Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕЧСКОГО ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Герасимов А.П. 1
1 1ФБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»
Встатье рассмотренаорганизация патриотического воспитания суворовцев в России, которая осуществляется в уникальной системе довузовского образования, включающая суворовские, нахимовские военные училища, кадетские (морской кадетский, казачий кадетский) корпуса, президентские кадетские училища, пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации и Московское военно-музыкальное училище на основе инвариантных образовательных программ предпрофессиональной и общей подготовки, с учетом основных положений социально-культурного воспитания. Качество работы довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации достигается поддержанием образцового внутреннего порядка, созданием необходимых социально-культурных условий для успешной учебы, проживания, быта и досуга обучающихся, материально-техническим и всесторонним информационно-технологическим обеспечением.Патриотическое воспитание суворовцев в специализированных закрытых учреждениях образования должно осуществляться на основе военно-музыкальных традициях с учетом следующих социально-культурных условий:обеспечение тесной взаимосвязи учебно-воспитательного процесса и социально-культурной деятельности учащихся специализированного закрытого учреждения образования;внедрение технологий социально-культурной деятельности в учебно-воспитательныйпроцесс в специализированного закрытого учреждения образования; формирование у суворовцев мотивации к участию в социально-культурной деятельности, способствующей раскрытию их личностного потенциала, самореализации как гражданина и патриота;развитие самодеятельного творчества суворовцев в досуговом пространстве специализированного закрытого учреждения образования, в том числе на основе расширения форм коллективного творчества педагогов и суворовцев в освоении военно-музыкальных традиций;обеспечение участия суворовцев в крупных социально-культурных проектах, способствующих преемственности военно-музыкальных традиций.
социально-культурные условия
дополнительное образование
профессиональная ориентация
культурно-образовательная деятельность
суворовские училища
патриотическое воспитание
1. Герасимова И.А. Влияние инновационных образовательных технологий на формирование ценностных ориентаций молодежи // Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы XIII Международной научно-практической конференции 29-30 июня 2013г./ Науч.-инф.изд. центр «Институт стратегических исследований».- Москва: Изд-во «Спецкнига», 2013.-С. 57-59.
2. Официальный сайт Министерства Обороны РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. mil.ru.
3. Приложение к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 515,ст.9[Электронный ресурс] /Российская газета. Официальный сайт. Режим доступа:http://www.rg.ru/2014/10/01/minoborony-dok.html
4. Фаличев О. Военные вузы – обратный ход Общероссийская еженедельная газета Военно-промышленный курьер вып. №15 (533) за 23 апреля 2014 г.
5. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория / Н. Н. Ярошенко; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М.: МГУКИ, 2000.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации, первостепенной задачей  современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Базовыми учреждениями, свято хранившими традиции кадетского и суворовского образования, исторически были и остаются довузовские образовательные учебные заведения подведомственные Министерству обороны Российской Федерации.

В августе 2013 года суворовские училища отметили свой 70 - летний юбилей. В своем поздравлении с этой торжественной датой всех суворовцев, нахимовцев и кадетов Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей КужугетовичШойгу отметил, что «за 70 лет своего существования система суворовских и нахимовских военно-морских училищ показала себя как эффективная школа образования и воспитания патриотически-настроенных граждан, которые посвящают себя делу служения Отечеству... суворовцы, нахимовцы и кадеты являются надеждой и опорой наших Вооруженных Сил». [2]

Сегодня система суворовского и кадетского образования вновь получила мощный импульс для дальнейшего развития. Оно осуществляется одновременно со строительством и техническим переоснащением Вооруженных Сил с учетом мер, принимаемых государством по совершенствованию профессионального образования в России.

В настоящее время в системе довузовских образовательных учреждений Минобороны России успешно функционируют 22 образовательных учреждения: 7 президентских кадетских училищ - Оренбургское, Ставропольское, Краснодарское, Тюменское, Кызылское, Владивостокское, Севастопольское); 5 кадетских корпусов - Санкт-Петербургский, Кронштадтский морской, Московский (Пансион воспитанниц Минобороны России), Омский кадетский военный корпус и Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус; 10 суворовских военных училищ - Екатеринбургское, Казанское, Московское, Санкт-Петербургское, Тверское, Ульяновское, Уссурийское, Нахимовское военно-морское (Санкт-Петербург), Северо-Кавказское, Московское военно-музыкальное училище.

Правоустанавливающими документами федерального уровня, регламентирующими их деятельность в настоящее время являются: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, где в 86 статье впервые статуировано положение суворовских военных училищ и кадетских корпусов, как организаций имеющих цель подготовку несовершеннолетней молодежи к государственной службе на военном и гражданском поприщах, а также Приказ Министра обороны РФ №515 от 21 июля 2014 года "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус" и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием "военно-музыкальное училище", находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации"

Проведя сравнительный анализ социально-культурных подходов к организации учебно-воспитательного процесса в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны РФ можно выделить следующие отличительные особенности:

- система воспитания строится на исторических традициях многовековой давности: идеалы чести, благородства, товарищества, патриотизма, долга и другие нравственные основы и направлена на формирование осознания каждым выпускником своей государственной и патриотической идентификации, суворовской (кадетской) корпоративной принадлежности;

- сочетание основных образовательных программ, включающий компонент, направленный на формирование знаний по основам подготовки к военной и государственной службе, с программами дополнительного образования, имеющих целью военную и специальную подготовку, с учетом специфики учреждения, а также практическими занятиями (полевые занятия, морская практика, военные сборы);

- использование в образовательном процессе основных положений гендерной педагогики, в основе которых раздельное обучение мальчиков и девочек;

- социально-психологические аспекты обучения: изоляция от родных и привычного круга общения; наибольшая по сравнению с другими образовательными учреждениями ограниченность прав и свобод личности; недемократический характер функционально-ролевых взаимодействий и отношений; наличие определённого социума, в выборе которого суворовец не принимает участия; преобладание коллективных отношений над личностными.

В суворовских военных, нахимовском военно-морском, военно-музыкальном училище, кадетском (морском кадетском) военном корпусе:

- специфический уклад жизнедеятельности с воинским укладом и бытом, регламентируемым четким распорядком дня, включающим ежедневный утренний и вечерний осмотры, проведение утренней физической зарядки, ношение особой формы одежды, широкое использование ритуалов и субординации в общении, принятых в военной среде, усиленные занятия спортом, строевые тренировки;

- сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления; постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, оказание им профессиональной поддержки и помощи психологического, социального характера.

А также наличие у образовательного учреждения знамени; соблюдение требований общевоинских уставов Вооруженных Сил, возвращение структуры «рота-взвод-отделение» и присвоение суворовцам и нахимовцам соответствующих званий вице-сержантов; привлечение суворовцев, нахимовцев и кадетов к участию в парадах войск гарнизона [4].

Базовыми социальными функциями учреждений суворовского (кадетского) образования исторически были и остаются государственно-национальная патриотическая идентификация и социализация воспитанников, а также ранняя профессионализация воспитанников в направлении их последующей обязательной государственной службы.

Воспитание обучающихся базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях российской армии и флота, Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется на основе комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, правового, нравственного и эстетического воспитания обучающихся [3].

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования и с учетом дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку. В предметном содержании структура учебных планов включает федеральный, региональный компоненты и компонент образовательного учреждения.

Количество часов регионального компонента с учетом статуса федеральных государственных казенных образовательных учреждений передано в инвариативную часть федерального компонента и в компонент образовательного учреждения, распределяются в соответствии с основной направленностью их деятельности, через введение спецкурсов, элективных курсов, факультативов, основная функция которых - ориентация обучающихся на осознанный выбор и поступление в образовательные учреждения высшего профессионального образования.

Учебные планы среднего (полного) общего образования основаны на принципе двухуровнего (базового и профильного) обучения. Оба уровня имеют общеобразовательный характер и направлены на становление и формирование личности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации, подготовку обучающихся к самостоятельной жизни, выбору продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Профильное обучение, как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяет за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. В основе профилизации находит отражение целевая установка кадетского образования - подготовка к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Профессиональный выбор воспитанников не ограничивается военными вузами или вузами силовых структур и ведомств. За каждым юношей (девушкой) остается право свободного выбора своего дальнейшего профессионального пути.

Учебные планы предусматривают модульно-профильную модель обучения по различным направлениям: социально-гуманитарному, социально-экономическому, физико-математическому, филологическому, химико-биологическому, естественнонаучному и  оборонно-спортивному.

Профильному обучению предшествует предпрофильная подготовка, организация которой предусмотрена в 7(8) - 9 классах. Предпрофильная подготовка - это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению суворовцев относительно избираемого ими профиля обучения для последующей профессиональной деятельности.

В целях реализации профильной и предпрофuльной подготовки в учебные планы введены элективные курсы. Элективные учебные курсы (предметы) - обязательные учебные предметы по выбору обучающихся, являясь своего рода учебными модулями выполняющие три основные функции: развитие содержания одного из базовых учебных предметов, «надстройка» профильного учебного предмета и удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности они могут носить краткосрочный и чередующийся характер. Основная форма проведения занятий по элективным курсам деловые игры, практические занятия, пробы, решение прикладных задач.

Особое внимание уделяется лингвистической подготовке обучающихся. С этой целью в учебных планах отводятся дополнительные часы, предусматривается изучение второго и третьего иностранных языков. Согласно решению Министра обороны РФ введен спецкурс «Военное страноведение» на английском и немецком языках и «Военный перевод».

В соответствии с распоряжением Статс-секретаря заместителя Министра обороны РФ от 05.07.2013 г. №173/УВО/4/859, суворовцы, нахимовцы и кадеты с V класса изучают предмет «Основы военной подготовки» (в военно-морских образовательных учреждениях - «Основы военно-морской подготовки»). Целью изучения которого является получение обучающимися начальных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных учреждениях, преимущественно Минобороны России и замещения в них согласно Уставу, как правило, должностей младших командиров курсантских подразделений. В рамках данного предмета изучаются основы тактики, радиационной, химической и биологической защиты, строевой и огневой подготовки, общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации.

В целях проведения системной предпрофильной подготовки, работы по обеспечению предварительного самоопределения суворовцев и кадетов в отношении будущего обучения, раскрытия духовных, творческих и физических потенциалов личности с обучающимися V-VIII классов на материальной базе училищ, региональных учреждений культуры, дополнительного образования и спорта, воинских частей военных округов организуется летняя учебная практика продолжительностью до пятнадцати  календарных дней. Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков по военной подготовке для обучающихся X класса проводится лагерный период обучения. Предусматривается проведение практических полевых занятий в форме учебных сборов, морской практики.

Организация деятельности в довузовских учреждениях Министерства обороны РФ рассматривается с позиции трех базовых процессов: учебного, воспитательного и процесса жизнедеятельности. Все три составляющих регламентируются расписанием занятий основного и дополнительного образования. Организационный аспект образовательного процесса сочетает классно-урочную систему, систему занятий по выбору, систему самоподготовки и консультационных занятий, которая осуществляется в групповой, индивидуально-групповой и индивидуальной формах работы.

Огромную роль в становлении воспитанников играет социально-культурная деятельность, реализуемая в форме дополнительного образования с доминантой самоопределения и самореализации каждого на основе индивидуального выбора. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, которая дополняет основное образование, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом, которые реализуются на основе социально-культурной деятельности. Речь идет о целостной, разноуровневой, многоступенчатой системе, которая отличается открытостью и вариативностью. Занятия по дополнительным программам планируются и проводятся во внеурочное время. Для этого используются часы, отведенные распорядком дня для проведения воспитательной, спортивной работы, проведения дополнительных и индивидуальных занятий, работы кружков, секций и время до начала самоподготовки.

Основное предназначение дополнительного образования - расширение образовательного пространства, через освоение дополнительных образовательных программ, прежде всего военно-прикладной направленности и организация культурно-досуговой деятельности. В числе приоритетных реализация дополнительных образовательных программы оборонно-спортивной направленности, которые составляют 34,7 % от общего числа реализуемых (лингвистическое -11,1%, естественнонаучное  - 19,2 %, художественно-эстетическое - 26,5%, другие направления - 8,5 %)

Дополнительное образование, получаемое воспитанниками, является практико-ориентированным. Оно осуществляется специалистами-профессионалами, что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и, в конечном счете, результативность [1]. Через систему дополнительного образования воспитанники изучают основы военной службы историю кадетского образования.

Доминирующим компонентом военной подготовки, в довузовских образовательных учреждениях МО РФ кроме основ военной службы, является физическая подготовка. В рамках физической культуры и спорта суворовцы и кадеты проходят подготовку по традиционным спортивным программам, программам оборонно-спортивного профиля и военно-прикладных видов спорта -футбол, хоккей с шайбой, волейбол, баскетбол, легкая атлетика, большой и настольный теннис, спортивная гимнастика, дзюдо, самбо, каратэ, греко-римская борьба, реальное айкидо, лыжи, аквааэробика, бильярд, водное поло, плавание,пулевая стрельба, армейский рукопашный бой, автодело, морское многоборье шлюпочное дело и т.п.

Составной частью учебно - воспитательного процесса стало ежегодное проведение межучилищных спартакиад по легкой атлетике, плаванию, стрельбе, фехтованию, боксу, игровым видам спорта и силовым единоборствам.

Для реализации концепции лингвистического образования в дополнительном образовании предусмотрено изучение по выбору второго иностранного языка (французский, немецкий, китайский языки), особо одаренным кадетам и суворовцам в области лингвистики предоставлена возможность изучать третий иностранный язык

Главная цель программ естественнонаучной и научно-технической направленности - пропаганда научного мировоззрения посредством приобщения суворовцев и кадетов к активной творческой деятельности в данных направлениях Реализация программ музыкально-эстетической направленности способствует развитию эстетического вкуса, духовного мира воспитанников на основе познания основ различных видов искусства - вокальное, танцевальное искусство, инструментальное, театральное искусство, живопись и дизайн.

Занятия по дополнительным программам планируются и проводятся во внеурочное время. Для этого используются часы, отведенные распорядком дня для проведения воспитательной, спортивной работы, проведения дополнительных и индивидуальных занятий, работы кружков, секций и время до начала самоподготовки.

Организация социально-культурной деятельности воспитанников осуществляется через проведение внутри училищных мероприятий, а также творческих конкурсов, фестивалей, в рамках межучилищного взаимодействия. Так, зарождением новой традиции стал, проведенный смотр-конкурс кадетской песни «Судьба и Родина едины», который был посвящен знаменательному событию - празднованию 280-летия кадетского образования в России. Организацию и непосредственное проведение смотра - конкурса осуществляло Московское военно-музыкальное училище.

Совместный творческий проект был направлен на раскрытие и поддержку новых талантов, развитие социальной активности и творческого потенциала личности, воспитания чувства патриотизма и гражданской ответственности, популяризацию музыкальной культуры и искусства. Данный проект стал не только ярким, зрелищным  досуговым мероприятием, но и настоящим праздником творчества, а также внес определенный вклад в реализацию Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Стало традицией участие суворовцев и кадетов в ежегодно проводимом творческом состязании под названием «Молодежная лига - КВН». Праздник юмора, смеха, творчества и талантов с 2014 года проводится на кубок Министра обороны РФ.Темы игр отражали исторические страницы отечественной истории, культуры. В 2013 году они были посвящены юбилею отечественной войны 1812 года, в 2014 году 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова и получили название «Герои нашего времени».

Возможность проявить свои творческие способности, реализовать научные и познавательные интересы в осмыслении героико-патриотических страниц отечественной истории и поддержание традиций почитания воинского подвига, предоставляется кадетам и суворовцам через участие в научно-практических конференциях, конкурсах исследовательских работ. Открытая Научно-практическая конференция «Ивашевские чтения»ежегодно проходитв Ульяновском гвардейском суворовском училище, научно-практическая конференция «Ушаковские чтения», была организована в Кронштадтском морском кадетском корпусе, межрегиональная научно-практическая конференция «Отечественная война 1812 года глазами современной молодежи», состоялась в Санкт-Петербургском суворовском училище, «Мир науки: интеллект, творчество, культура» в Оренбургском президентском кадетском училище. Главными целями и задачами их проведения являлись: создание условий для активизации творческой, познавательной и интеллектуальной инициативы обучающиеся посредством привлечения их к исследованиям в различных областях науки и культуры; реализация стратегии социального развития Вооружённых Сил Российской Федерации через развитие сотрудничества довузовских образовательных учреждений; воспитание понимания единства, преемственности базовых ценностей российского народа в разные эпохи и в различных социальных условиях; углубление знаний по отечественной истории через параллельное рассмотрение вопросов общероссийской и региональной истории; выработка активной гражданской позиции, осознанного подхода к выбору мировоззренческих ценностей, жизненных установок.

Научные программы конференций предусматривали, кроме выступлений участников с результатами собственных исследований, встречи с учеными, военными историками, офицерами Вооруженных Сил, дискуссии, экскурсии и другие формы взаимного общения.

На основе выше сказанного, следует определить социально-культурные условия [5] патриотического воспитания суворовцев основанные на военно-музыкальных традициях, предполагающие:на организационно-технологическом уровне‑ взаимосвязь учебно-воспитательного процесса и социально-культурной деятельности учащихся, широкое применение технологий социально-культурной деятельности; на мотивационно-деятельностном уровне ‑ формирование у суворовцев мотивации к участию в социально-культурной деятельности, развитие самодеятельного творчества, обеспечение участия суворовцев в крупных социально-культурных проектах.

Таким образом, можно констатировать, что в России сложилась, уникальная система довузовского военного образования, краеугольным камнем которой является гражданско-патриотическая воспитательная ориентация основанная на социально-культурных технологиях.Военизированная составляющая как организационный аспект неразрывно связана с содержательным ценностно-смысловым наполнением основ гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в этом есть педагогический смысл и воспитывающий потенциал уклада жизни воспитанников суворовских (кадетских) образовательных учреждений.Целостное воспитательное пространство довузовскихобразовательных учреждений, представленное в единстве учебно-воспитательного процессов, основного и дополнительного образования, в полной мере обеспечивает оптимальные условия патриотического воспитания, способствует формированию верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности.

Рецензенты:

СтрельцоваЕ.Ю., д.п.н., доцент, заведующая  кафедрой теории и истории народной художественной культуры Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств», г.Химки;

ШарковскаяН.В., д.п.н., профессор кафедры социально-культурной деятельности Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств», г.Химки.


Библиографическая ссылка

Герасимов А.П. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕЧСКОГО ВОСПИТАНИЯ СУВОРОВЦЕВ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16362 (дата обращения: 24.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252