Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ СИЛ И ИНТЕРЕСОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Морозова Н.В. 1 Васильева И.А. 1
1 ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова"
В статье проведено исследование взаимодействия различных целевых аудиторий в процессе разработки и реализации стратегии социально-экономического развития региона. В основу работы была положена матричная техника с особым секторным делением и специфическим характером рекомендаций по деятельности для каждого из секторов. Для определения степени влияния стратегических сил и интересов (органов власти, населения региона, регионального бизнеса, внешних инвесторов, мигрантов, туристов) была составлена матрица конфликта интересов. Матрица конфликта интересов в работе рассмотрена как инструмент исследования и анализа социально-экономических конфликтов на базе социально-экономической стратегии развития регионов. Построение матрицы базируется на предположении о том, что любое решение задачи, поставленное стратегией, наталкивается на конфликт. В работе с использованием модели «Матрица конфликта интересов» проанализированы стратегические инициативы Чувашской Республики. Заполнение матрицы проводилось на основе контент-анализа стратегических документов, дедуктивных и индуктивных методов. В результате была обоснована необходимость сбалансирования сил и интересов с целью повышения действенности проводимых стратегических мероприятий.
стратегическое управление
социально-экономическое развитие региона
стратегия
конфликт интересов
региональная экономика.
1. Закон Чувашской Республики «О стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года» от 4 июня 2007 г. № 8
2. Дмитриев Ю.А. Принципы современного менеджмента в условиях модернизации социально-экономических систем: монография / Ю.А. Дмитриев, О.П. Звягинцева, И.Л. Каверзин, К.В. Хартанович. – Владимир: ВИБ, 2010. – 272 с.
3. Каверзин И.Л. Матрица конфликта интересов, как инструмент стратегического анализа региональных социально-экономических систем / И.Л. Каверзин, С.С. Червяков // Экономика образования. - №4. – 2011. – С.19-24.
4. Левшина О.Н. Стратегический анализ и планирование как инструменты повышения конкурентоспособности // Вестник академии. - 2011. - №1. - С.79-82.
5. Родионова И.А. Региональная экономика. – М., 2003. – 170 с.

В Российской Федерации на сегодняшний день сложились нестабильные экономические условия, которые могут подорвать исполнение намеченной региональной социально-экономической политики и снизить ее эффективность, что обуславливает необходимость поиска резервов совершенствования управления регионами на основе применения стратегических подходов и принципов.

Важнейший методологический принцип стратегического управления и планирования - принцип сочетания интересов в процессе регионального развития. Стратегия социально-экономического развития региона должна стать документом, способствующим нахождению взаимных интересов и согласия между разными слоями населения, проживающими на данной территории, разными целевыми аудиториями, и в тоже время быть направленной на достижение единой цели - эффективное стабильное социально-экономическое развитие региона в целом, обеспечение роста благосостояния и защищенности населения от угроз.

Целью исследования является изучение взаимодействия целевых аудиторий региона и их влияния на процесс разработки и реализации стратегии социально-экономического развития региона.

В работе были использованы сравнительно-сопоставимые методы, методы научного анализа, сбора и интерпретации эмпирических данных, матричный метод, индуктивный и дедуктивный методы.

Анализ принятых и реализуемых в регионах Приволжского федерального округа стратегий социально-экономического развития показал, что при разработке стратегических документов наряду с концептуально-целевыми и прогнозно-планово-программными инструментами администрации регионов активно применяют такие современные аналитические методы как SWOT-анализ, STEP-анализ, SNW-анализ и др. В аналитических разделах региональных Стратегий достаточно подробно проанализированы уровень специализации и комплексности развития региональных хозяйственных систем, уровень индустриального, агропромышленного и инфраструктурного развития. Однако, на наш взгляд, на этапе стратегического анализа недостаточно уделяется внимание вопросам оценки разнонаправленных интересов и целей всех заинтересованных сторон в регионе в принятии управленческих решений.

В процессе взаимодействия разных целевых аудиторий и осуществления региональной политики возникает конфликт интересов. Теория анализа и управления конфликтами интересов наиболее тщательно разработана в психологии и коммуникативных науках, в экономике - исследование конфликтов в основном сводилось к анализу борьбы за ограниченные ресурсы и в данном аспекте рассматривалось под разными углами представителями классической, кейнсианской и других школ [3]. Менеджмент рассматривает конфликт интересов как отдельную методологию, которая полностью основана на психологии, но адаптирована под управление.

При проведении стратегического анализа основным направлением, соответствующим новым требованиям, стала матричная техника с особым секторным делением и специфическим характером рекомендаций по деятельности для каждого из секторов. В корпоративном менеджменте матричная техника портфельного анализа, как правило, используется при выборе стратегии НИОКР, а использование данного инструмента в региональном стратегическом управлении позволит оценить сбалансированность региональных интересов.

Каверзиным И.Л. и Червяковым С.С. матрица конфликта интересов была адаптирована под исследование социально-экономических процессов. Общий вид инструмента: матрицы конфликта интересов представлен в табл. 1, где N - интересы субъектов социально-экономических отношений.

Таблица 1

Общий вид матрицы конфликта интересов

 

Субъект 1

Субъект 2

Субъект n

Субъект n+1

Субъект N

Субъект 1

+

+/+

+/+

+/+

+/+

Субъект 2

+/-

+

+/+

+/+

+/+

Субъект n

+/-

+/-

+

+/+

+/+

Субъект n+1

+/-

+/-

+/-

+

+/+

Субъект N

+/-

+/-

+/-

+/-

+

При этом: Субъекты №1 - N - субъекты социально-экономического взаимодействия, задействованные в конфликте. Ячейки (+) - находятся на главной диагонали матрицы и заполняются факторами благоприятствования для соответствующего субъекта, находящегося в заглавии строки и столбца. Клетки (+/+) - располагаются выше главной диагонали и заполняются факторами (событиями), удовлетворяющими благоприятствованию двух соответствующих субъектов. Клетки (+/-) - в соответствии с методологией размещаются ниже главной диагонали и включают в себя конфликтные предложения и инициативы, которые соответствуют интересам одного из субъектов, но в ступают в конфликт с другим. [3]

Матрица конфликта интересов в работе рассмотрена как инструмент исследования и анализа социально-экономических конфликтов на базе социально-экономической стратегии развития регионов. Главными фигурами конфликтов являются целевые аудитории данных стратегий. Построение матрицы базируется на предположении о том, что любое решение задачи, поставленное стратегией, наталкивается на конфликт, а именно решая проблемы одной целевой аудитории, ущемляет, в той или иной степени, интересы другой целевой аудитории.

При построении матрицы главные фигуры конфликта размещаются в заготовки столбцов и строк матрицы. Ячейки матрицы заполняются решениями, направленными на решение стратегических задач и их результатами на основе проведения глубокого и всестороннего анализа стратегических документов. В ячейках с одинаковыми названиями столбцов и строк указываются решения, которые ориентированы на интересы только одной целевой аудитории. Выше главной диагонали располагаются ячейки только с положительным влиянием на разные целевые аудитории. Ниже - положительно влияющие на одну аудиторию, но отрицательно на другую. Причем, одно и тоже решение может располагаться в нескольких ячейках, что не противоречит общей логике матрицы.

В работе с использованием модели Матрица конфликта интересов нами проанализированы стратегические инициативы Чувашской Республики. Заполнение матрицы проводилось на основе контент-анализа стратегических документов, дедуктивных и индуктивных методов.

В соответствии со Стратегий социально-экономического развития Чувашской республики до 2020 года выделяется основных положения:

1) повышение уровня и качества жизни населения Чувашской Республики;

2) создание динамично развивающейся конкурентоспособной и сбалансированной экономики;

3) регион сотрудничества.

При этом определяется ряд условий и факторов, в соответствие с которыми нами было проведено распределение в рамках соответствующих ячеек Матрицы конфликта интересов:

- активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов:

- переход на инновационный путь развития;

- улучшение качества инфраструктуры;

- стимулирование технологического развития;

- модернизация производственных фондов;

- развитие сектора общественных услуг;

- ограничение повышения тарифов на услуги ЖКХ.

Исходя из вышеперечисленных факторов и условий, нами был сделан ряд выводов о взаимозависимости соответствующих факторов:

- внедрение международных стандартов ISO 14000 повысит качество выпускаемой продукции, но может привести к упадку организаций, в которых имеется большой объем устаревших основных фондов (степень износа основных фондов в Чувашской Республике на конец 2012 г. составлял 48 %);

- в случае увеличения размера субсидий и дотаций «проблемным» предприятиям приведет к меньшему финансированию других направлений, т.к. бюджет является дефицитным, и дополнительных источников финансирования нет;

- чрезмерное ограничение повышения тарифов на услуги ЖКХ может привести к убыточности организаций ЖКХ, т.к. может не покрыть произведенных затрат;

- из-за несовершенства механизмов управления территориями закрепление права собственности на землю, активизация купли-продажи земельных участков приведет к возникновению конфликтов между инвесторами и населением, которое исторически владеет официально неоформленными земельными участками, но повысит инвестиционную привлекательность Чувашской Республики;

- развитие гостиничного сервиса, внедрение современных требований в санаторно-курортных и туристических организациях увеличит число туристов, посещающих Чувашскую Республику, следовательно, привлечет дополнительные инвестиции;

- поддержка стабильного развития молодых предприятий способствует повышению благосостояния населения и обеспечит его занятость;

- обучение и повышение квалификации имеющихся кадров позволит региону осуществлять деятельность на основе новых технологий, не привлекая дорогостоящих специалистов извне.

Формирование инновационной экономики требует наличия высокого производственного потенциала, а также его эффективного использования. Однако необходимо учесть, что формирование нового производственно-технологического потенциала подразумевает наличие короткого промежутка времени; при разрушении старого производственного потенциала появляется возможность возникновения социальных проблем; внедрение новых технологий реально может быть осуществлено только при наличии потребностей существующего производства. Данные процессы представляются в работе в рамках влияния внешних инвестиций на другие целевые аудитории:

- внедрение новых услуг, пользующихся большим спросом, способствует развивать сферы кредитования и займов;

- развитие международного сотрудничества в научной сфере способствует привлечению иностранных инвестиций;

- приток внешних инвестиций может обеспечить выход на новый уровень кросс-континентального сотрудничества путем повышения грамотности в сфере развития международных отношений;

- развитие международного сотрудничества поможет региональному бизнесу выйти на новый уровень развития.

Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики затрагивает разные отрасли хозяйства и сферы социального обслуживания населения: коммунально-бытовое обслуживание, теплоэнергетику, водоснабжение, водоотведение, здравоохранение, общественный транспорт, строительство, торговлю и т.д.

Изменения, касающиеся данных отраслей в целях привлечения туристов и мигрантов, также оказывают влияние на целевые аудитории:

- улучшение инфраструктуры региона позволит повысить его привлекательность и способствует росту притока туристов;

- эффективное использование логистического потенциала, соответствие транспорта общего пользования мировым стандартам безопасности и экологическим требованиям - улучшение транспортной инфраструктуры способствует повышению привлекательности региона для туристов;

- установление доступных цен и создание условий поступления в высшие учебные заведения способствует миграции из соседних территорий;

- стабильной устойчивое финансовое развитие крупных предприятий республики позволит привлечь дополнительную квалифицированную рабочую силу.

В итоге матрица конфликта интересов Чувашской Республики представлена в табл. 2.

Таблица 2

Матрица конфликта интересов Чувашской Республики

Регион: Чувашская Республика

Население региона

Региональный бизнес

Органы власти

Внешние инвесторы

Туристы

Мигранты

Население региона

 

1. Развитие гостиничного сервиса, внедрение современных требований в санаторно-курортных и туристических организациях.

2. Поддержка стабильного развития молодых предприятий;

3. Обучение и повышение квалификации имеющихся кадров.

1. Реализация творческого и гражданского потенциала в процессе непосредственного участия в разработке стратегического плана

2. Создание стабильной социально-экономической обстановки

3. Обеспечение механизма обратной связи, позволяющего ориентировать действия властей в интересах общественно-признанных целей и направлений

1. Развитие международного сотрудничества в научной сфере

2. Внедрение новых услуг, пользующихся большим спросом.

3. Развитие сферы кредитования и займов.

1. Эффективное использование логистического потенциала.

2. Улучшение инфраструктуры региона.

3. Развитие гостиничного сервиса, внедрение современных требований в санаторно-курортных и туристических организациях.

4. Повышение качества окружающей среды.

1. Установление доступных цен и создание условий поступления в высшие учебные заведения.

2. Развитие сферы услуг для населения.

3. Повышение качества окружающей среды.

4. Обеспечение безопасности населения.

Региональный бизнес

1. Внедрение международных стандартов ISO 14000.

2. Рост субсидий и дотаций «проблемным» предприятиям.

3. Ограничение повышения тарифов на услуги ЖКХ

4. Закрепление права собственности на землю.

5. Активизация купли-продажи земельных участков

1. Повышение квалификации работников и менеджеров организаций.

2. Устранение административных барьеров для бизнеса.

3. Создание оперативной информационной системы о предприятиях региона.

1. Обеспечение стабильного устойчивого финансового развития крупных предприятий региона

2. Обеспечение механизма обратной связи, позволяющего ориентировать действия властей в интересах общественно-признанных целей и направлений

3. Предоставление в процессе разработки и реализации стратегического плана возможности аргументировать приоритетность представляемых сфер

1. Развитие международного сотрудничества 2. Эффективное использование логистического потенциала.

3. Улучшение инфраструктуры региона.

4. Повышение грамотности в сфере развития международных отношений.

1. Развитие гостиничного сервиса.

2. Внедрение современных требований в санаторно-курортных и туристических организациях.

1. Стабильное устойчивое финансовое развитие крупных предприятий республики.

2. Создание оперативной информационной системы о предприятиях региона.

Органы власти

1. Наличие коррупционной составляющей в сфере земельных отношений, использования муниципального имущества, контрольных и разрешительных полномочий, а также установления различных выплат муниципальным служащим

1. Рост субсидий и дотаций «проблемным» предприятиям и как следствие возникновение дефицита бюджета

2. Наличие большого объема документов, необходимых для предоставления в процессе создания, функционирования и реорганизации бизнеса.

 

1. Развитие международной интеграции

2. Развитие маркетинга территории

1. Внедрение современных требований в санаторно-курортных и туристических организациях.

2. Эффективное использование логистического потенциала

1. Обеспечение заполненности невостребованных населением региона вакансий.

Внешние инвесторы

1. Закрепление права собственности на землю.

2. Активизация купли-продажи земельных участков.

   

1. Совершенствование процессов взаимодействия с инвесторами.

2. Формирование имиджа Чувашской Республики как территории привлекательной для инвестиций.

3. Подготовка предприятий региона для привлечения инвесторов.

1. Эффективное использование логистического потенциала.

2. Соответствие транспорта общего пользования мировым стандартам безопасности и экологическим требованиям.

 

Туристы

 

1. Соответствие транспорта общего пользования мировым стандартам безопасности и экологическим требованиям.

       

Мигранты

         

1. Проведение эффективной демографической политики.

Недооценка стратегических сил и интересов при разработке Стратегии социально-экономического развития не позволит сформировать обоснованный образ будущего региона, что объективно снижает действенность проводимых мероприятий. Отсутствие четко разработанной системы развития создает потенциальные проблемы с конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью регионов, снижая их интеграционные возможности. В сложных условиях трудно прогнозируемой динамики мирового и национального рынка, роста агрессивности внешней среды, серьезного дефицита внутренних ресурсов большинства регионов страны (особенно несырьевых) субъекты Российской Федерации должны ориентироваться на применение комплекса методов стратегического анализа, дающих полное представление о стратегической позиции региона в национальной и мировой экономике и стратегических альтернативах.

Работа подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 13-12-21011)

Рецензенты:

Данилов И.П., д.э.н., профессор, заместитель директора по научной работе Чебоксарского филиала АНО ВПО «Московский гуманитарно-экономический институт», г.Чебоксары;

Мужжавлева Т.В., д.э.н., профессор кафедры экономической теории и международных отношений ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», г.Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Морозова Н.В., Васильева И.А. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ СИЛ И ИНТЕРЕСОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16097 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674