Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Чевачина А.В. 1 Сысоева С.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Целью настоящего исследования является изучение особенностей развития самоотношения у подростков из неполных семей по сравнению с подростками, воспитывающимися в полных семьях. Для изучения особенностей развития самоотношения у подростков из неполных семей использовалась Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р.Пантилеева. Результаты исследования показывают, что семья является одним из наиболее значимых факторов, которые оказывают влияние на развитие самоотношения у подростков. Процесс развития самоотношения подростка во многом зависит от тех условий, которые складываются в неполных и полных семьях. В статье показано, что подросткам из неполных семей больше свойственна внутренняя конфликтность, самообвинение, склонность к самокопанию и рефлексии, протекающих на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе, чем подросткам из полных семей, для которых характерно ощущение ценности собственной личности, положительная оценка себя.
развитие самоотношения
подростки
неполные семьи
1. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. – М.: Смысл, 1993.
2. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.
3. Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1983.
4. Фонталова Н.С. Самоотношение и его психолого-педагогическая коррекция у подростков из неполных семей: дис. …канд. психол. наук. – Иркутск, 2004.
5. Чевачина А.В., Бабина Т.С. Влияние стиля материнского воспитания на развитие самоотношения у младших подростков // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.
По изучению самоотношения личности в психологической литературе за последние годы накоплен немалый опыт. Проблема самоотношения личности рассматривается в рамках различных психологических школ. Этим объясняется существующая разноплановость взглядов на изучение самоотношения, его структуры и роли в становлении личности [2]. В литературе по проблеме до сегодняшнего дня нет единого определения такого феномена, как самоотношение. Также не выявлены механизмы, с помощью которых неполная семья воздействует на развитие самоотношения подростков.

Учитывая имеющиеся в современной психолого-педагогической литературе научные подходы, мы понимаем самоотношение как «...эмоциональный компонент самосознания, как выражение смысла «Я» субъекта» [4].  Структура самоотношения включает в себя три более крупных эмоциональных измерения: «самоуважение», «аутосимпатия» и «самоуничижение», которые, в свою очередь, свидетельствуют о положительном или отрицательном отношении личности к себе в целом [3].

Целью исследования явилось изучение особенностей развития самоотношения у подростков из неполных семей по сравнению со сверстниками, воспитывающимися в полных семьях.         

Исследование было проведено на базе МБОУ СОШ № 94 г. Нижнего Новгорода в 2014 году. Нами обследовано 32 испытуемых из неполных семей (из них 17 девочек (53%) и 15 мальчиков (47%) в возрасте от 12 до 14 лет) и 30 испытуемых из полных семей (из них 14 девочек (47%) и 16 мальчиков (53%) в возрасте от 12 до 14 лет).

Эти данные наглядно представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Особенности состава семей испытуемых

Семья

Обследовано подростков

Всего

Мальчиков

Девочек

Полная

30

16

14

Неполная

32

15

17

Результаты исследования и их обсуждение.

Особенности развития самоотношения у подростков из неполных семей по сравнению со сверстниками, воспитывающимися в полных семьях, изучались нами с помощью Методики исследования самоотношения (МИС) С.Р.Пантилеева [1].

Обратимся к полученным результатам (Таблица 2).

Таблица 2

Уровень выраженности компонентов самоотношения у подростков из неполных и полных семей (в %)

 

Компоненты самоотношения

Уровень выраженности

п/п

Низкий

Средний

Высокий

Неполн.

семьи

Полные

семьи

Неполн.

семьи

Полные

семьи

Неполн.

семьи

Полные

семьи

1.

Закрытость

-

-

59

57

41

43

2.

Самоуверенность

27

3

42

54

31

43

3.

Саморуководство

9

-

46

38

45

62

4.

Отраженное самоотношение

24

3

52

57

24

40

5.

Самоценность

27

3

39

45

34

52

6.

Самопринятие

6

3

57

52

37

45

7.

Самопривязанность

12

10

36

33

52

57

8.

Внутренняя конфликтность

12

30

52

44

36

26

9.

Самообвинение

3

23

56

48

41

29

Мы видим, что на низком уровне развития по компоненту самоотношения «закрытость» нет ни одного подростка. Средний и высокий уровень имеют примерно равное количество подростков как из полных, так и из неполных семей. Можно предположить, что такой параметр, как полнота или неполнота семьи, не накладывает отпечаток на развитие самоотношения подростков по компоненту самоотношения «закрытость».

Иная картина наблюдается в распределении подростков по уровням развития остальных компонентов самоотношения. По компонентам «самоуверенность», «саморуководство», «отраженное самоотношение», «самоценность», «самопринятие» и «самопривязанность» мы видим, что большинство подростков из полных семей имеют высокий и средний уровни развития. На низком уровне развития этих компонентов находится всего 3% - 10% подростков из полных семей. Из неполных семей больше детей имеют низкий уровень развития вышеперечисленных компонентов (6% - 27%).  В целом меньшее количество подростков из неполных семей имеют высокий и средний уровень, чем их сверстники из полных семей.

А вот по уровню развития таких компонентов самоотношения, как «внутренняя конфликтность» и «самообвинение» мы видим противоположную картину. Низкий уровень развития этих компонентов имеют, соответственно, 30% и 23% подростков из полных семей, высокий - 26% и 29%. Подростки, воспитывающиеся в неполных семьях, демонстрируют низкий уровень в 12% и 3%, высокий - 36% и 41% соотвественно.

Для выявления статистически значимых различий между выборками было проведено сравнение по t-критерию Стьюдента. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Достоверность различий по компонентам самоотношения у подростков из неполных и полных семей (по t-критерию Стьюдента)

п/п

Компоненты самоотношения

Средние значения у подростков

из неполных семей

(в стенах)

Средние значения у подростков

из полных семей

(в стенах)

tэмп.

1.

Закрытость

5,24

5,19

0,13

2.

Самоуверенность

6,24

6,50

1,00

3.

Саморуководство

6,34

7,03

2,85**

4.

Отраженное самоотношение

6,17

6,21

0,14

5.

Самоценность

5,60

7,17

6,04***

6.

Самопринятие

6,48

7,21

2,87**

7.

Самопривязанность

6,57

7,11

1,99*

8.

Внутренняя конфликтность

5,61

5,06

2,00*

9.

Самообвинение

5,99

5,39

2,35*

Примечание:    * - при p ≤ 0,05;   ** -  при p ≤ 0,01;   *** - при p ≤ 0,001

Остановимся более детально на сравнении отличий самоотношения в группах детей, воспитывающихся в полных и неполных семьях. По шкалам, которые относятся к фактору второго порядка «самоуважение» (предполагает процесс оценки себя по сравнению с некоторыми социально значимыми критериями, нормами, эталонами - представлениями о благополучном и эффективном индивиде, заложенными в идеальный образ «Я» субьекта) [1], мы видим, что достоверные различия наблюдаются только по параметру «саморуководство» (tэмп. = 2,85; p ≤ 0,01). Этот параметр выше у подростков из полных семей. По параметрам «закрытость», «самоуверенность» и «отраженное самоотношение» статистически значимых различий между двумя группами подростков не наблюдается.

Интересным нам представляется то, что по шкалам, составляющим фактор второго порядка «аутосимпатия» (связан с самоотношением на основе эмоционального чувства привязанности и расположенности к себе) [1], достоверные различия выявлены во всех трех случаях: «самоценность» (tэмп. = 6,04; p ≤ 0,001), «самопринятие» (tэмп. = 2,87; p ≤ 0,01)  и «самопривязанность» (tэмп. = 1,99; p ≤ 0,05).  Во всех трех случаях более высокие результаты демонстрируют подростки из полных семей. Столь ярко выраженные различия между группами подростков из полных и неполных семей по фактору «аутосимпатия» дают основание предполагать, что наиболее благоприятное влияние на развитие аутосимпатии у подростков принадлежит тем семьям, в которых ребенка воспитывают оба родителя.

По шкалам «внутренняя конфликтность» (tэмп. = 2,00; p ≤ 0,05) и «самообвинение» (tэмп. = 2,35; p ≤ 0,05) также имеются статистически значимые различия. Причем у подростков из полных семей наблюдаются более низкие значения выраженности фактора второго порядка «самоуничижение», в который входят данные шкалы (фактор отражает негативное отношение к себе) [1]. Это значит, что негативное самоотношение в большей степени присутствует у подростков, воспитывающихся в неполных семьях.

Таким образом, сравнение средних значений компонентов самоотношений у подростков двух групп показало, что дети, воспитывающиеся в полных семьях, статистически достоверно оценивают себя как более уверенных, самостоятельных, волевых и надежных людей, достойных уважения. Они больше уверены в принятии и одобрении окружающих, оценивают себя как источник собственного развития в большей степени [5], чем подростки из неполных семей. Также подросткам, воспитывающимся в полных семьях, достоверно менее свойственна внутренняя конфликтность и самообвинение.

В целом, можно сделать вывод, что подростки из полных семей имеют более позитивное самоотношение, чем подростки из неполных семей.

Заключение.

Подросткам из неполных семей чаще свойственны такие черты, как внутренняя конфликтность и самообвинение, в большей мере они демонстрируют тенденцию к избыточному самокопанию, болезненной рефлексии, которые протекают на фоне негативного отношения к самим себе. Также им присущи негативные эмоции по отношению к собственной личности, а высокие показатели по такому компоненту в структуре самоотношения, как самоуничижение, сигнализируют о наличии общего негативного отношения к себе.

Подростки, развитие и воспитание которых протекает в полных семьях, демонстрируют ощущение собственной ценности, ценности своей личности для себя и для других. Они чаще оценивают себя положительно, по сравнению со сверстниками из неполных семей. Причем оценку себя они проводят, в первую очередь, по внутренним критериям: подчеркивают значимость духовной жизни, ценность богатого внутреннего мира, отмечают как важную для себя способность глубоко чувствовать и вызывать у других глубокие чувства.

Состав семьи по признаку «полная» или «неполная» является важным фактором, влияющим на формирование самоотношения подростков. Однако необходимо отметить, что процесс развития самоотношения подростка в некоторой степени зависит и от тех внутренних условий, которые складываются в неполных и полных семьях.

Рецензенты:

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, г. Нижний Новгород;

Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры социальной психологии и педагогики Нижегородского института менеджмента и бизнеса, г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Чевачина А.В., Сысоева С.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17036 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674