Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ НА ТУРИСТСКИЙ РЫНОК ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Золотова В.И. 1 Мартышенко Н.С. 2
1 Дальневосточный федеральный университет
2 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Причины и последствия разразившегося сегодня кризиса в российском туризме требуют научного анализа и выработки путей выхода из сложившейся ситуации. Среди основных причин возникновения кризиса выделяются санкции против России со стороны стран ЕС и США, банкротство крупных туристских фирм и падение курса рубля на валютном рынке. В Приморском крае в последний период стоимость наиболее популярных зарубежных туров повысилась от 30 % до 50 %. Рост цен на отдых в Приморском крае происходил на общем фоне подорожания товаров и услуг. В статье приводятся данные опросов населения края по планированию проведения празднования Нового Года. В этот период в прошлые годы наблюдался скачок спроса на туристские услуги. В период кризиса картина существенно изменилась. В последней части статьи рассматриваются перспективы преодоления кризиса в туристской отрасли России и Приморского края. Ожидается, что увеличат свое присутствие на туристском рынке компании, занимающиеся внутренним туризмом.
экономический кризис
рынок туристских услуг
экономические санкции
банкротство
государственное регулирование
1. «Ай-лю-лю потом»: туристический бизнес России переживает невиданный обвал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.primmarketing.ru/news/2014/12/17/potom/71851 (дата обращения: 14.12.14).
2. В России из-за кризиса закрылись 10 % турагентств [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1108825 (дата обращения: 14.12.14).
3. Выезд с ограничениями [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.interfax-russia.ru/view.asp?id=553424 (дата обращения: 14.12.14).
4. Клейман А.А., Бабанникова О.А. О кризисной ситуации на выездном туристском рынке: Причины. Последствия. Пути преодоления и необходимость усиления государственного регулирования // Вестник Национальной академии туризма. – 2014. – № 3 (31). – С. 19-24.
5. Клейман А.А., Бабанчикова О.А. Тенденции развития туристского рынка в условиях рецессии: оптимизация, реструктуризация и реинжиниринг бизнес-процессов // Вестник Национальной академии туризма. – 2014. – № 1 (29). – С. 52-57.
6. Козырев В. М. Вопросы развития российского туризма в условиях финансово-экономического кризиса // Вестник РМАТ. – 2011. – №1(1). – С. 46-53.
7. Косолапов А.Б., Плоткина Н.П., Гуменчук О.В. Туристский бизнес Приморского края в условиях мирового экономического кризиса // Вестник Национальной академии туризма. – 2009. – № 2 (10). – С. 46-50.
8. Мартышенко Н.С. Методическое обеспечение анализа поведения потребителей на региональном туристском рынке // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2005. – №4. – С. 19–31.
9. Мартышенко Н.С. Состояние рынка потребительских товаров Приморского края в новых экономических условиях // Практический маркетинг. – 2014. – № 12 (214). – С. 3-9.
10. Мерзлякова А.В. Влияние кризисных явлений на социальное и экономическое развитие туристского комплекса // Вестник Национальной академии туризма. – 2014. – № 1 (29). – С. 57-60.
11. Морозова Н.С. Тенденции развития туристского рынка в условиях кризиса // Сервис в России и за рубежом. – 2010. – № 1 (16). – С. 149-156.
12. Муравьева А.В. Обзор туристического рынка в России // Наука-RASTUDENT.RU. – 2014. – N. 9 (09-2014) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://nauka-rastudent.ru/9/1995/ (дата обращения: 14.12.14).
13. Осенний кризис туристического рынка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://polit.ru/article/2014/11/26/tk261114/ (дата обращения: 14.12.14).
14. Проблемы туристической отрасли приведут к ее оздоровлению [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://urbc.ru/1068035522-mihail-malcev-problemy-turisticheskoy-otrasli-privedut-k-ee-ozdorovleniyu.html (дата обращения: 14.12.14).
15. Ростуризм оценил количество пострадавших от банкротства туроператоров в 65 тысяч [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/390535 10 (дата обращения: 14.12.14).
16. Череда банкротств оздоровит туристический рынок, считают эксперты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/society/1834245.html (дата обращения: 14.12.14).
17. Шпилько С.П. Российский туристский рынок в условиях кризиса // Вестник Национальной академии туризма. – 2009. – № 1. – С. 5-12.

Сегодня — это завтра, о котором мы думаем вчера.
Томас Ла Манс

 

Последние месяцы 2014 года попало под удар большинство предприятий туристской отрасли. По своей мощи он превосходит последствия кризиса 2008 года [11, 17]. Тогда падение спроса составило около 30 %. На 1 марта 2009 г. рынок покинули 10 % турагентств и 5 % туроператоров. Более 700 турфирм лишились своих мест в реестре Ростуризма [2, 6]. По заявлению экспертов Российского союза туриндустрии: «Сейчас спрос по некоторым направлениям упал на 50–70 %» [1].

Причины и последствия разразившегося сегодня кризиса в российском туризме активно обсуждают ученые и эксперты, практикующие в области туризма [4, 5, 10, 12]. Хотя кризис, можно сказать, находится в самом разгаре, сегодня необходимо задумываться о возможных путях преодоления его последствий. Различные регионы по-разному отреагировали на кризисные явления в туризме. В настоящей работе мы предлагаем к рассмотрению некоторые особенности проявления кризиса в Приморском крае. Однако вначале необходимо рассмотреть причины кризиса в туризме и его последствия, характерные для всей страны.

Анализ причин кризиса турбизнеса в России и его последствия

Хотя кризисные явления в турбизнесе назревали задолго до их проявления, потребители в полной мере ощутили его в разгар высокого сезона, летом 2014 г. В этот период объявили о своем банкротстве 18-ть крупных российских туроператора, среди которых такие крупные туроператоры, как «Роза ветров Мир», «Нева», «Идеал-тур», «Солвекс-турне», «Лабиринт», «Южный крест» и другие. По данным Ростуризма, количество пострадавших от банкротства туроператоров составило более 65 тысяч человек [15].

Отдельные эксперты объясняют банкротство турфирм непрофессионализмом руководства. Последние годы международный туризм рос на 30 % в год и многие строили свой бизнес как пирамиду, оплачивая прошлые долги за счет прибывающих туристов. Многие туроператоры в огромных масштабах бронировали и выкупали билеты на авиарейсы и места в гостиничных номерах в целях спекулятивного повышения цены на продаваемые операторами туры, но ставка на ажиотаж, оказалось, не оправдала себя.

В условиях приближающегося спада туристского потока многие обанкротившиеся фирмы проявили себя как крупные мошенники, пользующиеся несовершенством законодательства России. Уже планируя свое банкротство, такие фирмы продолжали продавать турпутевки, даже завлекая туристов низкими ценами. Такие предприниматели могут быть наказаны и в соответствии с действующим законодательством. Но, к сожалению, население не увидело определенной позиции государства по защите их интересов.

Первые признаки сокращения турпотока проявились еще до банкротств турфирм при вводе первых ограничений топ-менеджеров госкомпаний, находящихся в санкционных списках США и Евросоюза. К ним вскоре присоединились силовые ведомства. Многие чиновники, не попавшие под санкции, «в знак солидарности» тоже отказались от зарубежных поездок. Их примеру последовали чиновники рангом поменьше, «дабы не раздражать начальство». Не для кого ни секрет, как любят наши чиновники зарубежные поездки, особенно за государственный счет. Вот и набирается их приличное количество. По оценкам некоторых экспертов, немного ни мало, таких людей набирается более 20 % всего выездного турпотока [3].

Влияние банкротств российских туроператоров нельзя недооценивать. Во-первых, сами пострадавшие получили прививку от турпоездок ни на один год, особенно те, для которых потерянные суммы оказались значительными для личного бюджета. Потом у них есть родственники и знакомые, и, наконец, средства массовой информации сильно напугали потенциальных туристов. В результате доверие российских туристов к организованному отдыху серьезно пошатнулось. Списка абсолютно надежных туристских компаний сейчас не существует.

Обострение международной обстановки тоже многих удерживает от зарубежных поездок. Конечно, часть туристов рассчитывает на «авось меня пронесет» или рассуждают, что «снаряд в одну воронку дважды не падает». Некоторые поверили в меры, предпринятые правительством. Последние, по понятным причинам, составляют меньшинство. А разобраться в сложных законодательных актах порой доступно только грамотным юристам. Да и судиться с туристскими компаниями может обойтись «себе дороже».

Наиболее смелые и опытные туристы принимают решение вообще отказаться от услуг турфирм и организуют поездки самостоятельно. Об этом свидетельствует то, что, несмотря на спад спроса на зарубежные туры, возросла активность пользователей Интернет по поиску и бронированию авиабилетов и гостиничных номеров. Уже сейчас около 30 % российских туристов не обращаются в туристские фирмы и решают вопросы самостоятельно.

Не успели утихнуть страсти по поводу банкротств турфирм, как разразился кризис на валютном рынке России. Как известно, стоимость зарубежных туров жестко привязана к валютному курсу. Падение курса рубля отразилось и на других сторонах жизни, кроме туризма. Подорожали многие виды продуктов питания и бытовой техники, многие очень значительно. Как следствие, население вынуждено включить режим экономии, и, в первую очередь, на отдыхе и туризме. Многим сейчас не до поездок, и, вообще, надо позаботиться о своем бизнесе. Многие предприниматели боятся уезжать далеко, оставляя без присмотра свой бизнес и накопления. Экономический спад и пессимизм населения несомненно способствовали спаду активности в туристской отрасли.

Непредсказуемость курса рубля привела к тому, что российские туристы вообще не могут составить даже приблизительный план своих расходов на зарубежное путешествие. В этих условиях большинство туристов отказывается от предварительного заказа туров. Если раньше туры покупали за 3–4 месяца до поездки, то теперь этот срок уменьшился до 2–3 недель. На новогодние праздники многие рассчитывают на приобретение «горящих» туров. Но эксперты утверждают, что скидок в этом году не будет. Туристские фирмы и так несут убытки и позволить себе такой роскоши сейчас не могут.

По оценкам компании IRG, около 47 % российских граждан откажутся от туристских путешествий, а туроператоры вывезут на отдых в 2014 году вместо ожидавшихся 18 млн человек всего 10–11 млн [13]. На первый квартал 2015 года эксперты прогнозируют дальнейший спад туристской активности.

Проявление кризисных явлений в туристской отрасли Приморского края

В Приморском крае поток туристов в европейские страны и так был не велик, а сейчас практически сошел на нет.

На рынок туруслуг Приморского края отразилось приостановление деятельности компании «Южный крест», которая этим летом продала жителям региона более 500 несостоявшихся путевок на остров Хайнань (Южный Китай). У туроператора «Авиачартер-ДВ» возникли проблемы в связи с конфликтом с перевозчиком – компанией «Оренбургские авиалинии», отказавшейся доставить обратно группу из 800 туристов-дальневосточников, отдыхавших на Марианских островах.

Продажи на новогодние туры в крае, по сравнению с прошлым годом, упали на треть. Раннего бронирования почти нет. Путевки покупаются максимум за две недели до поездки. По данным туроператоров средняя стоимость новогоднего тура в этом году составляет порядка 1,5 тысяч долларов. Самыми востребованными местами отдыха на Новый год и зимние каникулы в последние годы являются пляжные курорты. Наибольшей популярностью пользуются туры во Вьетнам и Таиланд. Последнее время в список популярных прибавились более дорогие туры на Сайпан и Гуам.

По данным на начало декабря 2014 года стоимость турпутевок в Таиланд составила минимум 50 тысяч рублей, вместо прошлогодних 35 тысяч рублей. Отдых во Вьетнаме подорожал более чем на 10 тысяч рублей и обойдется минимум 55 тысяч рублей. Еще одним популярным зимним курортом является Санья. Минимальный пакет услуг за путевку в Санью стоил в начале декабря минимум 40 тысяч. Цены на путевки в Пекин и Гонконг тоже выросли на 30 %. Более точные цены на момент путешествия назвать никто не может. Не исключаются даже доплаты по прибытии на отдых.

Самый популярный отдых в приграничном Китае сейчас тоже обойдется намного дороже, чем в прошлом году. Последние месяцы китайская сторона (приграничные города), стараясь удержать туристов, поднимала цены на гостиницы меньше, чем терял рубль, но все товары и услуги в самом Китае жестко привязаны к курсу доллара. На празднование Нового Года путевки в пограничные города Китая всегда поднимались в цене. Но жители края были уверены, что за неделю зимнего отдыха с празднованием Нового Года и экскурсиями могут заплатить не больше 10 тысяч рублей. Поэтому все путевки на праздники раскупались заранее. Сейчас эта цена выросла вдвое.

Не так сильно изменилась стоимость путевки на Новый Год, по сравнению с 2013 годом, только в Сеул. Поэтому это направление продолжает набирать популярность у жителей Приморского края. Стоимость стандартной путевки на 8 дней от 45 тысяч рублей. Однако для тех, кто задумает путешествовать по Южной Корее самостоятельно, путешествие может обойтись на 25 % дешевле (особенно если отправляться в Корею на пароме). Все, кто посещал Южную Корею, утверждают, что это самая безопасная страна и к туристам здесь наблюдается очень хорошее отношение.

Самый большой вклад в стоимость турпутевки для приморцев вносит стоимость авиабилетов. Так, только за одну неделю декабря 2014 года стоимость перелета в Токио выросла на 5 тысяч рублей, в Сеул на 5,5 тысяч рублей, а в Шанхай на 8 тысяч рублей.

Рост цен на отдых в Приморском крае происходил на общем фоне подорожания товаров и услуг. С 10 по 25 ноября 2014 года мы произвели анкетный опрос жителей Приморского края с целью оценки состояния потребительского рынка товаров и услуг в новых экономических условиях. В опросе приняли участие более 500 респондентов. Представим некоторые результаты проведенного исследования, относящиеся к теме настоящей статьи. Подробные результаты исследований представлены в работе [9]. Со времени опроса прошло некоторое время, и экономическая ситуация в крае несколько ухудшилась. Поэтому в настоящее время жители края не так оптимистичны. Например, еще в ноябре население края не ожидало, что курс рубля так сильно может упасть в декабре и соответственно строило планы на отдых и празднование Нового Года. Прогноз жителей края на изменение курса рубля к доллару США представлен на рис. 1.

Рис. 1. Прогноз жителей Приморского края по изменению курса доллара США

Свою озабоченность ростом курса доллара высказала подавляющая часть населения (рис. 2).

На вопрос: «Повлияло ли повышение курса $ США по ваши планы на организации отдыха на новогодние праздники?», большинство респондентов (66 %) ответили, что не повлияло, 34 % – что повлияло. Судя по ответам, изменение курса валюты при планировании новогодних праздников респонденты, в подавляющем большинстве, связывают с поездками за рубеж. И только менее 5 % населения края считали, что придется экономить на праздничном столе. Даже есть небольшой процент населения, который выиграл в связи с повышением курса доллара, поскольку получил заработную плату в валюте или имел значительные валютные сбережения.

Рис. 2. Отношение приморцев к изменению валютного курса

Опрос населения края показал достаточно высокий оптимизм людей и убежденность в том, что трудности носят временный характер, и в скором будущем жизнь опять войдет в нормальное русло. Это можно подтвердить ответами на вопрос: «Как Вам кажется, удастся или не удастся заместить запрещенные к ввозу товары аналогичными отечественными продуктами или продуктами из других стран?» Результаты ответов на этот вопрос представлены на рис. 3.

Рис. 3. Оценка перспектив рынка потребительских товаров в связи санкциями, введеными странами ЕС и США

Перспективы преодоления кризиса в туристской отрасли России и Приморского края

Не теряют оптимизма и верят в будущее российского турбизнеса отдельные эксперты, представляющие туристскую отрасль страны. Например, член правления РСТ Г. Мохов считает, что «существующий рынок туристских услуг является не цивилизованным» и выражает уверенность в том, что «будут приняты дополнительные меры по стабилизации рынка» [16].

В этом году сошлись воедино все проблемы – и экономические, и политические, а также внутриотраслевые, которые накапливались годами. Реорганизация туристского рынка назрела давно. По мнению исполнительного директора Уральской ассоциации туризма М. Мальцева, «количество агентств и операторов было чрезмерным, и определенные изменения стали просто необходимы». Он считает, что произойдет оздоровление рынка, хоть и сложным, болезненным путем [13].

Государственный контроль за деятельностью туроператоров должен решить проблему абсолютной незащищенности потребителей туристских услуг, когда туристы становятся заложниками ситуации. Большие надежды возлагаются на принятие нового федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации».

С ростом количества туристов, которые самостоятельно организовывают свои поездки за границу, должны появиться новые сервисы для туристов в Интернете. Это еще больше повысит конкуренцию и ответственность туристских предприятий.

Ожидается, что увеличат свое присутствие на туристском рынке компании, занимающиеся внутренним туризмом. Это направление тоже считается долгосрочной антикризисной программой «импортозамещения». Сейчас увеличились продажи на горнолыжный курорт в Сочи, показывают рост экскурсионные туры в Москву и Санкт-Петербург, Казань, Великий Устюг. Большей популярностью начинают пользоваться лечебные туры на Кавказские Минеральные Воды. Большие льготы получают обновленные курорты Крыма.

Зарубежные туристские компании тоже не хотят расставаться с «щедрыми» российскими туристами, и это несмотря на то, что подвыпившие туристы нередко становятся участниками скандалов.

В новых условиях на сцене появляются и новые игроки, которые тоже хотят заполучить российских туристов. Например, Индия сейчас вводит в действие упрощенную процедуру для получения туристских виз. Теперь россиянам для оформления визы необходимо будет иметь доступ в Интернет и банковскую карточку. Электронные визы будут выдаваться сроком на 30 дней, и получить их можно будет только два раза в год. По ним можно будет совершать не только туристские поездки, но и проходить краткосрочное медицинское лечение в индийских клиниках. Представители туристического бизнеса считают, что введение электронной визы является революционным шагом и в будущем многие страны вынуждены будут прийти к такому решению.

Отдельные европейские страны, такие как Италия, Испания, Греция, сегодня тоже упрощают визовый режим для россиян. Речь идет о сокращении срока оформления документов и увеличении срока действия виз. Словакия уже дает визы на 5 лет, Греция, Испания Италия без особых проблем ставят долгосрочные, многократные визы в течение 48 часов. К списку стран, лояльных к россиянам, присоединяется и Болгария. В ближайшее время в России откроются 4 новых консульства Болгарии.

Для сохранения туристов из России Турция и Египет снизили стоимость туров для граждан России. Отели этих стран снизили стоимость туров для туристов из России на 20 %. Гостиницы обещают в дальнейшем увеличить дисконт вдвое – до 40 %.

Для приморских туристов в этому году стала более доступной страной Южная Корея. Теперь граждане РФ могут посещать эту страну в туристических целях без виз. Срок пребывания в стране выделен немалый – 60 дней за один заезд и 90 дней в течение полугода.

В Приморском крае тоже строят грандиозные планы по развитию туристской отрасли. Со скрипом, но подвигается к завершению строительство объектов игорной зоны в пригороде Владивостока. Возможно, первые туристы смогут посетить игорную зону теперь уже в 2015 году. В разработке стратегии туристской индустрии края принимают активное участие ученые края [7, 8].

Приморцы приветствуют заявление Владимира Путина о предоставлении г. Владивостоку статуса свободного порта с облегченным таможенным режимом. Логистика и транспорт должны стать локомотивом для развития экономики Приморья и всего Дальнего Востока России. Сейчас в Приморском крае планируются к размещению пять ТОРов. В список наиболее подготовленных площадок для размещения территорий опережающего развития вошли Надеждинская и Михайловская площадки, порт Зарубино, остров Русский, проект ВНХК в Партизанском районе. На развитие инфраструктуры ТОРов Минвостокразвития запланировало 42 миллиарда рублей. В регионе продолжается работа по привлечению инвестиций, в том числе из-за рубежа. Сегодня в Приморье реализуется и планируется к реализации более 170 инвестиционных проектов общей суммой вложений более 114 млрд долларов. По оценке краевого департамента экономики, объем иностранных инвестиций в экономику Приморья в 2014 году в 4 раза превысит уровень предыдущего года. Подъем экономики края уже сейчас приводит к росту делового туризма. Китайские туристы после длительного перерыва опять показывают рост туристского потока.

Поэтому все надежды сегодня мы связываем с улучшением экономической ситуации как в стране, так и в регионе.

Рецензенты:

Латкин А.П., д.э.н., профессор, директор института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС, г. Владивосток;

Мазелис Л.С., д.э.н., доцент, заведующий кафедрой математики и моделирования, г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Золотова В.И., Мартышенко Н.С. ВЛИЯНИЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ НА ТУРИСТСКИЙ РЫНОК ПРИМОРСКОГО КРАЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16791 (дата обращения: 12.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074