Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ МАШИНОСТРОЕНИЯ

Минин М.Г. 1 Лизунков В.Г. 1
1 ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
Статья посвящена проблеме совершенствования экономико-управленческой подготовки выпускников инженерных специальностей. Авторы статьи предлагают скорректировать учебно-воспитательный процесс по спроектированной структурно-функциональной модели. Формирование экономико-управленческих компетенций моделируется для дисциплины «Экономика и управление машиностроительным производством». Моделируя экономико-управленческие компетенции бакалавров машиностроения, исследователи предлагают условную структурную модель, которая представляет предмет исследования через систему отношений. В основе построения - структура объекта, отвечающая цели построения и отражающая существенные стороны и признаки подготовки бакалавров машиностроения к будущей профессиональной деятельности. Авторы дают подробное описание и обоснование содержания проектируемой структурно-функциональной модели, выявляют практическую значимость и научную новизну проведенных исследований. В статье излагается содержание компонентов, составляющих структурно-функциональную модель формирования рассматриваемых компетенций. Описывая технологический компонент, авторы уточняют, что формы, методы и средства обучения, входящие в него, позволили студентам, обучающимся по спроектированной модели, приобрести необходимые экономико-управленческие компетенции, проявившиеся в различных видах их деятельности.
структурно-функциональная модель
компетентносный
истемный подходы
бакалавры
машиностроение
методы
формы
средства обучения
двухконтурная модель
компетенции.
1. Антонова И.И. Дидактические условия подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства основам менеджмента: дис. канд.пед.наук: 13.00.08 / Антонова Ирина Иосифовна. – Комсомольск на Амуре, 1999. –176 с.
2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.
3. Безрукова В.С. Педагогика: Проективная педагогика / В. С. Безрукова. – Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. — 344 с.
4. Лизунков В.Г., Сушко А.В. Анализ дефицитов экономико-управленческих компетенций у бакалавров машиностроения // Научное обозрение. – 2014. – № 10. – С. 152-156.
5. Минин М.Г. Модель подготовки выпускника ВУЗа и повышение эффективности применения образовательных технологий / Ю. С. Ризен, А. А. Зазарова, М. Г. Минин // Проблемы информатики. — 2012. — Спец. вып. . — С. 213-220.
6. Минин М.Г. Образовательные программы нового поколения: опыт проектирования / М. Г. Минин, И. А. Сафьянников, Э. Н. Беломестнова // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина". — 2010. — № 3 . — С. 114-116.
7. Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского Томского политехнического университета (Стандарт ОО П ТПУ): сб. норматив.-произв. материалов / под. ред. А.И. Чучалина. – Томск, 2012. – 206 с.

Моделирование является методом исследования, которое в настоящий момент получило широкое распространение в разных научных отраслях. Под моделированием понимают воспроизведение характеристик какого-либо объекта на другом объекте, который специально создается для их изучения [3].

По мнению ученых, формирование упрощенных моделей системы представляет собой эффективное средство проверки достоверности и целостности теоретических представлений в различных областях знания.

Моделирование формирования экономико-управленческих компетенций у бакалавров машиностроения представляет собой прикладное исследование, поскольку оно ориентировано на практическое использование результатов, в то же самое время, являясь связующим элементом педагогической теории и практики.

Главная цель моделирования компетенций – это предоставление аргументов для корректировки учебно-воспитательного процесса. Модель компетенций обучающегося дает возможность конкретно его ориентировать, обозначает четкие установки для формирующих процессов подготовки выпускников к профессиональной деятельности.

В модели задаются такие характеристики экономической и управленческой области, реализация которых в учебном процессе обеспечит необходимый уровень компетенции выпускника [1].

Для реализации замысла исследования мы избрали метод моделирования – воспроизведение некоторых характеристик объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения (В.В. Краевский).

За основу моделирования экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения мы взяли условную структурную модель, которая, по мнению С.И. Архангельского [2], выражает то или иное предположение о внутреннем строении и связях изучаемого объекта, проявляемое в наблюдаемых фактах. Проектируемая нами модель представляет предмет исследования как систему отношений. В основу построения модели положена структура объекта, которая отвечает цели построения и отражает существенные стороны и признаки подготовки бакалавров машиностроения к профессиональной деятельности.

В процессе моделирования и разработки методического обеспечения формирования экономико-управленческих компетенций у бакалавров машиностроения при изучении дисциплины «Экономика и управление машиностроительным производством» мы руководствовались компетентностным и системным подходами.

Необходимость использования компетентностного подхода для моделирования процесса формирования экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения обусловлена особым образовательным контекстом, заданным такими тенденциями российского образования, как - необходимость развития экономико-управленческих компетенций кадрового ресурса российского общества, повышение качества подготовки специалистов, перспективы свободной интеграции специалистов НИ ТПУ в социокультурное и экономическое пространство современной России и стран дальнего и ближнего зарубежья, в международную систему разделения труда, формирование условий расширения доступа к рынку образовательных услуг[5].

Системный подход позволяет выявить структурные элементы модели подготовки, осуществить их анализ, определить систему принципов, раскрыть содержание и обосновать выбор дидактического и методического обеспечения процесса формирования экономико-управленческих компетенций у бакалавров машиностроения[6].

Мы разработали структурно-функциональную модель формирования экономико-управленческих компетенций, включающую в себя целевой, методологический, технологический, организационно-процессуальный, результативный компоненты (рис 1).

Целевой компонент.

Целью нашей работы является подготовка конкурентоспособных, высококвалифицированных бакалавров машиностроения, способных решать экономико-управленческие задачи.

Достижение этой цели мы считаем возможным через прохождение ряда взаимосвязанных компонентов.

Методологический компонент содержит выявленные нами условия формирования экономико-управленческих компетенций у бакалавров машиностроения

Условия формирования экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения:

- выявление дефицитов экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения по результатам опроса работодателей.

Ввиду отсутствия единых общепринятых профессиональных стандартов бакалавров машиностроения мы считаем необходимым привлечение работодателей к участию в разработке, проектированию и экспертизе перечня экономико-управленческих компетенций и образовательной программы бакалавров машиностроения.

- требования ФГОС 3, ООП и стандарты - CDIO Syllabus (первый, второй стандарты).

Документы, являющиеся основой для проектирования результатов обучения в виде компетенций, необходимых для экономико-управленческой подготовки бакалавров машиностроения. Модернизированные экономико-управленческие компетенции, разработанные при участии работодателей, не должны противоречить основополагающим стандартам.

Рис. 1. Структурно-функциональная модель развития экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения


- непрерывность и преемственность в наращивании экономико-управленческого потенциала бакалавра машиностроения.

Реализация единой цели – экономико-управленческих компетенций – подразумевает наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении курса дисциплины «Экономика и управление машиностроительным производством».

Данная дисциплина должна интегрировать с предметами не только экономико-управленческого профиля, но и с другими направлениями, тем самым способствуя комплексному обучению бакалавра машиностроения. Преемственность предполагает связь между этапами или ступенями развития, и ее сущность заключается в сохранении различных элементов целого или отдельных сторон при помощи данного элемента как системы.

- создание системы педагогического обеспечения, включающей современные методы активного и интерактивного обучения (работа в команде, создание, управление и реализация бизнес-планов)

Сочетание различных форм организации учебной деятельности бакалавров машиностроения позволяет сделать более эффективным процесс развития экономико-управленческих компетенций, так как отрабатываются различные компоненты компетенций, и происходит их интеграция в целостную экономико-управленческую компетентность.

- поэтапная реализация программы формирования экономико-управленческих компетенций на протяжении курса дисциплины «Экономика и управление машиностроительным производством».

Усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, т.е. поэтапным переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план, соответственно, на наш взгляд, будет правильным развивать экономико-управленческие компетенции в течение подготовки бакалавров машиностроения, задействовав на каждом этапе различные организационные и содержательные формы и методы.

- система диагностики развития экономико-управленческих компетенций у бакалавров машиностроения.

Диагностика является инструментом для управления качеством образования. Диагностика выпускников позволяет оценить уровень компетенций, выявить дефициты в подготовке машиностроителей и внести коррективы в образовательный процесс относительно формирования компетенций - данная задача эффективно решается посредством двухконтурной модели проектирования и реализации ООП (ABET).

Формы, методы и средства обучения (рис. 1) входящие в технологическую компоненту позволили студентам приобрести собственный опыт в различных видах деятельности, способствующий формированию экономико-управленческих компетенций, овладеть необходимыми умениями и методами - самостоятельной работой, разностилевым общением, приёмами управления людьми, методами экономических расчетов, методологией исследования. Это способствовало формированию у бакалавров машиностроения экономико-управленческих компетенций, что подтверждается активным участием студентов в конкурсах университетского и регионального уровней (призовые места). Многие бакалавры машиностроения открыли собственные предприятия, там самым, реализовали себя как специалисты управленческого профиля с профессиональными компетенциями в машиностроении, успешно участвовали в научно-практических конференциях и публикации статьи в научных сборниках.

Следующий компонент формирования экономико-управленческих компетенций у бакалавров машиностроения организационно-процессуальный, он состоит из адаптированной двухконтурной модели проектирования и реализации ООП (ABET).

Применение ABET Criteria 2000 предполагает двухконтурную модель, которая четко определяет последовательность этапов проектирования и оценки качества образовательных программ, а также устанавливает взаимоотношения между внутри вузовскими процессами гарантий качества подготовки специалистов и внешней средой (рис. 2) [7].

Рис. 2. Двухконтурная модель проектирования процесса формирования ЭУК

1 – Определение потребностей заинтересованных сторон в ЭУК бакалавров машиностроения; 2 – Определение целей дисциплины «Экономика и управление машиностроительным производством» в формирования ЭУК; 3 - Проверка достижения формирования ЭУК через оценку результатов обучения; 4 - Определение требуемых ЭУК бакалавров; 5 - Определение того, как ЭУК будут получены; 6 - Определение того, как ЭУК будут оценены; 7 - Определение индикаторов достижения ЭУК; 8 - Организация образовательного процесса.

Внешняя петля модели задает исходные данные для определения перечня требуемых экономико-управленческих компетенций бакалавров, а внутренняя петля демонстрирует этапы проектирования процесса формирования экономико-управленческих компетенций, пересекаясь с внешней петлей в пункте 3, где происходит проверка достижения формирования экономико-управленческих компетенций бакалавров и их корректировка в случае необходимости.

Двухконтурная модель - технология проектирования ООП, была адаптирована и использована при корректировке курса дисциплины «Экономика и управление машиностроительным производством» с целью формирования экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения.

Структура модели осталась прежней, три этапа внешнего цикла и шесть внутреннего. Изменилось содержание этапов, они адаптированы под формирование экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения (рис. 2).

Следующий компонент структурно-функциональной модели формирования экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения - результативный, содержащий сформированные экономико-управленческие компетенции[3]:

1 Общекультурные компетенции.

2 Профессиональные компетенции:

- проектно-конструкторская деятельность;

- расчетно-управленческая деятельность;

- предпринимательская деятельность.[6].

Выводы:

Научная новизна исследования:

- создана структурно-функциональная модель развития экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения, содержащая: целевой; методологический; технологический; организационно-процессуальный; результативный компоненты, способствующие эффективной подготовке конкурентоспособных бакалавров машиностроения, основанная на компетентностном и системном подходах;

- предложены условия формирования экономико-управленческих компетенций бакалавров машиностроения;

- в процессе проектирования результатов обучения использовались первый и второй стандарты CDIO Syllabus и требования ФГОС третьего поколения;

- внедрены форму, средства и методы формирования экономико-управленческих компетенций в процессе изучения дисциплины «Экономика и управление машиностроительным производством»

- адаптирована двухконтурная модель проектирования и реализации ООП, под проектирование процесса формирования экономико-управленческих компетенций.

Практическая значимость исследования:

- структурно-функциональная модель развития экономико-управленческих компетенций

бакалавров машиностроения, апробирована на базе Юргинском технологическом институте (филиале) Национального исследовательского Томского политехнического университета (ЮТИ ТПУ);

- внедрена и эффективно используется в ЮТИ ТПУ, Сибирском государственном индустриальном институте, Кузбасском государственно техническом университете при подготовке бакалавров инженерных специальностей.

Рецензенты:

Стародубцев В.А., д.п.н., профессор, ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск;

Соколова И.Ю., д.п.н., профессор, ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск.


Библиографическая ссылка

Минин М.Г., Лизунков В.Г. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ МАШИНОСТРОЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16524 (дата обращения: 25.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252