Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗРОСЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Веденева Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО Омский государственный педагогический университет
Понимание сущности процесса социального взросления студентов современного вуза невозможно без выделения его сущностных характеристик. Учитывались следующие качества, присущие студенческому возрасту: самоопределение и самореализация в профессиональной деятельности, целеустремленность, ответственность, самостоятельность, на базе которых происходит социальное взросление. Профессиональное самоопределение выдвигает на первый план фактор профессиональной мотивации, где одну из ведущих ролей играет внутренняя мотивация студентов к учебно-профессиональной деятельности в вузе. Однако, в ходе исследования было выявлено, что у многих студентов имеет место внешняя мотивация, т.е. преобладают прагматические мотивы. Экономический фактор современной жизни обусловливает приток в студенческую среду новых ценностей и норм, адекватных времени, и система ценностных ориентаций наиболее полно раскрывает характеристики социального взросления студентов. Анализ полученных данных о системе ценностных ориентаций студентов как характеристики социального взросления, позволяет сделать вывод о том, что для студентов высокую значимость представляют витальные ценности. Вместе с тем мы выявили, что ценности, связанные с культурно-духовным развитием, занимают невысокие позиции в иерархии системы ценностей. Рассмотрение основных характеристик социального взросления студентов способствует раскрытию сущности данного процесса и будет являться основой для выявления педагогических условий, способствующих процессу социального взросления студентов современного вуза.
личностное и профессиональное самоопределение
социальное взросление студентов
1. Андронов Д.А. Ценности и ценностные ориентации как выражение направленности личности // Наука образования. — 2003. — № 21. — С. 227.
2. Кошелева А.О. Концепция становления личностной зрелости будущих специалистов в инновационных условиях ВПО. Автореф. дис. докт. пед. наук. – Елец, 2009, с.10.
3. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.
4. Слесарев Ю.В. Теория и методика формирования социальной компетентности и нравственности в высшем профессиональном образовании. Автореф. дис. докт. пед. наук. - Санкт-Петербург 2011, с.4.
5. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. / Д.И.Фельдштейн. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – Т. 1. – 568с.
На сегодняшний день изменения в системе высшего профессионального образования (переход на многоуровневую систему подготовки специалистов, проблема повышения уровня конкурентоспособности вузов) нацелены на качественно новый уровень подготовки будущих специалистов, способных творчески и активно строить свои отношения в различных социальных сферах [3].

Период профессиональной подготовки совпадает с периодом юности, когда наиболее интенсивно идут процессы социального познания и социального становления личности, осуществляемые в ходе социализации за счет приобретения новых социально-культурных знаний и компетенций в сферах деятельности и общения [2]. Расширение социального пространства жизнедеятельности студентов, необходимость определения перспектив их жизненного (личностного, профессионального) самоопределения детерминируют проблему социального взросления как наиболее значимую в системе высшего профессионального образования.

Анализ многочисленных научных публикаций по данной проблематике позволил нам сделать вывод о том, что понимание сущности процесса социального взросления студентов современного вуза невозможно без выделения его сущностных характеристик. Характеристики социального взросления определялись нами исходя из его системного понимания, выделения его структурных компонентов и толкования социального взросления как процесса, содержание которого характеризуется интериоризацией студентом гуманитарных и социально-значимых ценностей (самостоятельности, ответственности, субъектности, креативности, активной социальной и гражданской позиции), способствующих личностному и профессиональному самоопределению, а также способностью личности адаптироваться в обществе, принимая правила, нормы, законы социальной жизни и одновременно осуществлять сознательный выбор, формировать приемлемую для себя и общества систему ценностей.

Достижение студентами социальной зрелости предполагает не только выработку системы взглядов на мир, но и на свое место в нем, осознание себя носителем определенных общественных ценностей, а, следовательно, и социально-зрелой личностью. Именно поэтому в студенческом возрасте заметно укрепляются такие качества, как: самоопределение и самореализация в профессиональной деятельности, целеустремленность, самостоятельность, инициатива, ответственность, на базе которых происходит социальное взросление студентов. Процесс социального взросления связан с осознанием студентом себя как субъекта профессиональной деятельности, с готовностью осуществлять социально-значимую деятельность и оценивать ее результаты.

В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации, где одну из ведущих ролей играет внутренняя мотивация личности к учебно-профессиональной деятельности в вузе [5]. Поскольку характеристика мотивации к профессиональному обучению в вузе достаточно полно и емко отражает уровень социального взросления студентов, то мы считали необходимым представить испытуемым перечень мотивов к обучению (стремление к приобретению знаний, любознательность; стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества; стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний) и предложить отметить те мотивы, которые побуждают их к учебно-профессиональной деятельности в вузе. В исследовании, проведенном в Сибирской Автомобильно-дорожной Академии города Омска (426 человек), мы выявляли сущностные характеристики, которые могли служить показателями социального взросления студентов.

На основе анализа полученных результатов мы делали вывод о том, у многих студентов имеет место внешняя мотивация (получение диплома о высшем образовании) в организации своей деятельности в процессе профессионального образования. Вместе с тем, мы отмечали, что у значительного числа студентов фиксируется слабая осознанность и понимание своей роли как субъекта профессионального образования (низкая организация рациональной деятельности в образовательном процессе вуза, недостаточные умения использования возможностей учебной, внеучебной, научной и других форм организации профессионального образования, отсутствие четкого представления о построении своего профессионального будущего, наличие стремлений к формальным достижениям, т.е. карьере, власти).

Исследование выявило также группу студентов, которые, познакомившись с содержанием избранной профессии, испытывают сомнения по поводу адекватности своего профессионального выбора и, следовательно, не имеют четко обозначенной цели в своем профессиональном образовании. Для некоторых студентов ведущими мотивами в этой группе стали социальная идентификация с родителями, компетентными в этой области людьми. Именно мнение, совет родителей, других значимых лиц, пример сверстников во многом определили выбор профессии. Для этой группы также характерно преобладание мотивов избегания неудач, ответственности и долга перед родителями, близкими и т.д.

Анализируя вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что отношение студенческой молодежи к профессиональному будущему в современных социально-экономических условиях становится все более прагматичным. Это подтверждается достаточно высоким процентом студентов (26%), у которых на этапе специализации - третий курс обучения - продолжают преобладать экономические мотивы, а профессия зачастую становится лишь инструментом для достижения этих целей. В то же время приоритетный выбор познавательных и профессиональных мотивов неуклонно снижается к третьему курсу, что может говорить о недостаточном проявлении характеристик социального взросления студентов. Исследование подтвердило необходимость выявления педагогических условий, активизирующих качественные преобразования личностных структур, приводящих к повышению уровня учебно-профессиональной мотивации, актуализации профессиональных ценностей, развитию способностей к профессиональному общению и эффективности в профессиональном обучении.

В процессе исследования мы пришли к выводу о том, что профессиональное самоопределение как сущностная характеристика социального взросления включает в себя формирование моральной зрелости, так как выбор профессии должен опираться не только на логические, но и на моральные основания, доводы, выдвигая на первый план ценностно-нравственное самоопределение личности [4].

Исследуя другие социально-значимые ценности студентов в учебно-профессиональной деятельности и общении, мы считали необходимым получить более конкретные представления о нравственных и ценностных ориентациях студентов, поскольку система ценностных ориентаций наиболее полно раскрывает характеристики социального взросления студентов.

Для выяснения того, на какие социально-значимые ценности ориентируются студенты, мы провели тестирование с использованием теста М. Рокича «Ценностные ориентации», целью которого было исследование содержательной стороны направленности личности, которая составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения, ядро мотивации жизненной активности и Я-концепции.

Результаты исследования показывают, что в ранге терминальных ценностей у студентов занимают лидирующие позиции ценности личной жизни: здоровья, любви, наличия хороших и верных друзей, счастливой семейной жизни. То, что большинство испытуемых важной для себя считают ценность здоровья, объясняется, прежде всего, тем, что здоровье - это базовая ценность, являющаяся основой для реализации всех остальных групп ценностей. Отсутствие здоровья или его ослабление может ограничить или сделать недоступной реализацию многих других ценностей. Считаем необходимым отметить, что приоритетный выбор ценности здоровья может свидетельствовать об осознании студентами того, что здоровье определяет успешность их будущей трудовой деятельности, а, следовательно, о проявлении таких характеристик социального взросления, как ответственное отношения к собственному здоровью, планирование, прогнозирование.

Высокая значимость выбора ценности любви объясняется, прежде всего, возрастными особенностями испытуемых, так как в юности возникает потребность в более глубоких отношениях, предполагающих большую степень интимности, чем дружба, которая занимает ведущее место в подростковом возрасте. Желание быть любимым отражает потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости. Помимо направленности на общение в юношеском возрасте наблюдается также тенденция поиска своей индивидуальности, усиливающейся значимости собственных ценностей, развитием самосознания [1]. Именно в контексте формирования и проявления данных характеристик происходит социальное взросление студентов.

Ценности, касающиеся качеств личности, такие как самостоятельность, независимость в суждениях и поступках, уверенность в себе, жизненная мудрость занимают средние позиции. Выбор данных групп ценностей объясняется, на наш взгляд, актуальностью профессионального самоопределения в данном возрасте и устремленностью в будущее.

Экономический фактор современной жизни обусловливает приток в студенческую среду новых ценностей и норм, адекватных времени. Таким образом, далее следуют ценности материально обеспеченной жизни, интересной работы, общественного признания и собственного престижа. На последних местах в выборе оказались ценности, связанные с культурно-духовным развитием личности. На наш взгляд, это свидетельствует о слабом проявлении характеристик социального взросления студентов.

Результаты исследования показывают также, что в ранге инструментальных ценностей лидирует честность. Затем предпочтение большинства студентов было отдано этическим ценностям: воспитанности, образованности. Далее студентами были выбраны такие ценности, как: жизнерадостность, аккуратность, ответственность, сдержанность, независимость, смелость в отстаивании своего мнения, взглядов и терпимость к взглядам и мнениям других, твердая воля, чуткость, дисциплинированность, широта взглядов, рационализм. Подобная иерархия выбора инструментальных ценностей может свидетельствовать о том, что студенты находятся в ситуации жизненного выбора, актуализирующей систему их индивидуальных ценностных ориентаций, они осваивают нормы широкого социального контекста, и на этой основе идет формирование социального взросления.

Ценности, касающиеся устремлений личности: эффективность в делах, высокие притязания, непримиримость к недостаткам в себе и других занимают последнее место в иерархии ценностей студентов, что может привести к отказу от поиска собственной идентичности, избеганию принятия решений. Это свидетельствует, на наш взгляд, о недостаточной сформированности ценностно-смысловой сферы как показателя процесса социального взросления студентов.

Следовательно, анализ полученных данных о системе ценностных ориентаций студентов как показателя социального взросления, позволяет сделать вывод о том, что для студентов высокую значимость представляют витальные ценности. Вместе с тем мы выявили, что ценности, связанные с культурно-духовным развитием, занимают невысокие позиции в иерархии системы ценностей. Стремление следовать четким, устоявшимся взглядам на вещи, дела, поступки, отсутствие собственного осмысленного отношения, однозначность восприятия, боязнь неожиданностей не отражали проявления характеристик социального взросления.

В ходе исследования, направленного на особенности оценки социального взросления, мы выявили также группу студентов, которые ограничились лишь перечислением позиций, их собственное отношение к смыслу, содержанию основных категорий терминальных и инструментальных ценностей осталось не проявленным. Характерными особенностями данной группы студентов было то, что они не имеют достаточного жизненного опыта, главными для них являются витальные ценности и ценности, связанные с материальной составляющей, остальные представляются им эфемерными, не имеющими особого смысла в жизни, что свидетельствует о низком уровне социального взросления.

В заключении представляется правомерным отметить, что рассмотрение основных характеристик социального взросления студентов способствует раскрытию сущности данного процесса и будет являться основой для выявления педагогических условий, способствующих процессу социального взросления студентов современного вуза.

Рецензенты:

Чекалева Н.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики Омского государственного педагогического университета, г.Омск.

Петрусевич А.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики Омского государственного педагогического университета, г.Омск.


Библиографическая ссылка

Веденева Н.В. ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗРОСЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16819 (дата обращения: 18.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252