Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

МЕСТО ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК В ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЕ МОЛОДЕЖИ РСО-АЛАНИЯ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 2004-2014 гг.)

Гадиева А.Н. 1 Урусова Ж.И. 2
1 Центр социальных исследований Республики Северная Осетия-Алания Института социально-политических исследований Российской академии наук
2 ФГБОУ ВПО «Горский государственный аграрный университет» (ГГАУ), Министерство сельского хозяйства РФ.
Данное панельное исследование было проведено с целью проследить трансформацию системы ценностей молодежи в РСО-Алания в период 2004-2014 гг. взяв в качестве маркера экологические установки.Анализ результатов исследований показал, что в ранжировании наиболее значимых для молодого поколения республики социально-экономических проблем произошли определенные изменения. Одним из выводов, сделанных в результате анализа, можно считать следующее:существует необходимость критического осмысления современной системы образования, молодежной политики в целом, с точки зрения широко понимаемых перемен в развитии цивилизации, включая сюда весь комплекс и экологических проблем. Такое развитие предполагает необходимость нового понимания современных технологий и выработки новых норм поведения, что позволит, в свою очередь говорить о формировании гражданского общества.
экологическое сознание.
система ценностей
молодежь
1. Гадзаова Л.П. Формирование ценностной картины мира у студентов./Л.П.Гадзаова// Высшее образование сегодня. – 2007. - №10. - С40-42.
2. Запесоцкий, А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор/ А.С. Запесоцкий // Социологические исследования. – 2006. - №12. – С. 98-104.
3. Маслоу, А. Мотивация и личность / А.Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999.
4. Опарин, Р.В. Проблема аксиографического исследования сформированности экологических ценностных ориентаций молодежи. // Мир науки, культуры, образования / Р.В. Опарин, А.В. Петров. – 2011. – № 3.
5. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи./В.Е.Семенов//Социологические исследования. – 2007. - №4. – 37-43.
6. Цогоева, Ф. Б. Природоохранные традиции осетин как основа формирования экологической культуры в республике Северная Осетия-Алания / Ф. Б. Цогоева. Историко-культурное и природное наследие народов Юга России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. : г. Грозный, 25-26 июня 2009 г.
На современном этапе развития Российской Федерации как правового государства и становления российского гражданского общества стоит важная задача – формирование социально-экологического сознания молодежи. В условиях начавшегося оживления промышленного производства в нашей стране неотъемлемой составной частью любых экономических преобразований должно стать решение экологических проблем.

Решение этих вопросов во многом связано с оценкой состояния наиболее динамичной социальной группы - молодежи, которая в прогностическом плане представляет интерес как поколение, которое в будущем займет место основной общественной  производительной силы, а, следовательно, ее ценности будут в значительной степени определять ценности всего общества[1].

Исследования системы ценностных ориентаций молодежи республики Северная Осетия-Алания до последнего времени  имеют незначительные масштабы.

Основная цель данной работы - анализ динамики этих показателей за десять лет – с 2004 по 2014 годы.

В качестве эмпирической основы выступили материалы двух социологических исследований, проведенных в РСО-Алания в 2004 и 2014 гг., в которых авторы принимали непосредственное участие.  Результаты исследования, проведенного в 2004 году, были подвергнуты вторичному социологическому анализу. В марте 2014 года авторами было проведено комплексное социологическое исследование, касавшееся проблем формирования ценностно-нормативных установок современной молодежи Северной Осетии. В анкету был включен блок вопросов, связанных с проблемами формирования экологического сознания и экологической культуры у молодого поколения нашей республики.  Среди опрошенных мужчин – 25,6 %, женщин – 74,4 %. По национальности: осетин – 74,2 %; русских – 20,7 %; другие – 5,1 %. Городские жители составили 92,4 %, сельские – 7,6 % респондентов. Возраст, участвовавших в опросе респондентов составил 14 – 30 лет.

Данный блок вопросов коррелировался  с общими программными установками исследования, характером решаемых задач и типом избранной методики. Методы построения выборки и единство инструментария при повторном исследовании позволили в целом обеспечить панельный характер исследования и сопоставимость его результатов, полученных в разные годы.

Анализ результатов исследований 2004 и 2014 гг. показал, что  в ранжировании наиболее значимых для молодого поколения республики социально-экономических проблем произошли определенные изменения(см.таблицу).

Значимость социально-экономических и политических проблем (%)

Проблемы

2004

2014

Алкоголизм и наркомания

21,2

24,4

Угроза безработицы, проблема трудоустройства

15,3

39,8

Состояние морали и нравственности

17,5

18,3

Политическая нестабильность

16,9

25,2

Межэтнические  конфликты

25,2

12,8

Неудовлетворительное медицинское обслуживание

18,6

17,2

Низкий уровень образования

22,3

14,9

Низкий уровень оплаты труда

26,3

11,4

Жилищные проблемы

19,7

15,2

Рост преступности

24,3

17,1

Неблагополучная экологическая обстановка

20,1

17,6

Рост цен, инфляция

23,0

15,3

Сравнительное ранжирование  социологических данных показывает, что молодежь РСО-А изменила представление о значимости  проблем  в республике.  Так, если в 2004 году в иерархии социально значимых проблем, находились проблемы, связанные с проблемами безопасности – межэтнические отношения и рост преступности, то в 2014году иерархию значимости возглавляют – угроза безработицы и политическая нестабильность.  Одновременно демонстрируется снижение интереса к экономическим и материальным проблемам,  что  подтверждает  предположение об изменении ценностных ориентаций молодежи РСО-А в пользу повышения уровня личного участия и ответственности за происходящее в республике, понимании глубинных причин социальных трансформаций.

Неблагоприятная экологическая ситуация в регионе, как и десять лет назад, не вызывает серьезной озабоченности у молодежи РСО-А, уступая место социальным, экономическим и политическим проблемам. Это показывает, что для молодежи недостаточно наглядны, и поэтому, не актуальны последствия экологических проблем, тем более – отдаленные. В качестве важных отмечаются проблемы, касающиеся молодого человека «здесь и сейчас». Хотя, необходимо отметить, что в последние несколько лет экологическая активность молодых пользователей интернета возросла очень заметно, это выражалось в многократных экологических акциях и пикетах, например, «Стоп Электроцинк!».  Но, необходимо отметить, что в этих акциях принимала участие очень немногочисленная часть молодежи РСО-Алания.

В 2004 г., также как и в 2014г.,  наиболее актуальной и важной экологической проблемой названа проблема выбросов вредных веществ в атмосферу - однозначно  1-е место.

На вопрос: «Как изменилась, на Ваш взгляд, экологическая обстановка во Владикавказе и его окрестностях за последние 5 лет?»   в 2004г.  64,1% ответили – «ухудшилась»;   ответы  «не могу сказать, не задумывался»  и  «улучшилась»  - набрали одинаково, по 17,9%.  Через 10 лет ответы респондентов распределились иначе - «ухудшилась» - 67,7%,  «не могу сказать, не задумывался» - 23,5%,  «улучшилась» - 10,2%  (см.рисунок).

Как изменилась экологическая обстановка во Владикавказе за 5 лет

 Несмотря на то, что  молодежь в сегодняшней Осетии в меньшей степени озабочена экологической ситуацией, чем в 2004г., тем не менее, отношение к качеству окружающей среды стало более критичным. Однако, качество экосреды, которую молодежь воспринимает как абстракцию,  волнует молодых людей меньше, чем то, что касается их непосредственно, а именно качество жизни, например, качество питания.

На вопрос: «Влияет ли и до какой степени экологическая ситуация на Ваше здоровье?» в 2004г. 56,7 % респондентов ответили – «существенно влияет»; 29,4 % - «не особенно влияет»; 12,3 % - «не могу сказать, не задумывался»; 1,6 % считают, что не влияет.

В 2014г.  ответы распределились следующим образом: «существенно влияет» - 69,5%; «не особенно влияет» - 24,3%;  «не могу сказать, не задумывался» - 6,2%; «не влияет» - 1,2%.. 

Наиболее наглядным изменением рейтинга причин неблагополучной экологической ситуации во Владикавказе является то, что если для молодежи «нулевых» экономический кризис, недостаток материальных и денежных ресурсов для решения экологических проблем  - весьма значимая причина, занимающая 3-е место, а несостоятельность местной власти в решении экологических проблем – незначительная причина проблем, занимающая всего лишь 9-е место, то уже для молодых людей «десятых» картина меняется с точностью наоборот.  Это в очередной раз показывает,  что за истекшее десятилетие для молодого поколения произошла переоценка ценностей, и материальные факторы  качества жизни отошли на второй план, уступив место пониманию глубинных, внутренних механизмов формирования жизненной среды человека. Мы можем предположить, что являемся свидетелями процессов  гуманизации общества.

Из полученных данных следует, что сегодня молодежь больше готова жертвовать своим личным комфортом и временем для решения проблем экологической ситуации в республике, хотя по-прежнему неохотно идет на целенаправленную экономию электричества, воды и газа, и поддерживать и предпочитать  проэкологические программы кандидатов на выборах разных уровней. Прослеживается  также тенденция  снижения активности молодежи в благоустройстве своей среды обитания (подъездов, прилегающих к дому территорий) и участия в экологических организациях.

Деятельностно-прагматические установки молодежи в рамках экологической культуры в той или иной степени детерминируют поведение молодых людей на основе переживания определенной экологической ситуации, оценивая ее исходя из определенной системы ценностей[4].

Материалы исследования подтвердили весьма противоречивый характер взаимодействия экологомировоззренческих ориентиров молодежи и деятельностно-прагматических установок. Впрочем, эта тенденция характерна для состояния экологической культуры в целом. Она детерминирует все пространство становления и развития экологической культуры молодежи, существенно снижая ее потенциал. С одной стороны, исследование выявило ярко выраженную деятельностную ориентацию экологического сознания значительной части опрошенных, с другой, весьма низкий удельный вес той части молодежи, которая реально участвует в экологической деятельности.

Основания экологического кризиса имеют социокультурную природу, что свидетельствует в пользу необходимости коренного изменения не столько технологических аспектов взаимодействия человека с окружающим миром, сколько его сущностных, то есть социокультурных оснований. Во главу угла усилий по преодолению экологического кризиса в таком случае должна быть положена идея формирования экологического общества, которому соответствует экологическая идеология, экологическая философия и экологическая культура.     С нашей точки зрения,  экологическая культура выступает не как часть культуры, равная по своему значению и содержанию культуре политической, правовой, нравственной и т.д., а как та её часть, которая образует основание культуры и является ее своеобразным стержнем.

Анализируя полученные данные можно сделать вывод: низкий уровень образования, состояние морали и нравственности не считаются у респондентов важными проблемами, в сравнении с более насущными экономическими и социальными проблемами. Тем не менее, среди основных причин неблагополучия в экосоциальной сфере республики называются, все же, низкий уровень сознания и культуры, недостаток знаний у людей и безразличие к людям, загрязняющим окружающую среду. Это, безусловно, внушает оптимизм, так как понимание причин неблагополучия уже является первым шагом на пути их устранения.

Необходимо отметить также, что озабоченность пониманием причин экологического неблагополучия, представляемые пути решения проблемы и личная готовность участия в этих процессах очень неоднородно распределены в обществе. Разброс велик, в зависимости от возраста, пола, образования, национальной принадлежности, религиозности и др.

Так, например, чем моложе респонденты, (чаще всего студенты), тем менее они озабочены экологическими проблемами и выдвигают на первое место среди социально-экономических и политических проблем алкоголизм, наркоманию и распространение СПИДа.

Неприспособленное экологическое поведение проявляется как при разработке проектов производственного назначения, так и в повседневной деятельности граждан. Экологическое сознание возникает и развивается под влиянием социальных сил и воздействием изменений в системе ценностей.

Cреди наиболее актуальных социальных проблем в республике неблагоприятная экологическая обстановка занимает в массовом сознании десятое место из двенадцати предложенных, после таких как политическая нестабильность; алкоголизм и наркомания; рост преступности и др. Состояние морали и культуры респонденты выделили шестым пунктом в ряду наиболее важных проблем республики.

Среди причин неблагоприятной экологической ситуации наиболее часто называемой было безразличное отношение окружающих к людям, загрязняющим территорию,  увеличение числа автомобилей, экономический кризис и др. То есть, по мнению респондентов, значительно более важной причиной существующей экологической обстановки в республике является низкий уровень образования, сознания и культуры в социуме. Причём, респонденты имеющие высшее образование ставят на первое место проблему безработицы, отмечают низкий уровень экологического образования, состояния морали населения, его культуры. Это подтверждает тот факт, что 8,6% опрошенных затруднились ответить на вопрос: «влияет ли экологическая ситуация на состояние вашего здоровья ?».

Исходя из вышеперечисленного следует, что Министерству образования, совместно с Комитетом по охране природных ресурсов, заинтересованным факультетам ВУЗов, Министерству труда и социального развития необходимо разработать единую образовательную программу, включающую в себя все этапы социализации личности.

Такая реформация образовательной системы позволит рассчитывать на позитивные изменения экологической ситуации в будущем через новое экологическое сознание и культуру грядущих поколений. Существует необходимость критического осмысления современной системы образования с точки зрения широко понимаемых перемен в развитии цивилизации, включая сюда весь комплекс экологических проблем. Такое развитие предполагает необходимость нового понимания окружающей среды, современных технологий и выработки новых норм поведения.

Проблема ценностных ориентаций молодежи является на сегодняшний день одной из самых актуальных, поскольку именно молодежь заключает в себе инновационный потенциал тех социокультурных преобразований, которые имеют место в современном российском обществе, а ценностное сознание молодого поколения задает вектор их направленности. Адаптация молодежи  к изменяющейся  социальной среде требует  выработки адекватных ценностных стандартов, способных стать фундаментом для построения процесса межпоколенной  социальной  преемственности. На процесс формирования ценностных ориентаций молодежи Республики Северная Осетия-Алания, в числе прочих, значительное влияние оказывает специфика северокавказского региона и фактор полиэтничности  республики.

В структуре социальных идентификаций  молодежи титульной национальности идентичность по этническим основаниям  становится ведущей. Уровень толерантности в межэтнических отношениях определяется степенью этнической идентичности. Тенденция к высокой степени этнической идентичности выступает как бы компенсацией расщепленной и потерявшей прежнюю значимость гражданской идентичности. Поэтому в системе ценностей молодежи ярко выражена ориентация на этнические ценности. Анализ ценностной структуры сознания  показал, что молодежь  ориентируется, прежде всего, на ценности, обеспечивающие комфортность существования в условиях микросреды.

Тенденции  ценностных предпочтений носят противоречивый  характер, поскольку ценностные стандарты «нового образца» зачастую отрицают  традиционную для осетинского общества  систему ценностных ориентаций. В условиях полиэтничности религиозность стала для молодежи одной из возможностей удовлетворения потребности в этнической идентификации. Религиозно окрашенная мировоззренческая ориентация в высокой степени автономна, однако отношение к  религии не является определяющим для остальных ценностных выборов.

Формирование экологического  сознания  и культуры молодежи - один из важнейших механизмов разрешения современнных экологических проблем. Создание новых концепций экологического образования предполагает необходимость нового понимания окружающей среды, современных технологий и выработки новых форм поведения.

Рецензенты:

Дзуцев Х.В., д.соц.н., профессор, директор Центра социальных исследований Республики Северная Осетия-Алания Института социально-политических исследований Российской академии наук, г.Владикавказ;

Гутиева М.А., д.и.н., доцент, зав. кафедрой истории и философии юридического факультета ГГАУМинистерство сельского хозяйства РФ, ФГБОУВПО «Горский государственный аграрный университет», г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Гадиева А.Н., Урусова Ж.И. МЕСТО ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК В ЦЕННОСТНОЙ СИСТЕМЕ МОЛОДЕЖИ РСО-АЛАНИЯ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 2004-2014 гг.) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16676 (дата обращения: 23.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252