Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Николаева Л.В. 1 Слепцова Г.Н. 1
1 ГОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова»
Сложная социокультурная ситуация современных реалий жизни указывает на актуальность проблемы формирования толерантности у подрастающего поколения. Толерантность личности является необходимым качеством современного человека, условием безопасности и гарантии мира на Земле. Проведен теоретический анализ формирования толерантной личности. Толерантность формируется в процессе развития способности и готовности понимать ментальные особенности представителей разных культур, важное значение получает теория межкультурной коммуникации, включающая диалог культур, культуроведческую социологизацию образования, формирование социокультурной компетенции. Новыми направлениями теории межкультурной коммуникации являются лингвокультурология и лингвокультуроведение. изучающие связь языка с культурой. Рассмотрены нравственные ценности и критерии толерантности, включающие равноправие, взаимоуважение, открытость, интерес к культуре других народов. терпимость, сохранение, бережное отношение и развитие традиций, обычаев, сотрудничество и солидарность.
солидарность
сотрудничество
терпимость
взаимоуважение
равноправие
лингвокультурология
социокультурная компетенция
межкультурная коммуникация
толерантность
1. Воробьев, В.В. Лингвокультурология. Монография / В.В.Воробьев. – М.: Изд. РУДН, 1997 – 330с.
2.Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования //Педагогика. – 2002. - №7. - С.3 – 13.
3. Гуров, В.Н., Вульфов, В.Н., Галяпина, В.Н. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н.Гуров, В.Н.Вульфов, В.Н.Галяпина. – М.: Пед.общ. России, 2004 – 234с.
4.Николаева, Л.В. Межкультурная коммуникация и толерантность //Журнал «Педагогическое образование и наука». - №2. – М.: МАНПО. – 2008. – С.88 - 92
5. Риэрдон, Б.Э. Толерантность – дорога к миру / Б.Э.Риэрдон – М.: Изд.»Бонфи», 2001 – 302с.
6. Фурманова, В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам / В.П.Фурманова. – Саранск: Изд.Мор. унив., 1993. – 120с.
Обращение к вопросу формирования толерантности связано с проблемами общества, кризиса общественных отношений, которые негативно сказываются на воспитание ценностных установок подрастающего поколения. К сожалению, в наши дни мы отмечаем крайне обострившуюся политическую обстановку. Современные процессы глобализации и культурного многообразия ведут не только к прогрессу, но и к негативным проявлениям. Военные действия на Украине, межэтнические конфликты, теракты, беженцы - вот реальные события современной жизни. В этих условиях наибольшую актуальность приобретает проблема формирования толерантности у подрастающего поколения. Обучение ценностям и навыкам «жизни сообща» стало первоочередной задачей воспитания.

Цель статьи - рассмотреть теоретические основы формирования толерантности личности для распространения идей толерантности и методов ее воспитания во всех институтах социализации подрастающего поколения (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз и др.), что, по нашему мнению, является насущной необходимостью в сложившихся современных условиях.

Педагоги должны воспитывать в детях неприятие вражды между народами, межэтнических конфликтов, войн, терактов, насилия и агрессии. Это сложная задача в условиях нагнетания негативной информации из СМИ, когда дети видят с экранов телевизоров агрессию, военные действия, теракты, фильмы, в которых провозглашается культ силы и власти. Современные детские компьютерные игры тоже основаны на войнах, стрельбе, уничтожении противника. Перед образованием стоит сложная задача - противостоять негативным влияниям окружающей среды посредством духовно-нравственного воспитания, формирования духовных ценностей, культуры.

Осуществление этих ценностей в мировом сообществе составит основание «культуры мира». Любая культура по своей сути является результатом обучения. Воспитание - это обучение, в основе которого и в осуществлении которого лежат культурные ценности. В основе воспитания культуры мира лежат ценности мира, прав человека, демократии и, самое главное, толерантности.

Восприятие культурного многообразия и культурных различий ведет к пониманию необходимости равноправного диалога, основной задачей которого является обеспечение гуманных взаимоотношений представителей разных национальных культур, принятие принципов терпимости и культурного плюрализма [4].

Особая сфера теории и практики толерантности в современном мире - межкультурная коммуникация. По определению Фурмановой В.П. межкультурная коммуникация представляет собой диалог культур. Межкультурная коммуникация как диалог культур является способом общечеловеческого общения, который охватывает обмен информацией и культурными ценностями в контексте межэтнической коммуникации [6]. Основная задача межкультурной коммуникации на современном этапе развития общества заключается в том, чтобы активизировать гуманитарный потенциал, нацелить его на выработку и утверждение концепции приоритета общечеловеческих ценностей, сближение культур разных стран путем внедрения в сознание учащихся чувства единства и ценности нашей цивилизации [4].

Межкультурная коммуникация как диалог культур определилась в последние годы как отдельное научное направление в языковой педагогике. Во многих вузах ее изучают как отдельную дисциплину. Теоретической основой межкультурной коммуникации мы выделяем взаимодействие языка, культуры, личности.

Межкультурная коммуникация рассматривается как процесс общения (вербального и невербального) между коммуникантами, являющимися носителями разных языков и культур или совокупность специфических процессов взаимодействия людей, принадлежащих к разным культурам и языкам [1]. При этом важное значение имеет не только знание языка, но и знание межкультурных особенностей партнера по общению, представителя другой культуры. В процессе общения необходимо учитывать национально-культурные особенности людей, менталитет, иные обычаи, традиции, особенности поведения и этикета. Незнание данных межкультурных различий может привести к непониманию и даже обидам. Таких случаев в истории очень много.

Знание межкультурных особенностей и учет их в процессе общения входит в социокультурную компетенцию личности на уровне межличностного, межгруппового и межнационального общения. Теоретические проблемы межкультурной коммуникации и общения исследованы в работах М.М. Бахтина, В.С. Библер, В.В. Воробьева, М.С. Каган, Р. Ладо, В.П. Сафоновой, М.Р. Сингер, Е.И. Пассова, В.П. Фурмановой, М.М. Фомина, И.И. Халеевой, Г.А. Цукерман и др.

Для нашего исследования представляют интерес теория культуроведческой социологизации образования (Сафонова В.П.) и исследования по лингвокультурологии (Воробьев В.В.). Под культуроведческой социологизацией содержания образования по определению Сафоновой В.П. понимается усиление функций образовательных систем как средства передачи учащимся универсальных и национальных культурных ценностей на основе сопоставительного изучения языков и культур, их влияния друг на друга, взаимодополняемости в мировом процессе общечеловеческой культуры [4]. «Лингвокультурология - современная гуманитарная дисциплина синтезирующего типа, изучающая взаимосвязь и взаимодействие языка и культуры в его функционировании и отражающая этот процесс как целостную структуру единиц в единстве их языкового и внеязыкового (культурного) содержания при помощи системных методов и с ориентацией на современные приоритеты и культурные установления (система норм и общечеловеческих ценностей) [1]. Лингвокультурологическая компетенция означает не только знание значения понятий и слов, но и всей системы культурных ценностей, выраженных в языке. Таким образом, социокультурная компетенция синтезирует в себе наряду со знанием иностранного языка способность понимать и адекватно воспринимать культурные различия и особенности поведения представителей других культур, что является необходимым условием для формирования толерантности личности. Но не только при использовании иностранного языка, повсеместно в нашей повседневной жизни мы общаемся с представителями других культур из стран ближнего зарубежья, Китая, Украины, которые приезжают к нам в поисках работы, приюта и в качестве беженцев.

Социокультурная компетенция личности основана на ценностном отношении к языку как социальному явлению, как средству отражения национального и общечеловеческого в культурах народов соизучаемых языков, как средству межкультурного общения, обобщения знаний о восприятии мира различными этносами, народами в их духовной, материальной культуре и ее разнообразных формах существования. Именно поэтому так важно формировать у обучаемых социокультурную компетенцию, и, как результат, толерантность по отношению к другим народам.

Роберт Ладо в своей работе «Лингвистика поверх границ культур» подчеркивал, что обучение чужой культуре должно проводиться через сопоставление со своей культурой [4]. Человек, уважающий свою родную культуру, с уважением относится и к культурам других народов. Необходимо формировать у подрастающего поколения нравственные ценности, утверждающие чувство сопричастности, взаимоуважения, доброжелательности, учить основам человеческого общежития, отказа от насилия, поиска мирных путей разрешения споров и конфликтов.

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей, независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности ,взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям. Учебные цели воспитания толерантности достаточно масштабны, они предполагают не только усвоение содержания, но и формирование всех необходимых умений, имеющих отношение к утверждению ценности человеческого достоинства, а также к утверждению производных от толерантности ценностей.

Именно данными ценностями и определяется содержание знания, необходимого для практического осуществления толерантности. Воспитание толерантности предполагает формирование у учащихся навыков конструктивного отношения к любым проявлениям различий между людьми, к политическим разногласиям и социальным конфликтам.

Рассмотрим конкретные цели образования в духе толерантности в виде базовых целей:

- Стремиться к пониманию причин насилия и нетерпимости.

- Содействовать воспитанию, основанному на уважении к другим, особенно к малочисленным народам..

- Поощрять практику толерантного взаимодействия как средства утверждения мира, справедливости и уважения прав человека.

- Для противостояния дискриминации и национализма укреплять общение, поддерживать свободу выражения; развивать убежденность в том, что совершенное проявление толерантности - это уважение достоинства личности и политическая свобода.

- Готовить детей к жизни в меняющемся мультикультурном обществе. Для этого необходимо формировать установку на толерантность, на признание различных культур, которые выступают против разрушительных отношений и в которых уважение к человеку не зависит от пола, возраста, языка, от религиозной принадлежности, от политических мнений, национального или социального происхождения.

- Содействовать развитию мира, солидарности, взаимопонимания и сотрудничества между народами.

- Учиться противостоять позициям фанатизма любого вида. В спорах придерживайтесь дружественной и толерантной позиции и интонации как наилучшего способа достижения понимания между людьми.

- Способствовать тому, чтобы учащиеся поняли эффективность использования мирных способов решения проблем и конфликтов и отказа от насилия.

- Пробуждать в нынешнем поколении учащихся, которым предстоит отвечать за положение дел в стране и мире, чувства альтруизма, открытости, уважения к другому, солидарности, сопричастности.

В последней четверти XX века укоренился термин «мультикультурное образование». Существуют разные уровни понимания термина «мультикультурное образование». В буквальном смысле под мультикультурным образованием подразумевается индивидуальный процесс приобретения знаний, формирование отношения или поведения при взаимодействии с различными культурами. Очень часто мультикультурное образование рассматривается в более широком контексте для обозначения концепции мирного сосуществования людей, принадлежащих к разным культурам.

Мультикультурное образование исходит из фундаментального принципа, согласно которому у всех и каждого есть культура как стиль жизни, как совокупность менталитета, традиций, акцента, диалекта, стиля одежды и прически, кухни, правил поведения, нравственных и эстетических ценностей, образования, веры и др.

Цели мультикультурного образования:

- развитие способности критически воспринимать встречающиеся клише, стереотипы, относящиеся к другим людям и их культурам и выработку у детей, подростков и молодежи толерантного отношения к ним;

- развитие терпимости по отношению к чужому образу жизни и стилю поведения, основанной на понимании различий в разных культурах, которые могут привести к конфликтам между представителями различных социальных слоев.

Можно выделить определенные уровни мультикультурного образования: от знакомства с чужой культурой и воспитания терпимости к ней до анализа собственной системы ценностей и поиска новых образов поведения. Основные темы и вопросы мультикультурного образования в целях формирования толерантности личности: демократия, многообразие, права человека, единство, глобальное взаимодействие, долгосрочное развитие, власть, нетерпимость, дискриминация и расизм, миграция, многообразие идентичностей, патриотизм и космополитизм.

Мультикультурное образование развивает умения уважать и ценить ценности, взгляды окружающих, включая те, которые отличаются от привычных; уважать представителей различных этнических групп и т.д.

Будущие педагоги должны быть подготовлены к формированию у детей основ толерантности. С этой целью мы ввели в программу бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» курсы по выбору «Формирование основ толерантности у детей дошкольного возраста», «Педагогика межнационального общения», «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста», по специальности «Иностранный язык» ведется курс «Межкультурная коммуникация». В детских садах и школах проводятся различные мероприятия по формированию толерантности: фестивали дружбы, игры, тренинги, проекты по направлениям «Я - представитель своего народа», «Я - россиянин», «Я - гражданин мира», «Диалог культур», «Общение без границ» и многие другие.

Но следует отметить, что научное методологическое обоснование новых подходов и методов формирования толерантности и культуры межнационального общения в программах обучения и воспитания сегодня существуют отдельно друг от друга. Системе образования необходимы современные технологии для работы в поликультурном и полиэтническом обществе, в частности, учебно-методические пособия для учителей и родителей.

Таким образом, признание серьезности проблемы определяет необходимость поиска и разработки системы работы по формированию толерантности подрастающего поколения на основе связи теории и практики и объединения усилий всего общества.

Рецензенты:

Неустроев Н.Д., д.п.н., профессор, зав.кафедрой начального образования Педагогического института СВФУ, г.Якутск.

Прокопьева М.М.., д.п.н., проф. кафедры возрастной и педагогической психологии Педагогического института СВФУ, г.Якутск.


Библиографическая ссылка

Николаева Л.В., Слепцова Г.Н. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16860 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252