Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДИФИКАЦИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА НА СЕЛЕ

Федорова Л.П. 1 Савруков Н.Т. 1 Николаева А.В. 1
1 Чебоксарский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации»
Выделен ряд определений сущности и значимости семейного бизнеса: выполняет не только экономическую, но и социальную функцию, так как на них трудятся и пенсионеры, и студенты, и инвалиды, которым не просто было бы найти работу на общих условиях; семейное предприятие — пример экономического субъекта, изначально ориентированного на долгое существование; основы семейного бизнеса заложены в исторических национальных традициях и навыках ведения собственного дела, а также в специфических особенностях сложившихся отношений в различных отраслях деятельности (например, в сельском хозяйстве) и др., разработаны направления активизации предпринимательской деятельности на основе комплексного подхода к развитию территорий, четкого взаимодействия органов власти в разработке, согласовании и реализации региональной и местной стратегии развития экономики в целях формирования предпринимательства как решающего фактора развития села и использовании местных ресурсов.
модификация
семья
семейный бизнес
село
экономика
социальная функция
комплексный подход
1. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер /Избранные произведения. - М.: Прогресс, 2000. -258 с.
1. Волков Д.А. Проблемы семейного бизнеса на разных этапах его жизненного цикла // Российское предпринимательство. - 2011. - № 4 - Вып. 1 (181). - c. 59-64.
2. Всероссийская сельскохозяйственная перепись в Российской Федерации на 1 июля 2006 г.: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения 11.11.2013 г.)http://www.gks.ru/news/perepis2006/totals-osn.htm
3. Климантова Г. И. Проблемы семьи в системе социального партнерства : [о работе Национального общественного комитета "Российская семья" и Российского государственного социального университета] / Г. И. Климантова / / Национальные проекты. - 2007. - N 10. - С. 69-71 8
4. Склярова Ю.М., Скляров И.Ю. Развитие предпринимательства и производства малых форм хозяйствования на селе. // Российское предпринимательство. - 2013. - № 19 (241). – с. 13-23.
5. Федеральный Закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». - //ИА «ГАРАНТ». - Режим доступа: www.garant.ru.
В изменившихся экономических условиях и региональной дифференциации в отношениях государства и бизнеса возросла значимость семейной политики. Современные тенденции в деле поддержания семейной экономики связаны не только с социальной политикой, но и с вопросами формирования стабильности экономики и условий ее развития в регионах. Это касается и сельской местности, где экономическая политика развития АПК и фермерства и ее результативность (последствия) тесно связаны с проводимой государством социальной политикой. Проведенные исследования свидетельствуют, что качественное развитие территории во многом зависит от уровня развития бизнеса, в том числе и малого, а также уровня жизни населения. Семейная экономика зачастую формируется благодаря государственной поддержке, социальных гарантий и услуг, но и возможности для самозанятости и семейного бизнеса могут оказать более весомую роль в развитии семейной экономики, поскольку социальные гарантии решают текущие проблемы, а традиционное трудоустройство, особенно матерей с двумя и более детьми затруднено в силу многих обстоятельств. В этой связи оказывается перспективным источник доходов на основе собственного труда, создания гарантий экономического и социального роста семейной экономики, трудового воспитания детей и обеспечения возможности их будущих трудовых навыков. Семейная экономика может стать хорошей платформой для организации семейного бизнеса. В России исторически бизнес зарождался в форме семейного предпринимательства. Многовековые традиции семейственности в России начали возрождаться в современный период. Ведь развитие предпринимательства в целом при благоприятных условиях существования и возрождающегося семейного бизнеса могут стать гарантией стабильности экономики и ее доходности. При реализации эффективной государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства именно семейный бизнес, как форма сначала малого предприятия, а затем среднего и крупного, могут обеспечить переток инвестиций в наиболее важные сферы, гарантируют преемственность поколений и эффективное применение собственных ресурсов. Семейное предпринимательство может стать основой рыночных структурных преобразований во многих отраслях. Проблемы успешной конкуренции связаны с самой природой семейного бизнеса. В семейном бизнесе становится совершенно иной политика по отношению к родственникам, работающим в компании. Если для большинства корпораций подобная практика создает угрозу эффективности и способствует снижению конкурентоспособности, то семейный бизнес рассматривает участие членов семьи как положительный фактор, создающий дополнительные конкурентные преимущества. Действительно, с приходом новых членов семьи в компании возрастает число носителей семейных традиций, идеологии, увеличивается число людей, осуществляющих неформальный контроль [2, с 60].

Семья является одной из древнейших форм хозяйственной организации, уникальной в своем роде со своим социально-правовым статусом. Именно в семье как институте социализации закладываются основы личности и формируются семейно-правовые ценности. Индивиду и его семье оказывается помощь и социальная поддержка со стороны государства. Семейные отношения предполагают солидарность и взаимопомощь, как материальную, так и моральную, на различных этапах жизненного цикла. Этими же отличительными аспектами можно охарактеризовать и семейную экономику, связанную с этапами становления и функционирования семейного бизнеса при его наличии. Проблемы семейной гармонии, возникающей на этапе зрелости семейного бизнеса, зачастую связаны со спецификой корпоративного управления и его влияния на семейную культуру. Семейность предполагает вовлеченность большинства либо некоторых членов семьи в управление компанией, а также возможность распределения прав собственности и управленческих функций как между отдельными ее членами, так и между поколениями собственников. Если компания, стремящаяся стать семейной, и не должна становиться предметом гражданского оборота, то, по крайней мере, доли в ней должны стать передаваемыми хотя бы в рамках узкого семейного круга. Далеко не всегда такой переход осуществляется гладко. Зачастую собственник считает, что сам факт введения в управление компанией членов семьи позволит обеспечить в будущем легкость передачи молодому поколению власти и ответственности за бизнес [2, с 62]. Так, еще Макс Вебер отмечал, что: «первоначально различия между семейным хозяйством и бизнесом не было. Такое разделение возникло постепенно на базе средневекового учета денежных счетов..., домашние расходы и деловые операции не разделялись...» [1, с. 56]. Секрет успеха семейного бизнеса заключается и в упрощенной системе коммуникаций высшего руководства за счет общей системы ценностей. Именно в силу наложения особенностей семейного бизнеса и «культурных особенностей» японский, а в большей степени азиатский, бизнес тяготеет именно к «семейному стилю», причем не только в рамках семейных фирм, но и в рамках корпораций [2, с. 62].

Проблемы формирования развитой и гибкой культуры тесно связаны с природой семейного бизнеса. При объединении семейных и деловых ролей создаётся особая атмосфера единения рационального бизнес-начала и эмоционального семейственного, что приводит в итоге развитию группового взаимодействия, целостному восприятию жизни, формированию и поддержанию общих ценностей. Система коммуникаций в семейном бизнесе отличается от формальных корпоративных коммуникаций, поскольку в семейном бизнесе все действительно построено на доверии и понимании. Перспективой для развития семейного бизнеса являются семейные ценности. В идеальном варианте в семейном предприятии совместно трудятся все члены семьи, они хорошо знают друг друга, либо лучше узнают в процессе совместного труда. Они доверяют друг друга, поскольку их связывает не столько материальные блага, а общий экономический интерес и совместные условия труда и быта. Объединяет их общесемейные ценности будущее благосостояние семьи, забота здоровье, общих благах, будущем своих детей. Каждый стремится делать то, что лучше получается, постепенно превращая собственные усилия в наиболее высокий результат, в виде объема выполненных работ для дальнейшего обмена, либо продажи и возможностей развития.

Итак, можно выделить ряд определений сущности и значимости семейного бизнеса: выполняет не только экономическую, но и социальную функцию, так как на них трудятся и пенсионеры, и студенты, и инвалиды, которым не просто было бы найти работу на общих условиях; семейное предприятие - пример экономического субъекта, изначально ориентированного на долгое существование; основы семейного бизнеса заложены в исторических национальных традициях и навыках ведения собственного дела, а также в специфических особенностях сложившихся отношений в различных отраслях деятельности (например, в сельском хозяйстве) и др. Стремление выжить за счет собственной трудовой деятельности, предприимчивости, не надеясь на поддержку со стороны различных властных структур, становится основой для поиска дополнительных возможностей увеличения личного или (и) семейного дохода [4, с. 38]. Для успешной реализации идей семейного бизнеса нужны продуманные шаги по организации управления, маркетинга, финансов и стратегии развития. В семейном бизнесе реализуются функции не только производителя товаров или услуг и работодателя, организатора рабочих мест, причем не только за счет собственных ресурсов семейных коллективов и наемных работников, но и гораздо более сложных функций: организатора процесса труда; налогоплательщика; контрагента, партнера или конкурента; участника финансового потока, заемщика капитала; представителя бизнес-сообщества, PR-агента, члена общественных организаций; активного субъекта взаимоотношений с властью, обществом, окружающей средой и мировым сообществом и т.п.

Семейная экономика и семейный бизнес выступают также участниками всех этих взаимоотношений. Разнообразие исполняемых семейным бизнесом функций предполагает и ответственность за их выполнение перед субъектами общественно-экономических отношений, а это и есть столь необходимая России в настоящее время социальная ответственность бизнеса перед обществом. В настоящее время бизнес, основанный и реализуемый на основе семейных связей, в основном осуществляется либо в форме индивидуального предпринимательства, либо общества с ограниченной ответственностью. В то же время, хотя предпринимательская деятельность осуществляется при активном участии других членов семьи, законы, регулирующие отношения в данной сфере, не охватывают всего многообразия правовых аспектов внутрисемейных отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности. В Законе РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» [утратило силу] в п. 8 была дана следующая трактовка индивидуального предприятия: «как предприятие, принадлежащее гражданину на праве собственности или членам его семьи на праве общей долевой собственности, если иное не предусмотрено договором между ними». В данном определении индивидуальное предпринимательство выступало формой семейного бизнеса, хотя таковым и не являлось. В этой связи следует отметить, что до сих пор нет правового статуса семейного бизнеса, его юридического определения предпринимательства. Необходимо принятие Закона «О семейном предпринимательстве», в котором были бы закреплены правовые основы деятельности семейного предприятия, его функции и особенности функционирования, правовые гарантии взаимоотношения внутри и во внешней среде и другие специфические аспекты семейного бизнеса. Это особо актуально для решения задач ускоренного развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, что в сою очередь выступит фактором дальнейшего углубления демократических преобразований и либерализации экономики, повысит перспективы самозанятости и создания новых рабочих мест, а также в итоге обеспечит повышение благосостояния населения и общества в целом.

Особое значение и важность приобрел семейный бизнес в условиях сельской местности. Создание и развитие аграрного сектора предусматривает широкое развитие семейных крестьянских хозяйств. В Федеральном Законе от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [6], было дано определение, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность, основанную на их личном участии.

Одним из примеров демонстрации результативности семейного бизнеса являются приусадебные хозяйства, дачные кооперативы, в рамках которых в 1990-е гг. решались многие вопросы семенной экономики, создавались условия для обеспечения семьи собственными экологически чистыми продуктами труда. В общем понимании работа на даче или в поле у своего дома не считалась бизнесом. А ведь этот огород порой являлся единственным средством для содержания и пропитания семьи, а также источником дохода или заработка. Хотя хозяин-собственник превращается в своего рода безработного, кому не положены никакие льготы и социальные пособия. Не говоря уже о том, что дачнику, работающему от зари и до зари на личном подсобном хозяйстве, раньше не давались и кредиты в банке, помощь и поддержка были нужны всегда. Несомненно, имеется весомый вклад собственников личных хозяйств в развитие сельского хозяйства поселений, но никто не выдаст льготного кредита на развитие домашнего хозяйства и семейные хозяйства так и продолжают существовать в незарегистрированном правовом поле. Отсюда вытекают проблемы: отсутствие заготовок и снабжения, низкие закупочные цены; трудности в реализации продукции на рынках по разумным, превышающим затраты, ценам.

В целом по РФ по состоянию на 1 июля 2006 г., по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи [13], насчитывалось 59,2 тыс. сельскохозяйственных организаций и предприятий, 253,1 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 32 тыс. индивидуальных предпринимателей, 22,8 млн. личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан и 80,3 тыс. некоммерческих объединений граждан, включающих около 14 млн. участков; выявлено 1,5 млн. (8,5 %) хозяйств с заброшенными земельными участками. Деревни стареют и умирают не только на севере, но и на юге. Такими результатами если не воспользоваться, то можно и не переломить кризисную ситуацию в сельском хозяйстве. Это следует учесть при разработке стратегии развития сельских территорий. Создание малых форм хозяйствования и выбор вида предпринимательской деятельности зависит от особенностей нормативного регулирования, экономического потенциала и содействия органов местного самоуправления развитию бизнеса. При этом созданием благоприятной социально-экономической сферы для малого бизнеса решаются многие проблемы на селе. В целом выполнение государственной политики в области аграрного сектора экономики, обеспечение права производителей на справедливый доступ к средствам производства, ресурсам и произведенной продукции повышает эффективность деятельности КФХ. В этой связи развитие малых форм хозяйствования и активизация предпринимательской деятельности возможны при создании благоприятных условий функционирования и цивилизованных межхозяйственных взаимоотношений, а также нормализации социальной сферы на селе [5, с. 15]. Надо отметить, что сельское хозяйство является традиционно пассивной отраслью экономики, сельское население слабо склонно к коммерческой деятельности, возможности государственной поддержки ограничены, медленная оборачиваемость капитала сдерживает приток частных инвестиций, проблема развития предпринимательства в сельском хозяйстве требует серьезной и срочной проработки в условиях ВТО. Проблемы роста активности предпринимателей в сельской местности наблюдаются не только в российских условиях, но и в развитых зарубежных странах. Вследствие относительной изоляции и самодостаточности сельские жители мало тяготеют к поиску новых направлений развития бизнеса, чем городское население. Семейные фермерские хозяйства в России только зарождаются, и должно смениться несколько поколений для того, чтобы они традиционно стали готовы к внедрению инноваций. Это снижает предпринимательские возможности и ограничивает предпринимательскую инициативу фермеров, занимающихся сельским хозяйством в условиях зонирование и исторически сложившейся специализации. А местное законодательство призванное развивать внедрение новшеств, зачастую затрудняет его распространение на протяжении нескольких лет вследствие нерасторопности, отсутствии денег, множественных согласований, а зачастую просто из-за отсутствия желания помогать. Для этого требуется полная проработка всего социально-экономического механизма хозяйствования на селе, введение полноценного местного самоуправления с делегированием соответствующих полномочий, проработкой нормативного регулирования и механизма хозяйствования малого бизнеса в сельском хозяйстве [5, с. 18]. В настоящее время актуальным для фермерских хозяйств является поиск способов выживания, устойчивого развития и повышения эффективности производства, что возможно при объединении в ассоциации и кооперативы с учетом всех экономических и социальных интересов. Такую организационную и консолидирующую функцию должны взять на себя органы местного самоуправления.

Сельское предпринимательство более эффективно будет развиваться в тех районах, где налажено два подхода к развитию в кардинально важных взаимодействиях власти и бизнеса: децентрализованный подход «снизу-вверх» и централизация «сверху вниз». Использование подхода «сверху-вниз» обеспечивает эффективность предпринимательской деятельности с учетом местных условий, а подхода «снизу-вверх» создает условия для успешной предпринимательской инициативы в сельском сообществе. На тех территориях, где комплексно используются эти два подхода, предпринимательство гармонично развивается и делает большой вклад в развитие экономики и социальной сферы сельских районов [5, с. 22].

Перечисленные направления активизации предпринимательской деятельности требуют обязательного комплексного подхода к развитию территорий, четкого взаимодействия органов власти в разработке, согласовании и реализации региональной и местной стратегии развития экономики. Только при этих условии предпринимательство может не только стать решающим фактором развития села и использовании местных ресурсов, но и может выполнять роль в социально-экономическом развитии села и активно участвовать в социально-значимых направлениях. С другой стороны, семейное предпринимательство, как и российский бизнес в целом испытывает множество проблем. Основной из них является нестабильность среды, подрывающая устои семейного предпринимательства, и правовой незащищенности при ведении бизнеса. Наряду с экономическими проблемами, обостряются и социальные проблемы. Развитие стабильного сектора семейного предпринимательства в российской экономике может выступать как одна из антикризисных мер, поскольку именно средний класс способен удержать общество в состоянии стабильности в течение долговременного периода. Наряду с этим семейный бизнес в перспективе обеспечивает реализацию стратегии ускоренного экономического роста. Поэтому гибкая политика в отношении развития семейного предпринимательства в России является необходимым условием социально-экономических преобразований. Поскольку в решении комплекса социально-экономических задач семейных бизнес обеспечивает самозанятость, создание дополнительных рабочих мест, вовлечения дополнительных ресурсов в предпринимательский сектор экономики, а также может создать предпосылки для инновационного развития экономики.

Заинтересованность в экологической чистоте на уровне как регионов, так и всей страны не только продуктов, но и мест проживания способствует развитию сотрудничества государства и бизнеса в реформирование жилищно-коммунального сектора как среды обитания. Политика в этой области пока малоэффективна. Так как большинство строительных компаний - частные. Конституционные положения о праве на жилье граждан России остаются декларативными. Государственные гарантии не распространяются на частное строительство. Строительный кодекс РФ сократил возможности контроля над жилищным строительством со стороны государственной власти, что является нарушением баланса частных и государственных интересов в этой сфере. Государство заинтересовано в строительстве низко затратного социального жилья, но нормы обеспеченностью жильем пока еще низкие. Нам представляется, что такую возможность тоже не нужно упускать. Если предприятие оплачивает часть размера приобретенного жилья, то остальное пространство может оплатить сам работник, или привлечь ипотечный кредит. В этом случае появляется гарантия постоянства трудоустройства, и работник будет простимулирован дополнительно, тем, что проработав, например, три года на постоянном месте работы при отсутствии замечаний работодателя и других условиях, ему представится возможность улучшить свои жилищные проблемы таким образом. Этот вопрос уже эффективно решается на селе. Возможность получить льготное жилье и сформировать собственное жилищное пространство служат достаточно эффективным стимулом для работы на селе, «закрепляет» молодого специалиста на рабочем месте и стимулирует оформление на работу по самым востребованным на селе специальностям. Это также способствует появлению семьи и детей и взращивает ответственность за их и свое будущее у молодежи.

Рецензенты:

Федоров В.Г., д.с.-х.н., профессор кафедры экономики, менеджмента и агроконсалтинга, ФГБОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия», г. Чебоксары;

Елагин В.И., д.э.н., профессор, зав. кафедрой финансов, Чебоксарский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации», г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Федорова Л.П., Савруков Н.Т., Николаева А.В. МОДИФИКАЦИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО БИЗНЕСА НА СЕЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16948 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674