Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Воробьева С.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
Рассмотрены подходы к понятию «бизнес-план», дано авторское определение данной категории. Проведен анализ бизнес-планов на одном из отечественных промышленных предприятий. Выделены его виды, рассмотрен основной перечень разделов общего бизнес-плана деятельности предприятия, содержание инвестиционных бизнес-планов и их исполнение. Определены ключевые недостатки по формированию данных планов. Был сделан вывод о необходимости реструктуризации всей системы внутрифирменного планирования на предприятии. В качестве основных предложений выступают следующие: выделение уровней планирования – стратегического, тактического, оперативного и бизнес-планирования; расширение перечня разделов сводного тактического плана с добавлением к нему в качестве ключевого раздела маркетинга; использование современных критериев оценки эффективности в инвестиционных бизнес-планах. Спроектирован процесс планирования для предприятия, учитывающий предшествующий опыт планирования.
критерии эффективности бизнес-плана
процесс планирования
сводный тактический план
внутрифирменное планирование
бизнес-план
1. Кирдяева О.В., Воробьева С.А. Совершенствование тактического планирования на промышленных предприятиях // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/110-9664 (дата обращения: 18.07.2013)
2. Лопарева A.M. Бизнес-планирование : учебно-методический комплекс. – М. : ФОРУМ, 2011. – 176 с.
3. Маркова В. Д. Внутрифирменное планирование. – Новосибирск: ЭКОР-книга, 2004. – 320 с.
4. Переверзов М.П., Лунёва А.М. Предпринимательство и бизнес: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 176 c.
5. Сергеева И. А., Сальникова Т. С. Планирование на предприятии : учеб. пособие. Ч. 1. – М.: МГИУ, 2006. – 76 с.
6. Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 352 с.
Опытные менеджеры и предприниматели вынуждены постоянно просчитывать свои будущие действия, моделировать разные варианты развития, разрабатывать бизнес-модели, оценивать последствия принимаемых ими решений [6]. Одним из инструментов, используемых при этом, является бизнес-план.

Целью исследования является изучение теоретических и практических аспектов бизнес-планирования на отечественном промышленном предприятии, выявление его особенностей и разработка рекомендаций по совершенствованию системы внутрифирменного планирования.

Слово «бизнес-план» популярно в среде экономистов, менед­жеров и предпринимателей, однако трактовка этого термина не всегда однозначна.

Бизнес-план это: – структурированный плановый документ, опи­сывающий направления развития бизнеса;

– удобная, общепринятая форма ознакомления потенциальных кредиторов (инвесторов) с проек­том, в котором им предлагается принять участие.

На Западе считается, что бизнес-план – инструмент формирования стратегии развития предпринимательства, он разрабатывается чаще всего именно для малых предприятий на стадии их создания. То есть, по своей форме бизнес-план тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определенной самодостаточностью [3].

Так как бизнес-план может быть использован в различных ситуациях, предназначен для различных людей – собственников, менеджеров, инвесторов и кредиторов, то под бизнес-планом мы будем понимать итоговый плановый документ, описывающий направления развития бизнеса в разрезе основных функциональных областей деятельности фирмы с учетом расходов капитального характера в рамках определенного временного горизонта с расчетом эффективности за этот период.

Рассмотрим бизнес-планирование на одном из отечественных промышленных предприятий – ОАО «Неон», которое занимается производством комплектующих частей к железнодорожным вагонам, полупроводниковых ламп и прочей продукции.

История развития предприятия начинается с 1970 года. ОАО «Неон» являлся предприятием электронной промышленности оборонного значения. В настоящее время завод «Неон» входит в ООО «УК холдинга РКТМ», которое объединяет крупнейшие предприятия Республики Мордовия – ОАО «Рузхиммаш», ООО «ВКМ-СТАЛЬ», ОАО «Саранский завод автосамосвалов», ООО «ВКМ-Сервис» и ряд других. В свою очередь, предприятия  холдинга входят в структуру корпораций с мировыми брендами – компанию «Русские машины» и «Базовый элемент» (г. Москва).

На предприятии планирование включает в себя ежегодную разработку бизнес-планов деятельности предприятия, инвестиционных бизнес-планов или бизнес-проектов, учитываемых в общем бизнес-плане деятельности предприятия (рис. 1).

 

Рис. 1.  Виды бизнес-планов в ОАО «Неон»

 

Общие бизнес-планы предприятия формируются согласно плану развития ООО «УК холдинга РКТМ». Они охватывают всю деятельность предприятия в разрезе основных функциональных направлений деятельности предприятия на один год.

Рассмотрим основные разделы бизнес-плана ОАО «Неон» на 2014 год:

1) стратегия развития ОАО «Неон» на 2012-2016 год;

2) макроэкономические показатели;

3) предпосылки формирования БП (бизнес-плана) на 2014 год;

4) цели ОАО «Неон» на 2014 год;

5) анализ производства и реализации продукции ОАО «Неон»;

6) состояние заявочной базы предприятия ОАО «Неон» на 2014 г.;

7) сценарные предложения на 2014 год;

8) план производства и реализации продукции ОАО «Неон» на 2014 год;

9) бюджет движения денежных средств на 2014 год;

10) основные финансовые показатели ОАО «Неон»;

11) расходы (общие и административные расходы, анализ управленческих расходов, структура себестоимости выпускаемой продукции);

12) персонал (среднесписочная численность ОАО «Неон» по категориям и месяцам 2012 года, динамика роста средней зарплаты и производительности труда);

13) HR – цели ОАО «Неон» на 2014 год;

14) карта остаточных рисков ОАО «Неон»;

15) инвестиционные планы (переходящие и новые проекты, пояснительная записка к инвестиционному плану ОАО «Неон» на 2014 год);

16) мероприятия по снижению затрат предприятия ОАО «Неон».

На основе приведенного перечня можно сделать вывод о том, что в практике деятельности предприятия бизнес-план фактически представляет собой совокупность увязанных между собой стратегического и функциональных планов и проектов. Однако отсутствует полноценный раздел маркетинга. Отчасти это объясняется тем, что большую часть продукции ОАО «Неон» сбывает ООО «УК холдинга РКТМ». Но ориентация на производственно-сбытовой подход предприятия может привести к серьезным проблемам в будущем. Недостаточно проработан стратегический раздел. Период планирования по функциональным разделам ограничен годом. Отсутствует раздел по оценке эффективности бизнес-плана.

Еще один вид бизнес-планов на предприятии, бизнес-проектов, рассмотрим на примере, представленном в табл. 1.

 

Таблица 1.  Бизнес-проекты ОАО «Неон» на 2013 год

Бизнес – проект

Цель проекта

Выстраивание потока изготовления изделия «крышка люка» для полувагона

Увеличить объем «крышки люка» с 150 до 300 комплектов в месяц

Балансировка в потоке изготовления изделия: «сборка и сварка каркаса стены торцевой»

Повышение производительности на 10 %

Организация рабочих мест в потоке изготовления «резервуаров воздушных»

Повышение производительности труда на 10 %

Организация рабочих мест на кривошипно-шатунных прессах

Повышение производительности на 15 %

 

Как видно из таблицы, бизнес-проекты предприятия на рассматриваемый период охватывают  процесс производства и преследуют цель – улучшить показатели использования человеческого капитала, либо достичь определенного объема производства. Инициализация данных проектов осуществляется в рамках системного подхода «Бережливое производство», пропагандируемого головной корпорацией. В дальнейшем осуществляется анализ экономического эффекта данных проектов (табл. 2).

Таблица 2. Показатели экономического эффекта бизнес-проектов ОАО «Неон» за 2013 год

Бизнес – проект

Экономический эффект

Выстраивание потока изготовления изделия «крышка люка» для полувагона

24 239 руб./мес.

 

Балансировка в потоке изготовления изделия: «сборка и сварка каркаса стены торцевой»

4 403 руб./мес.

Организация рабочих мест в потоке изготовления «резервуаров воздушных»

19 396 руб./мес.

 

Организация рабочих мест на кривошипно-шатунных прессах

417 руб./мес.

Анализ показал, что бизнес-проекты, по сути, не являются полноценными бизнес-планами, а представляют собой технико-экономическое обоснование проектов с расчетом предполагаемого экономического эффекта.

Таким образом, исследование показало, что в ОАО «Неон» требуется серьезная реструктуризация всей системы внутрифирменного планирования. Необходимо разграничить следующие уровни планирования: стратегический, тактический, оперативный и бизнес-планирования.

В рамках стратегического планирования определить четко цели предприятия в соответствии с целями головного холдинга и корпорации, сформировать корпоративную и конкурентные стратегии, на их базе – функциональные стратегии. Далее разработать сводный тактический план предприятия – организованную последовательность решений и действий по распределению ресурсов на определенный отрезок времени, чаще всего год, по основным функциональным аспектам деятельности предприятия, разрабатываемую на уровне руководителей среднего звена и имеющую цель – достижение запланированных при этом показателей и, тем самым, реализацию общей стратегии предприятия. [1]. При этом важнейшим разделом должен быть план маркетинга. Предлагаемая технология формирования планов для ОАО «Неон», учитывающий предшествующий опыт планирования на предприятии, представлена на рис. 2.

Инвестиционные бизнес-планы деятельности предприятия следует дополнить расчетами их эффективности. Предлагаемые показатели для этого представлены в табл.3.

Таблица 3. Предлагаемые показатели эффективности для инвестиционных бизнес-планов в  ОАО «Неон»

Ранг показателя в порядке убывания его значимости

 

Условие принятия решения о целесооб­разности реализации проекта

Характеристика показателя

 

 

Область применения показателя

 

 

1. Интегральный эффект

ЭИ>0

Основной оценочный показатель

В качестве критерия (Эи → max) при сравнении вариантов решений

2. Срок окупаемо­сти

ТОК<Т

Важный вспомогатель­ный показатель

Для принятия решения о целесообразности реализации плана (проекта)

3. Внутренняя норма прибыли

ЕВН > Е (возможная ситуация неопреде­ленности при

ЕВН →var)

Важный вспомогатель­ный показатель

Для разграничения реальных и финансовых инвестиций

4. Индекс прибыльности инвестиций

РИ>1

Второстепенный показатель

Имеет иллюстративное значение

5. Индекс интег­рального экономи­ческого эффекта

Может приниматься в зависимости от вида деятельности

Второстепенный показатель

Имеет иллюстративное значение

 

При принятии окончательного решения о целесообразнос­ти инвестирования, помимо системы ключевых оценочных пока­зателей, учитываются также такие факторы, как общественная значимость и приоритетность проекта, степень его соответствия стратегии развития фирмы, рыночный потенциал производимого продукта, риск, экологическая безопасность и т.д. [4].



 

 

Рис. 2. Предлагаемая технология планирования для ОАО «Неон»

 

По итогам проведенного исследования мы можем сделать вывод, что одной из ошибок в отечественной практике внутрифирменного планирования является попытка использования бизнес-плана в качестве совокупности стратегических и тактических внутрифирменных планов. Этому способствует важное преимущество бизнес-плана: он имеет четко заданную  структуру, которая комплексно отражает все стороны реализации проекта. Во многом это объясняется тем, что при переходе отечественных предприятий на самостоятельное внутрифирменное планирование в 90-е годы отсутствовали соответствующие методики планирования. А бизнес-план, благодаря, своей четкой структуре, комплексной проработанности занял прочную позицию среди инструментов планирования на отечественных предприятиях. Однако бизнес-планирование не может заменить собой внутрифирменное планирование. Поэтому на предприятии необходимо сформировать полноценную систему внутрифирменного планирования как один из факторов повышения конкурентоспособности отечественных предприятий на современном этапе развития.

Рецензенты:

Марабаева Л.В., д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»,  г. Саранск.

Филиппова Н.А., д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева», г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Воробьева С.А. ОСОБЕННОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16183 (дата обращения: 16.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074