Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ

Земляченко Л.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»
Статья посвящена выявлению специфики элементов российской духовной культуры как средства гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Автором указывается на необходимость воспитания граждан страны на основе приобщения к духовной культуре народа как части общей культуры, совокупного духовного опыта человечества, возвращения к традиционной системе нравственности, сформированной Православием. Духовными истоками гражданско-патриотического воспитания в народной культуре являются образцы устно-поэтического творчества народа, религиозные воззрения, традиции самопожертвования, служения, соборности, стремления человека к самосовершенствованию. На основе анализа философской, педагогической литературы, фольклорного материала автором предложены условия и механизмы гражданско-патриотического воспитания средствами духовной культуры народа.
условия и механизмы гражданско-патриотического воспитания средствами духовной культуры
народная культура
народная педагогика
духовные истоки
гражданско-патриотическое воспитание
1. Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетий [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ng.ru/politics/1999-12-30/4_millenium.html (Дата обращения 01.10.2014).
2. Грыжанкова М.Ю. «Модернизация» духовной культуры, или скрытые причины кризиса современного общества / М.Ю. Грыжанкова // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 1 (5). – С. 47-51.
3. Серикова Л.А. Организация духовно-нравственного воспитания школьников в поликультурном образовательном пространстве региона / Л.А. Серикова // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 4 (8). – С. 50-52.
4. Валицкая А.П. О духовности и духовном образовании / А.П. Валицкая // Вестник Герценовского университета. – 2008. – №9. – С. 13-18.
5. Ильин И.А. О русском национализме / И.А. Ильин. – М.: Российский фонд культуры, 2006.
6. Новый завет, Еф. 3, 14-15.
7. Дунаев М.М. Еще раз о русской национальной идее [Электронный ресурс]. – URL: http://mdunaev.ru/index.php/stati/51-eshchjo-raz-o-russkoj-natsionalnoj-idee (Дата обращения 25.09.2014).
8. Хомяков Д.А. Соборность [Электронный ресурс]. – URL: http://www.hrono.ru/ organ/ukazatel/sobornost.php. (Дата обращения 01.10.2014).
9. Липин С.А. Служение – основа самобытности русского народа / С.А.Липин // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – №4. – С. 295-306.
10. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. – М.: Педагогика, 1985. – 363 с.
11. Слова и поучения святителя Серапиона Владимирского [Электронный ресурс]. – URL: http://www.portal-slovo.ru/history/39079.php (Дата обращения 23.10.2014).
12. Слово о законе и благодати Митрополита Иллариона [Электронный ресурс]. – URL: http://www.old-russian.chat.ru/13ilarion.htm (Дата обращения 23.10.2014).
13. Задонщина [Электронный ресурс]. – URL: http://www.old-russian.chat.ru/15zadon.htm (Дата обращения 22.10.2014).
14. Липин С.А. Служение – основа самобытности русского народа / С.А.Липин // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – №4. – С. 295-306.
15. Беляева Н.Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы: монография / Н.Ф.Беляева; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2000. – 260 с.
16. Буслаев Ф.И. Народный эпос и мифология / Ф. И. Буслаев. – М. : Высшая школа, 2003. – 400 с.

Проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных и сложных, решение которой нацелено на формирование гражданской и этнической идентичности личности, и в целом на сохранение общероссийского единства, русского духа и ментальности. Современная педагогическая наука располагает достаточным количеством нормативных документов, концепций и программ гражданско-патриотического воспитания, среди которых Государственные программы «Гражданское образование населения РФ на 2005-2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», Национальная программа «Гражданское образование и светское воспитание населения Российской Федерации в ХХI веке», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России и др. Учеными и педагогами-практиками постоянно ведется поиск наиболее эффективных технологий гражданского и патриотического воспитания молодого поколения, действуют детские и молодежные общественные организации, общественные движения патриотической направленности, ведется краеведческая и поисковая работа. Однако гражданственность, патриотическое сознание детей и молодежи не отличаются глубиной и истинностью чувств по отношению к Родине.

В докладе «Россия на рубеже тысячелетий» В.В. Путиным в качестве национальных приоритетов были провозглашены патриотизм, державность, государственничество, социальная солидарность, определен характер современной национальной идентичности «как сплав универсальных, общечеловеческих ценностей с исконными российскими ценностями, выдержавшими испытание временем» [1]. Публикации по проблеме вскрывают необходимость воспитания граждан страны на основе приобщения к духовной культуре народа как части общей культуры, совокупного духовного опыта человечества, охватывающего нравственность, образование, воспитание, религию, искусство, литературу, право, этику и др. [2]; изучения русской культуры, истории народа, возвращения к традиционной системе нравственности, сформированной Православием (служение, соборность, духовное единство, уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, милосердие, стремление к внутреннему духовному самосовершенствованию и др.) [3]. Своевременным откликом на потребности общества в повышении уровня общей гражданской и нравственной культуры граждан стало введение в учебные планы школ курсов «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», усиление позиций этнокультурного и поликультурного образования и воспитания, обществоведческих и правовых дисциплин, нацеленных на реализацию основных положений Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина РФ и формирование нового поколения россиян с устойчивой гражданской и нравственной позицией.

Цель исследования

На сегодняшний день остаются дискуссионными вопросы об адекватных современным социальным и педагогическим реалиям подходах к использованию средств духовной культуры, в частности, религиозных текстов, в обучении и воспитании школьников, о механизмах, целесообразных формах и методах гражданско-патриотического воспитания средствами духовной культуры. Стихийность, нередко декларативный характер и отсутствие единых подходов к организации духовно-нравственного воспитания в школах, недостаточно высокий уровень личностной, теоретической и практической готовности педагогов к его осуществлению, нецелесообразное использование религиозных текстов, ущемление этнических чувств, свободы выбора ребенка и родителей при организации духовно-нравственного просвещения - вот лишь небольшой перечень проблем в данной сфере, которые при отсутствии продуманного вмешательства научно-педагогического сообщества могут привести не к повышению уровня нравственности и патриотизма, а к отторжению формируемых государством и школой ценностей. В рамках данной статьи предпринята попытка выявления специфики и потенциала некоторых средств духовной культуры в формировании гражданско-патриотических качеств, условий и механизмов их использования.

Результаты исследования и их обсуждение

По мнению А.П. Валицкой, следует различать три формы бытия духа: субъективный (стремление личности к высокому и совершенному), объективный (существует в социокультурной общности), объективированный (дух истории). Духовность же - свобода и воля к самосовершенствованию; способность оценивать, корректировать и изменять свое существование; видеть последствия своих поступков для людей, общества. Следовательно, именно духовность в данном ее понимании является базовой основой для формирования гражданственности и патриотизма. Субъективная духовность личности, укорененная в духе национальной культуры, получает свою определенность только в процессе образования. В связи с этим автор определяет основную задачу современной школы как образование индивидуального духа в процессе освоения (присвоения, «прорастания») духовного опыта отечественной и мировой культуры [4, с. 15], следовательно, в данном опыте должны быть представлены все элементы духовного опыта народа. Так, И.А. Ильин писал, что «идея родины предполагает в человеке живое начало духовности. Родина есть нечто от духа и для духа...» [5]. Кроме того, понятие Родины, Отечества священно тогда, когда пронизывается Божией мудростью: «Для сего преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле...» [6, 14-15]. Русская национальная идея, по мнению М.М. Дунаева, существовала в идеале Святой Руси, Москвы как Третьего Рима, в триаде «Православие, Самодержавие и Народность» и опиралась на христианскую трихотомию дух-душа-тело [7]. В связи с чем основу гражданско-патриотического воспитания в современной школе должны составлять такие духовные истоки, как духовные заповеди и законы жизнедеятельности людей разных религиозных конфессий, законы государства, традиционная народная культура. Обратим внимание на народную духовную культуру, которая пронизывает все уровни идентификации личности: этнической, национальной, общечеловеческой; ценностной, социальной, личностной. Одним из компонентов этнической культуры является народная педагогика, на уникальный опыт и традиции которой опираются современная отечественная педагогическая наука и практика. Народная система воспитания граждан Отечества отличалась высокой эффективностью, что подтверждается историческими фактами, работами исследователей народной педагогики (А.А. Александров, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов, Я.И. Ханбиков, Н.Ф. Беляева, Г.А. Корнишина, В.А. Балашов и др.).

Российский патриотизм всегда осознавался как явление духовного порядка, поэтому воспитание любви к Родине есть приобщение человека к национальному духу своего Отечества, к родной земле и ее самобытной культуре. Для него характерны преобладание духовного начала над материальным, соборность как целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям, как одно из главных духовных условий национального единства [8].

В конкретных событиях и памятниках прошлого «закодировано» становление основных духовных ценностей народа. Профессор С.А. Липин отмечает, что «красной нитью через всю отечественную историю проходит идея служения - всеопределяющее начало, фундаментальная основа, на которой выстраивались все грани русской самобытности» [9, с. 297]. Традиции служения основываются на традиционных русских ценностях человеколюбия и сострадания, милосердия как важнейшего условия человеческого общежития, нравственного требование к гражданам.

Произведения русской философской и педагогической мысли наглядно демонстрируют основную цель подготовки подрастающего поколения к жизни - воспитание человека духовного, защитника родной земли, человека, любящего свою Родину, свой народ, жизнь и служение во благо которых представляется высшей добродетелью и основой нравственного самосознания. Тексты сочинений «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Задонщина» и др. свидетельствуют, что в основе русского патриотизма заложена идея духовно-нравственного совершенства личности. Вл. Мономах отмечал: «... добра хочу братии и Русской земле». Особое место в «Поучении» отведено воспитанию долга, защиты Родины, стойкости в борьбе с ее врагами: «Смерти ведь дети не бойтесь, мужеский долг исполняйте» [10, с. 163]. Серапион Владимирский, игумен Киево-Печерского монастыря, формулировал задачи, стоящие перед Русью в период монголо-татарского ига, - духовное возрождение и моральное очищение: ответственность перед Богом и обществом, любовь, милостивость, совестливость, умеренность во всем способны кардинально оздоровить общество, повысить способность в сопротивлении [11]. Илларион - митрополит Киевский писал о могуществе Руси, обращаясь к великому князю Владимиру: «Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли» [12]. Он считал, что воспитание на героических традициях, образах героев прошлого путем прославления подвигов предков - это общегосударственная задача. В «Задонщине» проповедуется идея объединения духа и силы русских людей для борьбы с внешним врагом: «Соберемся вместе, составим слово к слову, возвеселим Русскую землю, отбросим печаль в восточные страны ... и восхвалим победу над поганым Мамаем» [13].

Особую группу элементов духовной культуры составляют жития и наставления русских святых, в которых проповедуется необходимость нравственной чистоты как основы гражданского поведения. К примеру, в духовных наставлениях Преподобного Силуана сказано: «Будь послушлив, воздержан, не осуждай и храни ум и сердце свое от плохих помыслов, а помышляй, что все люди добрые...», житие Святого благоверного князя Романа отличали благочестие и терпение, любовь к отчизне и т.д.

В народной культуре провозглашен культ человека-патриота. Жизнь со своим народом, любовь к нему являлась основным состоянием, формой жизнедеятельности людей, поэтому в устном народном творчестве русский человек предстает в обобщенном образе народа, люда, крестьян православных или в образе Ивана, мужика, крестьянина, что свидетельствует о единстве русских людей. Этнические характеристики идеального человека включают в себя патриотизм как жизненную необходимость: «Любовь к Родине сильнее смерти» (рус.), «Родина краше солнца, дороже золота» (рус.), «Лучше с жизнью распрощаться, чем с Родиной расстаться» (узбек.), «Все пережитое вместе с народом - великий праздник» (киргиз.), «В родном краю как в раю» (морд.), «Родная земля - родная мать» (морд.). Любовь к Родине, по мнению народа, складывается из множества качеств: преданность родной земле и своему народу, совершение добрых дел, любовь к родному дому, труд на благо семьи, народа, уважение к старшим, культ предков, бережное отношение к природе, почитание Земли, воды, хлеба. В культуре разных народов широко представлены песни, сказки, пословицы, былины, эпосы, раскрывающие сущность этих качеств, воспевающие человека, любящего свой край, семью, народ. «Устное народное творчество, русская письменность творила и творит прекрасный гимн светлой и красно украшенной Земле Русской, в котором сливаются восхищение и благодарность, сопричастность к законам Бытия и радость постоянного открытия» [14, с. 297]. Как отмечает Н.Ф. Беляева, идеей неразрывной связи со своей землей, краем проникнуты почти все жанры мордовского фольклора. Ради своего народа, за его счастье и свободу совершают подвиги многие герои сказок, легенд, преданий, при этом почти всегда возвращаются в родные места, ибо «Родное место за семью землями к себе тянет» [15, с. 215]. Воздействие на эмоционально-чувственную сферу осуществлялось через героическую музыку, народные песни с героической тематикой, песни-гимны, использование художественно-выразительных средств (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, антитеза), фантастичности и увлекательности сюжета, оптимизма и дидактической направленности. Формирование понимания сущности патриотических качеств личности происходит с помощью гиперболизации, которая ярко, понятно и выпукло демонстрирует любовь героев к родной земле и своему народу:

Даже смерть красит того,

Кто за родину погиб,

Смолкнет сердце у бойца -

Не умрет молва о нем (даргинск.).

Таковы образы русских народных героев Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, абхазского богатыря Сасрыква, башкирского Урал батыра, киргизского Манаса, калмыкских Джангара и Алого Хонгера, мордовского Перя-богатыря, которые воспринимались как нравственный идеал и модель гражданского поведения. Возникновение эпических героев имеет духовно-религиозные истоки: так, Ф.И. Буслаев пишет, что образ Ильи Муромца - это «снимок» с мифического Перуна [16, 101-102].

В формировании гражданственности и мужества молодежи, уважения к боевым традициям, готовности к защите родины от врагов важное место занимали исторические предания, былины, в которых органично представлены качества настоящего труженика, благородного человека и истинного патриота («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Предание о киевском отроке», «Легенда о подвиге отрока Яна Усмошвеца», «Слово о Меркурии Смоленском», «Илья Муромец и Калин царь» и др.). В подвигах героев подрастающее поколение видело героические традиции предков, высокий уровень патриотизма молодых русичей, проявление лучших духовных качеств, мужество и храбрость, веру в несокрушимую силу народа, в торжество справедливости.

Выводы и заключение

Краткий анализ философских и педагогических произведений, фольклорного материала показывает, что духовными истоками гражданско-патриотического воспитания в народной культуре являются образцы устно-поэтического творчества народа, религиозные воззрения, традиции самопожертвования, служения, соборности, стремления человека к самосовершенствованию. Однако весьма сложно построить современный образовательный процесс на данных позициях, так как налицо существенное расхождение между провозглашаемыми духовно-нравственными ценностями и условиями жизни. Думается, что решение задач гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения средствами духовной культуры будет эффективно при условии:

  • создания непрерывной преемственной системы формирования личности гражданина и патриота, начиная с первых ступеней системы образования;
  • подготовки педагогов к осуществлению гражданско-патриотического воспитания средствами духовной культуры через глубокое изучение духовного опыта и традиций народов, произведений соответствующей тематики;
  • целесообразного использования произведений русской философской, исторической, педагогической мысли, фольклора, религиозных текстов, традиций народов сообразно возрасту и с учетом полиэтнического состава общества;
  • опоры на эмоционально-чувственную сферу детей и молодежи разного возраста при знакомстве с героями прошлого, житием святых, духовными традициями народа;
  • построения работы на основе практикоориентированного подхода и тесной связи преподносимого материала с жизнью через параллели событий прошлого и настоящего, показ значимости духовных традиций для каждого современного человека;
  • наличия личностной готовности учителя и родителей к формированию гражданско-патриотических чувств с использованием элементов духовной культуры народа.

На основе вышеизложенного можно обозначить некоторые ключевые механизмы гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи на традициях духовной культуры:

  • механизм подражания, содействующий усвоению моделей поведения, отвечающих требованиям нравственности, этики, духовных потребностей человека в процессе знакомства школьников с образами и героев России, духовных наставников;
  • идентификационный механизм, обеспечивающий интериоризацию духовных ценностей и формирование примера-идеала гражданина-патриота в процессе постепенного «погружения» в народную культуру;
  • механизм переживания и «проживания», позволяющий воздействовать на эмоционально-чувственную сферу через высокопоэтичные произведения фольклора (песни-гимны, трудовые песни, эпические произведения и др.), воссоздание народных обрядов и традиций, знакомство с подвигами предков и современников;
  • диалогово-рефлексивный механизм, работающий через диалоговые формы, оказание помощи в осознании значимости духовных ценностей для каждого учащегося в процессе анализа и самоанализа гражданского поведения, сопоставления собственных поступков с поведением народных героев;
  • межличностный механизм, позволяющий педагогу и родителям влиять на духовно-нравственную сферу, патриотические чувства ребенка;
  • субъектно-деятельностный механизм, способствующий формированию активной гражданской позиции и субъектности ребенка через организацию социально и личностно значимых видов коллективной деятельности, заботы о людях и окружающем мире на основе народных нравственных традиций.

Работа проводилась при поддержке Министерства образования и науки РФ, в рамках проекта 2.1.1 Решение комплексных проблем по разработке и внедрению гуманитарных технологий в образовательную практику на базе научно-образовательных центров и научно-исследовательских лабораторий Программы стратегического развития МордГПИ на 2012-2016 гг.

Рецензенты:

Якунчев М.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск;

Карпушина Л.П., д.п.н., профессор кафедры хорового дирижирования, пения и методики преподавания музыки ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Земляченко Л.В. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15905 (дата обращения: 08.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074