Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛОМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННЫХ ПРИГОРОДНЫХ ЗОН

Соколова С.А. 1
1 ГОУ ВПО «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет»
В статье изучены предпосылки развития современных пригородных зон. Автором сформирован категориальный аппарат исследования, включающий такие понятия, как «пригородные зоны», «инновационное развитие пригородной зоны», «потенциал инновационного развития территории» и др. Выявлены и описаны основные факторы развития современных пригородных зон на макроуровне (общецивилизационные условия, изменение типов и источников экономического роста, изменение типов социально-экономических систем); на мезоуровне (государственная социально-экономическая политика, региональная социально-экономическая политика, политика местного самоуправления); на микроуровне (природно-территориальный, производственный, научно-исследовательский, образовательный, инвестиционный, инфраструктурный, организационно-управленческий, трудовой, культурно-исторический и информационный потенциалы). Приведено описание методики оценки потенциала инновационного развития территории современных пригородных зон. Обоснован механизм управления потенциалом инновационного развития территории современных пригородных зон, включающий цель, критерии, факторы, методы воздействия, согласованные с ресурсами управления; модель управления потенциалом инновационного развития территории современных пригородных зон.
потенциал инновационного развития территории
пригородная зона
механизм управления
факторы управления
модель управления
1. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – URL: http://enc-dic.com/enc_big.html (дата обращения: 10.11.2014).
2. Мазница Е.М. Проблемы формирования инновационного сознания в России // Проблемы современной экономики. – 2012. – № 2. – С. 17-20.
3. Плотников А.Н. Проблемы формирования отечественного рынка инноваций // Инновации. – 2005. – № 8. – С. 58-59.
4. Соколова С.А. Методические подходы к оценке потенциала инновационного развития территорий современных пригородных зон // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. – № 9. – С. 57-63.
5. Сущность механизма управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://infomanagement.ru/lekciya/Sushchnost_mekhanizma_upravleniya (дата обращения: 15.11.2014).
6. Экологическое право России: словарь юридических терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://environmental_law.academic.ru/660/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%8B (дата обращения: 10.11.2014).

На сегодняшний день проблема рационального и эффективного планирования развития пригородных зон является актуальной и общераспространенной. Это обстоятельство объясняется тем, что в условиях современной экономики при грамотном управлении пригородные зоны могут выступать стратегическим резервом для интенсивного социально-экономического роста региона и повышения уровня жизни населения. В связи с этим пригородные зоны нельзя рассматривать как временные территории, объекты которых будут ликвидированы или существенно перестроены в будущем.

К сожалению, в настоящее время пригородные зоны в нашей стране развиваются преимущественно стихийно, нередко характеризуются повышенным уровнем преступности и маргинальности, формированием «поясов нищеты» на окраинах городов. Необходимо отметить плохое состояние или полное отсутствие пригородной инфраструктуры в большинстве регионов России, в том числе сети автомобильных дорог. Кроме того, отсутствует четкая управленческая стратегия их эволюции, недостаточно разработан механизм управления потенциалом инновационного развития территории современных пригородных зон. По нашему мнению, с целью эффективного развития современных пригородных зон важно не только выявлять основные воздействующие факторы, производить оценку их состояния, но и разрабатывать, осуществлять мероприятия по интенсификации потенциала инновационного развития территории современных пригородных зон.

В связи с вышеизложенным целью настоящего исследования является изучение предпосылок и разработка механизма управления потенциалом инновационного развития территории современных пригородных зон, обеспечивающего максимально эффективное его использование и реализацию приоритетных направлений для достижения стратегической цели развития. Объектом исследования выступает потенциал инновационного развития территории современных пригородных зон. Категориальный аппарат исследования составляют такие понятия, как пригородная зона, потенциал инновационного развития территории современных пригородных зон, механизм управления и др.

Основные результаты исследования. Существующие определения пригородной зоны подчеркивают ее географическую близость к крупному городу (городу-ядру) и наличие между ними тесной функциональной, экономической, культурно-бытовой и иной взаимосвязи. Мы согласны с трактовкой этого понятия, согласно которой это «земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений; в пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города; в составе пригородных зон могут выделяться зеленые зоны» [6]. В соответствии с «Большим энциклопедическим словарем» под пригородными зонами понимаются «территории, прилегающие к городам и находящиеся с ними в тесной функциональной, культурно-бытовой и другой взаимосвязи. Пригородные зоны особенно развиты вокруг крупных городов и являются частью городских агломераций» [1]. В «Большом экономическом словаре» приводится, что в пригородных зонах крупных городов размещаются пригороды, города-спутники, зоны отдыха, сельскохозяйственные угодья. Однако мы не разделяем мнения относительно включения в состав пригородных зон пригородов и полагаем, что эти понятия являются синонимами.

В рамках настоящего исследования инновационное развитие пригородной зоны – это направленное, закономерное изменение внутренней среды пригородной зоны, обусловленное происходящими или ожидаемыми изменениями макро-, мезо- и микрофакторов на основе создания и освоения новаций. Инновационное развитие пригородной зоны невозможно без наличия потенциала инновационного развития территории, который представляет собой способность территории (муниципального образования, региона, страны и др.) генерировать, воспринимать и осваивать новации за счет эффективного использования собственных и привлеченных ресурсов. В качестве основных факторов, формирующих потенциал инновационного развития территории современных пригородных зон, выделены природно-территориальные, производственные, научно-исследовательские, образовательные, инвестиционные, инфраструктурные, организационно-управленческие, трудовые, культурно-исторические, информационные условия.

Механизм управления потенциалом инновационного развития территории современных пригородных зон представляется сложной категорией управления, включающей цель, факторы, критерии управления, методы воздействия на выявленные факторы, модель управления, необходимые ресурсы управления. Кроме того, важным условием реализации этого механизма является обеспечение выполнения принципов управления потенциалом инновационного развития территории современных пригородных зон.

Основная цель управления потенциалом инновационного развития территории современных пригородных зон заключается в обеспечении наиболее благоприятных условий для достижения максимально рационального и эффективного его использования. Факторы управления потенциалом инновационного развития территории созвучны факторам развития современных пригородных зон, под которыми понимается совокупность условий, способствующих их направленному, закономерному изменению во времени и пространстве.

Нами были выявлены наиболее значимые факторы, влияющие на развитие современных пригородных зон: на макроуровне (общецивилизационные условия, изменение типов и источников экономического роста, изменение типов социально-экономических систем); на мезоуровне (государственная социально-экономическая политика, региональная социально-экономическая политика, политика местного самоуправления); на микроуровне (природно-территориальный, производственный, научно-исследовательский, образовательный, инвестиционный, инфраструктурный, организационно-управленческий, трудовой, культурно-исторический и информационный потенциалы) (рис. 1).

система факторов

Рис. 1. Факторы развития современных пригородных зон.

Критерии управления потенциалом инновационного развития территории современных пригородных зон тесно связаны с его факторами. Для системного исследования состояния пригородной зоны сформированы 20 критериев и 139 показателей оценки потенциала инновационного развития территории. Нами разработана методика оценки потенциала инновационного развития территории пригородных зон, основанная на применении метода анализа иерархий с использованием объективных и субъективных показателей [4]. Авторская методика содержит пять уровней исследования (цель, факторы, критерии, показатели оценки и пригородные зоны) и предполагает процедуру иерархической декомпозиции (рис. 2).

Методы воздействия на факторы управления потенциалом инновационного развития территории современных пригородных зон представлены сочетанием организационно-административных, правовых, экономических и социальных методов [5]. При этом большое значение имеет не только обоснованность их применения согласно ситуационным условиям, но и согласованность с имеющимися ресурсами управления, в том числе трудовыми, финансовыми, материально-техническими, информационными, временными.

По мнению авторов, эффективный механизм управления потенциалом инновационного развития территории современных пригородных зон невозможен без функционирования действенной модели управления потенциалом инновационного развития территории. Считаем, что успешная реализация проекта инновационного развития пригородной зоны возможна при определенном уровне (выше минимально допустимого) потенциала инновационного развития территории современной пригородной зоны. При недостаточном развитии факторов потенциала инновационного развития территории осуществление инновационных проектов и программ представляется затруднительным, связанным с дополнительными расходами.

Рис. 2. Методика оценки потенциала инновационного развития территории пригородных зон.

Примечание: в методике используется сокращение «потенциал ИРТ» – потенциал инновационного развития территории.

Схематично структурно-логическая модель управления потенциалом инновационного развития территории современных пригородных зон представлена на рис. 3. На первом этапе определяется миссия, заключающаяся в развитии потенциала инновационного развития территории пригородной зоны.

модель управления потенциалом ИРТ

Рис. 3. Структурно-логическая модель управления
потенциалом инновационного развития территории пригородной зоны.

Примечание: в модели используется сокращение «потенциал ИРТ» – потенциал инновационного развития территории.

На втором этапе производится сбор статистических данных для определения уровней составляющих факторов и потенциала инновационного развития территории. Для получения объективных результатов оценки рекомендуемый период сбора статистической информации составляет не менее трех лет. На основе разработанной методики оценки потенциала инновационного развития территории пригородных зон составляются матрицы бинарных отношений, вычисляются векторы локальных приоритетов, определяются результирующие векторы факторов потенциала инновационного развития территории, рассчитывается его интегральный вектор. После этого осуществляется экспертная оценка достаточности уровня потенциала инновационного развития территории пригородной зоны для реализации инновационных программ. При положительном ответе переходят к разработке и реализации проекта инновационного развития пригородной зоны. При недостаточном уровне потенциала инновационного развития территории необходимо осуществить комплекс мероприятий по повышению составляющих его факторов – природно-территориального, производственного, научно-исследовательского, образовательного, инвестиционного, инфраструктурного, организационно-управленческого, трудового, культурно-исторического, информационного потенциалов.

Считаем целесообразным осуществлять прогноз результатов и оценивать эффективность планируемых мероприятий по повышению потенциала инновационного развития территории до их реализации с целью возможной корректировки. После осуществления мероприятий по повышению потенциала инновационного развития территории пригородной зоны производится повторная оценка его уровня с точки зрения обеспечения номинальных условий для реализации проекта инновационного развития пригородной зоны. Заключительным этапом является оценка результатов реализации проекта инновационного развития пригородной зоны и формулирование новой (корректировка) миссии управления потенциалом инновационного развития территории пригородной зоны.

Выводы. Наиболее важными факторами развития современных пригородных зон на макроуровне выступают общецивилизационные условия, изменение типов и источников экономического роста, изменение типов социально-экономических систем; на мезоуровне – государственная и региональная социально-экономические политики, политика местного самоуправления; на микроуровне – природно-территориальный, производственный, научно-исследовательский, образовательный, инвестиционный, инфраструктурный, организационно-управленческий, трудовой, культурно-исторический и информационный потенциалы. Механизм управления потенциалом инновационного развития территории современных пригородных зон включает цель, критерии, факторы, методы воздействия, ресурсы управления, а также модель управления потенциалом инновационного развития территории современных пригородных зон. Оценка предпосылок развития современных пригородных зон осуществляется на основе методики оценки потенциала инновационного развития территории этих зон.

В заключение хотелось бы отметить, что в рамках дальнейшего исследования представляется целесообразным разработка имитационной модели развития пригородных зон, позволяющей эффективно и быстро моделировать процесс субурбанизации с помощью программного обеспечения.

Рецензенты:

Беляев М.К., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики и управления проектами в строительстве, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, г. Волгоград;

Максимчук О.В., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой управления и развития городского хозяйства, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Соколова С.А. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛОМ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННЫХ ПРИГОРОДНЫХ ЗОН // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15880 (дата обращения: 05.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074