Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Казыханов Р.Р. 1
1 ФГБОУ ВПО "Уфимский государственный университет экономики и сервиса"
В статье определены и обоснованы приоритеты, роль и задачи промышленной политики в устойчивом развитии малых и средних производственных предприятий. Дана оценка современной ситуации, характеризующей развитие малого и среднего промышленного предпринимательства в России и в регионах в условиях «санкционного давления» на экономику. Выявлены ключевые факторы, обуславливающие низкую долю малого и среднего бизнеса в промышленности. Определены приоритетные направления, формирующие благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства в промышленном секторе, представлен обзор наиболее успешных региональных практик в части развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства – региональных центров инжиниринга, используемых ими инструментов и практик в части консультационной, производственно-технологической и образовательной поддержки производственного предпринимательства.
регион.
инновации
конкурентоспособность
приоритеты
промышленная политика
малый и средний бизнес
1. Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Соотношение промышленной и конкурентной политики // Информационно-аналитический бюллетень. – 2003. – № 39.
2. Ивантер В.В. Будущее российской экономики: прогноз структурных изменений // Режим доступа: http// webserv2/intra/econom/19-09/6htm
3. Павленко Ю. Г. Экономический успех страны и ее конкурентоспособность в глобальной экономике // Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкуренто-способности / отв. ред. ак. Д. С. Львов, д.э.н. Д. Е. Сорокин. – М.: Наука, 2005. – C. 45.
4. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2013 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.nisse.ru/business/article/article_2131.html, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
5. Данные официального сайта Министерства промышленности и инновационной политики РБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minpromrb.ru/bashkortostan.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства продолжает оставаться одной из приоритетных задач развития российской экономики. В настоящее время именно субъекты малого и среднего предпринимательства  являются потенциальными точками экономического роста регионов и при эффективном регулировании и должном внимании со стороны государства и местных властей, как раз развитие малого сектора экономики способно придать ощутимый импульс социально-экономическому развитию регионов. Именно средний и малый бизнес чаще всего создают стабильность в стране и регионах, обеспечивая налоговые потоки, которые гораздо меньше зависят от состояния и уровня всей мировой экономики. Средние и малые предприятиям гораздо гибче и адаптивнее, и в современных условиях им проще приспособиться к изменению конъюнктуры.

Особое значение и важность данная статья принимает в сложных экономических и геополитических условиях, когда Россия испытывает введенные США и Евросоюзом антироссийские санкции, и ответные защитные меры с российской стороны с новой остротой подняли вопросы высокой зависимости ряда секторов российской экономики от импорта товаров и технологий. Вместе с тем они создали российским производителям окно возможностей для более «агрессивного» импортозамещения. Российская экономика оказалась перед необходимостью за 1,5 года совершить рывок в повышении конкурентоспособности и импортозамещении, на который ранее потребовались бы многие годы. В этой связи становится актуальным вопрос о формировании новой промышленной и аграрной политики, которая должна обеспечить прорыв в повышении эффективности производства и учитывать как новые появившиеся вызовы, так и накопленный потенциал, при необходимости поворота в пользу открытой, действующей по мировым правилам экономики.

Соотношение уровня развития среднего и малого бизнеса в промышленности, а также приоритет структур крупного бизнеса – это важнейший вопрос промышленной политики. Сегодня уже становится понятно, что государственная промышленная политика в отношении предпринимательства будет эффективна настолько, насколько сможет обеспечить увязку целей и интересов государства и самого бизнеса.

На современном этапе развития экономики меняются подходы к пониманию и роли промышленной политики как фактора конкурентоспособности региональной экономики. По определению Ю.Г. Павленко, промышленная политика – стратегия, направленная на развитие и повышение эффективности промышленного производства, конкурентоспособности предприятий и продукции, обеспечение занятости населения. В широком смысле промышленная политика включает и меры по обеспечению конкуренции, развитию регионов, расширению кооперации и специализации производства, стимулированию эффективности и содействию внедрению новых технологий. В узком смысле промышленная политика может быть нацелена на поддержку конкретных отраслей, производств и отдельных проектов [3]. Основным методом реализации промышленной политики служит предоставление ограниченному числу участников национальной экономики дополнительных ресурсов (в том числе и путем изъятия посредством налогообложения у одних экономических агентов и перераспределения через бюджет в пользу других) [1,с.5]. Это делает акцент на создании определенных преимуществ для отдельных экономических агентов, что неизбежно сказывается на конкурентной среде, изменении конкурентных сил.

Доминировавшее понимание промышленной политики как определение государством приоритетных секторов в народном хозяйстве и фокусировке на них различных форм и мер поддержки (и прежде всего бюджетного финансирования) имеет различные интерпретации. Так, по мнению экономистов С.Б. Авдашевой и А.Е. Шаститко, «основная характеристика промышленной политики не вполне соответствует своему названию, если последнее трактовать как относящееся только к определенному набору отраслей. Вот почему, строго говоря, промышленная политика может существовать и в сельском хозяйстве, и в сфере финансовых услуг» [1, с.6].

Современная ситуация, характеризующая  развитие малого и среднего промышленного предпринимательства в России и в регионах,  оценивается крайне негативно. Выпуск продукции таких компаний составляет не более 21 процента от объема валового внутреннего продукта, в средних и малых производственных компаниях занято только 13 процентов экономически активного населения страны, что в несколько раз меньше, чем в развитых западных странах. Если говорить о структуре бизнеса малых и средних промышленных компаний, то она крайне неблагоприятна – оборот их составляет всего 28 процентов от общего оборота субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу значительного разнообразия и асимметрии социально-экономических условий для развития субъектов Российской Федерации особая роль в решении проблем и достижении стратегических задач развития промышленности принадлежит именно региональному уровню государственного и муниципального управления.

В настоящий момент на территории РБ действует 1352 производственных и сельскохозяйственных  предприятий – субъектов МСП с суммарной выручкой 86,8 млрд руб (без НДС, 2012 г), в том числе 26 % предприятий (по объему выручки) приходится на  долю сельскохозяйственных предприятий (725 предприятий с  выручкой 20,8 млрд руб), 74 % – на производственные предприятия (627 предприятий с выручкой 66,8 млрд руб),  в том числе 6 %  – химические.

 

Рис. 1. Структура отраслей субъектов МСП

           

Рис. 2. Структура субъектов МСП РБ в разрезе по отраслям, выручка и количество субъектов

Основная специализация сельскохозяйственных МСП – животноводство (32 %), выращивание зерновых и зернобобовых культур (28 %), смешанное сельское хозяйство (10 %) [4].

Обследования производственных предприятий в Республике Башкортостан выявили, что большинство из них (практически во всех отраслях обрабатывающей промышленности) испытывают: а) недостаток инвестиционных ресурсов для модернизации производства; б) нехватку квалифицированного персонала (причем как инженеров-технологов и конструкторов, так и рабочих кадров); в) неумение организовать инновационные процессы; г) низкий уровень знаний по внешнеэкономическим операциям, процедурам, взаимодействиям.

К ключевым факторам, обуславливающим низкую долю малого бизнеса в ВВП, следует отнести существование различного рода избыточных административных барьеров ведения предпринимательской деятельности и сложности с реализацией производимой продукции. Неблагоприятная инновационно-производственная структура МСП является следствием недостаточной инвестиционной и инновационной активности небольших промышленных компаний. 

При этом особенно на региональном уровне крайне важно понять, что в настоящее время развитием предпринимательства необходимо управлять. Если исходить из предположения, что процесс естественного развития бизнеса  подошел к некой критической точке своего развития, то, по всей видимости, со стороны органов власти требуются серьезные усилия по поиску и генерации нестандартных решений, способных переломить некую стагнацию в развитии малого и среднего бизнеса, наметившуюся в последнее время. Необходимость данного подхода продиктована, прежде всего, тем, что стандартные методы и модели поддержки развития малого предпринимательства фактически исчерпали себя и не дают серьезных результатов.

            Значит, требуются принципиально новые идеи,  предложения и усилия, которые смогут «завести» сектор малого и среднего промышленного предпринимательства и в перспективе будут способствовать его дальнейшему поступательному развитию. Сейчас достаточно много говорят о переформатировании работы по поддержке малого и среднего предпринимательства.  В этой связи нам  хотелось бы отметить, что речь должна идти не просто о поддержке данного сектора экономики, а о содействии ему путем формирования естественных благоприятных условий функционирования. То есть проводимая работа должна быть направлена не на размазывание имеющихся ресурсов по  отдельным, иногда аффилированным бизнес-структурам, а способствовать активному формированию общего стимулирующего институционального пространства, для осуществления эффективной предпринимательской деятельности в действующем правовом поле. Учитывая, что административные барьеры в осуществлении предпринимательской деятельности являются серьезным сдерживающим фактором развития, можно смело утверждать, что только по данному направлению в руках власти сосредоточен серьезный потенциал для наращивания качества содействия малому бизнесу.

К данному времени в экономике страны сложились и учитываются статистикой более 100 отраслей. Из них, по оценке директора Института народнохозяйственного прогнозирования В.В. Ивантера, 15 отраслей способны сохранять конкурентоспособность и обеспечивать ежегодный рост выше 10 %. Это отрасли инвестиционного машиностроения, химической промышленности, строительство, сфера финансовых услуг, отрасли средств связи и коммуникаций, науки и научного обслуживания. Тем не менее, как считает вышеуказанный ученый, только за счет этого ограниченного набора укрупненных отраслей невозможно обеспечить ощутимый рывок. «Существенную часть приращения экономической динамики должны дать изменения во внутриотраслевой структуре производства. Именно внутриотраслевая структура, внутриотраслевая конкуренция, внутриотраслевая специализация являются ключом к общему ускорению экономической динамики агрегированных отраслей и всей экономики. Главная проблема состоит в выявлении и стимулировании этих многочисленных, но весьма дисперсных точек роста» [2, с.2]. Именно такими точками могут стать малые и средние промышленные компании при соответствующем внимании со стороны государства.

На взгляд автора, данная позиция отвечает современным требованиям экономики,  и основные направления деятельности государства в реальном секторе экономики в настоящее время видятся в стимулировании инноваций, инвестиций и структурных преобразований, обеспечивающих в действительности рост конкурентоспособности как отдельных компаний, так и отраслей в целом.

В последнее время государством предпринимаются меры, направленные на формирование благоприятных условий для развития малого и среднего промышленного предпринимательства. В качестве наиболее масштабных мероприятий по стимулированию предпринимательской и инвестиционной активности в регионах можно отметить проекты Агентства стратегических инициатив – Национальная предпринимательская инициатива  («Дорожная карта») и Региональный инвестиционный стандарт. Данные проекты, по мнению их разработчиков, в случае полномасштабной реализации программных мер способны вывести промышленное предпринимательство на новый уровень развития. Одна из последних инициатив государства по поддержке производственного предпринимательства, прозвучавшая в ежегодном Послании Президента России Владимира Путина к Федеральному собранию,  появление в России Национальной технологической инициативы и инвестиционного лифта для компаний с высоким экспортным потенциалом. Ключевые тезисы данного послания лягут в основу разработки основных направлений поддержки МСП:

·                устранение административных барьеров и улучшение инвестиционного климата в России – дальнейшая реализация «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы, налоговые и надзорные каникулы для малого и среднего бизнеса, национальный рейтинг инвестклимата в субъектах Российской Федерации;

·                инвестиционный лифт и центр кредитно-страховой поддержки бизнеса;

·                национальная технологическая инициатива – появление Атласа новых профессий и разработка отраслевых технологических форсайтов;

·                кадровое обеспечение промышленности – подготовка кадров по перспективным рабочим и инженерным профессиям.

        Значительные перспективы для развития малых и средних промышленных компаний дало создание региональных инжиниринговых центров, реализуемых на принципах частно-государственного партнерства. На настоящий момент 12 регионов России представляют 20 успешно действующих или находящихся в стадии становления центры, функционирующие в различных областях промышленности. Основная цель таких центров – предоставление субъектам МСП полного цикла работ и услуг в области проектирования и дальнейшего продвижения инновационной продукции и разработок. Создание инжиниринговых центров станет перспективной  основой сотрудничества реального сектора экономики,  малого и среднего бизнеса и образовательных структур. В Республике Башкортостан в настоящее время действуют 2 региональных инжиниринговых центра – кластер малотоннажной нефтехимии,  который объединил  10 предприятий МСП и 2 государственных предприятия из Уфы, Стерлитамака, Салавата и Октябрьского. Координатором кластера является Министерство промышленности РБ. Также действует «Инжиниринговый Центр Биотехнологий», созданный на базе ГБУ РБ «НИТИГ АН РБ». В рамках мероприятий региональных инжиниринговых центров малым и средним промышленным компаниям предоставляются инженерно-исследовательские, консультационные услуги по разработке технологических процессов, технологических карт, технологий оборудования производства;  по коммерциализации НИОКР (продвижение и внедрение новых технологий на производственных предприятиях); ведется информирование производственных предприятий МСП о мерах государственной поддержки (в целевом сегменте) и услугах РЦИ РФ, некоммерческих и общественных организаций по трансферту технологий [5].

Представляется, что перевод данного сектора экономики в фазу стабильного развития, характеризующееся увеличением вклада малого и среднего производственного предпринимательства в устойчивое социально-экономическое развитие страны и регионов, требует

Рецензенты:

Ахтариева Л.Г., д.э.н., профессор, профессор кафедры инновационной экономики института экономики, финансов и бизнеса Башкирского государственного университета, г. Уфа.

Назарова У.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономики труда, предпринимательства и маркетинга Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте РБ, г. Уфа.



Библиографическая ссылка

Казыханов Р.Р. РОЛЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17001 (дата обращения: 21.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252