Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Саблина Т.Н. 1
1 ФБГОУ «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова Минобрнауки России»
В статье рассматривается проблема развития коммуникативных навыков младших школьников в музыкальной деятельности. Коммуникация раскрывается как источник социализирующих влияний освоения личностью социокультурных ценностей в индивидуальном творчестве и в процессе взаимодействия с другими людьми. Поскольку музыкальное искусство предоставляет уникальную возможность для пополнения культурно-исторических знаний детей и определяет способы социокультурного сотрудничества в реальности, то развитие коммуникативных навыков в музыкальной творческой деятельности помогает учащимся научиться взаимодействию со сверстниками и учителем. Оно создает условия для возникновения и развития эмоциональной стороны личности, позволяет активно включаться в творческий процесс; развивает эмпатические способности школьников, умение сочувствовать, сопереживать, понимать других. Совершенствование коммуникативных способностей учащихся в музыкальной деятельности является одним из главных средств социокультурного развития детей, решая одну их важнейших задач образования современного общества.
музыкально-творческое общение
эмоциональный опыт
музыкальная деятельность
коммуникативные навыки
коммуникативная культура
социокультурное развитие
1. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: Дисс. канд. пед. наук. – Волгоград, 2001. – 164с.
2. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М. Классика-XXI, 2008. – 352с.
3. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Искусство, 1987. – 576с.
4. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка. – СПб.: Речь, 2004. – 272с.
5. Немыкина И.Н., Саблина Т.Н. Теоретические основы социокультурного развития младших школьников в певческой деятельности // Cовременные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; url: www.science-education.ru/117-12721 (дата обращения: 17.05.2014).
6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика / В.И. Петрушин. – М.: Владос, 1999. – 176с.
Современная образовательная парадигма обусловливает важность социокультурной функции образования, где основной ценностью признана личность, а средством ее формирования - культура. Задача образования состоит в формировании гуманистической, обладающей необходимыми социально-нравственными и ценностными ориентациями личности. Это личность, которая являясь общественно-культурным продуктом, должна владеть определённой системой знаний и навыков культурной деятельности, эмоционально и нравственно воспринимать окружающую действительность, находить радость общения с окружающими людьми, уважать культурные традиции и формы существования в социуме, способна к самостоятельному жизненному выбору.

Социокультурное развитие личности является результатом социально-культурного проживания личностью определенного жизненного этапа, выражающейся в личностно присвоенных образцах, нормах и ценностях окружающей действительности; это воспитание социокультурных качеств личности, степень проникновения в культурные смыслы общества, глубина освоения общественно-культурных ценностей.

Одним из показателей культуры является характер, содержание и структура общения человека с субъектным и объектным миром. Общение выступает как способ сохранения и передачи культуры, универсальное условие человеческого бытия, культурный феномен жизнедеятельности, средство познания природы, социального предметного мира, самопознания и самореализации индивидуума. В общении происходит становление самобытной, творческой личности. Личностная коммуникация представляет собой феномен человеческой жизни, культуры и социализации.

Общение можно рассматривать как источник социализирующих влияний освоения личностью социокультурных ценностей и как ее самореализация в индивидуальном творчестве в процессе взаимодействия с другими людьми.

Одной из базовых потребностей человека является потребность в общении. В процессе отношений с окружающей действительностью происходит обмен информацией, на основе которой человек планирует свою социальную деятельность. Успешность этой деятельности определяется качеством полученной информацией, что зависит от уровня коммуникативного опыта личности. Более раннее освоение этого опыта обеспечивает богатый арсенал коммуникативных средств, позволяющий успешно осуществлять взаимодействие. Таким образом, уровень коммуникативной культуры личности определяется успешностью ее самореализации и самоактуализации в социуме.

Уровень сформированности коммуникативных навыков младших школьников определяется способностью учащихся управлять своим поведением, учитывать позиции других членов социума, уметь слушать и начинать диалог, вести коллективное обсуждение проблем, поддерживать эмоционально-окрашенные отношения, вступать в активную коммуникацию со сверстниками, плодотворно сотрудничать с членами социума.

Школа выступает в качестве особого института социализации, в котором трансформируются этические, нравственные, идеологические и прочие установки общества, реализуемые через систему целенаправленных педагогических воздействий. Социокультурная среда, в которой развивается ребёнок, создает неповторимые отношения, складывающиеся у учащихся со сверстниками и взрослыми, являющимися источником формирования личности младшего школьника. Характер переживания ребенка, включенного в среду, характер аффективного к ней отношения обусловливает динамику его внутреннего развития.

Музыкальное искусство представляет особый интерес в отношении культурного и социального развития человека, ибо обладает психологическим и психотерапевтическим воздействием на становление личности. В отличие от других видов искусства музыка отличается ассоциативностью, демократизмом и доступностью. Поэтому музыкальное искусство предоставляет уникальную возможность для пополнения культурно-исторических знаний детей, позволяет формировать их культурный и субъективно - личностный опыт, определяет способы социокультурного сотрудничества младших школьников в реальности.

В диалоге ребенка с искусством, отражающее реальный мир в виде художественного образа, происходит переживание, удивление, познание и осмысление взаимоотношений людей, явлений природы, социальных событий. Таким образом, приобретается личностный смысл воспринимаемого, что является необходимым условием для формирования дифференцированной оценки реальности, составляющей основу для созревания внутренней позиции человека к себе, а потом и к миру.

Эмоциональное содержание музыкальной информации воспринимается школьниками благодаря эмоциональному слуху, именно он является объектом педагогического воздействия, позволяет педагогу обучать детей эмоциональному языку, разнообразно выраженному в произведениях музыкального искусства. Музыкально-эстетический стимул позволяет формировать навыки экстралингвистической коммуникации. Формирующаяся эмоциональная интуиция позволяет совершенствовать коммуникативные навыки, преодолевать эмоциональную автономность.

Благодаря музыкальному искусству жизненный опыт человека становится полнее, его эмоциональная палитра становится богаче, глубже, тоньше; он лучше ощущает и понимает себя, а значит и окружающих людей, мир в целом. Только научившись эффективному общению с самим собой, человек может успешно взаимодействовать с другими людьми, определять личную жизненную траекторию, быть успешным в современном мире.

Музыка является могучим средством воспитания и формирования личности, а также уникальным средством коммуникации. Музыкальное искусство обладает как личностным, так и социальным характером. Музыка как самый непосредственный вид искусства, обладая объективно-социальным содержанием, воспринимается каждым человеком индивидуально и приобретает для него значимую личную наглядность.

Возможность создания мотивационной включенности, личного эмоционального переживания при общении с музыкой позволяет организовывать разнообразные формы музыкальной деятельности, способствующие развитию коммуникативных навыков младших школьников.

К коммуникативным навыкам в музыкальной деятельности можно отнести следующие навыки:

  • умение планировать взаимодействие с педагогом и сверстниками, определять цели, задачи участников, способы осуществления взаимодействия;
  • умение ставить вопросы, проявлять инициативу в подборе информации;
  • умение разрешать конфликты, выявлять проблемы, искать эффективные способы разрешения проблемных ситуаций, принимать решения и их реализовывать;
  • умение регулировать поведение собеседника, правильно оценивать его действия и корректировать свои взаимодействия;
  • умение полно, точно и ясно выражать свои замыслы в соответствии с ситуацией коммуникации;
  • владение различными формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.

Об уровне сформированнности коммуникативных навыков младших школьников свидетельствуют их потребность в коммуникации, организации и осуществлении совместной деятельности. Особо следует отметить владение различными средствами общения, эмоциональную отзывчивость к ситуации взаимодействия, аргументированное ведение диалога, владение лидерскими качествами характера, толерантность к различным точкам зрения, доброжелательность, заинтересованность во взаимопомощи, умение получать необходимую информацию у партнеров по деятельности, умение взаимовыгодно строить общение, учитывая свои и чужие интересы.

Слушание музыкальных произведений на занятиях музыки, сравнение, сопоставление, анализ художественных образов и возникающих ассоциаций, вокально-хоровое и инструментальное исполнение, музыкально-пластическая деятельность, импровизация и сочинение музыки, установление взаимосвязей музыки с другими видами искусства, историей, жизнью позволяют формировать у школьников опыт творческой деятельности. Инициатива и активности учащихся на музыкальных занятиях позволяет формировать развивающую среду, необходимую для социокультурного развития личности.

При создании условий для совершенствования коммуникативных навыков в процессе развития слушательской культуры учащихся важно учитывать, что понимать содержание музыкального искусства можно как отражение действительности в образной форме, или же смысл музыки может быть найден в самой музыке. Объектом восприятия выступают эмоциогенные интонации произведения. Основой общения является резонанс в психике слушателя, возбуждающий художественные переживания, которые осознаются и вербализируются.

Сутью музыкального исполнительства является творческое прочтение музыкального произведения, которое выражается в процессе озвучивания, произнесения, интонирования музыкального текста с помощью музыкально-выразительных средств. Певческая деятельность младших школьников позволяет развивать специфические способы отражения действительности. Она увеличивает возможности осознания своего внутреннего и окружающего мира, создает условия для развития чувства сопричастности с ним, а также позволяет реализовать потенциал личности в нравственном выборе, влияющем на формирование социальной позиции.

Таким образом, развитие коммуникативных навыков в музыкальной творческой деятельности младших школьников позволяет создавать благоприятную атмосферу в коллективе детей, помогает учащимся научиться взаимодействию со сверстниками и учителем, создает условия для возникновения и развития эмоциональной стороны личности, позволяет активно включаться в творческий процесс пения, двигательной импровизации, интеграции музыки и других видов искусства; развивает эмпатические способности школьников, умение сочувствовать, сопереживать, понимать других. Приобщение к произведениям искусства в атмосфере сотрудничества, творчества, самостоятельности создает возможность для развития творческой, инициативной личности, умеющей высказывать свое мнение, выслушивать собеседника, совместными усилиями решать учебные задачи.

Культурный потенциал музыкального искусства, терапевтическое воздействие музыки на ребенка свидетельствуют о том, что музыкальная деятельность обладает большими возможностями для развития коммуникативных навыков учащихся начальных классов. Совершенствование коммуникативных способностей учащихся в музыкальной деятельности является одним из главных средств социокультурного развития детей, решая одну их важнейших задач образования современного общества.


Библиографическая ссылка

Саблина Т.Н. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16063 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674