Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПРОБЛЕМЫ ГЕОПОЛИТИКИ И РЕЛИГИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА

Дзеранов Т.Е. 1
1 ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А,
В статье автор рассматривает роль религиозного фактора в геополитическом противостоянии на Кавказе, претендовавших в разные периоды, на господство в Евразии держав. Разные формы религии активно использовались местными этническими и социальными группами в процессе формирования государственных образований на Кавказе. Спецификой развития культуры кавказских народов является то, что она формировалась на стыке двух цивилизаций – христианской и мусульманской. Автор считает что сегодня, в период глобализации и серьезных трансформаций в социокультурной сфере, изучение проблем геополитики и религии в прошлом и настоящем кавказского региона становится весьма актуальным.
Северный Кавказ
Россия
Иран
Турция
Византия
религия
христианство
ислам
сунниты
шииты
суфизм
глобализация
радикализм
1. Аликберов А.К. Эпоха классического ислама на Кавказе. – М.: Вост. лит., 2003.
2. Гаджиев М.Г., Давудов О. М., Шихсаидов А. Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV в. – Махачкала: ДНЦ РАН, 1996.
3. Гадло A.B. Этническая история Северного Кавказа IV–X вв. – Л., 1979.
4. Грюнебаум И. Классический ислам. – М., 1986. С. 27-28, 48-52
5. Дегоев В.В.Кавказский вопрос в международных отношениях 30–60-х гг. XIX в. – Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1992.
6. Дзеранов Т.Е. Религия осетин и русская культура: монография / под ред. докт. ист. наук, проф. В.Х. Тменова; Сев.-Осет. ин-т. гум. и соц. исслед. им. В.И. Абаева. – Владикавказ, 2006.
7. История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII в. – М., 1988.
8. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. – 2-е изд., доп. – Владикавказ: Ир,1992.
9. Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. – Владикавказ: Ир, 2002.
10. Лавров Л. И. Домусульманские верования адыгейцев и кабардинцев // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. – М., 1959.

Местоположение Кавказа определило не только его особое геополитическое значение, но и роль религиозного фактора в столкновении интересов Востока и Запада в регионе. Кавказ, особенно его северная (степная и предгорная) зона, издревле являлись «коридором», по которому осуществлялись этнические перемещения между Азией и Европой. Здесь началось Великое переселение народов, оказавшие колоссальное влияние на ход мировой истории. Оно сопровождалось изменением этнического, языкового и культурного облика большей части Евразии и Северной Африки.

В переселении активно участвовали тюрки, иранцы (сарматы, аланы), финно-угры, славяне, германцы и др. Вовлеченные в движение разные по этническому составу народы находились на близком уровне социального развития - на стадии разложения родоплеменного строя и начала процесса формирования государственных образований. Переходному состоянию этих обществ соответствовали господствовавшие в них формы религии. Античные и средневековые источники, сохраненные потомками фольклорные и этнографические материалы позволяют реконструировать религиозные системы того времени. Уровень развития, мобильность, разнообразные контакты пришедших в движение народов Евразии приводили к сближению их религиозных представлений.

У многочисленных народов северной части Евразии сложились разнообразные по составу пантеонов, но близкие по структуре религиозные политеистические системы, которые по уровню развития могут быть определены как энотеистические [6, с. 217]. Эти религиозные системы, при создании их последователями собственных государственных образований, или после их присоединения к другим государствам, уступали место новым государственным формам религии. На Кавказе, в разное время, таковыми становились зороастризм, митраизм, христианство, иудаизм и ислам.

Первыми в этом ряду были зороастризм и митраизм, насаждаемые среди народов Дагестана и Закавказья Сасанидской империей, до прихода на территорию Ирана войск Арабского халифата [2, с. 162-169] и ислама.

Особое значение приобретает религия в средние века. В этот период религия становится мощным идейным оружием в борьбе государств, претендующих на господство в Евразии и на Кавказе в частности. Втягиваемые в «борьбу за веру» народы северокавказского региона ставились перед необходимостью принятия веры борющихся за господство могучих держав. Под их влиянием религия активно использовалась местными этническими и социальными группами в процессе формирования государственных образований на Кавказе.

В истории народов Кавказа, в частности Северного, этот период характеризуется воздействием, сплетением интересов и чрезвычайно активными действиями многих государств и политических сил - Византии, Ирана, государств Закавказья, кочевых народов Евразии, оседавших в степной зоне Северного Кавказа и создававших здесь государственные образования [7, с. 12-21]. Стержнем политических событий раннего средневековья стали взаимоотношения двух крупнейших держав - Византии и Ирана, столкновение их интересов на Кавказе. Предпринимаются целенаправленные поползновения этих держав вмешиваться в историческую судьбу кавказской Албании, Армении, Иберии, Абхазии и Алании, навязывать их народам свою волю, ввести территорию в орбиту своего военного, политического и религиозного влияния [7, с. 164].

Наиболее мощной средневековой державой, планомерно осуществлявшей в этот период свою геополитическую стратегию на Кавказе, была Византия. Она же в полной мере использовала религию во внешней политике. Признав в IV веке при Константине Великом православное христианство, Византия активно занималась миссионерской деятельностью, утверждая его на огромном пространстве от Аравии и Египта до Киевской Руси. И Северный Кавказ оказался в зоне деятельности православных византийских миссионеров.

Принятие православия автоматически ставило обращенные народы в вассальную зависимость от Константинополя. Оказавшиеся в зоне влияния Византии народы по-разному реагировали на действия империи. Крещеная Армения в борьбе за независимость от православной Византии обращается к такой разновидности христианства, как монофизитство, и создает на ее основе свою, независимую от Константинополя Армянскую апостольскую церковь. В Грузии и Абхазии утвердилось православие [9, с. 7-9]. В X веке принимает православное христианство в качестве государственной религии Алания [8, с.197].

На южной границе Византии, на Аравийском полуострове, под руководством пророка Магомеда начинается мощное религиозно-политическое движение, приведшее к созданию арабами исламской империи - Халифата [4, с. 27-28; 1, 45-69]. Экспансия арабов, дошедшая на севере до Дербента, стала началом заката Византийской империи.

Мощное средневековое государство - Хазарский каганат, центром которого стал Северный Кавказ, с момента своего возникновения в VII веке соперничало с Византией. Оно оказалось в состоянии противостоять и новому могучему сопернику, претендовавшему на господство на Кавказе - Арабскому халифату. Совместно с аланами и другими народами Северного Кавказа хазары остановили арабо-мусульманскую экспансию на север. Противоборство с двумя могучими державами, насаждавшими христианство и ислам, привело правящие круги Хазарии к необходимости искать альтернативную им религию. В каганате, созданном хазарами, тюркским по происхождению народом, в качестве государственной религии был принят иудаизм - национальная религия евреев, - уникальный в истории религии случай.

После падения Хазарии иудаизм на Кавказе теряет свое геополитическое значение, он сохраняется здесь в качестве религии двумя небольшими этническими группами - грузинскими евреями и горскими евреями - татами. С этого времени по территории региона, являющейся рубежом между Азией и Европой, пролегает граница двух культурных миров - христианского и мусульманского.

На северо-востоке Кавказа утверждается ислам. Дербент, входивший в состав Арабского халифата и в 700-е годы принявший ислам, находившийся в сфере влияния Ирана и Турции, становится базой распространения ислама среди народов Дагестана, а затем Чечни и Ингушетии.

На северо-западе Кавказа среди абхазов и адыгов долгое время сохраняются позиции православного христианства. На протяжении пяти веков на Северном Кавказе действовала Аланская православная церковь [8, с. 7-97].

В начале XIII большая часть народов Кавказа была покорена татаро-монголами и включена в состав созданной победителями империи - Золотой Орды. Татары, принявшие при хане Берке ислам, отличались необычной для средневековья веротерпимостью. По свидетельствам источников того времени, христиане свободно исполняли свои обряды; в золотоордынский период продолжала действовать Аланская епархия. Часть алан и других кавказских народов под влиянием татар принимают ислам, что подтверждается археологическими материалами.

Начатый в золотоордынский период процесс исламизации катастрофически прерывается в XIV веке в результате разгрома Золотой Орды войсками Тимурхана. Организованный Тимуром геноцид привел к утрате народами Северного Кавказа не только многих достижений христианской культуры, но и ислама.

После взятия Турцией в 1453 г. Константинополя и крушения Византийской империи позиции христианства в регионе слабеют. Опираясь на вассальное исламизированное Крымское ханство и созданные на черноморском побережье турецкие поселенья, Османская империя пытается подчинить народы западного Кавказа. В качестве идеологической мотивации турецкой экспансии используется требование принятия горцами «истинной веры» - ислама.

В XVI-XVII вв. Кавказ превращается в арену яростного противоборства суннитской Турции и шиитского Ирана. Следствием иранского влияния становится распространение ислама шиитского толка среди азербайджанцев и частично дагестанцев. Остальная часть мусульман Северного Кавказа относится к суннитам.

В этот период в борьбу за Кавказ включается новый могучий участник - Россия. В период царствования Ивана Грозного  сумело добиться от шамхала Тарковского - союзника султана - разрешение на постройку крепости на р. Койсу (Сулаке). Укрепляются связи Москвы с Кабардой, сопровождавшиеся принятием частью кабардинцев. На левом берегу Терека появляются станицы «вольных русских людей» - казаков, сыгравших заметную роль в последующие этапы борьбы за Кавказ.

«Смутный период» в истории Русского государства на некоторое время ослабил позиции России, что привело к активизации военной и дипломатической деятельности на Кавказе ее соперников. В этот период особую активность в регионе проявляли иранские шахи, неоднократно пытавшиеся закрепиться на Северном Кавказе. Ирану противостояла Турция, действовавшая через Крым и черноморское побережье Кавказа.

В Новое время Кавказ стал ареной стратегического соперничества России и Турции. Первые столкновения между слабеющей Оттоманской империей и крепнущей Россией не дали ни одной стороне ожидаемых результатов. Положение осложнилось с включением в борьбу за Кавказ Великобритании и других европейских держав. Британское правительство, стремившееся подчинить себе Турцию, поддерживала её в борьбе с Россией. Каждая из сторон использовала для достижения своих целей религию. В их противоборство втягивалось местные народы, использовалась конфессиональная ситуация, имевшая свою специфику в различных частях региона.

В Азербайджане и Дагестане к этому времени утвердился ислам, в Грузии и Армении - христианство. В центральной и восточной частях Северного Кавказа с переменным успехом проходил процесс исламизации местного населения. Постепенно утверждается ислам среди чеченцев. Частично приняли ислам ингуши. Одна часть адыгских народов принимает мусульманскую веру, другая сохраняет верность христианству и «язычеству». Большая Кабарда принимает ислам, Малая - христианство. Наиболее сложной конфессиональная ситуация была в Северной Осетии. В Дигорском, Дарьяльском, Кобанском, частично в Куртатинском ущельях социальные верхи под влиянием князей Большой Кабарды принимают ислам, остальная часть осетин сохраняет верность христианству и «язычеству» [6, с. 121].

Сохранение осетинами элементов христианской религии давало правительству России возможность создания на ее территории базы для продвижения в Закавказье. Если азербайджанские ханства являлись иранским и турецким плацдармом для вторжения в Восточную Грузию, то Осетия могла стать таковым для России. По территории Осетии проходила кратчайшая и долгое время единственная дорога из Грузии в Россию через Дарьяльское ущелье, имевшая для России огромное стратегическое значение. Кроме того, в Северной Осетии находились свинцовые рудники, способные на многие годы обеспечить русскую армию сырьем для изготовления пуль.

Связанное международными договорами начала XVIII века, царское правительство начинает новый этап в решении Восточного вопроса с организации миссионерской деятельности православной церкви среди горцев центрального Кавказа, осетин и частично ингушей. Созданная в 1744 году для этой цели Осетинская духовная комиссия прибыла в следующем году в Осетию и приступила к деятельности. Миссионеры были наделены большими полномочиями. Помимо проповеди православия они занимались дипломатической и разведывательной деятельностью, собирали и отправляли в Петербург образцы полезных ископаемых. Крещение осетины воспринимали как принятие российского подданства и крестились массами, не вникая в суть христианских догм.

Турция, являвшаяся в тот период лидером мусульманского мира, выступает в роли защитника мусульман Кавказа, также активно использует миссионерскую деятельность, насаждая ислам.

Расширение имперских границ на юг мотивировалось русским правительством помощью единоверцам. Наиболее показательно в этом отношении присоединение к России в 1801 году Восточной Грузии и закавказских территорий с преобладающим армянским населением.

Политика царского правительства по отношению христиан и мусульман Северного Кавказа была непоследовательной. С одной стороны, Россия выступает в роли защитника христиан Кавказа. С другой стороны, правительство, будучи проводником сословной самодержавной идеологии, ориентируется на союз с господствующим классом, принявшим даже в христианской Осетии ислам [5,с. 136]. В частности, правителем Осетии был назначен лидер мусульманской общины Мусса Кундухов.

Роль религиозного фактора в столкновении интересов борющихся за Кавказ держав заметно усиливается в период Кавказской войны 1830-1859 гг. В предшествующий Кавказской войне период по инициативе Англии создается коалиция, перед которой стояла задача остановить продвижение России на Восток и вытеснить ее с Кавказа. С этой целью британское правительство совместно с Турцией использовали мусульманскую религию для подстрекательства горцев против России, оказывает поддержку движению горцев, принявшего форму «газавата» - священной борьбы мусульман с иноверцами.

С другой стороны, для укрепления своих позиций на Кавказе Великобритания использовала протестантских миссионеров. Англичане в своих действиях на Кавказе и в Крыму часто переходили за грань религиозного ханжества. Уничтожая на черноморском побережье русские поселения, они «в утешение» оставшихся без крова и имущества поселенцев вручали им томики Библии на русском языке.

После Кавказской войны мусульманская элита была лишена части своих привилегий, что толкнуло ее на организацию массового переселения мусульман Северного Кавказа в Турцию, санкционированную правительствами Российской и Османской империй.

В советский период страны Запада на Кавказе и в Средней Азии активно поддерживали сепаратизм и связанный с ним религиозный экстремизм. Особенно эта политика проявилась во время Афганской войны. Именно в этот период при участии западных спецслужб создаются исламские экстремистские центры, из которых наибольшую известность получила «Аль-Кайда».

Кавказ не потерял своего геополитического значения вплоть до нашего времени. Даже после крушения СССР и прозападной политической ориентации ельциновского правительства России, политика западных держав, в первую очередь США и Великобритании, на Кавказе не изменилась. Регион объявляется «зоной стратегических интересов» Запада и его военно-стратегического блока НАТО.

До 11 сентября 2001 года, террористической атаки США боевиками «Аль-Кайды», зарубежной базой исламского экстремизма на Северном Кавказе в большей мере был Лондон, чем Ближний Восток. Некоторые мечети Британии, благодаря попустительству властей, оказались в руках исламистов и были превращены в центры по сбору средств, вербовки и отправки боевиков в Чечню. Западные средства массовой информации и политические деятели рассматривали выступивших под знаменем газавата чеченских и дагестанских исламистов как борцов за независимость от России. Руководители террористических бандформирований Ш. Басаев, Хатаб и другие квалифицировались ими как борцы за веру и независимость.

До настоящего времени один из чеченских сепаратистов-исламистов А. Завгаев и другие, бежавшие с Кавказа руководители исламских террористов, скрываются от российского правосудия в Англии, США, Франции и других западных стран, получив там статус политических беженцев. Лишь в июне текущего года госдеп США признал Д. Умарова, одного из руководителей чеченских бандформирований, террористом.

В настоящее время на старые геополитические проблемы наслаиваются новые - проблемы глобализации. Одной из них, по мнению автора концепции столкновения цивилизаций Сэмуэля Хантингтона, является одно из доминирующих социальных явлений современности - десекуляризация мира. Одним из проявлений данного явления стал рост исламского фундаментализма или исламизм, который играет все большую роль в современной международной политике. США и их союзники в своей геополитической стратегии  используют исламистские группировки против неугодных им режимов. Одним из объектов деятельности исламистов стал Северный Кавказ.

Рецензенты:

Айларова С.А., д.и.н., профессор, заместитель директора ФГБУН Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А, г. Владикавказ.

Чибиров Л.А., д.и.н., профессор, зав. отделом этнологии ФГБУН Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А, г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Дзеранов Т.Е. ПРОБЛЕМЫ ГЕОПОЛИТИКИ И РЕЛИГИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16726 (дата обращения: 25.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252