Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Карпушкина Н.В. 1 Конева И.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина Министерства образования России (Мининский университет)»
Статья посвящена изучению особенностей девиантного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью, подходов к его профилактике и коррекции. В статье описываются специфические, связанные со структурой дефекта, особенности девиантного поведения. Показано, что подростки с интеллектуальной недостаточностью имеют высокий уровень агрессивности, конфликтности, тревожности, что влияет на их поведение. Для подростков характерны переживания «чувства вины», склонность к химической зависимости. Уровень волевой регуляции, самоконтроля у них невысокий. В то же время, при проведении специальной коррекционной работы указанные риски нивелируются. Результатом такой работы является снижение уровня враждебности, агрессивности, саморазрушительных тенденций. Таким образом, авторы отмечают выраженную динамикуповедения, развития эмоционально- волевой сферыподростков «группы риска» с интеллектуальной недостаточностью в условиях целенаправленного психологического воздействия.
агрессивность.
тревожность
конфликт
аддиктивное поведение
зависимое поведение
девиантное поведение
1. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии.- СПб.: Речь, 2006.- 348 с.
2. Корнева Л.В. Особенности самоопределения подростков –учащихся специальных школ закрытого типа- М. 1999.
3. Мухина В.С., Психологическая помощь детям, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа// Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия -М.: Просвещение, 1991.
4. Прихожан A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - №2
5. Прихожан А.М. Психология сиротства. - СПб.: Питер, 2009.
6. Прихожан A.M., Толстых H.H. Дети без семьи. - М: Педагогика, 1990.
В последние годы в нашем обществе происходят изменения, которые оказывают непосредственное влияние на микро- и макроклимат социума. Подростков все больше отличает отчужденность, тревожность, духовная опустошенность, ведущая к цинизму, жестокости, агрессивности. Для современного общества актуальность проблемы девиантного поведения очевидна и требует обязательного разрешения. 

Однако, попытки объяснения девиантного поведения затруднены тем, что отсутствуют единые подходы к его определению и, соответственно, однозначные рекомендации по коррекции такого поведения. Несмотря на то, что девиантное поведение как явление не может не вызывать острый и практический интерес педагогического сообщества, в научной литературе эти вопросы недостаточно разработаны.

Уже не одно десятилетие на разных уровнях поднимается вопрос о профилактике отклоняющегося поведения подростков и юношества. Разрабатываются программы, создаются службы и центры, однако по-прежнему проблема остается достаточной острой. Одной из причин такого положения, на наш взгляд, является изначально неправильный подход к системе воспитания. Заключается он, как правило, в прямых требованиях: «Перестань быть плохим, стань хорошим», в различных угрозах в адрес подростка, а так же в мерах административно-правового воздействия на подростков и его родителей. В результате такого воспитания ребенок «группы риска» еще более ожесточается, еще дальше отдаляется от называемого идеала поведения, страдает от одиночества и собственной ненужности.

Проблема девиантного поведения у подростков с нарушением интеллекта является еще более актуальной. Многие подростки, обучающиеся в специальной (коррекционной) школе VIII вида, воспитываются в условиях закрытых учебных заведений, что усиливает негативное влияние на их личность.Как показано в исследованиях В.С. Мухиной, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, М.Ю. Кондратьева, Н.В. Корневой, Л.М. Шипициной, они испытывают серьёзные трудности в социальной адаптации и интеграции в общество. Их характеризует высокий уровень агрессивности, эмоциональная холодность, тревожность и враждебность по отношению ко взрослому, неспособность конструктивного выхода из конфликта.

Характеристики, обусловленные спецификой дефекта и стереотипным отношением общества к подросткам с интеллектуальной недостаточностью, достаточно ограничивают  их от полной интеграции в социум, а наличие девиаций в поведении практически закрывает туда путь. Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов, не соответствует тому потенциалу, на который способны умственно отсталые подростки, что провоцирует их на неадекватные эмоциональные реакции и поступки, в то же время,  задача общества — помочь им найти себя в жизни.

Наше исследование было направлено на изучение особенностей личности подростков с интеллектуальной недостаточностью «группы риска», возможностей профилактики девиантного поведения у этих подростков.

Основным методом исследования являлся эксперимент. В качестве методик исследования использовались: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А.Н.Орел; методика исследования реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера, адаптированная Ю.Л.Ханиным; методика диагностики показателей и форм агрессивности Басса-Дарки; анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростка(Е.В.Змановская).

Анализ данных по методике СОП показал, что подростки с интеллектуальной недостаточностью имеют     предрасположенность к девиантному поведению. Так, для них характерны высокие показатели по личностным характеристикам: агрессивность, тревожность, склонность к саморазрушающемуаддиктивному поведению. Уровень волевого контроля над эмоциональными реакциями у подростков с интеллектуальной недостаточностью невысокий  (32%),  что подчеркивает отсутствие стремления к ответственности за свои поступки.

Таблица 1

Особенности отклоняющегося поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью по методике СОП

п/п

Шкалы

Группа «А»

Абсолютное число

%

1

Установка на социально-желательные ответы

9

36

2

Склонность к нарушению норм и правил

9

36

3

Склонность к аддиктивному поведению

15

60

4

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

16

64

5

Склонность к агрессии и насилию

24

96

6

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

8

32

7

Склонность к делинквентному поведению

12

48

8

Дополнительная шкала принятия женской социальной роли (только в женском  варианте)

6

24

 

При использовании методики Ч.Д. Спилбергера обнаружено, что для подростков с интеллектуальной недостаточностью характерен низкий уровень тревожности, что может свидетельствовать о наличии скрытой тревожности, обуславливающей преобладание защитных механизмов в регуляции поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Особенности тревожности у подростков с ИН

Исследование по методике Басса-Дарки подтвердило наличие у подростков с интеллектуальной недостаточностью высокого уровня агрессивности, враждебности. Для  них характерна вербальная агрессия: оскорбления или словесные унижения, отказ повиноваться взрослым, открытые угрозы. У подростков с интеллектуальной недостаточностью такжевыявлены высокие  показатели по шкале «чувство вины». Полученные данные говорят о том, что  подростки, обладая знаниями о правилах поведения, не  могут отказаться от стереотипных  реакций и деструктивного опыта решения конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Особенности агрессивности у подростков с ИН

Анкетирование  по методике Е.В. Змановскойпоказало, что в группе подростков с ИН преобладают учащиеся с большой вероятностью  формирования химической зависимости.

На основе результатов проведенного исследования, нами была разработана программа формирующего эксперимента. Цели  программы: создание условий для формирования навыков саморегуляции эмоций и поведения; навыков  социально – адаптивного поведения у подростков с ИН.

Занятия по программе былипостроенына основепринципов: учета возрастных и индивидуально- типических особенностей; принципа последовательности и доступности;учета зоны ближайшего развития; принципакультуросообразности.

Реализация предложенной программы  осуществлялась в соответствии с требованиями:

-работа по профилактике девиантного поведения должна быть долгосрочной и сочетать групповые и индивидуальные занятия;

-профилактическая работа должна сочетаться с интеграцией подростков в общество нормально развивающихся сверстников;

-особое внимание в работе с подростками с нарушениями интеллектадолжно уделяться практическим занятиям и закреплению полученных навыков в привычной среде.

Программа формирующего эксперимента была ориентирована на подростков 13 –15 лет с интеллектуальной недостаточностью.

Продолжительность занятий с подростками составляла 30-40 минут ввиду их быстрой  утомляемости (снижение концентрации внимания,объёма  памяти, слабой волевой регуляции поведения). Занятия проводились 2 раза в неделю  в утреннее время по подгруппам.

Ввиду  того, что эмоции умственно отсталых подростков часто бывают неадекватны, непропорциональны воздействиям окружающего мира, что возможно на полноценном тренинговом занятии, то с подростками с интеллектуальной недостаточностью мы  проводили занятия с элементами тренинга, где эмоциональная нагрузка ниже.

Темы занятий и задания подбирались с учетом уровня интеллекта и индивидуальным особенностям развития подростков. В основу легли работы два основных направления: развитие  эмоционально-волевой  сферы  и  профилактика зависимого поведения. При работе с подростками необходимо учитывать следующие моменты: активность ведущего занятия, присутствии  игрового компонента, возникновение таких ситуаций,как споры и ссоры, образование группировок, массовый выход из группы. При возникновении трудных ситуаций необходимо пересмотреть индивидуальные цели каждого участника, чтобы сделать их более реальными и приемлемыми.

В процессе работы по программе испытуемые принимали  нормы и ценности, предлагаемые ведущими; проявляли заинтересованность  к занятиям и результату деятельности. В некоторых случаях у подростков с интеллектуальной недостаточностьюнаблюдалась недостаточная мотивация к деятельности, что приходилось преодолевать с помощью  дополнительной мотивации на выполнение упражнений, активизировать  деятельность.

Эффективность предложенной программы была подтверждена в ходеконтрольного эксперимента.

После проведённых психопрофилактических мероприятий изменились в позитивном направлении показатели склонности подростков к аддиктивному поведению-на 16 %,к саморазрушающему поведению– на 8 %, кагрессии и насилию- на 32%.

В то же время, изменились показатели эмоционально- волевой регуляции поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью. Так, увеличился уровень волевого контроля над эмоциональными реакциями на 28%.

Таблица 2

Склонность к девиантному поведению у подростков с интеллектуальной недостаточностью

п/п

Шкалы

До эксперимента

После эксперимента

абс.

ч-ло

%

абс.

ч-ло

%

1

Установка на социально-желательные ответы

8

32

10

40

2

Склонность к нарушению норм и правил

9

36

9

36

3

Склонность к аддиктивному поведению

14

56

12

40

4

Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

14

56

12

48

5

Склонность к агрессии и насилию

23

92

15

60

6

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций

6

24

13

52

7

Склонность к делинквентному поведению

9

36

9

36

8

Дополнительная шкала принятия женской социальной роли (только в женском  варианте)

5

20

5

20

 

По результатам методики Басса-Дарки произошло снижение количества подростков с высоким уровнем агрессивности на 28 %, враждебности- на 8%.

Таблица 3

Особенности враждебности, агрессивности у подростков с интеллектуальной недостаточностью

Уровень индекса

До эксперимента

После эксперимента

Агрессивность

Враждебность

Агрессивность

Враждебность

%

Абсолютное число     

%

Абсолютное число     

%

Абсолютное число     

%

Абсолютное число     

Выше нормы

28

7

40

10

-

-

32

8

Норма

52

13

60

15

80

20

68

17

Ниже нормы

20

5

--

0

20

5

-

-

Таким образом, целенаправленная работа психолога по профилактике девиантного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью показала свою высокую эффективность.

Профилактика девиантного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью будет проходить успешно при условии своевременного выявления подростков «группы риска» и организации своевременных   психолого — педагогических мероприятий.

Профилактическая работа должна сочетаться с интеграцией подростков в среду нормально развивающихся сверстников.

Представленная система работы может быть рекомендована к реализации специалистам, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение подростков с интеллектуальной недостаточностью в условиях специального и инклюзивного образования.

Рецензенты:

Дмитриева Е.Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления НОУ ВПО «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса», Нижний Новгород;

Суворова О.В., д.псх.н., доцент, доцент кафедры психологии, общеправовых и гуманитарных наук НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий» (филиал в г. Н. Новгород), г.Нижний Новгород.

 


Библиографическая ссылка

Карпушкина Н.В., Конева И.А. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16376 (дата обращения: 08.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074