Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Ярошенко С.Н. 1 Чернецов П.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинский Государственный Университет»
Мониторинг позволяет повысить точность оценки, контроля и прогноза исследуемого качества, что в дальнейшем позволит экспериментально определить эффективность педагогических условий формирования конкурентоспособности выпускника вуза с ограниченными возможностями здоровья. Мониторинг предусматривает определение показателей, цели и задач. Показателями успешности формирования качества конкурентоспособности студентов являются: уровень сформированности индивидуально-личностных качеств; уровень сформированности ключевых компетенций; уровень мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности. Конкурентоспособность выпускника вуза – способность достижения успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе ключевых компетенций и мобилизации ресурса индивидуально-личностных качеств. Из определения видно, что одним из основных факторов формирования конкурентоспособности студентов вуза являются ключевые компетенции. В процессе мониторинга формирования конкурентоспособности выпускника вуза с ограниченными возможностями здоровья, анализируется эффективность педагогических условий таких как: блок лекционно-семинарских занятий «Основы конкурентологии», раскрывающий содержание конкурентоспособности студентов вуза и её компоненты; тренинг личностного роста, направленный на развитие качеств личности, взаимосвязанных с компонентами конкурентоспособности; активные методы обучения, направленные на формирование специальных компетенций; электронная образовательная среда Moodle, реализующая информационно-контрольную, обучающую функции по профессиональным дисциплинам подготовки.
педагогические условия формирования конкурентоспособности.
качество
мониторинг
конкурентоспособность
. Ангеловский А.А. Формирование конкурентоспособности студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе : автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Магнитогорск, Магнитогорский гос. ун-т. 2004. 24 с.
2. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности.- Казань: Центр информационных технологий, 2004. – 468 с.
3. Душкина О.В. Формирование конкурентоспособности студентов средних специальных учебных заведений торгово-экономического профиля: дис.… канд. пед. наук: 13.00.08. Липецк, 2001. С. 170.
4. Ефимова Е.А. Мониторинг требований работодателя к качеству подготовки специалистов с высшим образованием: функции и структура // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. Т. 71. № 7. С. 59-62.
5. Колгурина Т.В. Формирование конкурентоспособности студентов-выпускников вуза физической культуры : дис… канд. пед. наук : 13.00.08. Санкт-Петербург, 2003. 173 с.
6. Курносова С.А., Козин А.М., Мартынова Е.А., Мухаметова Н.М., Репин С.А.,
Романенкова Д.Ф., Севостьянова Т.И., Ярошенко С.Н. Подготовка компетентных выпускников вуза с ограниченными возможностями здоровья средствами педагогического дизайна: коллективная монография / Под редакцией С.А. Курносвой. – Челябинск, 2014. – 252 с.
7. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Информационно-образовательная среда для студентов-инвалидов в Челябинском государственном университете / Е.А. Мартынова,
Д.Ф. Романенкова // Социально-экономическое развитие России в нестабильном мире: национальные, региональные и корпоративные особенности: Материалы XXVI международной научно-практической конференции: в 3 ч. / Урал. соц.-экон. ин-т АТиСО. – Челябинск, 2009. – Ч.III. – С. 253-257.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Издательство «Омега-Л», 2013. 134 с.
9. Шикина Л.С. Формирование конкурентоспособности студентов в условиях губернского колледжа : автореферат дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Тат. гос. гум.-пед. ун-т. Казань, 2006: 24 с.

Профессиональная подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья связана либо с созданием отдельных, специальных условий для обучения, либо с их обучением вместе со здоровыми студентами, но при этом должны быть продуманы педагогические условия, позволяющие наравне с остальными студентами осваивать содержание учебной программы профессиональной подготовки. Второй вариант обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья называют инклюзивным обучением.

Сточки зрения Е.А. Мартыновой и Д.Ф. Романенковой, интегрированное обучение предполагает совместное обучение лиц с ограниченными возможностями развития с другими учащимися, причем лица с проблемами в развитии должны приспособиться к системе обучения в обычном образовательном учреждении, а при инклюзивном обучении создаются равные условия для всех обучающихся, то есть не человек с ограниченными возможностями развития приспосабливается к образовательному учреждению, а система идет ему навстречу [7]. С этой точки зрения важно выявить оптимальные условия обучения не только позволяющие наравне с остальными студентами получать профессиональную подготовку в вузе, но и позволяющие эффективно формировать конкурентоспособность как у студентов с ограниченными возможностями здоровья, так и у студентов, не имеющих проблем со здоровьем. Оценить влияние педагогических условий на качество формирования конкурентоспособности у студентов вуза можно с помощью мониторинга.

Формируя конкурентоспособность студентов вуза важно своевременно выявить уровень данного качества личности с целью его оценки, контроля и дальнейшего прогноза по формированию. В системе по оценке, качества формирования конкурентоспособности студентов вуза, можно сделать с помощью мониторинга. Мониторинг - это специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля и прогноза. С точки зрения Е.А. Ефимовой существует две группы педагогических исследований посвящённых проблеме мониторинга: «первая группа мониторинг рассматривает как метод изучения особенностей педагогической системы или процесса, а вторая группа мониторинг рассматривает как средство управления образовательной системой процессом» [4. с. 60]. С нашей точки зрения, формируя конкурентоспособность студентов вуза, мониторинг корректнее рассматривать как средство управления образовательной системой процессом, так как он позволяет не только оценить состояние конкурентоспособности у студентов, но влияет на качество её формирования.

Качество любой работы определяется  наличием  у  работника определённых знаний, умений и навыков, полученных им  в процессе трудовой профессиональной подготовки. Главным критерием успешности работы любого учебного заведения  является качество подготовки его выпускников.

В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понятие «качество образования» трактуется как: «комплексная характеристика  образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия  федеральным  государственным  образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах  которого осуществляется  образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов  образовательной программы» [8.с. 5].

Мониторинг качества формирования конкурентоспособности выпускника вуза необходимо определять из сущности самого понятия «конкурентоспособность».

Характеристика конкурентоспособной личности носит многогранный характер, и эта многогранность определяет задачу учебного заведения, которая заключается в том, чтобы «подготовить молодёжь к исполнению будущих обязанностей и реализации возможности преуспеть в жизни» [2. с. 327].

Конкурентоспособность выпускника вуза мы определяем как способность достижения успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции на основе ключевых компетенций и мобилизации ресурса  индивидуально-личностных качеств. Из определения видно, что одним из основных факторов формирования конкурентоспособности студентов вуза являются ключевые компетенции.

Другой составляющей понятия «конкурентоспособность» являются индивидуально-личностные качества и свойства конкурентоспособного студента. Такими качествами являются: чёткость целей и ценностных ориентаций; трудолюбие; творческое отношение к делу; способность к риску; независимость; способность быть лидером; желание к непрерывному саморазвитию; стрессоустойчивость; стремление к непрерывному профессиональному росту; стремление к высокому качеству конечного продукта.

С нашей точки зрения, многие из этих качеств взаимосвязаны с общим развитием воли и мы предполагаем, что основные способности и качества конкурентоспособной личности взаимосвязаны с общим развитием воли. С этой точки зрения, конкурентоспособную личность характеризует такая устойчивая черта, как мотив. Мотивация личности при этом проявляется в потребности формирования  индивидуально -  личностных качеств; в формировании  ключевых компетенций; в мотивации достижения  успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции.

Мониторинг качества формирования конкурентоспособности предусматривает процедуру отслеживания результатов осуществляемого педагогического процесса через организацию системы контроля, сбора, обработки информации, представляющей собой совокупность показателей для анализа, прогноза и моделирования формируемого качества, направленного на достижение поставленных целей.

Всякий мониторинг предусматривает определение показателей, цели и задач. Исследованием установлено, что целями мониторинга являются: отслеживание и анализ динамики индивидуально-личностных качеств; анализ уровня  аттестации по предметам с целью выявления уровня сформированности ключевых компетенций; определение уровня сформированности мотивации в достижении успеха в профессиональной деятельности в условиях конкуренции.

Задачи мониторинга заключаются в том, чтобы: непрерывно наблюдать за состоянием процесса формирования и получать оперативную информацию о нём; своевременно выявлять изменения, происходящие в процессе формирования и факторы, вызывающие их; предупреждать негативные тенденции в процессе формирования; осуществлять  краткосрочное прогнозирование развития исследуемого качества; оценивать эффективность и полноту реализации методического обеспечения.

Показателями успешности формирования качества конкурентоспособности студентов являются: уровень сформированности индивидуально-личностных качеств; уровень сформированности ключевых компетенций; уровень мотивации достижения успеха     в профессиональной деятельности.

В нашем исследовании основными методами проведения мониторинга были анкетирование, тестирование,  ранжирование и    статистическая обработка информации.

Анкета, состоящая из 60 вопросов, по выявлению уровня сформированности конкурентоспособности студентов вуза отражает основные индивидуально-личностные качества, наличие ключевых компетенций и мотивацию успеха. Пример содержания вопросов:

1.             Я не боюсь брать на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации.

2.             Я могу прекрасно общаться (понимать собеседника и выражать свои мысли) непосредственно с ним взаимодействуя.

3.             Я владею навыками пользователя основных программ Microsoft Office (Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office PowerPoint).

4.             В условиях соперничества я не отказываюсь от деятельности, а стремлюсь к максимальному результату.

5.             При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

6.             Продуктивность деятельности в основном зависит от моей целеустремлённости, а не от внешнего контроля.

Перечень всех этих вопросов опубликован нами в монографии «Подготовка компетентных выпускников вуза с ограниченными возможностями здоровья средствами педагогического дизайна» [6].

После выполнения анкет были подсчитаны суммы баллов за   данные ответы на вопросы.

Для того, чтобы соотнести данные баллы с качеством сформированности исследуемого понятия мы выделили девять уровней сформированности конкурентоспособности студентов вуза, которые носят более дифференцированный характер, а в обобщенном виде уровни можно традиционно разделить на низкий, средний и высокий, данные уровни представлены в таблице.

Таблица 1

Уровни конкурентоспособности студентов вуза

Баллы

Уровень конкурентоспособности

Основные характеристики обобщённых уровней конкурентоспособности

0 - 14

Очень низкий

 

Низкий уровень. Не выражены цели и ценностные ориентации, консервативный, внушаемый,  не стремится к высокому качеству конечного продукта, не стремится к профессиональному росту

15 - 27

Низкий

28 - 40

Ниже среднего

41 - 54

Чуть ниже среднего

Средний уровень. Обладает профессиональными знаниями, владеет информационными технологиями и технологиями устного и письменного общения, не всегда добивается намеченных целей, не достаточно выражена стрессоустойчивость и независимость

55 - 67

Средний

68 - 80

Чуть выше среднего

81 - 94

Выше среднего

Высокий уровень. Подготовлен к самостоятельному выполнению профессиональных действий и к оценке результатов своего труда; готов к постоянному повышению образовательного уровня; стремится к саморазвитию; прекрасно владеет информационными и коммуникативными технологиями, стрессоустойчив, трудолюбив, нацелен на успех

95 - 107

Высокий

108-120

Очень высокий

 

Для проверки качества сформированности конкурентоспособности студентов вуза мы провели экспериментальное исследование на базе Челябинского государственного университета.

В эксперименте приняли участие студенты (139 студентов) старших курсов как с ограниченными возможностями здоровья, так и не имеющих проблем со здоровьем, биологического факультета, факультета психологии и педагогики и института экономики отраслей, бизнеса и администрирования.

Таблица 2

Уровни конкурентоспособности студентовна констатирующем этапе эксперимента

Факультеты

 

Уровни конкурентоспособности (%)

Очень низкий

Низкий

Ниже среднего

Чуть ниже среднего

Средний

Чуть выше среднего

Выше среднего

Высокий

Очень высокий

Факультет психологии и педагогики

-

-

2 %

6 %

35 %

39 %

16 %

2 %

-

Биологический факультет

-

-

-

3%

18 %

35%

30%

12%

2 %

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования

-

-

2 %

2 %

29 %

42 %

23 %

2 %

-

 

По результатам констатирующего эксперимента видно, что очень низкий  и низкий уровень конкурентоспособности студентов на констатирующем этапе отсутствует. Наиболее же высокий процент представлен уровнем чуть выше среднего. Отдельно, выделяя студентов с ограниченными возможностями здоровья на трех факультетах, мы констатировали у них средний уровень конкурентоспособности.

Для эффективного формирования конкурентоспособности студентов вуза необходимо применять педагогические условия, максимально учитывающие профессиональную подготовку в контексте инклюзивного образования.

Анализ ряда педагогических исследований позволил сделать вывод о том, что специальных условий для формирования конкурентоспособности в условиях инклюзивного образования нет.

Таблица 3

Условия эффективного формирования конкурентоспособности студентов вуза в педагогических исследованиях

п/№

Ф.И.О. исследователя

Условия формирования конкурентоспособности студентов

1.

Ангеловский А.А.

- активизация познавательной и практической деятельности на основе выявленных интересов, склонностей, способностей студентов;

- использование педагогической рефлексии как фактора формирования профессионализма и конкурентоспособности студентов вузов;

- организация социального партнёрства высшего профессионального образовательного учреждения [1].

2.

Душкина О.В.

- образовательная среда учебного заведения направлена на формирование конкурентоспособности выпускников;

- в модели обучения специалиста торгово-экономического профиля  определены роль и место профессиональной конкурентоспособности в её функционировании;

- программа развития будущих специалистов, адекватная требованиям социально-экономического развития общества и личности;

- будущие специалисты владеют средствами и методами самоменеджмента, современными диагностическими средствами выявления и оценки уровня развития психофизиологических особенностей качеств личности на основе новых информационных технологий [3].

3.

Колгурина Т.В.

- модификация содержания управленческой компетентности студентов вуза, включающей современные управленческие знания, навыки самоменеджмента, а также усиление мотивации студентов-выпускников к профессиональной деятельности в условиях реформирования сферы физической культуры и спорта;

- теоретическое обоснование, практическая разработка и внедрение специального курса в рамках учебной дисциплины «Менеджмент физической культуры и спорта», основанного на теоретической базе, включающей дидактические позиции по содержанию обучения и теоретические концепции по управленческой и менеджмент-подготовке в сфере физической культуры и спорта;

 - обеспечение маркетинговой ориентации деятельности вуза по подготовке кадров для сферы физической культуры и спорта путём создания в вузе Центра карьеры и информации [5].

4.

Шикина Л.С.

- соответствие потребностям рынка образовательных услуг и рынка труда в регионе целей педагогических инноваций, определяющих тип учебного заведения и структуру управления в нём;

- обеспечения вариативности и гибкости образования и образовательных программ;

- развитие динамической системы социального партнёрства с работодателями выпускников, органами исполнительной власти, общественными организациями на основе договорных и организационных форм взаимодействия;

- осуществления процесса формирования конкурентоспособности выпускников в целостном воспитательном пространстве и во взаимосвязи с другими элементами профессиональной подготовки;

- своевременное выявление и учёт индивидуальных особенностей личностного роста студентов как будущих субъектов трудоустройства и их ценностных установок

на саморазвитие;

- создание интегрированной совокупности развивающих сред, адекватных предстоящей профессиональной деятельности студентов;

- применение в учебном процессе активных методов и инновационных технологий обучения, реализующих требования личностно-ориентированного педагогического процесса [9].

 

Приведённые условия в таблице  различны и, на наш взгляд, это связано со спецификой подготовки специалиста по определённому направлению или специальности.

С нашей точки зрения на основе анализа педагогической литературы необходимы следующие педагогические условия для эффективного формирования конкурентоспособности студентов как для студентов с ограниченными возможностями здоровья, так и для студентов, не имеющих проблем со здоровьем:

1. Блок лекционно-семинарских занятий «Основы конкурентологии», раскрывающий содержание конкурентоспособности студентов вуза и её компоненты;

2. Тренинг личностного роста, направленный на развитие качеств личности, взаимосвязанных с компонентами конкурентоспособности;

3. Активные методы обучения, направленные на формирование специальных компетенций;

4. Электронная образовательная среда Moodle, реализующая информационно-контрольную, обучающую функции по профессиональным дисциплинам подготовки.

В процессе обучения студентов факультета психологии и педагогики были реализованы первое, второе и четвёртое педагогические условия.

У студентов института  экономики отраслей, бизнеса и администрирования в процессе обучения были реализованы третье и четвёртое педагогические условия.

Результаты формирующего эксперимента представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Уровни конкурентоспособности студентов после формирующего эксперимента

Факультеты

Уровни конкурентоспособности (%)

Очень низкий

Низкий

Ниже среднего

Чуть ниже среднего

Средний

Чуть выше среднего

Выше среднего

Высокий

Очень высокий

Факультет психологии и педагогики

-

-

-

-

17 %

28 %

47 %

6 %

2

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования

-

-

-

-

22 %

48 %

26 %

4 %

-

 

После формирующего эксперимента видно, что низкие уровни конкурентоспособности студентов отсутствуют. Наиболее же высокий процент на факультете психологии и педагогики представлен уровнем выше среднего, а также есть студенты с очень высоким уровнем конкурентоспособности. Отдельно, выделяя студентов с ограниченными возможностями здоровья на двух факультетах, мы констатировали у них на факультете психологии и педагогики выше среднего уровень конкурентоспособности, а в институте экономики отраслей, бизнеса и администрирования чуть выше среднего уровень конкурентоспособности.

Сделанный анализ позволил оценить  полученные результаты, сверив их  с целевыми параметрами и наметить пути дальнейшего совершенствования педагогической деятельности по формированию конкурентоспособного специалиста.

Мониторинг качества формирования конкурентоспособности  выпускника вуза, позволил определить дальнейшие пути повышения этого качества:

- блок лекционно-семинарских занятий «Основы конкурентологии», раскрывающий содержание конкурентоспособности студентов вуза и её компоненты;

- тренинг личностного роста, направленный на развитие качеств личности, взаимосвязанных с компонентами конкурентоспособности;

- активные методы обучения, направленные на формирование специальных компетенций;

- электронная образовательная среда Moodle, реализующая информационно-контрольную, обучающую функции по профессиональным дисциплинам подготовки.

 

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-06- 00884.

Рецензенты:

Дрозина Валентина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры математики, естествознания и методик преподавания математики и естествознания, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»; Сериков Геннадий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет.


Библиографическая ссылка

Ярошенко С.Н., Чернецов П.И. МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16353 (дата обращения: 07.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074