Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ И ПАТРИОТИЗМ КАК БАЗОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА

Курышева Е.И. 1
1 АОЧУ ВПО Московский финансово-юридический университет МФЮА
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. В социально-философском контексте духовно-нравственные традиции казачества сформировались на протяжении многовекового православного уклада жизни и проявляются в любви к Богу и ближнему, трудолюбии, почтению к родителям и старшим, гуманном отношении к людям, патриотизме и служении Отечеству, разумности жизненных установок, возможности самопожертвования. Базовые составляющие традиционной культуры казачества являются положительными с точки зрения обеспечения интересов российской государственности. Поэтому процесс приобщения к данной культуре на территории ее доминации представителей этносоциальных аут-групп (по отношению к самому казачеству) имеет большое значение.
духовно-нравственные позиции
патриотизм
патриотическое воспитание
казачество
1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. — Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005.
2. Левченко, Т.В. Традиции российского казачества - духовный ресурс патриотического воспитания детей и молодёжи: научно-методическое издание / Т.В. Левченко / Волгоград: изд-во ВолГМУ, 2013. - С. 26.
3. Лутовинов, В.И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления// Studia Humanitatis. № 2, 2013 http://st-hum.ru/content/lutovinov-vi-sovremennyy-rossiyskiy-patriotizm-sushchnost-osobennosti-osnovnye-napravleniya
4. Ненькина Е.В. Оппозиция «свой-чужой» и ее реализация в донском казачьем диалекте // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. 2012. № 2. С. 68.
5. Рвачева, О.В. Казачьи организации Волгоградской области в конце XX – начале XXI века /О.В. Рвачева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. - 2008.- № 1. - С. 43.
6. Сараева, Г.Н. Духовно-нравственные традиции казачества, их специфика и влияние на современное российское общество: дисс. … канд. филос. наук. Ставрополь, 2007. - 165 с.
7. Шафажинская Н.Е. Духовно-нравственные основы и потенциал российского казачества: вера, культура, патриотическое служение. М.: ИНФРА-М, 2014. С. 122.
8. http://www.ko34.ru/2014/01/blog-post.html дата обращения 10.12.12.

Третье тысячелетие, в которое вступила Россия, характеризуется весьма сложной ситуацией. В ней присутствует как наследие послевоенного мироустройства, так и новые тенденции и явления современного мира.

Так называемая «шоковая терапия» привела к обнищанию значительной части населения, углубила разобщенность людей, обратила большое количество граждан в состояние стресса, депрессии, и тем самым, снизила их гражданскую активность.

В этих условиях осложняется активация ресурса патриотизма, направленного на формирование конструктивных инициатив на местах, провоцируя протестные настроения и безрассудные революционные намерения, ибо вместо провозглашенной свободы происходит закрепощение людей либо в пространстве депрессий и стрессов, либо в системе немотивированного противостояния [1].

В этой связи существенно возрос интерес к традиционной культуре в современных исследованиях на всей территории Российской Федерации.

Культура казачества в целом является одной из доминирующих на территории Волгоградской области, при том, что сам регион является одним из российских лидеров по развитию традиционной культуры данного типа. Об этом, в частности, говорит тот факт, что на территории региона ежегодно проводится Всероссийский фольклорный фестиваль-конкурс традиционной казачьей культуры «Станица», а в сентябре 2014 года в Правительстве Волгоградской области прошло выездное заседание Федеральной комиссии по организации господдержки и развитию самобытной казачьей культуры Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества (данный форум впервые проводился за пределами Москвы, в чем просматривается признание положительным опыта Волгоградской области по развитию традиционной культуры казачества).

Казачество представляет собой специфически организованную группу людей, исторически сложившуюся и сохранившую себя стабильной референтной группой, при этом, по мнению исследователей, «четких и однозначных характеристик казачьей этничности найти не удалось. В результате основными субъектами процесса возрождения казачества стали не потомки казаков как таковые, а участники движения за возрождения казачества» [5].

Преобладающими чертами культуры казачества являются духовно-нравственные традиции и патриотизм. «Казачество – ментальная и/или социальная общность людей (община), исповедующих высшие духовные ценности казачьего народа (воля и братство, однако, последние пару веков, служба государству прививается, как высшая духовная ценность казаков). Казачество – категория духовная. Идея казачества объединяет людей готовых жить по законам казачьей воли и казачьего братства. Это первичный признак казачества. Вторичный признак – принадлежность к казачьему народу», - так говорят о себе сами казаки [8].

Патриотическое воспитание населения является приоритетным направлением государственной политики Волгоградской области.

И это закономерно. Патриотизм - духовный стержень народа, его имунная система, одна из основ безопасности страны, важнейший социально-культурный, духовно-мобилизационный ресурс общества.

В социально-философском контексте духовно-нравственные традиции казачества сформировались на протяжении многовекового православного уклада жизни и проявляются в любви к Богу и ближнему, трудолюбии, почтению к родителям и старшим, гуманном отношении к людям, патриотизме и служении Отечеству, разумности жизненных установок, возможности самопожертвования.

Сущность духовно-нравственных традиций казачества – «в казачьем духе беззаветного служения Родине, религиозности, в рыцарском понимании чести, в благородном стремление к славе, в психологии свободного человека, независимом характере и чувстве собственного достоинства, в безграничной любви казака к родному краю, во врожденной любви к военному делу, в своеобразии казачьего быта, испытанном умении быстро и организованно действовать, в развитом чувстве взаимной выручки» [6].

Следует учитывать, что структурообразующим элементом духовной культуры казачества выступает православие, являющееся важным фактором интеграции в современное Российское общество. В жизни казачества православие, с одной стороны, всегда выступало как сильное средство социальной регламентации и регуляции (на уровне социальных норм и санкций), упорядочения и сохранения нравов, уклада и традиций. Однако исповедование православия в казачьих традициях абсолютно не означает изолированности от прочих культур. Важнейшей духовно-нравственной чертой казачества всегда была обращенность непосредственно к человеку, независимо от его вероисповедания, национальности, цвета кожи и тому подобное. В целом православная идея в контексте соборности способствовала приоритету общинных качеств у казаков, сыграла немаловажную роль в становлении российской государственности.

Основой существования казачьего социума является семья. Она, как социальный институт, всегда помогала казачеству выживать в сложных природно-климатических и социально-экономических условиях, успешно решать государственные задачи, бережно хранить и передавать от поколения к поколению накопленный опыт, источником которого, в свою очередь, и являются духовно-нравственные традиции. Поэтому отнюдь не случайно, что в культуре казачества большое внимание уделяется прочности семейных уз, а также почтительности к родителям и старшим родственникам. По словам Н.Е. Шафажинской «семейный союз в казачьем населении пользуется большим уважением, причем мужчина и женщина в семейных отношениях почти равноправны. Данный факт обуславливается тем важным обстоятельством, что казачка в отсутствие мужа ведет … хозяйство сама и поддерживает дом. Главой семейства всегда остается отец, а в случае его смерти главенство в доме переходит к матери» [7]. Вообще, женщина-мать на протяжении столетий пользуется у казаков непререкаемым авторитетом. Она выполняет роль хранительницы домашнего очага, отвечает за духовно-нравственное воспитание личности, развивает у детей принципы контроля над своим поведением, исходя из духовно-нравственных и социально-культурных норм и общества в целом, и своего микросоциума.

В современных российских реалиях ценностный вектор, заложенный традиционным семейным укладом казачества, во многом находит свое продолжение в расширяемой и модернизируемой системе казачьих кадетских корпусов. Образовательная деятельность данных специализированных организаций направлена на воспитание юношества на основе традиционных ценностей российского казачества, подготовку молодого поколения к военной и гражданской службе. При этом кадеты, вместе с изучением основ военного дела и техник боевых единоборств, включая традиционные для казачества, получают также образование по истории казачества, традиционной казачьей культуре, быту, этнографическим дисциплинам.

Отметим, что казачьи кадетские корпуса уникальным образом прививают молодому поколению две базовые составляющие традиционной культуры казачества: духовно-нравственные основы и патриотизм.

Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Являясь одной из наиболее значимых ценностей общества, патриотизм выступает как «духовно-религиозное самопроявление личности, достигшей высшего уровня развития, способной испытывать божественную по природе любовь к Отечеству, обладающей готовностью к самопожертвованию и самоотречению для его блага» [3].

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д.

Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, социальные конфликты, революционные потрясения, борьба за власть, стихийные бедствия и т.д.).

Патриотизм по сути своей многофункционален и многогранен, поскольку представляет собой синтез патриотического сознания, патриотического отношения и патриотической деятельности.

Формирование патриотизма начинается с раннего детства и охватывает все жизненные этапы становления личности, объединяя на этом пути усилия социальных, политических и государственных институтов. Именно эта система целенаправленной деятельности органов государственной власти, учреждений и организаций, нацеленная на формирование у граждан чувства долга перед Отечеством, готовности выполнять свои конституционные обязанности, называется патриотическим воспитанием.

Патриотическое воспитание, являясь частью целостного педагогического процесса, имеет конкретные цели, задачи, выполняет соответствующие функции и объединяет в своем содержании базовые компоненты, раскрывающие историю страны, ментальность народа, политику государства и т.д.

Патриотизм, представляющий собой нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить свои частные интересы интересам национальным. Очевидно, что патриотизм в достаточной степени иррационален, так как предполагает безвозмездное служение объекту поклонения (Отечеству) - без расчета на вознаграждение. Однако в сознании человека патриотизм, подвергаясь разумному осмыслению, предстает как стойкий моральный принцип. Недаром воплощением истинного казака всегда считались чувство патриотизма, высокий моральный дух, святые понятия долга и чести. Впитав с рождения казачью идеологию, человек свято верит в свое предназначение на земле, которое в конечном итоге сводится к социально-государственной функции казачества как защитника Отечества на протяжении всей истории российской государственности.

Готовность к служению Отечеству у молодежи представляется в трёх аспектах: во-первых, как реально существующие чувства, взгляды, идеи и социально значимые качества личности; во-вторых, как отражение в сознании человека своего места в социальной действительности и социальных ожиданий по отношению к сообществу и Отечеству; в-третьих, как отношение к Отечеству через значимость духовных и материальных ориентиров, как духовно-нравственное отношение к действительности, в результате чего проявляется патриотизм как преобразующее системно-комплексное социальное качество личности.

Социализация молодого человека в казачьем сообществе - это процесс статусно-ролевого освоения и усвоения, определения и ориентации в институционально-организованной социальной среде, в ходе которого формируется личность человека культуры, гражданина и патриота.

Основой патриотического воспитания в казачьих семьях считались веками проверенные заповеди, знание и соблюдение которых было необходимым условием воспитания казака-гражданина и патриота:

- люби Россию, ибо она мать твоя;

- люби свою землю, ибо она – колыбель твоей свободы;

- люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека;

- веруй твёрдо в правоту общего дела в вольных степях твоей Родины.

Стержневой казачьей ментальной идеей является отождествление мужчины и воина. Для исторической памяти самих казаков характерны представления об общей судьбе и родстве казачьих войск, едином образе жизни. Важным компонентом традиционного сознания казаков является представление о личной свободе воина и независимости своего войска, традиционная организация которого считалась гарантией свободы и всеобщего равенства. Особое место занимают представления казаков о своих традициях, среди которых они выделяют, прежде всего, свободолюбие, преданность воинскому долгу, корпоративизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье, веротерпимость и другие.

По словам Т.В. Левченко, «классификация функций патриотического опыта казачества должна выстраиваться с учетом следующих обстоятельств:

а) знание об истории и культуре казачества выполняет функцию социальной памяти;

б) роль патриотического опыта тесно связана с условиями и спецификой жизнедеятельности казачества;

в) патриотический опыт интегративен, он отличается разнообразием сфер включенности в жизнедеятельность и является фактором воспитания личной ответственности за порученное дело» [2].

Поясним, что в качестве субъектов передачи опыта в формах традиции необходимо считать не только старшее и младшее поколение, но все вообще социальные субъекты наследования, что правомерно расширяет объем понятия «традиция».

По бинарному основанию традиция дифференцируется: 1) как непосредственная передача патриотического опыта от наставника к наследнику; 2) опосредствованная деятельность передачи через культурный «текст».

При таком подходе естественным механизмом трансформации традиций можно признать как герменевтическую интерпретацию текста и контекста, либо интерпретацию опыта наставника, либо то и другое одновременно. При этом субъектом патриотической деятельности по регенерации традиций творчества является конкретная личность, играющая ключевую роль в трансформации традиций в пространство инноваций. Традиция поэтому является видом социализации. Кроме того, традицией не исчерпываются формы передачи патриотического опыта. Он передается через средства массовой информации, через систему образования и воспитания, через самые различные социальные и государственные институты (партии, общественные и политические организации), через семейное воспитание.

Объект духовного и социокультурного наследования – патриотический опыт – есть необходимый материал для творчества, реконструкций, обновления, уточнения, прояснения этого материала и составляет в основном природу патриотической деятельности. Традиция выступает также смыслом и исходным стимулом для патриотической деятельности, гипертекстом культуры, которые через конкретные личности порождают инновационные интерпретации традиции.

Перечисленные выше базовые составляющие традиционной культуры казачества, безусловно, являются положительными с точки зрения обеспечения интересов российской государственности. Поэтому процесс приобщения к данной культуре на территории ее доминации представителей этносоциальных аут-групп (по отношению к самому казачеству), также должен восприниматься положительно.

Вследствие чего росту казачьего движения способствовали постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июня 1992 и ряд законов. При Президенте России было создано Главное управление казачьих войск, ряд мероприятий по созданию регулярных казачьих частей предприняли силовые министерства.

Основанием устойчивого развития Российского государства являются, прежде всего, фундаментальные ценности национальной культуры. На них строится созидательное формирование личности, общества и государства. Проверенные многовековой историей ценности национальной культуры выступают залогом безопасности и долгосрочного стабильного развития страны. Однако национально-культурные ценности не могут существовать вне своего исторического носителя. Поэтому рассуждая о них, мы всегда обращаемся к той части нации, которая самозабвенно хранила и развивала их на протяжении веков. И именно такую часть нации представляет собой российское казачество. В течение многовековой истории нашей Родины казачество явило себя уникальным носителем и оплотом фундаментальных ценностей национальной культуры, способствовало устойчивому развитию России. Ценностный мир казачества отразил жизнь военного сословия, призванного защищать национальные интересы. Исторической задачей казачества было отстаивание национальной безопасности России, прежде всего, в виде внешних военных угроз. В тоже время казачество играло немалую роль и в поддержании внутренней безопасности. Все основополагающие ценности казачества неразрывно связаны с обеспечением стабильного существования и развития нашей Родины, защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства. Именно поэтому ценности казачества должны рассматриваться как стратегически значимые общенациональные ценности.

Таким образом, процесс приобщения к традиционной казачьей культуре представителей внешних по отношению к казачеству этносоциальных групп представляется достаточно перспективным как с точки зрения реальности его воплощения (шансов на его успешную реализацию), так и по отношению к потенциально возможным положительным результатам его реализации.

Рецензенты:

Соловцова И.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и психологии развития личности ГАОУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», г. Волгоград;

Вершинин М.А., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе Волгоградской государственной академии физической культуры, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Курышева Е.И. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ И ПАТРИОТИЗМ КАК БАЗОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16444 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252