Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Каргапольцев С.М. 1 Матушкин С.Е. 1
1 ФБГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
В статье раскрываются некоторые аспекты гражданско-трудового становления личности взрослеющего человека в современных условиях образования, актуализирующих педагогическую опору на базовые ценности человеческого существования. В проявлении гражданственности и трудолюбия в настоящее время особую значимость приобретают те качества личности, которые не были востребованы ранее: чувство личной ответственности, предприимчивость, самостоятельность, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, находить оптимальные решения в сложившихся условиях, планировать свою деятельность, произвольно регулировать свое состояние. Утверждается, что трудолюбивый человек всегда имеет возможность существовать, действовать, творить, он свободе и независим, больше, чем другие, осознает уникальность себя и своей жизни, чувство собственного достоинства, свою неповторимость, сам реализует свое будущее, чтобы как можно больше и полнее раскрыть свои возможности. На этом основании предполагается выстраивать педагогические технологии обучения и воспитания.
образование.
личность
рыночная культура
рыночная грамотность
трудолюбие
гражданственность
1.Блонский, П.П. Избранные педагогические произведения / П.П. Блонский; Сост.: Н.И. Блонская, А.Д. Сергеева. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 695 с.
2.Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: монография / А.В. Кирьякова. – М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ УГУ, 2009. – 318 с.
3.Мамардашвили, М.К. Психологическая топология пути. Лекция 1. / М.К. Мамардашвили. – [электронный ресурс]: режим доступа: http://philosophy.ru /library/mmk/topology.html
4.Свадковский, И.Ф. О воспитании трудолюбия у детей / И.Ф. Свадковский. – М.: Учпедгиз, 1959. – 71 с.
5.Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // В.А. Сухомлинский. Избранные педагогические сочинения; сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1979. – С. 267-538.
6.Фельдштейн, Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века: Доклад на общем собрании РАО 18.12.2012 г. / Д. И. Фельдштейн. – 13 с.: [электронный ресурс]; режим доступа: http://www.smolin.ru/ actual/public/pdf/feldchteyn.pdf
7.Шакуров, Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления / Р.Х Шакуров // Вопросы психологии. – 2003. – № 5. – С. 18-32.

Рыночные отношения, в которые вступила наша страна, диктуют необходимость координации целей, задач трудового и гражданского воспитания, обостряют проблему их взаимосвязи, обеспечения гражданской направленности трудолюбия и трудовой направленности гражданственности. Потеряв ориентиры гражданской направленности в воспитании трудолюбия, мы теряем основы гражданского воспитания; а отсутствие трудовой направленности в воспитании гражданственности делает этот процесс менее эффективным.

Рыночные отношения решительно отрицают равенство в экономической сфере и в плане развития заложенных в человеке способностей. Но любые способности остаются таковыми, если не реализуются через труд. В связи с этим можно  утверждать, что рыночная грамотность, рыночная культура и другие проявления деловых качеств  человека есть результат его трудолюбия. Проявление рыночной культуры, рыночной грамотности одновременно является и проявлением направленности и уровня зрелости гражданственности человека.

В проявлении гражданственности и трудолюбия в настоящее время особую значимость приобретают те качества личности, которые не были востребованы ранее: чувство личной ответственности, предприимчивость,  самостоятельность, умение быстро и точно ориентироваться в обстановке, находить оптимальные решения в сложившихся условиях, планировать свою деятельность, произвольно регулировать свое состояние.

Рынок - это не только определенная экономическая система взаимообмена и взаиморасчетов, но и особая культура отношений, стержнем которых является честность, порядочность, ответственность. Поэтому,  чтобы  практичность, расчетливость, рачительность не обернулись безрассудством и лихачеством, склонность к риску не обратилась в авантюризм, чтобы предприимчивость, инициативность, находчивость не  стали просто ловкачеством и изворотливостью, а изобретательность, творческое воображение не превратились в махинаторство, они должны соединиться с гражданской ответственностью. При этом стимулом деловой активности человека, его трудолюбия должно быть не только стремление к собственной выгоде, но и соображения общественного блага, гражданская ответственность.

В.А. Сухомлинский писал, что «чувство гражданской значимости труда - это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелегкий труд... Один из тончайших секретов воспитания - суметь увидеть, найти, открыть гражданское начало труда» [5, с. 536].

Источником трудолюбия выступают экономические и социальные условия  жизни. Атрибутом трудолюбия считается общественно значимая ориентация, направленная на переустройство и совершенствование общественных отношений, реализуемая в плоскости образовательно-педагогического инициирования индивидуального восхождения   к базовым ценностям  человеческого существования, «ориентаций личности на социально значимые ценности общества» (А.В. Кирьякова) [2, с. 41].

Опираясь на исторически положительный опыт трудового воспитания в России, мы должны осознать, что составной частью интегрированного гражданского воспитания является воспитание трудолюбия.

Умение высоко результативно трудиться П.П. Блонский связывал с воспитанием трудолюбия.  Именно через призму этого качества он видит проявление и развитие таких особенностей личности, как творчество, инициатива, сообразительность, расчет, предусмотрительность, потребность в приобретении знаний.

Чтобы более рационально организовать трудовой процесс учащихся, необходимо, полагал П.П. Блонский, научить их распределять исполнение работы во времени: предусматривать реальные условия ее выполнения; обеспечивать себя необходимыми материалами и инструментом; работать в соответствующем темпе и с определенной точностью; экономить силы; разумно отдыхать, а также согласовывать свою деятельность с деятельностью коллектива [1, с. 326].

Трудолюбие возникает не само по себе, а под влиянием различных условий и образа жизни, формируется только в труде при наличии определенных предпосылок. На становление  трудолюбия  оказывают влияние такие взаимосвязи и  взаимозависимости как тесное единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, осуществляемого в  учебно-воспитательной, внеклассной и, в целом, в образовательной  деятельности.

Включение в деятельность - основной путь развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств, активной жизненной позиции, высокого гражданского чувства и продуктивного творческого потенциала. Положение о том, что человек формируется как личность, участвуя в различных видах деятельности, является краеугольным камнем современной педагогики и психологии.  Образовательная деятельность - это форма проявления активности личности, ее социальной мобилизации, порождаемых потребностями познания и преобразования жизнедеятельности. Рассматривая трудолюбие как деятельность, в которой возможности развития человека безграничны, мы полагаем, что именно трудолюбие и предоставляет ему возможность для  наиболее полной активизации своих созидательных сил и продуктивной самореализации: труд всегда был и остается одним из главных факторов жизнедеятельности людей в  ее подлинно культурном, истинно гражданском и глубинно творческом понимании.

Одним из определяющих факторов воспитания трудолюбия растущего человека в известный период его жизни  выступает учебно-познавательная деятельность. Учение - основной вид деятельности школьника, форма его участия в общественной жизни, сфера ответственного  исполнения  широко понимаемого гражданского долга. Учебный труд по праву считается тяжелым, ибо человек идет по дорогам ему неизвестным, и добывание новых знаний, их обработка и применение сопряжены с большим напряжением воли и сил. И это не случайно - каждый уровень знаний требует своих путей овладения ими, своих приемов, которыми  растущий человек на данном этапе не владеет. И здесь, как нигде, велика роль учителя: в процессе обучения он стремится рационализировать тот путь, по которому идет учение к познанию  нового, вырабатывает у него необходимые приемы работы, привычки и навыки.

Если в школе ученику прививается серьезное отношение к учению, если его учат доводить начатое дело до конца, если в нем воспитывают элементы ответственности, исполнительности, аккуратности, инициативности, творчества, то постепенно эти качества становятся его привычкой, нормой поведения. В дальнейшем, по мере самостоятельности, эти качества определяют уже стиль работы человека, его образ труженика, патриота и гражданина.  Следовательно, учебный труд, предполагающий определенную организацию всей образовательной жизни и поведения ученика, способствует его личностному развитию, требует от  школьника не только систематических усилий, привычки трудиться, правильного построения своей работы, но определенных знаний, умений, навыков и компетенций, т.е. всего того, что составляет основу деятельности трудолюбивого человека.

Учебно-познавательная деятельность протекает тем эффективнее, чем активней в ней участвует мышление обучающихся. Не память, как это зачастую бывает в  реальных условиях учебного  процесса, а именно мышление. Это одна из болевых точек нашего образования, которая исторически связана с превалирующим развитием вербально-логического, аналитического мышления в ущерб образному, интуитивному. Исследования последних лет в области логики и методологии науки привели к выявлению действительной роли личностного, или неартикулированного, знания, не сводимого к  логическому представлению и утверждающего, со своей стороны, целостное понимание личности обучающихся, для которой характерна не только самодеятельность, но и свобода по отношению к возможному пространству деятельности.  С точки зрения развития трудолюбия, школьникам важна не столько получаемая в процессе обучения информация, сколько ее трансформирующая сопряженность с психикой человека, его сознанием, чувствами и мышлением, определяющим уникальность субъективного опыта учащегося, становящегося в познании: в учебно-познавательной деятельности происходит «встреча» задаваемого и субъективного опыта обучающихся, где опора на интуитивно-образное мышление, проблемно побуждаемое удивлением, недоумением, противоречием, играет определяющую роль. Следовательно, для воспитания трудолюбия необходимо таким образом организовать деятельность учащегося, чтобы она была направлена на осознание и творческое разрешение учебно-познавательной проблемы, что придает учебному труду  личностно значимые характеристики увлекательности, радостной устремленности к бесконечному поиску и обретению истины. И это не только проблемы дидактики: если мы  в школьные годы не воспитаем ученика-труженика,  то и - с большой долей вероятности - не  «получим на выходе»  действительного  и действенного человека труда в подлинно высоком, гражданском понимании этого слова.

Гражданская направленность трудолюбия - ключ к решению множества социально-экономических и сугубо педагогических проблем. Социально-педагогическая ценность такой направленности заключается в том, что ее результатом является подготовка современного интегрированного труженика, способного работать высокоэффективно.

В эпоху рыночных отношений человек должен проявлять максимум волевых усилий в достижении намеченных целей,  быть широко эрудированным специалистом. Но это возможно лишь в том случае, если содержание образования будет систематически обновляться, изменяться, если молодые люди будут самостоятельно расширять свой кругозор.

Востребованный современными реалиями жизни предприимчивый человек должен обладать глубокими знаниями, широким культурным  кругозором, сознательно творчески относится к своему труду, чувствуя себя хозяином жизни. Он должен быть активен и нетерпим к безответственности, любым недостаткам в организации предпринимательства, иметь желание и силы к преодолению возникающих   трудностей и препятствий. В этом - сущностные основания трудолюбия: «Тот, кто научился направлять естественное стремление к деятельности в русло сознательно поставленной трудовой задачи, кто выработал у себя силы и способности к преодолению всяких трудностей и перенесению чувства усталости ради достижения поставленной цели, - тот трудолюбив» (И.Ф. Свадковский) [4, с. 29]. В этой связи В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «труд только тогда воспитывает, когда он нелегок»   [5, с. 526], что  непосредственно соотносимо с глубинным пониманием духовно-возвышающих векторов «преодолевающей» сути человеческого бытия - «жизнь есть усилие во времени» (М.К. Мамардашвили) [3], и она (жизнь) «теряет смысл в двух случаях: когда препятствия непреодолимы и когда они отсутствуют» (Р.Х Шакуров) [7, с. 18].

Подобные акцентуации педагогически актуализируют  такую важную черту личностной гражданственности  трудолюбия,  как ответственность за свои поступки и действия, способность сдержать слово, выполнить дело, достигнуть цели невзирая на возможные «оправдательные»  обуславливания и мотивы.

Трудолюбивый человек,  относящийся к своему труду с достоинством и уважением, не может быть человеком безответственным, не выполняющим своих обязательств. И здесь не столько обязательство перед кем-либо другим играет существенную роль, сколько ответственность перед самим собой, перед своей совестью. Это чувство ответственности перед собой составляет ведущее  качество личности трудолюбивого человека, в определяющей степени обуславливая его подлинно человеческий, гражданский облик, поскольку ответственность проявляется в полной мере лишь на основе единства сознания, переживания и воли. При этом следует подчеркнуть, что трудолюбивый человек - внутренне свободный, он активно участвует в своей собственной судьбе, жизни общества, повседневной деятельности, работе, в полной мере отвечая за свои поступки, обладая возможностью творческого преобразования мира и самого себя.

Вместе с тем многие педагоги отмечают, что большая часть учеников не обладает развитым умением применять знания в изменяющихся ситуациях. Результат этого -  большое количество неполноценных ответов в решении поставленных задач. Подобное неумение свидетельствует о недостаточном трудолюбии школьников.

Чтобы приобрести опыт творческой деятельности, ученик должен включаться в такие ситуации,  которые требуют от него непосредственного поиска решения проблем. Из этого следует вывод, что под формированием опыта такой деятельности надо понимать формирование предпосылок к осуществлению самостоятельной творческой деятельности, развитию определенных черт творческого труда. К ним относятся самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, новой  функции объекта, самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новое представление структуры объекта, видение возможных решений данной проблемы, построение принципиально нового способа решения. Главный вопрос при этом - научить учащихся решать задачи творческого характера.

К сожалению, в практике работы школ заучивание фактов и зависимостей зачастую преобладает над умением учеников глубоко понимать и  применять полученные знания. Нельзя, конечно, везде и всюду выдвигать на передний план это умение. Но мы ведем речь о том, что ученик умеет только воспроизводить эти  знания, а использовать их, и тем более в новой ситуации, либо не умеет совсем, либо делает это очень плохо.

Таким образом, наличие знаний и умений еще не обеспечивает успеха в решении задач творческого характера,  без чего воспитание трудолюбия почти невозможно.

Вот почему так ценно внести во все аспекты школьной работы позитивно-увлекающую мотивацию, создать трудовую школу, «школу жизни», использующую трудовые методы воспитания настоящего гражданина.

Это особенно значимо в современных  рыночных условиях,  когда на первый план  со всей очевидностью выходит  «проблема Человека как реального субъекта исторического процесса, способного к устойчивости, активной действенности, к решению сложных, объективно вставших перед ним нестандартных задач с огромным количеством неопределенностей и одновременно способного к сохранению всех лучших человеческих качеств, человеческого потенциала» (Д.И. Фельдштейн) [6, с. 1]. Человек силен тем, что он способен к труду, т.е. что он может, затрачивая умственные или физические усилия на внешний или внутренний (мысль)  предмет и руководствуясь определенными задачами достигать своих  целей, может производить известные блага и ценности. Именно в труде человек чувствует свою жизнь и ее смысл, ведь в процессе  использования, расходования своих сил человек, в известном смысле, обновляется и увеличивает свои силы. Тем самым расширяя возможности своего собственно человеческого капитала, в содержательном многообразии компонентного состава которого выделяется - наряду с интеллектом, здоровьем, знаниями, качеством жизни - составляющая  качественного и производительного труда.

В образовательном контексте нашего рассмотрения педагогически значимым является  личностно развивающий фактор производительного труда школьников. Соединение обучения с производительным трудом обучающихся, включение их в социально-экономические и производственные отношения рассматриваются в новых условиях развития общества как весьма существенный фактор эффективной подготовки   к трудовой, профессиональной деятельности, как  действенное средство всестороннего воспитания молодежи: производительный труд школьников является той первоосновой труда, без которой невозможно не только познание основ современного производства, но и основ общественной жизни.

В условиях рынка меняется представление о мастерстве работника. Если  раньше оно соотносилось   в основном с уровнем тренированности, то сейчас центр тяжести перемещается в сторону таких свойств личности, которые связаны с наблюдением, умением быстро и  точно ориентироваться в обстановке, находить оптимальные решения в сложных условиях, прогнозировать развитие событий, планировать свою деятельность, но это возможно, если овладеть знаниями об организации труда, о процессах его, об отношении людей к труду, о взаимоотношениях людей.

Воспитание отношения к труду как первой жизненной необходимости и  важной черты гражданственности личности следует начинать с молодых  лет. Однако сегодня в школе труд занимает едва ли не последнее место среди всех видов деятельности обучающихся. Он рассматривается как  некая «повинность», которую любым способом нужно минимизировать или вообще свести к имитации трудовой деятельности.

Сегодня в нашем обществе немало людей, у которых не вполне сформирована внутренняя потребность честно, творчески трудиться, вернее, не воспитано трудолюбие. В этой связи  задача воспитания трудолюбия у школьников заключается в соединении обучения с производительным трудом, обогащении труда творческим содержанием, уважении к любому труду, формировании трудовых навыков. Труд - главная сфера самоутверждения личности. От того насколько воспитана у школьников потребность в труде, во многом зависит характер их потребностей. И если ученик не может найти себя в труде, то он ищет другие способы самореализации, в том числе и в низкопробных развлечениях.

Труд в условиях современного производства может быть эффективным лишь в том случае, если взрослеющий человек знает научные основы производства, обладает многообразными навыками физического и умственного труда, хорошо представляет себе роль и место своего труда в системе общественного производства, работает творчески. В школе трудовая подготовка учащихся осуществляется на всех уроках. И предмет трудового обучения нельзя  рассматривать изолированно от всех  школьных предметов, сводить его только к урокам труда (технологии), к работе на пришкольном участке. Каждый учебный предмет сообщает необходимые в труде знания, прививает определенные трудовые умения.

Поэтому достичь трудовых воспитательных целей можно только в том случае, если школа будет иметь четкую систему трудовых заданий, обеспечивающую разумное сочетание общего, политехнического и трудового обучения. Трудовое воспитание есть объект воспитания трудолюбия в том смысле, что формы, характер и методы организации труда, экономические условия  и стимулы  этой организации являются инструментами воспитания. Учебный производительный труд стимулирует потребности в приобретении знаний, ибо ученик на практике осознает, что знания  являются первоосновой труда, обуславливают его результаты и в конечном итоге являются двигателем творческого развития  личности.

Трудолюбивый человек всегда имеет возможность существовать, действовать, творить, он свободе и независим, больше, чем другие, осознает уникальность себя и своей жизни, чувство собственного достоинства, свою неповторимость, сам реализует свое будущее, чтобы как можно больше и полнее раскрыть свои возможности.

Поэтому трудолюбие воспитывает не столько труд-работа, сколько труд-забота, когда труд вызывает беспокойную мысль о его результате, принадлежности, необходимости, когда труд удовлетворяет потребности человека, он становится фактором воспитания.  Именно забота о своем труде определяет уровень трудолюбия человека как подлинного и действительного гражданина своей страны. Человек, который живет без забот, по праву называется беспечным, легкомысленным. Чтобы не было беспечности, легкомыслия, необходимо воспитывать трудолюбие, через преодоление ежедневных посильных трудностей человек, особенно, человек взрослеющий,  должен быть всегда в деятельности.

Если трудолюбие станет внутренней потребностью ученика,  базовым мотивом поведения, тогда он будет успешно преодолевать трудности, встречающиеся на его пути, смело решать стоящие перед ним  проблемы, правильно определять свои действия в каждой конкретной ситуации, сознательно выполнять свой гражданский долг.

Рецензенты:

Белоновская И.Д., д.п.н., профессор кафедры теории и методологии образования,  Оренбургского государственного университета, г.Оренбург;

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики Оренбургского государственного университета, г.Оренбург.

 


Библиографическая ссылка

Каргапольцев С.М., Матушкин С.Е. ВОСПИТАНИЕ ТРУДОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16293 (дата обращения: 23.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252