Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМ В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Руденко Л.Л. 1 Барашок И.В. 2
1 ФГБОУ ВПО Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
2 ФГАОУ ВПО Дальневосточный федеральный университет
Статья посвящена изучению ценностно-мировоззренческой позиции преподавателя высшей школы, определяющей роль и место педагога в учебном процессе. Ценностный потенциал преподавания цикла учебных дисциплин выстраивается на осознании преподавателем ценностей, которые он хочет передать своим студентам. Отбор тех или иных ценностей зависит от того, какую цель ставит преподаватель в образовательном процессе. В наших исследованиях ценностные ориентации направлены на компетентностный подход при подготовке бакалавров по туризму. Анализ и обобщение ценностей и ценностных ориентаций позволил выстроить модель профессиональной стратегии ценностной педагогической позиции, компонентами которой выступают общечеловеческие, педагогические и профильные ценности (поликультурные и потребительские ценности, ценности общения и др.). Целостный подход к рассматриваемой проблеме четко обозначает ценностную позицию преподавателя в работе со студентами, себя в этой работе, своих коллег, дает широкий спектр возможностей для ценностной ориентации будущих специалистов в области туризма.
ценностные ориентации преподавателя
педагогические компетенции преподавателя
компетентностный подход
модернизация педагогического образования
1. Бирюкевич Е.А., Валитова И.Е. Психологический анализ педагогической позиции и пути ее формирования // Психология. Республиканский межведомственный сборник. – Выпуск 11. Психология подготовки к педагогической деятельности. – Минск, 1990. – С. 19-24.
2. Брагина А.Д. Развитие поликультурных ценностных ориентаций будущих переводчиков в современном языковом образовании // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 4 – С. 11-17.
3. Гринкруг Л.С., Фишман Б.Е. Человеческий потенциал вуза: потребности и возможности развития: Монография. II изд. перераб. и доп. М.: Издательский дом Академии Естествознания. 2012. 316 с.
4. Об образовании в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 21 декабря 2012 №273-ФЗ URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=166143 (дата обращения: 23.11.2014).
5. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы: Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011г. №163-р URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=110982 (дата обращения: 23.11.2014).
6. Руденко Л.Л. Концепция ценностного подхода к преподаванию цикла учебных дисциплин по специальности «социально-культурный сервис и туризм» // Культура и туризм в современном мире: направления и тенденции развития: сб. матер. Всеросс. науч.-практ. конф. (Хабаровск, 18-19 ноября 2010 г.). Хабаровск, 2010. – С.74-79.
7. Чернявская В. С. Студент как субъект: развитие метамышления // Человек, субъект, личность в современной психологии: тезисы докл. Междунар. конф. - М.: Изд‐во «Институт психологии РАН», 2013.– С.357-358.

Модернизация современного высшего профессионального образования предъявляет повышенные требования к компетенции преподавателя, где одно из важных мест занимает осознанность педагогической позиции, сочетающей единство профессионального сознания и профессионального поведения, учитывающей субъектность каждого из своих воспитанников. Профессиональное совершенствование преподавателя требует его внутренней готовности к серьезной работе по преобразованию самого себя [4, 5].

Сущностный уровень модернизации педагогического образования обусловлен “внутренней причиной” преобразований - адекватной позицией педагога. Ведь именно позиция преподавателя является определяющей для построения смысла педагогической деятельности, ее субъектной методологии [1].

Вместе с тем установлено, что позиция преподавателя высшей школы в условиях традиционного обучения не отражает современных подходов к обучению с учетом модернизации профессионального образования, компетентностного подхода и др.

Теоретическая основа исследования представлена следующей совокупностью идей, концепций, аналитических обобщений: философские теории ценностей (М.С. Каган, Г.П. Выжлецов и др.); теория личностно-деятельностного опосредования (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский), положения о содержании педагогической позиции педагога (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, и др.; акмеологическая парадигма научной школы Б.Г. Ананьева, Л.А. Степашко). В работе использовались методы теоретического анализа научно-педагогической литературы, сравнительно-сопоставительного анализа текстов диссертаций и авторефератов, метод теоретического моделирования.

Поскольку наличие научного, нравственного и аксиологического мировоззрения у преподавателя (любой предметной области) является важным условием формирования мировоззрения учащихся, то изучение ценностно-мировоззренческой позиции преподавателя высшей школы и базирующихся на нем ценностных ориентаций у студентов, актуально и представляет особый интерес. Особенно это касается гуманитарных профессий, к которым относится сфера туризма. Через изучение сервисных дисциплин можно сформировать ценностные ориентации, коммуникативные навыки у будущих специалистов сервиса, мир высоких человеческих отношений, культуры и повысить ценностную значимость сервисной профессии.

Целью исследования стало изучение ценностно-мировоззренческой позиции преподавателя высшей школы, конкретизация ценностного аспекта подготовки студентов образовательной сферы туризма.

Вопросы определения, классификации, анализа и сравнения ценностей изучались многими отечественными (М.С. Каган, Г.П. Выжлецов, М. Мамардашвили, П.Г. Щедровицкий, В.А. Сластенин и др.) и зарубежными (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Кассирер и др.) авторами с различных позиций – философии, культурологии, социологии, педагогики, психологии, экономики и т.д. В аксиологии предложены различные варианты ценностных классификаций и подходов, анализ которых не является целью данной статьи. Не вдаваясь в него, мы будем исходить из определения ценности как фиксированной в сознании человека характеристики его отношения к объекту – в нашем случае – учебному предмету, профессии, обучаемому.

Одной из основных проблем современного образования является проблема компетентности профессиональной деятельности. Главное назначение высшего образования – становление студента как личности, специалиста, гражданина, готового к самостоятельным решениям, поиску, диалогу в процессе решения жизненно важных проблем в разных сферах общественной деятельности. Роль образования не только в передаче знания и социального опыта, но и развитии нового ценностного сознания и поведения [2, 7].

Преодоление «кризиса компетентности» связано с модернизацией отечественного высшего образования, первоочередными задачами которого является интенсификация работы по принятию образовательных моделей, содержащих аксиологические идеи с учетом менталитета и национально-исторических традиций страны. Центральное место в этом процессе занимает преподаватель высшей школы с осознанной педагогической позицией.

Позиция вообще – это точка зрения, мировоззренческая основа, ценностно-смысловое образование, обеспечивающее осмысленность, последовательность, непротиворечивость, гибкость любой деятельности, в том числе и педагогической. Данный феномен выступает ядром, системообразующим основанием образовательной ситуации.

Понятие «педагогическая позиция преподавателя высшей школы» может быть определено как основание его собственных взглядов и действий, определяющее и выражающее его отношение к учебно-педагогической деятельности, к себе, как субъекту этой деятельности, к другим участникам педагогического сообщества через содержание и формы активности (поведение, общение). Позиция характеризуется ценностно-смысловым самоопределением преподавателя через осознание и проживание ценностных оснований своей деятельности, понимание ее смысла и своего места в ней и в современной социокультурной ситуации. Проявляясь в единстве личностного и профессионального, педагогическая позиция преподавателя вуза представляет собой внутренний системообразующий фактор его профессионального и личностного становления и развития.

Целостность феномена педагогической позиции раскрывается через ее структуру, в которой можно выделить три взаимосвязанных компонента: мотивационно-ценностный, регулятивно-деятельностный и коммуникативный.

Внутренний механизм развития педагогической позиции в мотивационно-ценностном аспекте раскрывается путем самодвижения от ценности педагогических знаний к принятию гуманистических ценностей; в регулятивно-деятельностном аспекте – самопознания себя как субъекта деятельности; в коммуникативном – путем взаимодействия, направленного на развитие Другого (студента).

Компоненты педагогической позиции во взаимосвязи обеспечивают выполнение аксиологической, смыслообразующей и рефлексивной функций.

Таким образом, педагогическая позиция преподавателя высшей школы трактуется как сочетание роли и места педагога в системе отношений личности к педагогической действительности, а также собственного взгляда на цели и характер этой деятельности, определенного системой личностных установок, потребностей и мотивов. Ценностно-смысловые основания действий педагога (педагогическая позиция) позволяют профессионалу нести внутреннюю ответственность за результаты своего труда, обеспечивают его эмоциональную устойчивость, личностную и профессиональную продуктивность.

Ценностный потенциал преподавания цикла учебных дисциплин сферы туризма выстраивается на осознании преподавателем – педагогом ценностей, которые он хочет передать своим студентам через учебный процесс.

Анализ и обобщение ценностей и ценностных ориентаций позволили выстроить модель профессиональной стратегии ценностной педагогической позиции преподавателя образовательной сферы туризма (степень бакалавр) (рисунок 1).

Рисунок 1. Профессиональная стратегия ценностной ориентации преподавателя образовательной сферы сервиса и туризма

Отбор тех или иных ценностей зависит от того, какую цель ставит преподаватель в образовательном процессе. В наших исследованиях ценностные ориентации направлены на компетентностный подход при подготовке бакалавров по сервису и туризму.

В основании системы ценностей, преподавателя дисциплин профессионального цикла находятся общечеловеческие ценности, из которых были отобраны наиболее значимые для образовательной сферы туризма. Это следующие общечеловеческие ценности:

- гуманистические ценности – ценности жизни, здоровья, среды обитания человека. Отправляясь в путешествие, отдыхая у моря турист, клиент туристской компании, полностью доверяет специалистам туризма свою жизнь, ее безопасность, организацию комфорта, сервиса. В условиях рынка выживут те компании, специалисты которых присвоили и трансформируют ценности жизни в продукте своего труда;

- ценность человеческого общения – специалист сервиса должен хорошо понимать, что потребность в общении, одна из главных его функций, так как, только через общение можно узнать о предпочтениях, желаниях клиента и их удовлетворить;

- социально-культурные ценности – составляют суть профессии специалиста по сервису и туризму. Социальная открытость европейской или восточной культуре очень важная ценностная составляющая деятельности сотрудника, работающего либо на европейском, либо на восточном направлении. Толерантность, умение находить с любым клиентом общий язык, принимать его таким, какой он есть – важнейшие качества специалиста сервиса и туризма.

Второй уровень ценностной стратегии преподавателя высшей школы обусловлен требованиями профессии к личным качествам и педагогической подготовке. В нем выделяются следующие педагогические ценности:

- самодостаточные ценности - это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к обучаемым;

- инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога и др. [6].

Изучение педагогических ценностей позволяет сделать вывод, что любой преподаватель высшей школы должен иметь педагогическую подготовку. Преподаватель-предметник сегодня никого не устраивает, ни студента (информации предостаточно), ни государство, ни общество, в частности работодателей. Именно преподаватель-педагог может культивировать в самом себе и в других те ценности, которые составляют суть образования [3].

Вершину ценностей преподавателя профессионального цикла дисциплин образуют профильные ценности. Анализ работ, затрагивающих проблему подготовки специалистов по сервису и туризму (И.В. Зорин, В.А.Квартальнов, Е.Н. Ильина и др.) позволил выделить следующие профильные ценности, способствующие работе преподавателя по данной специальности: поликультурные ценности; ценности общения; ценности профессионального саморазвития и самосовершенствования; потребительские ценности и др.

Поликультурные ценности – здесь важны такие качества как толерантность, принятие других культур, людей. Эти ценности хорошо прививать при изучении таких дисциплины как «Туристское страноведение»; «Культура и традиции народов мира»; «Анимация в туризме», «Сервисная деятельность» и др.

Ценности общения – общение в сфере сервиса и туризма это ценнейший инструмент в достижении продаж разного рода услуг, а значит успешности компании и самого специалиста. Убедить клиента в полезности туристского путешествия как блага, пользы для него – высокое искусство, творчество. Владеть стратегиями убеждения и ораторскими навыками – важные приобретения студента в образовании.

Ценности профессионального саморазвития и самосовершенствования – стремление учиться на своих ошибках по серьезному, что проигрывается в ролевых играх, ситуационных задачах. Как часто мы закладываем в подобные занятия ценности ошибок, неудач и стремление учиться дальше, двигаться дальше?

Потребительские ценности – специалисту сервиса важно понимать потребительское поведение, которое можно рассматривать с позиций терминальных (смысложизненных) и инструментальных ценностей. Терминальные ценности включают: уважение к себе (самоуважение); безопасность; хорошие взаимоотношения; чувство достигнутого; удовлетворенность собой; уважение со стороны других; чувство принадлежности; радость; удовольствие; приятное возбуждение. В данном контексте инструментальные ценности состоят из функциональной, социальной, эмоциональной, эпистемической, условной ценностей.

Студент присваивает через предмет целый пласт ценностей мировой культуры, общества, человека, специальности. Схема этапов трансляции и приобретения ценностей посредством разнообразных форм организации учебного процесса: лекции, семинарские, практические, лабораторные занятия представлена на рисунке 2 [6].

Рисунок 2. Этапы трансляции и приобретения ценностей

В заключении мы пришли к целостному пониманию ценностей, транслируемых через учебные предметы в сфере туризма (степень бакалавр), отталкиваясь от общезначимых, общечеловеческих ценностей, усваивая педагогические ценности и, наконец, выдвигая профильные ценности.

Целостный подход к рассматриваемой проблеме четко обозначает ценностную позицию преподавателя в работе со студентами, себя в этой работе, своих коллег, дает широкий спектр возможностей для ценностной ориентации будущих специалистов в области туризма.

Педагогическая деятельность, общение и личность преподавателя профессионального цикла определяется тем, что предметом усвоения обучающихся является, прежде всего, другой человек, его ценностные ориентации, реальное поведение, что требует от преподавателя-педагога глубокой психологической компетенции, так как средствами своего предмета он осуществляет анализ внутреннего мира своих учеников. При таком воздействии на молодую душу преподаватель должен сам обладать достаточно высокими знаниями не только в сфере сервиса и туризма, но и психологии, философии, культурологии, социологии, обладать широтой собственного мировоззрения. В этом аспекте приходиться говорить о педагогической компетенции преподавателя профильного образования.

Рецензенты:

Кречетников К.Г., д.п.н., профессор кафедры Педагогической психологии ФГАОУ ВПО "Дальневосточный федеральный университет", г. Владивосток;

Бойцова Т.М., д.т.н., профессор, директор Института сервиса, туризма и дизайна ФГБОУ ВПО Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г.Владивосток.


Библиографическая ссылка

Руденко Л.Л., Барашок И.В. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМ В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16834 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674