Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИЙ УСПЕХА В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Митин А.Е. 1 Верещагина Н.О. 2
1 1Федеральное государственное бюджетное учреждение «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры»
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
В статье рассматривается проблема повышения эффективности физкультурно-спортивной деятельности. В качестве возможного пути решения этой проблемы авторами предлагается использование гуманитарных технологий. В качестве обоснования этого решения приводится научный анализ деятельности в области физической культуры с позиции когнитивно-поведенческого подхода. В исследовании делается акцент на теории оперантного поведения, предложенной Б.Ф. Скиннером, которая позволяет сделать очень важные практические выводы для педагогического процесса, осуществляемого в области физической культуры. Конкретные проблемы, возникающие в процессе занятий физическими упражнениями, в работе предлагается решать при помощи педагогика успеха, являющейся воплощением идеи применения когнитивно-поведенческого подхода в образовании. В методике создания ситуаций успеха соблюдались следующие педагогические условия: доброжелательность; снятие страха; персональная исключительность; осмысленность; инструктирование. В результате анализа экспериментальных данных показана эффективность применения ситуаций успеха как средства гуманитарных технологий в процессе занятий физической культурой с младшими школьниками.
младшие школьники.
ситуации успеха
гуманитарные технологии
физическая культура
1. Антонов С.Г. Формирование выбора специализации в единоборствах: монография. – СПб.: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. – 147 с.
2. Барабанова В.Б. Место и значение спорта в системе современного мировоззрения // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: матер. науч.-практ. конф. - Ростов на Дону, 2008. - Т. 2. - С. 173-174.
3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создавать. – М., 1991. – 169 с.
4. Гладина О.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности младших школьников // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2009. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/518855/ (дата обращения: 22.12.2014).
5. Кесаревская Л.Н. Здоровье подрастающих поколений - базовая основа сохранения и развития интеллектуального потенциала // Дети и молодежь - будущее России: матер. науч.-практ. конф. – Вологда, 2008. – С. 469-473.
6. Ковальчук Ф.А. «Педагогика успеха»: педагогико-антропологическое содержание современного российского образования // Мир науки, культуры, образования. – 2010. - № 2. – С. 9-10.
7. Кондаков В., Гондарчук С. Управление формированием направленности личности студента на занятия физической культурой // Теория и практика физической культуры. – 2007. - № 9. – С. 15-18.
8. Митин А.Е., Филиппова С.О. Методологические основы применения гуманитарных технологий в физической культуре // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1; URL: www.science-education.ru/101-5353 (дата обращения: 22.12.2014).
9. Николаев Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа // Теория и практика физической культуры. – 2003. - № 8. – С. 2-9.
10. Ястребов В.В. Педагогический потенциал ситуации успеха // VIII региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области. - Волгоград: Перемена, 2004. – С. 64-68.

Современное  общество в большой степени преобразует как  окружающую  среду,  так  и самого человека. Все это с неотвратимостью приводит к важным изменениям во всех сферах жизни и деятельности человека. Как отмечает В.Б. Барабанова,  особое внимание при этом привлекают те сферы, которые наиболее тесно связаны с созданием условия для полноценного воспроизводства человека во всем богатстве его сущностных сил. Нет сомнения в том, что особое место в этом ряду занимают физическая культура и спорт, виды деятельности, выступающие в качестве средства преобразования природы человека как общественного индивида [2].

Однако, хотя физическая культура имеет свои особенности, в центре всех преобразований в этой сфере остается сам человек в его многообразных отношениях с миром природы и сотворенным миром «второй природы»,  т.е. обществом, поскольку сегодня практически вся совокупность социальных связей и феноменов базируется на качественно новых нормах, ценностях, правилах.

Традиционный подход к организации физкультурно-спортивной деятельности с различными группами населения давно вызывают серьезную критику отечественных ученых и педагогов-практиков. В этой связи ведется поиск путей оптимизации этого процесса, все большее признание получает парадигма приоритета личности в процессе освоения физкультурных ценностей, переориентация на технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе.

 По мнению Л.Н. Кесаревской, главным отличием личностно-ориентированного подхода является формирование и развитие принципиально новых комфортных, ситуативно-адекватных, безопасных для самого человека и для общества способов взаимоотношений субъектов образовательного процесса и способов совместной деятельности, методов обучения, видов и способов педагогического воздействия, на основе личностного компонента, являющегося системообразующим в педагогическом процессе в области физической культуры [5].

К сожалению, сегодня  образовательные практики в области физической культуры в учебных заведениях функционируют недостаточно эффективно, так как строятся на устаревших подходах к конструированию взаимодействия педагога и занимающихся. Именно поэтому ряд исследователей акцентируют внимание на том, что применение современных инновационных технологий, изменение содержательной сущности физического совершенствования занимающихся должны быть основаны на использовании комплексной информации, позволяющей учитывать не только их гендерные и возрастные различия, но и их индивидуальные особенности.

Рассматривая перспективы развития физической культуры, Ю.М. Николаев отмечает, что эпицентром является человек (а не внешние ее формы, компоненты: физкультурное образование, физкультурная спортизация, физкультурная рекреация, физкультурная реабилитация, физкультурная адаптация и т.п.), а определяющей должна выступать ее человекотворческая функция. Ведь именно человек есть объект и субъект культуры [9].

Личностно-ориентированное обучение на занятиях физическими упражнениями осуществляется через педагогическое взаимодействие, которое рассматривается как целостная система, состоящая из внутренних компонентов (ценностные ориентации, система мотивов, отношений и т.д.) и внешних (различные аспекты поведения).

Именно поэтому актуальным является изучение возможности применения гуманитарных технологий в области физической культуры.

Постановка проблемы. Специфической чертой гуманитарных технологий является то, что они приводят к изменению поведения человека. В этой связи гуманитарные технологии могут быть эффективны в различных видах физкультурно-спортивной деятельности. В случае их применения создается такая ситуация, при которой сами занимающиеся осуществляют выбор своего поведения. Их действия в физкультурно-образовательной среде совершается не по принуждению, а по их желанию. При грамотно выстроенных педагогом гуманитарных технологиях занимающиеся физическими упражнениями осознают перспективность предлагаемого им поведения.  Главным инструментом влияния педагога на занимающихся является знание его интересов, мотивов, потребностей, которые они хотят реализовать в двигательной деятельности, присущих им реакций на ту или иную ситуацию в процессе занятий физическими упражнениями.

Поведение человека является предметом поведенческого подхода в психологии. На сегодняшний день поведенческий подход представляет собой обширный сочетание различающихся между собой исследовательских тенденций, объединяемых лишь общим вниманием к «человеческому фактору», к поведению людей, которое, однако, трактуется в разных вариантах по-разному.

В рассмотрении  проблемы гуманитарных технологий большое значение представляет  теория оперантного поведения, предложенная Б.Ф. Скиннером. По его мнению, «поведение человека следует модифицировать таким образом, чтобы он стремился не к избеганию наказания (что может оказаться позитивным подкреплением и для преступника), а к избеганию ситуации, чреватой наказанием. Именно этот тезис о «мягком влиянии» является основным в гуманитарных технологиях [8].

Решая разные задачи в области физической культуры, исследователи в той или иной степени используют в своих методиках поведенческо-когнитивный подход.

Так, например, С.Г. Антонов предлагает использовать индивидуально дифференцированные технологии научения, учитывающие особенности мотивации и степень персональной спортивной пригодности занимающихся спортивными единоборствами [1].

В. Кондаков, С. Гондарчук, обращают внимание на то, что декларативные заявления и призывы к необходимости, обязательности и напоминания о пользе занятий физическими упражнениями не находят отзвука в сознании обучающихся. Успех может принести лишь соответствующая организация их деятельности, придание ей личностно значимого смысла. Положительные эмоциональные переживания при этом должны быть связаны с осознанием собственных успехов и достижений, удовольствием от самого процесса деятельности [7].

Олицетворением применения когнитивно-поведенческого  подхода в образовательном процессе является педагогика успеха. В последние годы большое внимание уделяется педагогике успеха. Проблема создания ситуации успеха нашла свое отражение в работах А.С. Белкина [3] и др.

Ф.А. Ковальчук  указывает на то, что в ситуациях успешности чувство удовольствия формируется не только как удовольствие, получаемое от достигнутого результата, но и от самого движения к нему. Без этого эмоционального состояния невозможно высокие достижения в ситуации школьной жизни квалифицировать как успех. По мнению автора, у учащихся важно развить трудолюбие, тогда факт успеха будет рассматриваться в качестве удовольствия и награды за настойчивость, упорство, труд, веру [6].

Педагогика успеха свою основную идею связывает с формированием у человека самостоятельности, с чувством собственного «Я». Осуществление этой идеи приводит к тому, что человек готов успешно реализовать поставленные задачи, не рассчитывая на помощь других.

Основное содержание исследования. В логике представленных идей было проведено исследование, целью которого было формирование положительного отношения младших школьников к уроку физической культуры на основе ситуаций успеха.

В исследовании приняли участие 70 учащихся 2-х классов 456 школы Санкт-Петербурга (36 чел. - экспериментальная группа, 34 чел. - контрольная группа).

До начала эксперимента оценивалось преобладающее настроение учащихся по тесту-опроснику «Оценка настроения». В этом опроснике предлагается 21 вопрос, на которые следует дать ответ, исходя из 3 вариантов: «да», «нет», «наоборот» (противоположное чувство). По ответам составляется мнение том, какое настроение преобладает в момент обследование: обычное, позитивное (эйфорическое) или негативное.

Исследование показало, что в экспериментальной группе треть школьников (33,3%) испытывают радостные чувства на уроке физической культуры. Сильно выраженное эйфорическое состояние наблюдалось у 5 школьников (3 мальчиков и 2 девочек), которые имели лучшие достижения в выполнении физических упражнений. У половины учащихся (50 %) преобладало обычное (нейтральное) состояние.

У 2 мальчиков и 4 девочек было выявлено негативное отношение к уроку, что выражалось в их настроении. Эти школьники имели низкий уровень достижений не только на уроке физической культуры, но и на других уроках. Только 2 девочки из этих школьников по другим предметам имели оценки «четыре» и «пять». Остальные, в большинстве своем, учились на «тройки». Все школьники этой группы имели низкий уровень физической подготовленности, трое - избыточный вес. Можно предположить, что неуспешность на уроке физической культуры усугубляло их общую неуспешность. 

Следует отметить, что и среди школьников с нейтральным и положительным настроением были ученики, которые по другим предметам учились посредственно. Но так как уровень физической подготовки их был достаточно высок, урок физической культуры предоставлял им возможность компенсировать неуспешность, которая наблюдалась на других предметах.

В контрольной группе были зафиксированы аналогичные результаты: позитивное настроение демонстрировали 32,4% школьников, 52,9% школьников нейтрально относились к уроку физической культуры и 14,7% - негативно.

Корреляционный анализ зависимости успеваемости школьников по физической культуре от отношения к уроку подтвердил результаты аналогичных исследований. Как у мальчиков (r = 0,612), так и у девочек (r = 0,674) наблюдается положительная связь между этими показателями.  

В процессе занятий с младшими школьниками применялись различные ситуации успеха. Методика создания ситуаций успеха у младших школьников на уроке физической культуры разрабатывалась на основе работ А.С. Белкина [3], В.В. Ястребова [10], О.В. Гладиной [4] и др. В методике создания ситуаций успеха соблюдались следующие педагогические условия: 1) доброжелательность; 2) снятие страха; 3) персональная исключительность; 4) осмысленность; 5) инструктирование.

Одним из ключевых моментов методики было предоставление обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Для выбора предлагались физические упражнения из одних и тех же видов спорта, разного объема, разной сложности. Педагог предлагал каждому школьнику самому выбрать то двигательное задание, которое ему больше нравится.

Не менее важным являлось и предоставление ученикам права выбирать, будет он выполнять упражнение на оценку или нет. Это снимает напряжение у тревожных детей. Школьник самостоятельно выбирает, когда он хочет, чтобы его оценили, а когда он будет выполнять физическое упражнение «просто так». Учащиеся младших классов, как правило, выбирают вариант «на оценку». Подбадривание педагогом учащихся содействуют воспитанию у детей уверенности в себе, повышению самооценки.

Для создания на уроке физической культуры ситуаций успеха целесообразно использовать проблемные ситуации, которые могут создаваться на всех этапах освоения двигательного действия. Оцениванию школьниками своих учебных достижений при подведении итогов урока способствует рефлексия.

В исследовании использовались типы ситуаций, предложенные А.С. Белкиным [3]:

1. Неожиданная радость. Неожиданная радость - это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. Приемы: «Лестница», «Даю шанс», «Исповедь».

 2. Общая радость. Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной. Общая радость - это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Приемы: «Следуй за нами», «Эмоциональный всплеск», «Обмен ролями», «Заражение», «Эврика», «Линяя горизонта».

А также их модификации, описанные в исследовании В.В. Ястребова: а) «авансирование похвалой», имеющая своей функцией создание у младших школьников установки на необходимость занятий физической культурой; б) «неожиданная радость», имеющая своей функцией эффективное включение учащихся в занятия физической культурой; в) «высокий полет», ориентированная на включение учащихся в самостоятельные занятия физической культурой [10].

После использования ситуаций успеха преобладающее настроение школьников экспериментальной группы на уроке физической культуры изменилось. Значительно увеличилось число школьников с позитивным настроением (55,5%). Негативное настроение было зафиксировано всего у двух учащихся (5,6%), при этом степень проявления негативного состояния значительно уменьшилась.

В контрольной группе значимых изменений не произошло (позитивное настроение - 38,2% школьников, нейтральное - 47,1% школьников, негативное - 14,7% школьников).

Следует отметить, что создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения. Так в экспериментальной группе до использования ситуаций успеха 68,7% школьников имели по предмету «Физическая культура» оценки «четыре» и «пять». По окончании исследования процент таких учащихся вырос до 88,4. В контрольной группе прирост успеваемости был незначительный (до - 70,6%, после - 76,5%).

В заключении можно отметить следующее. Смена образовательных ориентиров в области физической культуры определяет целесообразность формирования такой среды, в которой бы взаимодействие участников физкультурно-образовательного процесса осуществлялось на основе «субъект - субъектных» отношений и рациональное регулирование педагогом поведения занимающихся воспринималась ими как построение позитивной перспективы.

Гуманитарные технологии, которые лежат в основе педагогики успеха, могут способствовать повышению эффективности занятий физическими упражнениями с младшими школьниками посредством конструирования педагогом ситуаций, в которых каждый занимающийся мог бы проявить свои способности. Такое, так называемое «мягкое» влияние состоит и в том, что создаваемая педагогом ситуация «высвечивает» для занимающегося положительные стороны предлагаемого педагогом поведения. Таким образом, педагог и занимающийся становятся союзниками, соратниками в реализации педагогической задачи.

Рецензенты:

Станкевич П.В., д.п.н., профессор, декан факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, г.Санкт-Петербург.

Чурганов О.А., д.п.н., профессор, начальник отдела медико-биологических спортивных технологий Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры, г.Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Митин А.Е., Верещагина Н.О. СОЗДАНИЕ СИТУАЦИЙ УСПЕХА В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17010 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674