Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

РОЛЬ ВУЗОВ В ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Шарипов М.М. 1
1 Таджикский государственный университет коммерции
В статье рассматриваются теоретические основы и роль вузов в формировании и развитии инновационной экономики Республики Таджикистан. Автор считает, что важную роль в этих условиях играет инновационная инфраструктура, которая является основным инструментарием и механизмом инновационной экономики и является совокупностью взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, корпораций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем для эффективной инновационной деятельности и реализации инноваций в условиях конкретных территориальных преобразованиях. На основе анализа литературных источников автором доказано, что при формировании инновационной экономики значительно усиливается возможности вузов повлиять на научно-техническое развитие страны, решить проблему подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров. При этом автор считает, что в Республике Таджикистан, учитывая объективную потребность инновационного развития, становления инновационной экономики необходимо доработать существующую концепция подготовки кадров на период до 2020 года. В статье также выявлено роль Таджикского государственного университета коммерции в формирование инновационной экономики и развитие национальной инновационной системы Республики Таджикистан.
инновация
инновационная экономика
конкуренция
вуз
кадры
научно-технический прогресс
инфраструктура
подготовки и переподготовки кадров
1. Алибаева М.М., Курбонов Дж., Кабутов К. Научно-технический потенциал Республики Таджикистан. -Душанбе: НИПЦЕНТР, 2013. -175с.
2. Гантмахер В.Е. Создание мощного университета - одна из приоритетных задач на пути инновационного развития региона / В.Е. Гантмахер // Инновации. - № 1-2. - 2005. - С. 44.
3. Дынкина А.А., Иванова Н.И. Инновационная экономика. -М.: Наука, 2004. -216с.
4. Иванова, Н.И. Национальные инновационные системы / Н.И. Иванова. - М.: Наука, 2002. -115с.
5. Раджабов Р.К. Некоторые вопросы подготовки магистров в Таджикском государственном университете коммерции // Материалы ХХХ1Х межд. науч.метод. конф. «Качество высшего образования: факторы формирования конкурентоспособности выпускников». - Полтава, 2013. -С.74-77.
6. Раджабов Р.К., Факеров Х.Н., Нурмахмадов М., Саидова М.Х. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. - Душанбе: Дониш, 2007. – 544 с.
В условиях глобализации и углубления интеграционных процессов формирование инновационной экономики является особо актуальным, сложный, многоплановый и длительный процесс, затрагивающий интересы многих стран, регионов, предприятий и организаций, большего количества специалистов, работающих на них.

Основной функцией инновационной экономики является постоянное и непрерывное создание и реализация инноваций, развитие инновационной деятельности, достижения значительных результатов в конкурентной борьбе и ускоренного социально-экономического развития страны и ее регионов [3, 4, 6].

На наш взгляд, инновационная экономика, прежде всего, экономика общества, основанная на знаниях, инновациях, восприятии новых идей, машин, систем и технологий, готовности их практической реализации в различных сферах производственно-хозяйственной деятельности с учетом выделения особую роль знаний и инноваций. При этом в условиях квазоконкуренции повышение инновационной активности является важнейшее условие формирования эффективной инновационной экономики.

Инновационная экономика формируется под влиянием двух основных групп  факторов [2,3], ориентированных на создание условий для перехода на инновационный путь развития, а также, связанных с появлением или созданием мотиваций у субъектов инновационной деятельности к обновлению и развитию научно-производственного потенциала, созданию и внедрению инноваций и эффективного использования имеющихся ограниченных ресурсов.

Важно заметить, что эффективность инновационной деятельности во многом определяется инновационной инфраструктурой. Инновационная инфраструктура является основным инструментарием и механизмом инновационной экономики и является совокупностью взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, корпораций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, необходимых и достаточных для эффективной инновационной деятельности и реализации инноваций в условиях конкретных территориальных преобразованиях.

Прежде всего, активизация формирования инновационной экономики связана с форсированным созданием инновационно-инжинирингово-инвестиционной сетевой инфраструктуры, распределенной по всем регионам страны. В этих условиях  основным ресурсом для достижения поставленной цели должна стать целенаправленная и согласованная работа высшей школы, учреждений академии наук и государственных научных центров (научно-технологических, научно-производственных и др.).

Существующая инфраструктура системы высшего образования, обеспечивающей главную составляющую становления и развития инновационной экономики - кадровую составляющую, должна быть дополнена инновационно-инвестиционными структурами (технопарками, комплексами,  институтами, филиалами, научно-производственными центрами  и т.п.) так, чтобы вузы образовали учебно-научно-инновационные комплексы.

С другой стороны в условиях активного развития инновационной деятельности в обществе с инновационной экономикой должно совершенно измениться отношение к главной производительной силе - человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда.

Важно заметить, что роль высококвалифицированных специалистов в инновационной экономике очень велика и постоянно будет расти. Поэтому подготовка кадров, способных эффективно руководить инновационными процессами, разрабатывать и внедрять инновационные проекты, должна стать приоритетной государственной и региональной программой.

В Республике Таджикистан учитывая объективную потребность инновационного развития, становления инновационной экономики необходимо доработать существующую  концепция подготовки кадров на период до 2020 года. В основу этой концепции должны быть положены такие принципы [2,6]:

  • становление, развитие и самореализация творческой личности на основе перехода на мировую образовательную пространству путем внедрении кредитной технологии образования;
  • постоянная нацеленность на генерацию перспективных научно-технических нововведений и изыскание путей и методов их практической реализации в инновации;
  • ориентация на подготовку высококвалифицированных и высокоинтеллектуальных специалистов, инженеров, системных менеджеров инновационной деятельности;
  • рассмотрение обучения и подготовки кадров как составной части производственного процесса, а расходов на подготовку кадров - не как издержки на сотрудников, а как долгосрочные инвестиции, необходимые для процветания предприятий, организаций, отраслей и регионов;
  • обучение управлению социальными и психологическими аспектами процессов создания наукоемких нововведений, нано технология, использованию творческого потенциала сотрудников для ускоренного широкомасштабного внедрения в практику инновационных разработок;
  • создание системы непрерывного обучения и повышения квалификации кадров, интегрированной в систему производства инновационной продукции, товаров и услуг;
  • сотрудничество университетов и других вузов страны и региона с передовыми предприятиями, реализующими инновационные проекты, и их совместная деятельность в области разработки учебных программ, издания учебников и монографий по инновационным технологиям, системам машин и оборудования, нацеленных на подготовку специалистов высшей квалификации по новым профессиям и перспективным научно-инновационным направлениям, а также развитие системы подготовки кадров через магистратуру и докторантуру и др.

На наш взгляд, по мере развития общества достаточно хорошо просматривается тот факт, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. Поэтому создания инновационной системы  считается приоритетом и должен подержаться  со стороны республиканских и региональных органов исполнительной власти. Вместе с тем существует точка зрения, в соответствии с которой создание единой инновационной системы - дело далекого будущего, поскольку для этого необходимы следующие условия: развитая мощная социально-экономическая система, система защиты интеллектуальной собственности, в основе инновационной системы должна быть крупная корпорация, ориентированная на наукоемкую технологию [4].

 В Республике Таджикистан таких условий пока нет, в связи с этим в центре развития инновационной политики может стать университет. Это объясняется рядом обстоятельств, а именно тем, что большинство регионов сами не способны строить экономику, основанную на знаниях и инновациях, процесс создания инноваций носит нелинейный характер и зависит от общественных потребностей, платежеспособного спроса может быть даже в большей степени, чем от технологических инноваций.

Опыт показывает, что в вузах Республики Таджикистан обеспечивается:

  • создание цикла от научного обоснования, проведения научных исследований до реализации их результатов в базовых отраслях экономики и сферы услуг;
  • систематическое использование результатов инновационной деятельности в подготовке высококвалифицированных специалистов;
  • разработка и реализации инновационных проектов, финансируемых из внебюджетных источников, а также за счет зарубежных грантов;
  • инвестиции в инновационную деятельность с целью создание инновационных инфраструктур в вузе и регионе.

При этом нами установлено, что потенциал вузов предприятиями и организациями используется недостаточно:

  • результаты научных исследований используются недостаточно для создания новых товаров, продукции, технологий и услуг;
  • учеными и исследователями недооценивается роль менеджмента и маркетинга;
  • коммерциализацией научных исследований и разработок занимаются ученые, это нецелесообразно, поскольку данная сфера отличается от научной деятельности и должна быть организована на высокопрофессиональном уровне.

На наш взгляд, также требуется совершенствование законодательной базы в области защиты интеллектуальной собственности в Республике Таджикистан с учетом усилении роли  мотивацию, связанную с рекламой той или иной разработки, в силу востребованности таких разработок за рубежом и наличия возможности продавать их там. При этом известен факт наибольшего интереса зарубежных фондов именно к финансовой поддержке университетов Таджикистана.

Опыт показывает, что научно-исследовательская деятельность в условиях высшей школы имеет свою специфику, которая обусловлена основным видом деятельности вуза - образовательным [2,6]. При этом, инновационная деятельность вуза также имеет свою специфику, связанную образовательным составляющим. Поэтому именно в совокупности элементов, включающей как компонент образовательную деятельность, видится естественная возможность обеспечения конкурентного преимущества высшей школы в области инновационной деятельности. В этих условиях наблюдается развития рынка услуг, в том числе образовательных.

В настоящее время в Республике Таджикистан научными исследованиями занимаются -87 организаций, среди них - 24 вуза ( 27,6%). В стране 11860 человек занимаются наукой, которые составляют 0,54%  от общего количества работающих людей в республике. Доля докторов наук составляет -6,96%, кандидатов наук -28,6%, без ученой степени -59,3%. В 2011г. в вузах число научных сотрудников составляет - 6707 чел., с ученой степени - 2450 чел., без ученой степени - 4257 чел. В 2011г. доля затрат на науку в ВВП составила - 0,089% или  - 22,02 млн. сомони [1, C.17,20-26,34-37].

Среди вузов Республики Таджикистан Таджикский государственный университет занимает ведущее место по проведению научно-исследовательских работ. Научные исследования проводятся по 4 направлениям. Кроме того выполняется - 1 инвестиционный проект финансируемый за счет государственного бюджета.

Университет известен своими достижениями в отрасли экономика и управление народным хозяйством: (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг; экономика труда, региональная экономика, экономика предпринимательства, менеджмент и маркетинг). В университете сконцентрированы известные ученые - экономисты в области экономики, права и отраслями различных сфер народного хозяйства. Это единственное в Республике Таджикистан высшее учебное заведение, на базе которого, ведется подготовка бакалавров, магистров, аспирантов и докторантов (PhD) по экономическим и правовым специальностям.

В университете имеется 16 кафедр, из которых 10 - профилирующие. Университет является одним из первых плотных вузов страны, который в 2005 году приступил к внедрению кредитной технологии обучения. Подготовка бакалавров проводится по 18 перспективным специальностям на таджикском, русском и английском языках.

Университет располагает вычислительным и издательским комплексами, научным центром исследования проблем предпринимательства и рынка, учебно-информационным Центром по развитию туризма, учебным банком, технопарком, где аспиранты и сотрудники проводят научные исследования в рамках соответствующих отраслевых научно-исследовательских тем. В университете особое значение уделяется развитию внешнеэкономических связей с вузами СНГ, ЕврАзЭС, Европейского союза, стран Юго-западной Азии и др. Университет участвует в проектах ТЕМПУС, ЭРАСМУС МУНДУС и имеет тесную связь с Фондом Сороса и другими международными организациями.

В целом Таджикский государственный университет коммерции играет важную роль в формирование инновационной экономики и развитие национальной инновационной сиcтемы в Республике Таджикистан.

Таким образом, можно сформулировать вывод о том, что при формировании инновационной экономики значительно усиливается возможности вузов повлиять на научно-техническое развитие страны, занять свободную нишу в области инновационной деятельности, решить проблему подготовки и переподготовки высококвалифицированных кадров и в конечном итоге способствовать реализации социально-экономической политики в Республике  Таджикистан и повышения уровни жизни ее населения.

Рецензенты:

Абдугаффор Рауфи, д.э.н., старший научный сотрудник, профессор кафедры отраслевой маркетинг Технологического университета Таджикистана, г. Душанбе;

Низомова Т.Д., д.э.н., доцент, профессор кафедры экономика предприятий и предпринимательства Таджикского национального университета, г. Душанбе.


Библиографическая ссылка

Шарипов М.М. РОЛЬ ВУЗОВ В ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16848 (дата обращения: 13.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074