Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

НОРМАТИВНЫЙ КОНТЕКСТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ»

Чуланова Н.А. 1 Черняева Т.Н. 1
1 ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
В статье рассматриваются основные теоретические положения познавательных универсальных учебных действий на основе анализа ФГОС ООО, глоссария и «Фундаментального ядра содержания образования». В Стандарте УУД сгруппированы в четыре основных блока: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные; установлены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Понятие «познавательные универсальные учебные действия» входит в состав метапредметных результатов, наравне с регулятивными и коммуникативными. Глоссарий выделяет пять видов УУД: личностный; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; знаково-символический; коммуникативный; содержит определения всех видов УУД и критериев их сформированности, кроме познавательных. В «Фундаментальном ядре общего образования» к УУД относят личностные; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия; в то же время в составе видов УУД выделяют личностный; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; коммуникативный». Определяются смысловые границы понятия, предлагается авторское определение познавательных универсальных учебных действий.
умственные действия.
познавательная деятельность
метапредметные результаты
деятельность
компетенции
Федеральные государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования
1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст] : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
3. Краткий словарь современной педагогики / сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. ; под. ред. Л.Н. Юмсуновой. 2-е изд., перераб. доп. – Улан-Удэ : Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. – 100 с.
4. Национальная энциклопедическая служба [Электронная версия] // URL: http://psihologiya_cheloveka.academic.ru (дата обращения 26.10.2014).
5. Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники : тематический словарь справочник : учебное пособие [Электронная версия]. – Орёл : ОГУ, 2010. – 289 с. – URL: http://science_philosophy.academic.ru/265/ (дата обращения 26.10.2014).
6. Психология развития. Словарь / под. ред. А.Л. Венгера [Электронная версия] // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. – М. : ПЕР СЭ, 2010. – URL: http://vocabulary.ru/dictionary/892 (дата обращения 26.10.2014).
7. Психология человека: словарь терминов [Электронная версия] // URL: http://psihologiya_cheloveka.academic.ru (дата обращения 26.10.2014).
8. Русинова Л.П. Учебное пособие «Педагогический словарь по темам» [Электронная версия]. – Сарапул, 2010. – URL: http://www.psyoffice.ru/6-1025-poznavatelnaja-dejatelnost.htm (дата обращения 26.10.2014).
9. Сорокун П.А. Основы психологии PDF. [Электронная версия]. Псков : ПГПУ, 2005. (дата обращения 26.10.2014).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [Электронная версия] Пояснительная записка // URL: http://mou-etirken.ippk.ru/index.php/fgos/140-poyasnitelnaya-zapiska-fgos-ooo (дата обращения 26.10.2014).
11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [Электронная версия] // Приложение к Приказу Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». – URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения 26.10.2014).
12. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М. : Просвещение, 2011. – 79 с.

Проблема развития познавательных универсальных учебных действий актуализировалась в связи с установлением Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее - ФГОС ООО или Стандарт второго поколения). В Пояснительной записке к документу отмечается, что новый Стандарт является частью ФГОС общего образования, разработанного в соответствии с Законом «Об образовании».

Его методологической основой является системно-деятельностный подход, который нацеливает «на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов» и направлен на формирование ключевых компетенций и ориентирует образовательный процесс на развитие у обучающихся, на основе сформированных универсальных учебных действий (далее - УУД), метапредметных компетенций.

Требования Стандарта являются обязательными при разработке основных образовательных программ среднего (полного) общего образования; организации образовательного процесса; осуществлении государственного и общественного контроля за качеством образования, создании учебников, учебно-методических комплексов, контрольно-измерительных материалов и т. д. Для реализации основных положений нового документа разрабатывается нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение: базисный учебный план; примерные программы по учебным предметам; программы формирования универсальных учебных действий, воспитания и социализация учащихся; система оценки учебных достижений учащихся и др. Разработаны и две версии стандарта - базовый документ «Фундаментальное ядро содержания общего образования» под общей редакцией М.М. Кондакова (далее - базовый документ) и альтернативный стандарт, представленный Президиумом РАО под руководством М.В. Рыжакова. Однако, несмотря на наличие конкретных нормативных документов, многие определения требуют уточнения, в частности, «познавательные УУД».

Материалы исследования

Проанализируем дефиниции «познавательные УУД» в трех документах: ФГОС ООО, глоссарии, составленном на его основе, и базовом документе, на основе которого создаются базисные учебные планы, программы, учебно-методические материалы и пособия.

В новом федеральном Стандарте УУД сгруппированы в четыре основных блока: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. Данный документ устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Понятие «познавательные универсальные учебные действия» входит в состав метапредметных результатов, наравне с регулятивными и коммуникативными [11. С. 2].

Глоссарий выделяет пять видов УУД: личностный; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; знаково-символический; коммуникативный. В нем даются определения личностным, регулятивным, коммуникативным видам УУД и критериям их сформированности. Определение термина «познавательные УУД» отсутствует. Между тем мы полагаем, что важно определить смысловые границы данного понятия, чтобы уточнить направления развития учебных действий познавательной направленности.

В базовом документе к УУД относят личностные; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия [12. С. 70]. В то же время в разделе «Система универсальных учебных действий» в составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный» [12. С. 70]. При прочтении данного фрагмента возникает предположение, что два понятия - «ориентировочные действия» и «конкретные способы преобразования учебного материала» - связаны с познавательными УУД. К такому выводу мы приходим на основании их содержания, ведь конкретные способы преобразования учебного материала не что иное, как те или иные действия, которые производятся с целью его познания. Что касается ориентировочных действий, точнее, ориентировочной основы действия (ООД) (понятие, введенное в 1965 г. П.Я. Гальпериным), то их только очень условно можно отнести к познавательным действиям.

А.Г. Асмоловым выделяются четыре основных вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные [1. С. 3].

Получается, что реально существуют различия в классификации УУД, в понимании и непосредственной трактовке термина «познавательные УУД», что не только вводит теоретически спорные моменты, но и вызывает проблемы у практиков, ориентированных на оперирование четкими понятиями.

Попробуем найти точки пересечения и разобраться в исследуемой терминологии, обратившись к структуре познавательных УУД. В блоке универсальных действий познавательной направленности разработчики «Фундаментального ядра образования» считают целесообразным различать общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия постановки и решения проблем, тогда как в ФГОС ООО знаково-символические действия выделены в отдельный вид УУД. В классификации А.Г. Асмолова «познавательные включают общеучебные, логические и знаково-символические» [1. С. 3]. Казалось бы, не столь принципиально, что знаково-символические действия структурированы по-разному. Однако на какой документ ориентироваться образовательным учреждениям, если, согласно глоссарию, «знаково-символические действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала», а согласно базовому документу - знаково-символические УУД включаются в состав общеучебных действий.

Среди УУД, определенных Стандартом, познавательные действия являются, на наш взгляд, основополагающими, поскольку это один из ведущих видов деятельности человека, сознательно направленный на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний.

Анализируя литературу, посвященную познавательным действиям, мы пришли к выводу, что данное понятие включает смежные области - философии, педагогики и психологии, что объяснимо. Познание - это «специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями, это деятельность по производству новых знаний. Познавать - значит генерировать знание» [5. С. 168].

Философское определение помогает осмыслить суть введенного ФГОС понятия. Познание - это элемент научного знания. Познавательная деятельность, представленная конкретными учебными действиями, мотивирована и целенаправленна. Творческая активность человека проявляется в познавательных действиях, направленных на воспроизведение объектов реальности в форме знаний, и включена в конкретные виды его деятельности - предметно-практическую и духовную. Вероятно, поэтому познавательные УУД и включены в состав метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, что подразумевает способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов [11. С. 4].

В Педагогическом словаре Г.М. Коджаспирова определение «познавательная деятельность» отсутствует, а близкое по содержанию понятие «деятельность информационная» как совокупность процессов сбора, анализа, преобразования, хранения, поиска и распространения информации, на наш взгляд, не может быть принято за деятельность познавательную [2. С. 24].

      Другие словари характеризует познавательную деятельность «как процесс постижения индивидом окружающей природной и социальной реальности» [3. С. 68]; как «деятельность, обеспечивающую интеллектуальное развитие ребенка» [8. С. 72]. Словарь терминов, посвященный психологии человека, дает следующее толкование: «Познавательная деятельность - сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний» [4. С. 70]. Для познавательной деятельности характерны не только потребность решать познавательные задачи, но и необходимость применять полученные знания на практике [6. С. 56].

Важные черты познавательной деятельности как психологической категории отмечает П.А. Сорокун: это особое эмоционально окрашенное психическое состояние человека, которое побуждает его активно изучать окружающий мир и самого себя [6. С. 64] и которым, на наш взгляд, можно и нужно управлять в процессе учебной деятельности. Характеризуя психологию познания, П.А.Сорокун  отводит познавательной деятельности особое место в учебном процессе, поскольку, движимая познавательным интересом, она становится привлекательной и - главное - плодотворной [9. С. 65].

Таким образом, познавательные действия, пронизывая многие аспекты деятельности человека, сопровождают ее и выполняют функцию побуждения к изучению нового.

В базовом документе вводится еще одно новое понятие - метапознавательные, или надпредметные действия (метапредметные), под которыми понимаются «умственные действия учащихся, направленные на анализ своей познавательной деятельности и управление ею, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного (с другими учащимися) лабораторного эксперимента по физике или химии» [12. С. 69]. В контексте данного определения метапознавательные действия в определенной мере синонимичны познавательным УУД, хотя они также не конкретизированы даже на терминологическом уровне.

Следовательно, оба  документа оперируют понятием «познавательные/ метапознавательные учебные действия», подразумевая, с одной стороны, универсальные способы деятельности, с другой - универсальные умственные действия (выделено нами). При этом под способами действия понимают конкретные пути достижения цели деятельности, определяемые условиями, в которых она протекает. А умственные действия выполняются во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе слышимую речь и процесс их формирования создает научно-психологическую платформу для совершенствования обучения и целенаправленного влияния на весь ход умственного развития ребенка.

Анализ содержания анализируемых документов показывает, что в этом плане разночтений нет. Согласно ФГОС ООО, «метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания» [11. С. 5].

В разделе «Система основных элементов научного знания в средней школе» базового документа перечислены некоторые требования к учебно-познавательным умениям - общеучебным (например, использование справочной литературы) и специальным (например, интерпретация языковых средств) [12. С. 71].

В классификациях А.Г. Асмолова [1. С. 6] и В.В. Козлова [12. С. 29] разночтений нет: в составе познавательных УУД выделены общеучебные, включающие четырнадцать видов действий, без освоения которых трудно представить сам процесс обучения; логические действия - четырьмя; действия постановки и решения проблем - двумя видами деятельности.

Вывод

Таким образом, на основании вышеизложенного предлагаем следующее определение: познавательные УУД - это умственные действия, направленные на планирование, осуществление, анализ своей познавательной деятельности и управление ею на основе способов деятельности, используемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Универсальный характер познавательных действий проявляется в том, что они обеспечивают интеллектуальное развитие ребенка, который учится учиться, чтобы применять полученные знания на практике.

Рецензенты:

Козинец С.Б., д.фил.н., профессор кафедры филологического образования ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», г.Саратов;

Григорьева М.В., д.псх.н., профессор кафедры педагогической психологии и психодиагностики ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г.Саратов.

 


Библиографическая ссылка

Чуланова Н.А., Черняева Т.Н. НОРМАТИВНЫЙ КОНТЕКСТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16398 (дата обращения: 21.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252