Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТА «КАСАЮСЬ, ЗНАЧИТ ЗНАЮ»

Тимофеева М.Р. 1 Ющенко О.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Омский Государственный институт сервиса»
Главная концепция социокультурного проекта «Касаюсь, значит знаю» – эффективная практическая деятельность, направленная на изменение общественного мнения, связанного с «другим» телом. Эффективность достигается участием в подобных проектах творческих профессионалов и активных молодёжных сред. Создание мультикультурного пространства, в которое включены: живое и интерактивное общение, создание дизайн-проекта, выставки, мастер-классы и лекции, просмотр тематического кинофильма, имеют мотивационное и адаптационное значение для целевой аудитории. Инвалидность – это сложное явление, а меры вмешательства по преодолению ущерба, обусловленного инвалидностью, носят комплексный и системный характер и варьируются в зависимости от конкретных условий. В естественной среде общения формируются ресурсы преодоления и принятия себя в «другом» теле. Проект включил практические, теоретические, интерактивные образовательные технологии мотивации молодых людей на привлечение внимания к «особенным» людям. В результате изучения потребностей людей с «другим» телом и эффективного применения профессиональных навыков в практической деятельности были активированы процессы формирования гуманного мировоззрения через область специальных знаний.Благодаря конкретным действиям состоялся открытый диалог об инвалидности и был разрушен стереотип «неудобных» тем в искусстве, фотографии, дизайне.
гуманное отношение; социокультурный проект; адаптивный дизайн повседневного костюма;инвалидность
1. Всемирный доклад об инвалидности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/summary_ru.pdf?ua=1 (дата обращения: 20.11.14)
2. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/ (дата обращения: 2.11.14)
3. Тимофеева М.Р. Социокультурные аспекты и проектные концепты адаптивного дизайна // Евразийский союз учёных. – 2014. – №V. – С. 151-153
4. Тимофеева, М.Р. Креативные методы дизайн-проектирования: учебно-наглядное пособие / М.Р. Тимофеева. – Омск: ОГИС, 2013. – 26 с.
5. Шакурова, М.Б. Социально-педагогические условия становлениясоциокультурной идентичности личности: монография [Текст] / М.Б. Шакурова. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 200 с.
Сила общества – в возникновении интеллектуальной среды, где некоторое количество разумных людей в процессе общения обогащают друг друга. Задача социокультурных проектов – сделать эти среды, эти творческие кластеры, как можно многочисленнее. Привычка к высоким стандартам создаёт привлекательную культуру, культура привлекает заинтересованных людей.Главная концепция  проекта «Касаюсь, значит знаю» – эффективная практическая деятельность, направленная на изменение общественного мнения, связанного с «другим» телом. Эффективность  достигается участиемв  подобных проектах неравнодушных  профессионалов и  активной  студенческой аудитории.

Целью социокультурного проекта «Касаюсь, значит знаю» явилось: формирование новых стандартов универсальности проектных разработок, формирование культурного пространства с привлечением творческих профессиональных коллективов, поэтапное конструирование этических норм и отношений в обществе, связанных с «другим» телом. В процессе проекта решались следующие задачи:

1.          Мониторинг проблемной среды («особенные» люди).

2.          Создание культурного продукта (дизайн-проект «Адаптивный дизайн повседневного костюма») для «особенных» людей с определёнными требованиями: технологичность, комфорт и эстетизация, безопасность, повышенная  коммуникативность функций повседневной одежды.

3.          Благополучная интеграция «особенных» людей в общество и возможность их функционирования на равных правах через создание творческой коммуникативной площадки (воркшоп«Футболка для моего «особенного» друга»).

4.          Формирование информационного пространства для широкой аудитории с использованием современным медийных технологий и методов трансляции, тиражирования (полиграфия, звукозапись, видео, радио, телевидение, мультимедиа, Интернет и т. д.).

Инвалидность – одна из составляющих человеческого существования. Почти каждый человек в течение жизни может иметь временные или постоянные нарушения, а те, кто доживут до старшего возраста, могут испытывать всё большие трудности с функционированием. Инвалидность – это сложное явление, а меры вмешательства по преодолению ущерба, обусловленного инвалидностью, носят комплексный и системный характер и варьируются в зависимости от конкретных условий [1]. Проект включил практические, теоретические, интерактивные образовательные технологии мотивации молодых людей на привлечение внимания  к «особенным» людям. В результате изучения потребностей людей с «другим» телом  и эффективного применения профессиональных навыков в практической  деятельности были активированы процессы формирования гуманного  мировоззрения  через область  специальных  знаний. Основные факты Всемирной организации здравоохранения констатируют отсутствие технических и психологических условий для людей с инвалидностью в нашей стране. По оценкам, более 1 миллиарда людей имеют какую-либо форму инвалидности. Это соответствует почти 15% населения мира. От 110 миллионов (2,2%) до 190 миллионов (3,8%) людей 15 лет и старше испытывают значительные трудности в функционировании. Более того, показатели инвалидности возрастают в связи со старением населения и ростом бремени хронических нарушений здоровья [2]. Большинство инвалидов в мире испытывают колоссальные трудности в повседневной жизни, не говоря уже о продуктивной занятости и личной самореализации.В обществе не сформирована привычка видеть их среди нас, помнить, что они такие же члены общества, как и мы. Хотя логика доступной среды предполагает доступность среды обитания всем людям вне зависимости от их физических особенностей. Помощь людям с инвалидностью – это совершенно не обязательно ежедневная  тяжелая работа. Есть конкретные адресные действия, которые можно совершить один раз. Моральные ориентиры общества направлены на озвучивание тезиса:  внешность является второстепенным качеством, главное – это внутренний мир человека.  Но в реальности социокультурное пространство ориентировано на внешнюю красоту человека, красоту, которую навязывает общество и сложившиеся стереотипы. Вырабатываются жёсткие требования соответствия, идентичности в обществе. Возникает противоречие, которое выявляет проблему «особенных» людей: людей с индивидуальными отличиями телосложения, с ограниченной подвижностью (здесь и далее – «особенные» люди). Формируется очевидная потребность изменения общественного мнения, связанного с «другим» телом, стирание  негативных шаблонных отношений к «особенным» людям, привлечение внимания к  инвалидности узких специалистов и профессионалов.

Новые стандарты в дизайне костюма акцентируют вопросы  универсальности проектных разработок и разрушения  стереотипов физической привлекательности. Кроме конкретной функции, направленной на изменение качества жизни «особенных» людей, всякий продукт, несущий информацию о потребностях и выполняющий   запросы людей с инвалидностью, становится коммуникатором между дизайнером и получателем услуг. И это имеет огромные последствия – экономические, социальные и культурные.Социокультурная идентичность личности есть элемент самосознаниия, проявляющаяся в процедурах ощущения, осмысления и реализации субъектом  своей определённости в процессах принятия себя в пространстве значимых, с его точки зрения, социальными институтами, общностями, группами, отдельными субъектами культурных моделей[5]. В этом плане студенческая среда самая мобильная, отзывчивая и креативная.

Основная стратегия социокультурного проекта «Касаюсь, значит знаю» – будущее нужно активно изобретать. Проект с подобными задачами осуществлялся впервые, но при значимости решаемой проблемы, предполагает его продолжение с постоянным местом в учебной программе студентов, обучающихся по специальности «Дизайн костюма».В проекте приняли участие более 150 представителей молодёжной аудитории и 40 людей с различными видами инвалидности в качестве участников, консультантов и моделей-экспертов. Формат зрительской  аудитории представлял персонализированный охват всех категорий населения. В соответствии с задачами проекта  были проведены следующие мероприятия:

1.          Конкурс дизайн-проектов «Адаптивный дизайн повседневного костюма».

2.          Воркшоп «Футболка для моего «особенного» друга» (рис.1).

3.          Выставка-конкурс творческих работ «Неприкасаемые» (фотографии, коллажи) (рис.2).

4.          Киноклуб (рис.3).

5.          Программа открытых бесплатных лекций о взаимоотношениях тела и социума.

6.          Лекция «Как говорить про инвалидность без страха и предубеждения» основателя международного конкурса одежды для людей с инвалидностью BezgranizCouture INTERNATIONAL FASHION AND ACCESSOIRES AWARD, генерального директора НП Культурный центр «Без границ» Янины Урусовой, г. Москва.

Благодаря конкретным действиям состоялся открытый диалог об инвалидности и был разрушен стереотип «неудобных» тем в искусстве, фотографии, дизайне.  Активное участие в кинопросмотре, обсуждениях, выставках, воркшопе, презентациях, примерках и других совместных мероприятиях проекта, людей с ограниченными физическими возможностями,  привели к пониманию, что такие люди могут в полной мере функционировать в реальной жизни. В естественной среде общения формируются ресурсы преодоления и принятия себя в «другом» теле. Обозначение равного места «особенных» людей через внимание специалистов-профессионалов и студенческой среды в проекте «Касаюсь, значит знаю» явилось одним из аспектов  их адаптации  в обществе и социокультурной  идентичностиличности. Подобные проекты меняют повседневные возможности людей с инвалидностью и повышают эффективность их жизнедеятельности, а в конкретном случае, через одежду, обладают реабилитационными качествами.

Создание одежды для «особенных» людей – это апелляция к пространственному мышлению дизайнера, пониманию проектных задач. Изучение проектных аспектов адаптивного дизайна предполагают систему, где важны все условия. Все элементы системы связаны между собой и могут повлиять на конечный результат создания универсального продукта. Это предполагает междисциплинарное сотрудничество модной и научной индустрии:

1.          Концепт универсальности формы (корректирующие, дифференцирующие, эстетизирующие, темпорально функционирующие формы (принцип воздушной подушки в автомобиле)).

2.          Концепт «умной»  конструкции (конструкции-трансформеры, модульные решения, спиралевидные конструкции, специализированная система прибавок на свободу облегания).

3.          Концепт «заботливой» технологической обработки (бесшовные технологии, проклеенные швы, технологии 3D, облегчённые обработки).

4.          Концепт «предупреждающих» деталей (защитные клапаны, технологичные карманы   для смарт-оборудования, требующего присутствия на теле человека, магнитные застёжки, водонепроницаемые молнии, сенсорные аксессуары).

5.          Концепт ткани специального назначения (морозостойкие, температурозащитные, мембанные ткани, «дышашие» сетки, непылящиеся ткани, биоткани, ткани-хамелеоны, ткани с эффектом памяти формы, ткани для передачи эмоций, ткани с карбоновыми нанотрубками, антирадиационные ткани, ткани-аккумуляторы, лечебные).

6.          Концепт «внимательного» цвета (символика цвета, цвета-хамелеоны с определёнными настройками, лечебные качества цвета).

7.          Концепт эстетизации дефектов тела (тематическое, осознанное декорирование тела: татуировки, протезы).

8.          Концепт взаимодействия с фигурой человека (способы надевания, закрепления, поддерживающие выносные конструкции) [3].

Костюм, в данном случае, не только корректирует какие-либо дефекты и недостатки физического состояния, но и в полной мере выражает индивидуальность каждого обладателя особенных потребностей.

Для студентов это реальная возможность  понять что такое «другое» тело, сформулировать и реализовать на практике проект с конкретными задачами, услышать обратную связь от получателя услуг. Это определяет значимость  конечного результата: результат как итог простого практического действия. Условия проекта дают возможность нарабатывать опыт в подвижной образовательной среде, мотивируют на гуманное отношение к разным людям. Творческий подход создает иллюзию отсутствия усилия при получении знаний — они (знания) как бы приходят сами, при личном участии формирования информационного «пакета» каждым студентом. Это дает моральное удовлетворение и не обесценивает затраченные усилия.

Костюм – это экран, на котором проецируются все аспекты материального, духовного, социального развития общества, он непосредственно связан с человеческим образом, настроением, поведением. Поэтому зрители проекта, которые попали в атмосферу творческого диалога о проблеме, которая долгое время замалчивалась в обществе, ярких примеров высказываний на тему «особенных» людей на языке искусства, кино, костюма, легко понимают и принимают различную эстетику тела в обществе, становятся внимательнее и гуманнее. Таким образом, Омск и его жители, молодёжная студенческая аудитория включаются в мировой процесс гуманизации общества через обращение внимания на его самую незащищённую часть – «особенных» людей.

Социокультурный проект «Касаюсь, значит знаю» явился одним из победителей грантового конкурса в рамках реализации программы социальных инвестиций «Родные города» на средства, предоставляемые  ОАО «Газпромнефть – ОНПЗ». Программа  «Родные города» добивается высочайшего уровня реализации проектов, часть из которых являются уникальными для России.

Рис.1. Обсуждение идеи для футболки. Рабочие моменты воркшопа.

 

 

Рис.2.  Обсуждение кинофильма «1+1»

 

Рис.3. Таня, чемпионка России по плаванию. Работа с фотовыставки «Неприкасаемые»


Рецензенты:

Хилько Н.Ф., д.п.н., профессор кафедры  «Кино-, фото-, видеотворчества», Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, г.Омск;

Дмитриева Л.М., д ф.н., профессор, зав. кафедрой «Дизайн и технология медиаиндустрии» Омского государственного технического университета, г.Омск.


Библиографическая ссылка

Тимофеева М.Р., Ющенко О.В. ПРОЦЕССЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТА «КАСАЮСЬ, ЗНАЧИТ ЗНАЮ» // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16339 (дата обращения: 07.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074