Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Бедрин В.С. 1
1 ФГКОУ ВПО «Волгоградская академия МВД России»
В статье обсуждаются дидактические функции современных информационных технологий в образовании, среди которых во взаимосвязи с задачами формирования информационной компетентности специалиста и организации эффективного процесса электронного обучения выделяется функция управления учебным процессом. Раскрывается общее назначение систем дистанционного педагогического управления учебной деятельностью, обсуждаются инструментальные возможности и преимущества организации обучения в вузе с использованием специальных программно-технических разработок – систем управления обучением. В рамках сравнительного анализа рассматриваются функции традиционного управления учебной деятельностью и новые варианты организации учебного процесса с применением апробированной в вузовской практике автором статьи системы управления обучением iTALC. В контексте оптимальности взаимодействия «преподаватель-курсант» определяются специфические характеристики организации обучения с использованием данной системы управления обучением. Приведены примеры других разработок, отвечающих требованиям оптимизации педагогического управления групповой деятельностью. Сделан акцент на индивидуализации образовательного процесса.
учебный материал
рабочая станция
дистанционные образовательные технологии
педагогический работник
информационные технологии
система управления обучением
дистанционное обучение
высшее образование
1. Гершунский Б.С. Философия образования. — М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 432 с.
2. Красильникова В.А. Концепция компьютерной технологии обучения. – Оренбург: ОГУ, 2008. – 42 с.
3. Пономарев В.Н. Информационные и педагогические технологии в образовательном процессе юридического вуза // Педагогическая информатика. - 2008. - № 3. - С. 46-49.
4. Системы управления классом. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://letopisi.org/index.php (дата обращения: 09.11.14).
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
6. Ходякова Н.В. Проектирование процесса подготовки профессионально компетентных сотрудников полиции с опорой на ситуационно-средовой контекст обучения / Н.В. Ходякова // Вестн. Волгогр. акад. МВД России.– 2011.– № 4.– С. 114–118.
7. Ходякова Н.В.Критерии оценки качества электронного обучения / Н.В.Ходякова // Информатика и образование. – 2014. – № 9. – С. 55-58.
Повышение качества образования на основе использования современных информационных технологий относится к числу важнейших задач по формированию информационного общества в России. При этом термин «современные информационные технологии в образовании» означает и объект изучения в вузе, и средства повышения качества профессиональной подготовки, и средства повышения эффективности научно-исследовательской деятельности в высшем образовании, и информационно-образовательные среды развития личности, и средства педагогического управления [1, 6].

Цель исследования: изучение и анализ инструментальных возможностей современных систем управления обучением в высшей школе и описание экспериментального опыта использования одной из таких систем.

Материал и методы исследования: изучение научной литературы по проблемам применения информационных технологий и инноваций в образовательном процессе высшей школы; сравнительный анализ наиболее распространенных систем управления обучением;  экспериментальная апробация программы iTALC в целях управления обучением.

Образовательные цели высшего образования ориентированы, в первую очередь, на подготовку высококвалифицированных (компетентных) специалистов в определенных областях деятельности. Так, например, при получении высшего юридического образования в ходе образовательного процесса с использованием современных информационных технологий будущий юрист должен приобрести следующие виды опыта:

  1. Операционную готовность к использованию информационных и коммуникационных технологий как в рамках обучения в вузе, так и в ходе дальнейшего образования (повышения квалификации, дистанционного обучения и т.п.).
  2. Мотивационную готовность к применению средств информатизации образования.
  3. Рефлексивную готовность к использованию информационных и коммуникационных технологий в целях самообразования.
  4. Готовность учиться в компьютеризированной среде.
  5. Готовность к применению средств информатизации с соблюдением правовых норм [3].

В настоящее время в качестве наиболее перспективной информационно-образовательной среды электронного обучения выступает среда дистанционного обучения. Согласно статье 16 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [5]. Специфической особенностью компьютеризированной среды дистанционного обучения является управление учебной деятельностью с помощью различных систем управления обучением.

Системы управления обучением позволяют педагогическому работнику эффективно организовать работу с обучающимися в компьютерных классах. Специально разработанное программное обеспечение поддерживает взаимодействие между педагогическим работником и обучающимися, работающими на рабочих станциях локальной сети. К данному классу программного обеспечения относятся разработки, которые поддерживают не только информационный обмен «педагог-обучающийся», но и организацию групповой работы в компьютерном классе, проведение автоматизированного контроля знаний и решение других задач педагогического управления обучением.

Идея подобных программных разработок заключается в том, чтобы, используя возможности локальной сети, педагогический работник в компьютерном классе мог, с одной стороны, максимально использовать традиционные методы обучения и управления учебным процессом, а с другой стороны, чтобы он и обучающиеся имели доступ к дополнительным образовательным сервисам и функциям, могли реализовать принципиально новые модели управления обучением. Остановимся на них подробнее.

Как показывает наш многолетний опыт использования системы управления обучением iTALC в процессе преподавания информатических дисциплин в Волгоградской академии МВД России, такая организация учебного процесса позволяет педагогическому работнику затрачивать меньше времени и сил на рутинные действия по управлению учебным процессом (например, таких, как: предъявление задания для выполнения на компьютере, проверка правильности решения задачи каждым обучающимся путем проверки тетрадей, в которых обучающимся сделаны соответствующие записи и т.д.) и более активно использовать возможность осуществлять постоянный мониторинг и удаленный контроль за всеми рабочими станциями, входящими в локальную сеть, руководить ходом обучения в группе, в том числе:

  • транслировать учебный материал с рабочей станции педагогического работника на большой экран, размещенный в компьютерном классе (в ситуациях повторения и обобщения пройденного материала, устных опросов);
  • транслировать содержимое экрана компьютера педагогического работника на мониторы рабочих станцийкак отдельно взятого обучающегося, так и всех обучающихся одновременно (когда необходимо оперативно дать пояснения или ответить на возникший у обучающегося вопрос);
  • демонстрировать содержимое экрана одной рабочей станции на экраны других обучающихся (это удобно в случае обнаружения у обучающегося типичной ошибки и ее комментирования);
  • производить запись видеороликов работы с компьютерными приложениями на компьютере педагогического работника (если преподавателю важно обучить последовательному выполнению действий с программой);
  • осуществлять передачу видеоинформации на компьютеры обучающихся;
  • удаленно управлять рабочими станциями обучающихся и блокировать все действия обучающихся на рабочих станциях (возможности завершить работу или перезагрузить операционную систему, запустить и выключить приложение, блокировать компьютер и действия с ним особенно имеют особое значение при необходимости коррекции «электронного поведения» обучающегося, его ошибочных действий, которые могут привести к сбоям в работе программы или компьютера в целом).

Заметим, что каждый обучающийся имеет свои индивидуальные особенности и способности к обучению по информатическим дисциплинам. Благодаря системам управления обучением эта проблема легко решается в части максимальной индивидуализации учебного процесса. При соответствующем сочетании аппаратных средств, программного обеспечения и уровня квалификации педагогического работника компьютерный класс становится местом, в котором каждый из обучающихся имеет возможность учиться в своем собственном стиле и темпе, при этом становясь самостоятельным, а педагогический работник может быстро определить, кто освоил материал, а кто нуждается в дополнительной помощи [2, 7].

Подчеркнем, что обучающихся необходимо научить, как, используя подручные учебные материалы, расположенные на каждой рабочей станции (например, электронные пособия и справочники, обучающие программы и т.п.), путем сотрудничества и общения с педагогическим работником в рамках дистанционного управления учебным процессом максимально эффективно решить все стоящие перед ними учебные задачи.

Заметим также, что преподаватель информатических дисциплин всегда выполняет ряд  организационных обязанностей, включая следующие:

  • удержание внимания обучающихся на выполнении практического задания;
  • постоянное перемещение по компьютерному классу, чтобы владеть ситуацией;
  • запуск приложений на каждой рабочей станции;
  • помощь обучающимся, которые в ней нуждаются [4].

Имеющееся на сегодняшний день программное обеспечение для систем управления обучением автоматизирует выполнение большей части этих функций, тем самым, снижая организационно-временные издержки и позволяя педагогическим работникам выполнять творческую работу - обучать.

Кроме уже упомянутой программы iTALC в качестве системы управления обучением в вузе можно использовать  разработки Acer Classroom Manager, E-Learning Class, Inspirus Classroom, LanDesk Classroom Manager, Lite manager, Netop School, Radmin, SMART Classroom Suite [4] и другие.

Таким образом, системы управления обучением, являясь посредником отношений «обучающийся - педагогический работник», «обучающийся - учебный материал в электронной форме» и «обучающийся - объект изучения», существенно оптимизируют взаимодействие субъектов образовательного процесса, меняют содержательную сторону их деятельности в плане усиления ее рефлексивных, мотивационных и креативных компонентов. А значит, способствуют повышению его качества.

Рецензенты:

Ходякова Н.В., д.п.н., начальник кафедры информатики и математики Волгоградской академии МВД России, г. Волгоград;

Овчинников В.А., д.п.н., начальник кафедры физической подготовки Волгоградской академии МВД России, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Бедрин В.С. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16862 (дата обращения: 24.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252