Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ И ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НГТУ ИМ. Р. Е. АЛЕКСЕЕВА ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА РЫНКЕ ТРУДА

Юсупова Е.Г. 1 Митякова О.И. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева»
Возрастание роли знаний как одного из значимых факторов производства повышает требования к квалификации труда работников. Развитие высокотехнологичных отраслей промышленности невозможно без подготовки квалифицированных кадров в высших учебных организациях. Для оценки эффективности ВУЗов разработаны различные виды рейтингов. В статье рассматриваются основные мировые рейтинги университетов и приводятся данные российского рейтингового агентства «Эксперт РА» по Нижегородскому государственному техническому университету им. Р.Е. Алексеева. Проанализирована его образовательная деятельность. На основе анкетирования выявлены устойчивые тенденции спроса на выпускников университета за период 2007-2013г. Приведены недостатки, которые, по мнению работодателей, имеются в подготовке выпускников и причины неудовлетворенности работодателей молодыми специалистами.
мониторинг
выпускники
молодые специалисты
работодатель
1. ИАА Центр гуманитарных технологий|| Centre for Human Technologies [Электронный ресурс] - http://gtmarket.ru (дата обращения: 15.06.2014).
2. Интернет-издание "Капитал страны" [Электронный ресурс] - http://kapital-rus.ru/articles/article/182904 (дата обращения: 26.06.2014).
3. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева [Электронный ресурс] - http://www.nntu.ru/news/reyting-vuzov-rossii-2014 (дата обращения: 26.06.2014).
4. Поиск. Еженедельная газета научного сообщества - СРАВНИЛИ НЕСРАВНИМЫХ. ПОЧЕМУ МНОГИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВУЗЫ УКЛОНИЛИСЬ ОТ МОНИТОРИНГА. Образование. № 51(2012) [Электронный ресурс] - http://www.poisknews.ru/theme/edu/4825/ (дата обращения: 10.06.2014).
5. Рейтинговое агентство «ЭКСПЕРТ РА» [Электронный ресурс] - http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz2014/vuz_rus_2014/ (дата обращения: 26.06.2014).

В конце ХХ века широкое распространений получил термин «экономика знаний», что характеризует возрастающую роль знаний в качестве фактора производства. Современная экономика базируется на технологическом прогрессе, что подразумевает стремительное развитие наукоемких отраслей и повышает требования к квалификации труда работников. В этой связи вопросы качества образования становятся весьма актуальными.

В России ощущается острая нехватка в современных высококвалифицированных специалистах, которые могли бы обеспечить успешное развитие страны и конкурентоспособность ее экономики. В большей степени за нехватку специалистов отвечают именно организации высшего образования, так как именно они несут ответственность за подготовку молодых специалистов, которые должны удовлетворять потребности работодателей в квалифицированных кадрах и потребность в развитии научно-технического потенциала российских регионов.

Для оценки эффективности образовательных организаций высшего образования Министерством образования и науки проводится Мониторинг эффективности ВУЗов, который в 2014 году состоял из 8 показателей, а именно: образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, международная деятельность, финансово-экономическая деятельность, инфраструктура, трудоустройство, приведенный контингент студентов, дополнительные показатели образовательных организаций. Данный мониторинг позволяет объективно оценить состояние высшего образования в России, стимулирует учебные заведения повысить качество работы, а так же сравнить их между собой и поддержать наиболее эффективные.

По мнению экспертов, идея данного мониторинга очень позитивна и в целом средства на науку в России выделяются довольно большие, но их отдача незначительна, так как вузы России не продвигаются в международных рейтингах.

Самыми влиятельными общепринятыми рейтингами выступаю пять глобальных рейтингов: QS 100,Times Higher Education, Webometrics, Perfomance Ranking of Scientific Papers for World Universities, Academic Ranking of World Universities.

Рейтинг QS 100 составляется британской консалтинговой компанией Quacquarelli Symonds. В данный рейтинг входит 100 высших учебных заведений мира. Анализ деятельности университетов складывается из шести показателей. Основным показателем является «Индекс академической репутации», который составляет 40% от общей оценки. Данный показатель определяется по средством опроса профессоров и руководителей университетов со среднем стажем в науке 19,6 лет. Респондент может назвать до 30 университетов, не называя ВУЗа, в котором он служит. В свою очередь показатель «Индекс репутации среди работодателей» составляет всего 10% от общей оценки. Данный показатель определяется путем опроса работодателей более чем из 90 стран мира.

Британским изданием Times Higher Education (THE) при участии информационной группы Thomson Reuters разработана методика по которой проводится Рейтинг лучших университетов мира (THE World University Rankings). В данный рейтинг входит 400 ведущих университетов мира. Анализ деятельности высших учебных заведений складывается из 13 показателей. Весомую долю в данном рейтинге занимает показатель «Общая цитируемость научных публикаций, нормализованная относительно разных областей исследований (данные анализа 12 тысяч научных журналов за пятилетний период)», он составляет 32,5% от общей оценки.

Лабораторией «Cybermetrics», входящей в исследовательскую группу Центра информации и документации Национального Исследовательского Совета Испании публикуется рейтинг Webometrics (Web). Место университета в рейтинге оценивается качеством вузовского веб-сайта, отражающего образовательные и научные достижения вуза. Данный рейтинг складывается из четырех показателей. Основным показателем является «Цитируемость/видимость» - на сколько интересен университет и его научные разработки сторонним людям, и составляет данный показатель 50% от общей оценки.

Свой собственный рейтинг PerfomanceRankingofScientificPapersforWorldUniversities (PRSP) публикует Совет по оцениванию и аккредитации в сфере высшего образования Республики Тайвань (Higer Education Evaluationand Accreditation Councilof Taiwan). Рейтинг включает в себя около 500 ВУЗов и основывается на 9 показателях, которые отражают научную деятельность университета в части написания научных работ.

Ежегодный академический рейтинг ведущих университетов мира Academic Ranking of World Universities (ARWU) составляет и Шанхайский университет (Shanghai Jiao Tong University) (Китай). В итоговую таблицу данного рейтинга входит 500 университетов. В рейтинге ARWU участвуют только те университеты преподаватели или выпускники которых имеют Нобелевскую или Филдсовскую премию, публикуют в научных изданиях цитируемые научные исследования, индексируемые в Science CitationIndex Expanded и Social Science CitationIndex. Таким образом, можно сделать вывод, что данный рейтинг так же основывается на оценке научных достижений университета.

В Росси рейтинг университетов проводится рейтинговым агентством «Эксперт РА». Главным выводом исследования 2014 года стало, что конкуренция между университетами России растёт стремительным темпом. Одним из участников данного рейтинга является Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева.

Нижегородский государственный университет им. Р.Е. Алексеева, основанный в 1917 году, является одной из ведущей образовательной организацией высшего образования Приволжского Федерального округа. Основной задачей университета является подготовка основного кадрового потенциала промышленных предприятий. При этом университет так же занимается подготовкой молодых высококвалифицированных специалистов экономических направлений.

Согласно рейтингу ВУЗов «Эксперт РА» позиции Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева в 2014 году значительно улучшились. Так в 2014 году НГТУ занимает 79 место в рейтинге вузов России, а это на 13 пунктов выше если сравнивать с рейтингом ВУЗов «Эксперт РА» проводимом в 2013 году по результатам которого университет занял 92 место. Так же изменилась позиция в рейтинге по показателю «Уровень востребованности выпускников работодателями» - 50 место (86 место в 2013 году), при этом наблюдается ухудшение позиций по показателю «Условия для получения качественного образования» - 97 место (85 место в 2013году) и показателю «Уровень научно-исследовательской активности» - 68 место (63 место в 2013 году). Однако по мнению экспертов, наиболее важной оценкой является оценка работодателей.

Связь Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева (НГТУ) с предприятиями Нижнего Новгорода и регионов осуществляется через Отдел практик и трудоустройства. Работу данного отдела можно рассматривать в двух направлениях:

Во-первых, организация всех видов практик. Отдел имеет Базу предприятий, с которыми НГТУ сотрудничает не один год и имеет долгосрочные договоры по организации практик или же договора, которые заключаются каждый год. Уже на этом этапе можно выявить какие предприятия в каких специальностях и направлениях подготовки молодых специалистов имеют потребность.

Во-вторых, трудоустройство выпускников и студентов НГТУ. По этому направлению отдел занимается размещением вакансий, поступающих в НГТУ на сайте университета и на информационных стендах по трудоустройству, а также передает данную информацию на соответствующие кафедры. Отдел постоянно оказывает помощь выпускникам и студентам в поиске рабочих мест, составлению и рассылке резюме. Так же в течение года помогает организовывать встречи и презентации предприятий, заинтересованных в молодых специалистах - выпускниках НГТУ, со студентами.

Для укрепления связей с работодателями Отделом практик и трудоустройств НГТУ ведется работа по подписанию соглашений о совместной деятельности по вопросам информирования о состоянии рынка труда, востребованности профессий, вакансиях, имеющихся на предприятиях, мероприятиях по трудоустройству, трудоустроенных выпускниках НГТУ, принятых в штат предприятия. На 2013 год подписано 103 подобных соглашения с Нижегородскими предприятиями. Наиболее крупными предприятиями-партнерами являются: ОАО ЦНИИ «Буревестник», ОАО «Нижегородская инжиниринговая компания «Атомэнергопроект», ОАО «ФНПЦ «Нижегородский научно-исследовательский институт радиотехники», НОАО «Гидромаш», ОАО «Завод «Красное Сормово», ООО «Мера-НН», ОАО «Нижегородский машиностроительный завод», ОАО «Нижегородский авиационный завод «Сокол», ОАО «Производственно-конструкторское объединение «Теплообменник» и др.

Одной из основных задач отдела является осуществление мониторинга занятости и востребованности молодых специалистов — выпускников НГТУ среди крупных предприятий Нижнего Новгорода и регионов. Так же проводит анализ рынка труда, основное внимание уделяя следующим проблемам:

  • влияние динамики развития региона на потребность работодателей в специалистах различного профиля;
  • удовлетворение спроса предприятий различных форм собственности на инженерные кадры;
  • соотношение предъявляемых работодателями требований к молодым специалистам с предлагаемыми условиями труда и уровнем зарплат.

Для определения степени удовлетворенности работодателей с 2007 года проводится ежегодное анкетирование работодателей из числа предприятий Нижнего Новгорода и региона. Справочные данные по анкетированию 2009-2013 годов приведены в табл. 1.

Таблица 1

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Число опрошенных предприятий

26

67

63

61

52

Соответствие уровня выпускников требованиям работодателя

Соответствует

77%

67%

74%

75%

80%

Не полностью

23%

33%

26%

25%

20%

Потребность в выпускниках НГТУ по профилям до 2013 г., чел.

Инженерно-технический

850

1220

989

875

708

Информационные технологии

369

838

428

284

242

Экономисты, менеджеры

30

135

78

159

81

Средний уровень з/п молодых специалистов, руб.

15000

15000

17000

20000

21605

Профессиональный рост выпускников НГТУ за период с 2005 г.

Повышение в должности

66%

61%

67%

55%

54%

Повышение заработной платы

85%

77%

91%

76%

83%

Заинтересованность в подготовке специалистов на договорной основе

 

 

77%

-

-

-

-

Целевая подготовка

-

85%

95%

90%

88%

За счет предприятия

-

-

21%

25%

2%

Устраивают ли формы сотрудничества с НГТУ

Да

96%

95%

92%

95%

94%

Нет

4%

5%

8%

5%

6%

На рис. 1 приведен сравнительный анализ итогов анкетирования работодателей в 2009-2013 годах.

Рис. 1. Сравнительный анализ итогов анкетирования работодателей в 2009-2013 годах

1 – процент предприятий, показавших полное соответствие уровня подготовки выпускников НГТУ требованиям работодателям;

2 – повышение в должности выпускников НГТУ за период с 2009 года;

3 – повышение заработной платы выпускников НГТУ за период с 2009 года;

4 – заинтересованность в целевой бюджетной подготовке специалистов;

5 – процент предприятий, которых устраивают формы сотрудничества с НГТУ.

По результатам анкетирования можно наблюдать устойчивые тенденции спроса на выпускников НГТУ за период 2009 – 2013 гг. Отслеживается стабильность процента принятых на работу выпускников НГТУ от общего числа принятых на работу специалистов (51-54 %). Справочные данные приведены в табл. 2.

Таблица 2

Процент выпускников НГТУ, принятых на работу, от общего числа принятых молодых специалистов

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

54%

58%

51%

52%

54%

Также в ходе анкетирования выявляются недостатки в подготовке выпускников и причины неудовлетворения спроса на молодых специалистов – выпускников НГТУ. По итогам анкетирования в 2013 году 94 % работодателей устраивают формы сотрудничества с НГТУ, 88% предприятий заинтересовано в целевой бюджетной подготовке специалистов. Некоторыми предприятиями были внесены предложения по возможным формам сотрудничества. Анкетирование работодателей показывает достаточно высокий профессиональный рост выпускников НГТУ за период с 2009 г., а именно повышение в должности у 54 % и повышение заработной платы у 83 % молодых специалистов.

Среди недостатков в подготовке выпускников было указано:

  • Низкий уровень знаний;
  • Несоответствие программ обучения требованиям работодателей;
  • Отсутствие в программах обучения определенных аспектов подготовки.

Большая часть предприятий остановились на пункте «Отсутствие в программах обучения определенных аспектов подготовки» и были указаны следующие общие недостатки:

1. Отсутствие подготовки широкого технологического кругозора специалистов;

2. Неумение применять полеченные знания на практике;

3. Малый срок прохождения производственной практики;

4. Недостаточный уровень подготовки к самостоятельной исследовательской и конструкторской работе;

5. Слабый уровень знания английского языка;

6. Слабые навыки работы с технической литературой;

7. Недостаток практических знаний;

8. Устаревшие материалы, используемые в обучении.

В будущем Нижегородский государственный университет им. Р.Е. Алексеева учтет эти недостатки и исправит их в своей работе по подготовке специалистов.

Рецензенты:

Кузнецов В.П., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика предприятия» ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород;

Волостнов Н.С., д.э.н., профессор кафедры «Экономики и менеджмента» ФБОУ ВПО «Волжская государственная академия водного транспорта», г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Юсупова Е.Г., Митякова О.И. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ И ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НГТУ ИМ. Р. Е. АЛЕКСЕЕВА ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА РЫНКЕ ТРУДА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16280 (дата обращения: 22.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252