Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

СИСТЕМА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАРТИСИПАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСЛОВИЯ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Данилова В.В. 1
1 РГКП на ПХВ «Костанайский государственный педагогический институт»
Разработана система по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности и выявлен комплекс ее эффективного функционирования. При построении системы учитывались методологические подходы (системный, аксиологический и партисипативно-культурологический), принципы (общие и специфические). Определена структура и содержание системы по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности. Выбрано блочное построение системы с декомпозицией на компоненты и элементы. Определен комплекс педагогических условий, повышающих эффективность разработанной системы (паритетное взаимодействие будущих учителей в вузовской и вневузовской средах; информатизация системы по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности; включение будущих учителей в процесс соуправления воспитательной деятельностью в образовательном процессе вуза). Результаты исследования освещают эффективность разработанной системы и комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования.
вневузовская среда.
вузовская среда
партисипативно-культурологический подход
формирование партисипативной готовности
партисипативная готовность
1. Блауберг, И.В., Юдин, Э.Г. Становление и сущность системного подхода/ И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. – М.: Наука, 1973. – 270 с.
2. Красикова, E.H. Кейс-метод в структуре и содержании методической компетенции лингвиста-преподавателя: Дисс. ...канд. пед. наук/ Е.Н. Красикова. – Ставрополь, 2009. – 177 с.
3. Малаева, А.В. Кейс-метод как средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов вуза: Дисс. …канд. пед. наук / А.В. Малаева. – Великий Новгород, 2012. – 152с.
4. Панфилова, А.П. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / А.П. Панфилова и др.: под ред. В.П. Соломина. – СПб.: Питер, 2004. – 236 с.
5. Уварина Н.В. Актуализация творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе: дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. – Екатеринбург, 2007. – 362с.
6. Шон, Д. Рефлексивный практик: пер. с англ. / Д. Шон. – М.: Вильяме, 1996. – 231 с.
7. Яковлев, Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения: монография / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – М.: ВЛАДОС, 2006 – 239с.
8. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных систем: : дис. д.-ра пед. наук/ Н.О. Яковлева. Челябинск. – 2003. – 355с.

Целью данного исследования является разработка, теоретическое обоснование и апробация системы по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности, выявление и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования.

Любая педагогическая система строится в соответствии с положениями методологических подходов. Мы придерживаемся точки зрения ученых (И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин), которые рассматривают методологический подход как «принципиально методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект, изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [1, с.74]. Применение комплекса методологических подходов правомерно доказано Е.В. Яковлевым, Н.М. Яковлевой, и Н.О. Яковлевой, так как именно имманентная связь педагогических явлений должна рассматриваться с позиций разноплановых, но взаимодополняющих подходов (здесь функционирует принцип комплементарности в исследовании) [7].

Методология исследования

Исходя из предшествующего опыта, накопленного в педагогической науке и учитывая специфику исследуемой проблемы (партисипативный аспект), в качестве методологических основополагающих в нашем исследовании мы использовали системный, аксиологический и партисипативно-культурологический подходы. Cистемный подход органично обеспечивает построение системы по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности; аксиологический подход выступает в качестве основы отбора содержания системы по формированию партисипативной готовности к данному виду деятельности (стратегия исследования); партисипативно-культурологический подход служит технологической основой построения данной системы (тактика исследования).

Итак, исходя из характеристик системного подхода (компоненты, элементы, системообразующие факторы и связи (Е.В. Яковлев), мы можем констатировать, что система по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности включает следующие блоки: нормативно-ориентационный, организационно-содержательный, методико-технологический и рефлексивно-коррекционный блоки; элементами системы служат воспитательные задачи; системообразующими факторами являются цель (формирование партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности) и соуправление воспитательной деятельностью в процессе ее планирования, организации и диагностирования; комплекс функциональных связей обеспечивает взаимозависимость компонентов, их комплементарность и когерентность разрабатываемой педагогической системы.

Структура системы по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности

Нормативно-ориентационный блок имеет регламентирующий характер и включает нормативный и мотивационный компоненты (методологическая база, принципы построения системы, нормативно-правовой аспект, мотивация и т.д.). Данный блок выполняет следующие функции (исходя из функций входящих в него компонентов):

-          Целеполагающая функция направлена на формирование партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности;

-          Мотивационно-ориентационная функция обеспечивает формирование устойчивых мотивов к соуправлению и самоуправлению воспитательной деятельностью на паритетных началах;

-     Регулятивно-регламентирующая функция отражает ориентацию партисипативной подготовки будущих учителей к воспитательной деятельности на требования социального заказа, отраженного в нормативно-правовых документах.

Организационно-содержательный блок направлен на эффективное формирование комплекса умений совместного планирования, организации и диагностирования воспитательной деятельности на основе знаний (когнитивного компонента данного блока). Данный блок взаимосвязан с методико-технологическим блоком и обеспечивает полноту его функционирования. К основным функциям представленного организационно-содержательного блока относятся: 1) информационно-комплементарная функция (овладение знаниями в области воспитательной деятельности через систему специальных дисциплин и посредством межпредметных связей); 2) коллективно-когнитивная функция (применение способов овладения знаниями о воспитательной деятельности на основе совместной деятельности); 3) организационно-управленческая функция (организация деятельности будущих учителей на основе привлечения к управлению и дальнейшее развития соуправления и самоуправления воспитательной деятельностью).

Методико-технологический блок включает комплекс методов, форм и средств формирования партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности, технологию и процедуры формирования данного типа готовности. К функциям методико-технологического блока относятся:

- Аксиологическая функция (формирование ценностного отношения к воспитательной деятельности);

- Технологическая функция (формирование алгоритма совместного планирования, организации и диагностирования воспитательной деятельности);

- Партисипативно-креативная функция (развитие коллективного способа поиска решений и внутригрупповое делегирование на основе творчества).

Заключительным блоком системы партисипативной подготовки будущих учителей к воспитательной деятельности является рефлексивно-коррекционный блок. Основываясь на имеющихся результатах партисипативной подготовки, рефлексивный компонент данного блока играет важную роль в формировании партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности, обеспечивая анализ поэтапных и заключительных результатов. Рассматривая рефлексию в непосредственной связи с практической деятельностью (Д. Шон [6]), мы рассматриваем два ее вида: рефлексия в деятельности (reflection-in-action) и рефлексия о деятельности (reflection-on-action), которые представляют собой два последовательных этапа сложного процесса формирования партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности. Данный блок включает анализ, коррекцию и мониторинг формирования партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности. Мониторинг позиционируется нами как «поэтапный процесс оценки состояния исследуемого явления, анализа факторов, повышающих эффективность данного процесса, выявление оптимального содержания, форм, методов, средств его организации» [5, с.18].

Таким образом, данный блок выполняет следующие функции:

-          Аналитико-диагностическая функция (выявление степени сформированности партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности);

-          Компенсационно-корректирующая функция (осуществление коррекционных мероприятий по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности);

-          Информационно-мотивационная функция (повышение побуждения будущих учителей к повышению уровня партисипативной готовности на основе анализа данных о совместной воспитательной деятельности).

Система по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности, основанная на комплексе системного, аксиологического и партисипативно-культурологического подходов и имеющая целью формирование партисипативной готовности к данному виду деятельности, включает следующие блоки: нормативно-ориентационный, организационно-содержательный, методико-технологический, и рефлексивно-коррекционный блоки; характеризуется открытостью, нелинейностью, флексибильностью, комплементарностью и интегративностью.

Данная система построена с учетом общих (принцип гуманизма, системности, взаимосвязи культур, учета культурных традиций, ценностного отношения к личности и воспитанию) и специфических (принцип диалогизма, интеграции теоретической и практической подготовки, сочетания управления и соуправления воспитательной деятельностью, паритетности в принятии решений) принципов.

Комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы

Любая система функционирует более эффективно при введении дополнительного комплекса условий. В нашем исследовании мы применяем именно комплекс, а не разрозненный состав педагогических условий, так как только комплекс обеспечивает всестороннее воздействие на педагогическую систему, имеющую социальную природу (Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева).

Выявление комплекса педагогических условий осуществлялось с учетом социального заказа общества и специфики партисипативной подготовки будущих учителей к воспитательной деятельности, ее содержания, результатов констатирующего эксперимента и личного опыта педагогической деятельности. Так, в нашем исследовании мы выделяем следующий комплекс педагогических условий:

1)    паритетное взаимодействие будущих учителей в вузовской и вневузовской средах;

2)    информатизация системы по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности;

 3) включение будущих учителей в процесс соуправления воспитательной деятельностью в образовательном процессе вуза.

Первое условие - паритетное взаимодействие будущих учителей в вузовской и вневузовской средах - отражает нормативно-ориентационный и организационно-содержательный блоки исследуемой проблемы, будучи направленным на взаимодействие двух социальных сред (внутренняя среда вуза и его внешние связи) и представляет социально-мотивационную подструктуру среды.

Будучи включенным с первого этапа формирования партисипативной готовности в вузовскую среду и являясь ее динамической частью, будущий учитель преобразует ее в аспекте межличностных отношений. Так, партисипативный характер отношений между будущими учителями является движущей силой развития вузовской среды, но и вузовская среда определяет уровень развития данных партисипативных отношений. Двусторонний и взаимообогащающий характер на уровне «студент - вуз», «группа студентов - вуз», «студент - студент» позволяет выделить следующие функции вузовской среды:

1.         Когнитивная функция (формирование общепедагогических и специальных знаний в области воспитательной деятельности);

2.        Операциональная функция (развитие ПЗЛК будущих учителей в области воспитания);

3.        Стимулирующая функция (обеспечение активности студентов, вовлечение их в различные виды воспитательной деятельности);

4.        Партисипативная функция (взаимодействие будущих учителей в реализации задач воспитательной деятельности на основе инициативы, интересов, склонностей и т.д.).

Под вневузовской средой мы понимаем совокупность социальных институтов, условий и отношений, имеющих опосредованное влияние на партисипативную подготовку будущих учителей к воспитательной деятельности. Основными функциями вневузовской среды являются:

1.        Социально-управленческая функция (участие будущих учителей в функционировании и управлении воспитательными институтами);

2.        Деятельностно-преобразующая функция (совместное участие будущих учителей в создании локальных типов воспитательных институтов: кружков, секций, студий);

3.        Комплементарно-партисипативная функция (создание синергетического поля отношений между будущими учителями в процессе планирования и организации воспитательной деятельности на макро- и микроуровнях вневузовской среды).

Второе условие - информатизация системы по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности - отражает методико-технологический уровень исследуемой проблемы, обеспечивая приоритетно комплексность методико-технологического блока системы партисипативной подготовки будущих учителей к воспитательной деятельности (представляет социально-методическую подструктуру среды). Данное условие предполагает репрезентацию воспитательных задач в сетевом пространстве (блоггинг, вебинары, веб-квесты, образовательные платформы). Ядром данного условия является кейсовый метод. Применительно к нашему исследованию кейсовый метод трактуется как абстрактно сформированное отражение воспитательной реальности, его одновременная проекция, отличающаяся отвлеченной завершенностью. Так как данный метод базируется на применении кейсов в учебно-воспитательном процессе, то целесообразно дать характеристику самому понятию «кейс» применительно к специфике нашего исследования. Анализ научных исследований, отражающих свойства кейсов в образовании (Е.Н. Красикова [2], А.В. Малаева [3], А.П. Панфилова [4] и др.) позволил выделить следующие характеристики кейса применительно к нашему исследованию: 1) коммуникативность кейса (развитие навыков совместного поиска решений с основой на коммуникацию); 2) социальная направленность (отражение объективной реальности в аспекте воспитательных ситуаций); 3) партисипативность (вовлечение всех субъектов коммуникации в процесс коллективного поиска решений воспитательных ситуаций); 4) технологичность в сочетании с креативностью (алгоритмизация процесса поиска решений при выделении структуры кейса и креативность в принятии нестандартных решений); 5) плюралистичность (наличие нескольких вариантов решений при отсутствии единственно правильного).

Третье условие - включение будущих учителей в процесс соуправления воспитательной деятельностью в образовательном процессе вуза - характеризует процессуальный уровень исследуемой проблемы, и направлено на эффективное функционирование результативно-рефлексивного, организационно-содержательного и методико-технологического блоков системы партисипативной подготовки будущих учителей к воспитательной деятельности (представляет социально-деятельностную подструктуру среды). В нашем исследовании под соуправлением воспитательной деятельностью мы подразумеваем процесс совместной деятельности по планированию, организации и диагностированию воспитательной деятельности на основе коллективного принятия управленческих решений, координации и кооперации. включение будущих учителей в процесс соуправления воспитательной деятельностью в образовательном процессе вуза предполагает переход личности учителя в аспект самостоятельности на основе взаимодействия с другими субъектами воспитательной деятельности и формирует поле необходимых умений для эффективного совместного планирования, организации и диагностирования данного процесса. Данное условие повышает эффективность функционирования системы по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности в аспекте организационно-содержательного и результативно-рефлексивного блоков посредством включения будущих учителей в процесс соуправления данной деятельностью в образовательном процессе вуза.

Результаты исследования и их обсуждение

Внедрение данной системы и комплекса педагогических условий происходило в рамках спецкурса «Теория и методика воспитательной работы» и посредством введения новых методов обучения (тандем-метод, кейс-стади метод, блоггинг воспитательной деятельности, вебинары по воспитательной работе и т.д.). Для проверки эффективности разработанной системы и комплекса педагогических условий мы использовали педагогический эксперимент в пяти группах (КГ, ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3, ЭГ-4). Педагогический эксперимент - «это комплекс методов исследования, предназначенный для объективной и доказательной проверки достоверности педагогической гипотезы» [8, с.17].

 В КГ не применялись условия, использовались элементы системы, в ЭГ - 1 - система и первое условие, в ЭГ-2 - система и второе условие, в ЭГ-3 - система и третье условие, в ЭГ-4 - система и комплекс всех условий. За основу проверки эффективности системы и условий мы считали положение, при котором переход студентов преимущественно на творческий уровень является ведущим показателем данной эффективности. В результате анализа эффективности разработанной системы и комплекса педагогических условий мы пришли к следующим выводам (на основании статистического метода - хи-квадрат критерий): 1) распределение студентов на творческом уровне в КГ осталось на исходном уровне; имеются существенные изменения в экспериментальных группах; 2) в ЭГ-1 произошел прирост процента студентов преимущественно по показателю П1 (мотивационно-ценностное отношение к воспитательной деятельности) - на 12%; в ЭГ-2 - по когнитивно-операциональному  показателю - П2 - на 13%; в ЭГ-3 - по показателям П1 и П2 (на 12 %); 3) самые значительные изменения наблюдаются в ЭГ-4: прирост по показателю П1 - на 36%; по показателю П2 - на 28%; по показателю П3 (рефлесивно-констатирующий показатель) - на 36%. Усредненное значение прироста процента студентов на данном уровне в ЭГ-4 - на 36%, что доказывает эффективность не только разработанной системы, но и необходимость и достаточность выделенного комплекса педагогических условий.

Заключение

Так, необходимо заключить, что комплекс выявленных и обоснованных педагогических условий имеет положительное влияние на эффективность функционирования системы по формированию партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности. Являясь внешними факторами, данные условия воздействуют на блоки разработанной системы и выступают в качестве значимых компонентов образовательной среды, необходимых для ее (системы) успешной реализации.

Рецензенты:

Уварина Н.В., д.п.н., профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», зам. директора по научной работе ППИ ЧГПУ, г.Челябинск;

Яковлева Н.О., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»,  г.Челябинск.a


Библиографическая ссылка

Данилова В.В. СИСТЕМА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАРТИСИПАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УСЛОВИЯ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16399 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252