Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ФАСИЛИТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ

Кузин Н.Я. 1 Люлькина Н.М. 1 Люлькин В.С. 2
1 ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
2 ООО «Комитет»
Работа посвящена исследованию основных задач фасилити менеджмента в процессе технической эксплуатации объектов коммерческой недвижимости. Функционирование хозяйственных служб как единого комплекса обуславливает необходимость появления специалистов по управлению всей инженерной и социальной инфраструктурой объекта – фасилити менеджеров. Основной задачей фасилити менеджмента является поиск путей снижения внутренних затрат по эксплуатации систем здания, с одновременным поддержанием качества услуг на необходимом уровне. Фасилити менеджер занимается проектами развития инфраструктуры с целью организации комфортной работы персонала в здании. Организация контроля учета потребляемых ресурсов, рациональное использование системы отопления, утепление здания, использование энергосберегающих технологий способствует снижению затрат за счёт экономии ресурсов. В случае экономической целесообразности фасилити менеджер заключает договора с организациями, предоставляющими услуги на требуемом уровне по самым низким расценкам, а также обеспечивает организационно-юридическое сопровождение контрактов.
экономия ресурсов
энергосберегающие технологии
фасилити менеджмент
коммерческая недвижимость
1. Баронин С.А. Основы менеджмента, планирования и контроллинга в недвижимости: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 270115 – «Экспертиза и управление недвижимостью», направление 270100 «Строительство». – М., 2012.
2. Грабовый П.Г. Экономика и управление недвижимостью: учеб. для вузов. – 2-е изд. –М.: Проспект, 2012.
3. Грабовый П.Г., Матвеев М.С. Перспективные направления развития инвестиционно- строительного комплекса г. Пензы на основе маркетинговых подходов // Журнал «Региональная архитектура и строительство». – Пенза, 2013. – № 2. – С. 159-163.
4. Управление коммерческой недвижимостью: учебник / под ред. Т.А. Феоктистовой. – М., 2009.
5. Управление коммерческой недвижимостью: в 3 т./ под общ. ред. Е.С. Озерова. – СПб.: Бонниер Бизнес Пресс, 2014.
6. Хрусталёв Б.Б., Горбунов В.Н., Оськина И.В., Ханьжов И.С. Особенности стратегии развития и управления предприятием как экономической системой // Журнал «Экономика и менеджмент инновационных технологий». – М., 2014. – № 8(35). – С. 70-73.
7. ООО «Ладомир». – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kolodec.ru.
8. Энергоэффективность и энергосбережение. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://energosberejenie.org.

Формирование рынка управления недвижимости началось в России в конце 90-х годов ХХ века. Данному процессу способствовало появление спроса на качественные помещения для офисов и торговой деятельности. В это время коммерче­ское использование недвижимости ограничивалось продажей или обычной сдачей площадей в аренду без профессионального управления. На сегодняшний день инвестиции в коммерческую недвижимость считаются одними из самых стабильных и прибыльных. В связи с тем, что бизнес-процессы на рынке недвижимости имеют особую специфику, отличную от других сфер бизнеса, не все собственники умеют управлять своей недвижимостью, получая убытки от площадей, которые могли бы приносить прибыль.

Материал и методы исследования

По завершении любого девелоперского проекта, который включает в себя проектирование, финансирование строительства и сдачу объекта, наступает другой чрезвычайно важный период - период управления и эксплуатации созданной недвижимости. Этот период охватывает самый большой временной промежуток жизненного цикла - весь срок службы здания, отличается привлечением многочисленных специалистов раз­личного профиля, значительной спецификой финансирования и органи­зации текущих работ. И именно в период эксплуатации собственник начинает получать доход от объекта недвижимости [6].

Прежде чем осуществлять эксплуатацию объекта недвижимости, собственнику необходимо определиться: заниматься управлением само­стоятельно или доверить это дело профессионалам.

На сегодняшний день данная сфера бизнеса в России активно развивается. Можно выделить 3 направления бизнеса, из которых идёт формирование управляющих компаний:

1.             Компании-застройщики после завершения строительства при­нимают на себя функции эксплуатирующей компании;

2.             Собственники недвижимости организуют структурные подразделения по управлению принадлежащими им объектами не­движимости;

3.             Консалтинговые компании оказывают услуги по управлению недвижимостью.

К сожалению, спрогнозировать эффективность работы той или иной управляющей компании невозможно только по сфере, из которой она образовалась. Здесь необходимо учитывать большое число факторов, влияющих на эффективность управления.

Управление недвижимостью - это комплексный подход к под­держанию и улучшению состояния объекта, прогнозирование и организа­ция его развития с целью получения максимально возможного дохода от использования объекта [4].

На Западе существует следующая классификация направлений управления недвижимостью:

  • Asset Management (стратегическое планирование);
  • Property Management (разработка программы управления зданием с целью максимизации текущего дохода);
  • Facility Management (деятельность по обеспечению функционирования инфраструктуры здания) [5].

В данной работе мы уделим внимание последнему направлению.

Сегодня в России административно-хозяйственные службы существуют на каждом предприятии. Их хозяйственная деятельность регламен­тируется типовыми положениями. В этом случае главной задачей планирования явля­ется распределение между хозяйственными подразделениями объема и содержания работ по срокам их выполнения.

Инженерно-эксплуатационный отдел в современных организациях претерпел значительные изменения. Дол­жность главного инженера в торговом центре сегодня может соответствовать должности «директора по эксплуатации». Раньше на должность главного инженера назначали людей, имеющих большой опыт практической работы и обладающих одной из технических специальностей. Совершенствование службы эксплуатации приводит к замещению руко­водящих должностей теми, чье базовое образование дополнено образо­ванием в области экономики и менеджмента, так как условия конкуренции требу­ют не просто специальных знаний, а экономического мышления. Более того, такой руководитель должен разбираться в юридических проблемах, вопросах управления имуществом и персо­налом. В управляющих компаниях, которые занимаются эксплуатацией объектов коммерческой недвижимости, данный отдел заменяет эксплуатационная служба [1].

Работа про­фессионалов состоит в умении оптимизировать расходы по содержанию здания и доходы, получаемые в результате рационального управления. Одной из основных задач, решение которых позволит повысить привлекательность здания для арендаторов, является улучшение условий нахождения арендаторов и посетителей в здании.

Функционирование хозяйственных служб как единого комплекса обуславливает потребность появления на отечественном рынке труда специалистов по управ­лению всей инженерной и социальной инфраструктурой объекта коммерческой недвижимости. Такими специалистами в западных странах являются фасилити (facility) менеджеры.

Этимология слова «фасилити» восходит к латинскому facilitas - удобный, благоприятный. Латинско-русский словарь (С.-Петербург, Типография Тренке и Фюсно, 1909) определяет Facilitas как легкость, удобоисполнимость, готовность.

Фасилити менеджер координирует физическое пространство вместе с людьми и работой в организации, комбинирует лучшие управ­ленческие принципы с наиболее распространенными профессиональ­ными и техническими знаниями для обеспечения эффективной работы оборудования и людей [4].

Основной функцией фасилити менеджмента является поиск путей снижения внут­ренних затрат по обслуживанию и эксплуатации систем здания, с одновременным поддержанием каче­ства услуг на необходимом уровне.

Для успешной реализации данной функции можно разбить работу по данному направлению на несколько ключевых задач, выполнение которых должно:

1.                  Экономить средства при эксплуатации здания путём сокращения затрат на потребляемые зданием ресурсы;

2.                  Обеспечить комфортное пребывание в здании посетителей и арендаторов, в первую очередь поддержание в по­мещениях оптимальных параметров окружающей среды;

3.                  Заблаговременно предотвращать возникновение экстремаль­ных ситуаций в здании, а при их появлении - сокращать до минимума материальные и человеческие потери.

Управление эксплуатационными службами охватывает значительное количество направлений деятельности по орга­низации обслуживания здания и функционированию недвижимости. С технической точки зрения все задачи связаны между собой. Здесь особенно важно исключить их противоречие друг с другом.

В отличие от специ­алистов по управлению недвижимостью (property manager), несмотря на идентичность объекта деятельности (здание и прилегающий земельно-имущественный комплекс), фасилити менеджер использует другие модели работы.

К его основным функциям относятся:

1) участие при разработке проекта здания, контроль соответствия планировочных решений здания его будущим функциональным обязанностям;

            2) организация рациональной работы обслуживающего персонала;

            3) контроль обеспечения санитарно-гигиенических норм, организация уборки помещений;

            4) текущая эксплуатация инже­нерно-технического оборудования здания (обеспе­чение сохранности здания, надежности функционирования систем водоснабжения и водоотведения, тепло-, энерго-, газоснабжения, информационных систем);

            5) обеспечение пожарной безопасности, а также безопасности персонала, материальных ценностей;

            6) организация проведения всех видов ремонтных работ и конт­роль их выполнения;

7) взаимодействие с государственными и муниципальными структурами, выполняющими контрольные функции по отношению к организации;

8) контроль расчетов за коммунальные услуги, услуги внешних сервисных служб, деятельность по снижению эксплуатационных расходов;

Фасилити менеджер начинает заниматься проектами развития инфраструк­туры на этапе подготовки технического задания и архитектурного проектирования. Уже на данных этапах необходимо предусмотреть все возможности для комфортной работы персо­нала в будущем. Главной задачей организации рабочих мест явля­ется создание максимального удобства обслуживающему персоналу для осуществления их деятельности, избежание ненужных перемещений и снижение затрат труда на выполняемую работу.

Планировка служебных помещений должна обеспечивать экономное использование площади и сохранение здоровья работающих. При планировке служебных помещений и размещении рабочих мест в них необходимо учитывать следующие рекомендации:

1.             Подразделения, часто контактирующие друг с другом, следует размещать в непосредственной близости в административной части;

2.             Площадь отдельных рабочих мест должна соответствовать сани­тарным нормам и особенностям выполняемой работы;

3.             Все подразделения эксплуатационной службы необходимо размещать на непривлекательных и самых недорогих арендных площадях. Доступ к данным подразделениям должна указывать система навигации;

4.             Должна быть предусмотрена зона отдыха персонала, небольшая кухня или стол с электрическим чайником и микроволновой печью.

Также к функциям фасилити менеджмента относятся уборка и поддержание удовлетворительного санитарного состояния помещений. К уборке помещений могут привлекаться как постоянные сотруд­ники, так и внештатные работники службы уборки (подрядчики) для проведения генеральной уборки, мытья окон, уборке снега, проведения ландшафтных работ.

Основополагающей деятельностью фасилити менеджера является снижение эксплуатационных расходов организации. В первую очередь оптимизация складывается из экономии энергетических ресурсов и использования более дешёвых услуг специализированных организаций, вместо содержания собственного штата сотрудников.

Значительный экономический эффект может принести экономия энергетических ресурсов. Цены на энергоносители во всем мире постоянно повышаются. В этом случае соблюдение основных принципов экономии тепла и электроэнергии позволит существенно снизить эксплуатационные затраты.

Стоимость теплоизоляции относительно стоимости всего здания существенно мала, однако при эксплуатации основные затраты приходятся именно на отопление. В каждом здании существует система обеспечения теплом. Контроль за работой теплового пункта необходим не только для проверки приходящих счетов, но и для предотвращения серьезных штрафов. В случае выхода температуры из нормативного диапазона, это будет рассматриваться как неоптимальный расход тепла. Вторым способом экономии может быть снижение температуры теплоносителя во время оттепели и во время отсутствия персонала торгового центра на рабочих местах: ночью или в выходные и праздничные дни. Третий способ позволит получить значительную экономию тепла в случае наружного утепления фасадов и установки качественных окон в здании. Тепловые потери в основном зависят от теплозащитных свойств ограждающих конструкций: стен, окон, перекрытий. Слой стекловолокна толщиной 10 см заменяет по теплоизолирующей способности 400 см железобетона, 160 см кирпичной кладки, 100 см газобетона, 45 см соснового бруса.

Теплозащитные свойства ограждающих конструкций оцениваются сопротивлением теплопередачи. Сопротивление теплопередачи показывает, какое количество тепла уйдет через квадратный метр ограждающей конструкции при заданном перепаде температур:

R = ΔT/q,

где:

q - это количество тепла, которое теряет 1 кв.м. ограждающей поверхности (Вт/м  кв.);

ΔT - это разница между температурой на улице и в комнате (°С);

R - это сопротивление теплопередачи (°С/ Вт/м  кв.).

Современные стеклопакеты позволяют уменьшить теплопотери окна почти в два раза.

Таблица 1. Тепловые потери окон различной конструкции при ΔT = 50 °С (Тнар. = -30 °С, Твнутр. = 20 °С)

Тип окна

RT

q, Вт/м2

Q, Вт

Обычное окно с двойными рамами

0,37

135

216

Стеклопакет (толщина стекла 4 мм)

4-16-4
4-Ar16-4К

 
0,32
0,59

 
156
85

 
250
136

Двухкамерный стеклопакет

4-6-4-6-4
4-Ar6-4-Ar6-4К
4-12-4-12-4К
4-Ar16-4-Ar16-4К

             
0,42
0,60
0,61
0,72

             
119
83
82
69

             
190
133
131
111

Обозначения:
• Четные цифры в условном обозначении стеклопакета означают воздушный зазор в мм;

  • Символ Ar означает, что зазор заполнен не воздухом, а аргоном;
• Литера К означает, что наружное стекло имеет специальное прозрачное теплозащитное покрытие [7].

Применяя современные системы остекления (стеклопакеты, теплозащитное стекло и т.п.), низкотемпературные обогревающие системы, эффективную теплоизоляцию ограждающих конструкций, можно сократить затраты на отопление в 3 раза.

Вторым важным как по значимости, так и по стоимости, потребляе­мым ресурсом является электроэнергия. В последнее время энергетики применяют использование различ­ных тарифов в зависимости от времени суток, в ночное время потребление электроэнергии обходится дешевле. Если рассматривать данную ситуацию на примере торгового центра, можно частично переложить нагрев воздуха на систему конди­ционирования. Также значительную экономию энергии даёт использование современных энергосберегающих технологий (светодиодных ламп с низким потреблением электроэнергии, фотоэлементов) - 93 % в сравнении с лампами накаливания, 90 % по сравнению с галогеновой лампой и 66 % по сравнению с люминисцентной лампой [8].

Как видно из этих двух примеров, проблема экономии основных ре­сурсов сегодня решаема. Учет потребляемых ресурсов, рациональное использование системы отопления, утепление здания, использование энергосберегающих технологий  способствуют снижению издержек за счёт экономии ресурсов.

Увеличение прибыли может быть также достигнуто привлечением для решения задач по эксплуатации специализированных организаций, а не силами штатных сотрудников. В качестве примера можно привести организацию службы безопасности в торговом центре. Стоимость услуг группы частных охранных организаций физической охраны составляет от 52 р/час. В этом случае стоимость 1 поста круглосуточной охраны торгового центра можно рассчитать следующим образом:

30 дней × 24 часа × 52 р. = 37 440 р.

В случае организации поста охраны самостоятельно его содержание может обходиться, с учётом минимальной заработной платы охранников 12 000 рублей в месяц, налоговых отчислений и материального обеспечения, в размере 50 000 рублей в месяц. Выгода привлечения сторонней организации очевидна, экономия составит 25 %. При наличии не одного, а нескольких постов охраны, экономия будет более значительно сказываться на бюджете организации.

Управление сервисными службами организации во многом сводит­ся к координации усилий этих подразделений для достижения конкретных целей. Только в случае слаженного функционирования возможно снижение внутренних издержек организа­ции. Именно это должно являться ключевым моментом в работе специ­алиста по управлению сервисными службами.

В эпоху современных технологий, нехватки ресурсов, повышения потребительских требований организациям трудно выдержать жесткую конкурентную борьбу без постоянного снижения издержек. При этом  снижение внут­ренних затрат по обслуживанию и эксплуатации систем здания не должно повлечь за собой снижение каче­ства услуг. Именно это является ключевым моментом в деятельности фасилити менеджера.

Выводы

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Функционирование хозяйственных служб как единого комплекса обуславливает необходимость появления на отечественном рынке труда специалистов по управ­лению всей инженерной и социальной инфраструктурой объекта - фасилити менеджеров.

2. Основной задачей фасилити менеджмента является грамотная организация процесса технической эксплуатации путём снижения издержек с одновременным поддержанием каче­ства услуг на необходимом уровне. Использование современных систем остекления и теплоизоляции ограждающих конструкций может сократить затраты на отопление в 3 раза.

3. В целях оптимизации использования энергетических ресурсов необходимо законодательно ужесточить теплотехнические нормы потребления для коммерческих зданий. В этом случае за весь срок эксплуатации здания экономия будет составлять значительную сумму.

4. Увеличение прибыли может быть также достигнуто привлечением для решения задач по эксплуатации специализированных организаций, а не силами штатных сотрудников. На примере организации внутренней службы безопасности с привлечением стороннего частного охранного организации  показана возможность снижения затрат на 25 % .

Рецензенты:

Хрусталёв Б.Б., д.э.н., профессор, заведующий каф. «Экономика, организация и управление производством» ФГБО УВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза.

Баронин С.А., д.э.н., профессор, преподаватель каф. «Экспертиза и управление недвижимостью» ФГБО УВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», г. Пенза.


Библиографическая ссылка

Кузин Н.Я., Люлькина Н.М., Люлькин В.С. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ФАСИЛИТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ КОММЕРЧЕСКОЙ НЕДВИЖИМОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16609 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674