственной деятельности организации имеют финансовые последствия и, соответственно, влияют на бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации. Все это обусловливает необходимость оценки влияния специфических бухгалтерских рисков, сопровождающих деятельность экономического субъекта, и раскрытия информации о них в отчетности[1].

Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности в РФ обобщил большинство поступивших вопросов о раскрытии рисков хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности [2]. Раскрывая информацию об этих рисках, организации могут руководствоваться требованиями Международных стандартов финансовой отчетности. К таким из них, в частности, относится МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», введенное в действие для применения на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н.

В развитие концепции рисков необходимым представляется уточнение сущности рисков в бухгалтерском учете (хозяйственных рисков). Бухгалтерская информация формируется в условиях неопределенности и как система  предполагает наличие двух видов хозяйственных рисков:

1) бухгалтерские риски - это риски, связанные с искажением информации бухгалтерского учета вследствие определенных событий. При этом в отчетности искажается имущественное, финансовое положение и результаты деятельности организации;

2) предпринимательские риски, отражаемые в системе бухгалтерского учета. Они характеризуют последствия событий, способных оказать влияние на деятельность предприятия, признанных и получивших стоимостную оценку. При этом искажение информации в отчетности происходит без учета влияния последствий предпринимательских рисков, снижая ее объективность.

Задачи управления хозяйственными рисками не могут ограничиваться информированием пользователей о рисках. Резервы создаются в целях защиты финансовых интересов организации и являются одним из инструментов отражения влияния рисков на имущественное, финансовое положение и финансовые результаты деятельности. Однако существующая в России регламентированная система резервов не всегда отвечает многообразию хозяйственных рисков[1]. В соответствии с нормативными актами хозяйствующие субъекты могут формировать оценочные резервы (резервы по сомнительным долгам, резервы под обесценение финансовых вложений, резервы под снижение стоимости материальных ценностей) и резервы предстоящих расходов [3]. Хозяйствующий субъект, создавая резервы на конец года, увеличивает расходы текущего периода, в результате чего сумма чистой прибыли отчетного периода уменьшается. В результате этого происходит ущемление интересов инвесторов, поскольку уменьшается их доход. В следующем же отчетном периоде система резервирования помогает избежать организации неблагоприятных последствий событий.

Статус учётно-аналитической службы  в современной российской экономике  постоянно обновляется и совершенствуется [7]. Любая система управления не может функционировать без финансового контроля, который является принадлежностью любых отношений. Как показывает анализ,  международными организациями были разработаны несколько концепций внутреннего контроля деятельности, осуществляемого бухгалтерской службой и основанного на риске. В основу управления рисками можно заложить следующий алгоритм: риском можно управлять, меняя вероятности наступления событий (повышения благоприятного, снижение нежелательного) и его последствий[1].

Методы управления бизнес-рисками туристических услуг основаны на минимизации, компенсации, локализации, передачи риска и уклонения от риска. В зависимости от функциональных и системных характеристик предприятия могут варьироваться цели и задачи управления рисками. Исходя из характеристик хозяйствующего субъекта, необходимо использовать концепцию управления рисками, основанную на реализации стратегии развития организации и взаимодействия системы внутреннего контроля и учетно-аналитической информации[1].

Концепция управления рисками в системе внутреннего контроля на базе учетно-аналитической информации может включать следующие этапы:

1.             Анализ факторов неопределенности и определение целевого уровня рисков.

На данном этапе определяется политика управления рисками.

2.             Идентификация, классификация и анализ рисков предприятия, т.е. формируется склонность предприятия к риску.

Уже после определения целей и миссии организации происходит процесс позиционирования бизнес-рисков в системе внутреннего контроля организации и формулируется наиболее приемлемая  форма организационного управления рисками в сфере туристических услуг.

Особо следует подчеркнуть, управление  рисками в туристическом сервисе должно распространяться на всю организацию и вовлекать в себя сотрудников разного ранга и разных направлений деятельности в ходе выполнения своих должностных обязанностей. Как правило, основные менеджеры турфирмы: руководитель и его заместители,  должны отслеживать, точно ли выполняются управленческие решения и насколько эффективно работает организация.

Управление рисками тесно связано с процессом оптимизации информационных потоков предприятия, и соответственно, требует автоматизации финансово-хозяйственной деятельности и использования современных информационных технологий во  избежание искажений, ошибок и злоупотреблений. На данном этапе также необходимо определение практических инструментов для работы по управлению рисками и контрольных систем, используемых в анализе и оценке рисков.

3.             Оценка уровня риска и принятие решения об управлении риском.

Принятие решений о способах управления рисками и оценке их последствий необходимо принимать во внимание при формировании учетной политики организации, т.е. учетно-аналитическая информация должна способствовать принятию управленческих решений.

4.             Выбор методов управления и реализация мероприятий в отношении рисков.

Все разработанные в настоящее время методики оценки рисков можно подразделить на статистические, аналитические и экспертные категории.

Цель анализа информационных потоков - выявить точки дублирования, излишка и недостаточности информации, причины ее сбоев и задержек. Составление графиков информационных потоков является наиболее распространенным и применимым с практической точки зрения методом анализа информационных потоков. При этом целесообразно разрабатывать графики, отображающие не статистические взаимосвязи между подразделениями, а поток документов.

5.             Организация исполнения решений и контроль выполнения запланированных мероприятий.

Таким образом, для осуществления действенного управления туристической организацией, необходим  чётко налаженный механизм учётно-аналитической работы. В свою очередь, качественные  бухгалтерские  услуги  являются важным, определяющим  вектором успешной деятельности туристической организации.

Рецензенты:

Малютин А.С., д.э.н., профессор кафедры экономики и финансов Российского государственного социального университета (филиал), г. Чебоксары;

Кадышев Е.Н., д.э.н., профессор кафедры отраслевой экономики ФБГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова», г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Цапулина Ф.Х., Львова М.В., Тихонова С.В. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-РИСКАМИ В СФЕРЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17071 (дата обращения: 21.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252