Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ МОРАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Малиева З.К. 1
1 ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»
В современном информационном обществе одним из основных факторов массового отчуждения молодежи от традиционных общечеловеческих нравственных ценностей является отсутствие навыков критического мышления, поверхностность восприятия поступающей информации, неспособность к нравственной рефлексии. Несмотря на наличие работ в этой области, в научной литературе недостаточно отражены пути решения данной проблемы. В статье выявлена роль современных образовательных технологий в развитии данных качеств. Раскрывается воспитательный потенциал применения интерактивных технологий обучения, образовательные и воспитательные преимущества метода проектов, развивающие возможности телекоммуникационных учебных проектов. Приводятся сведения о практической реализации современных образовательных технологий в Северо-Осетинском государственном университете. Результаты исследования расширяют знания о сущности и возможностях современных образовательных технологий, применение которых способствует духовно-нравственному совершенствованию студентов.
телекоммуникационные учебные проекты
метод проектов
интерактивные технологии
воспитание
моральное отчуждение
1. Бекоева М.И., Кокаева Ф.А., Кубанцева Г.С. Аудиовизуальные технологии обучения как средство повышения качества педагогического образования // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. – 2011. – № 1. – С. 30-33.
2. Берулава М.Н. Нация в опасности // Педагогика. – 2009. – №5. – С. 3-7.
3. Малиева З.К. Моральное отчуждение личности: опыт психолого-педагогической коррекции духовно-нравственного мира студентов (монография). Владикавказ: Издательство СОГУ. 2008. 168 с.
4. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности // Педагогика. – 2007. – № 1. – С. 3-15.
5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. М.: Академия, 2002. 272 с.
6. Пятова Т.Л. Интерактивные технологии // Современные научные исследования: теория, методология, практика. Омск: Омский экономический институт. – 2011. – №1. – С. 143-147.
7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
8. Современные образовательные технологии / под ред. Н.В. Бордовской. – М.: КНОРУС, 2011. – 432 с.
9. Тахохов Б.А., Отиева Р.Г. Индивидуализация обучения в современной высшей школе // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. – 2012. – № 2. – С. 156-162.
10. Течиева В.З. Реализация практико-ориентированного подхода в образовательном процессе педагогического вуза // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. – 2013. – № 2. – С. 120-124

Отличительной особенностью современной цивилизации является постоянное воздействие средств массовой информации и Интернета на человека. Рост объемов информации, скорость их обновления и распространения, масштабы влияния на все стороны общественной жизни превратились в специфический фактор, играющий значительную роль в развитии личности современных детей, подростков, молодежи. Философские, социологические и психологические аспекты информационного воздействия современной цивилизации на формирование личности представлены в трудах Р.Ф. Абдеева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Закса, М. Кастельса, В.З. Когана, Н.А. Кузнецова, Г. Шиллера и др.

Последствиями информационно-психологического воздействия средств массовой информации становятся глубокие трансформации индивидуального, группового и массового сознания, изменения социально-психологического климата. Особенно эти изменения коснулись структуры и содержания практической и ментальной жизни современных студентов, одновременно приводя к возникновению у них множества интеллектуальных, социальных и психолого-педагогических проблем [3].

Это обусловлено тем, что бесконечный и непрерывный поток информации не оставляет человеку возможности для ее осознания, рефлексии, что приводит не только к снижению мыслительных способностей, но и к обеднению эмоциональной сферы, к деградации духовно-нравственного мира. В результате массового воздействия на личность ценностей антикультуры, пропагандируемых в средствах массовой информации, у молодежи формируется неадекватный, деструктивный социокультурный опыт [4, с. 12-13].

При этом необходимо учитывать, что в современных условиях роль системы образования в процессе формирования ценностных ориентаций личности становится все менее значимой и привлекательной для современной молодежи. «Преимуществом «внешкольной» информации является то, что процесс ее восприятия всегда индивидуализирован: человек может усваивать ее в удобном ему режиме и темпе. Она предполагает наличие значимой мотивации, поскольку выбирает лишь то, что интересно. Всего этого не может в настоящее время предложить школьное и вузовское обучение» [2, 6].

В этих условиях необходимо переосмысление и совершенствование существующих методов, средств, технологий обучения и воспитания с целью формирования навыков самостоятельного критического мышления, способности к рефлексии, умений концентрироваться, сосредотачиваться на своих мыслях, абстрагировавшись от внешних раздражителей. Критическое мышление позволяет не только осмысливать происходящие события, новую информацию, ее значение, оно является неотъемлемой составляющей процесса самоосмысления, познания своего внутреннего мира и своей деятельности, своих положительных и отрицательных сторон, своего места во взаимоотношениях с другими людьми.

Человек, мыслящий критически, в состоянии адекватно оценить правильность принятых им решений, целесообразность своей деятельности и ее смысл, степень эффективности решения поставленных задач. Без способности к критическому мышлению невозможна нравственная рефлексия, а, следовательно, невозможно и воспитание нравственности, человечности, формирование необходимых для самовоспитания качеств личности, позволяющих ей в тяжелых условиях мирового кризиса вырабатывать свою устойчивую систему нравственных координат.

В связи с этим в образовательном процессе Северо-Осетинского государственного университета находят все большее применение такие современные технологии обучения, которые способствуют развитию критического мышления, формированию способности студентов к нравственной рефлексии, что в дальнейшем позволяет им переосмыслить свой негативный жизненный опыт, отрицательные ценности, установки, смыслы деятельности и происходящие события.

Развитие критического мышления студентов происходит наиболее эффективно в результате применения интерактивных технологий обучения, «в которых ученик выступает в постоянных флуктуирующих субъектно-объектных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом» [7, 240].

Характерным признаком и основой интерактивной технологии обучения является взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, направленное на продуктивную, творческую деятельность обучающихся. К интерактивным технологиям относятся дискуссии, кейс-технологии, тренинги, ролевые и деловые игры, проектная деятельность, технология развития критического мышления.

Применение технологии интерактивного обучения в образовательном процессе СОГУ позволяет решить задачу развития познавательных навыков студентов, умения самостоятельно совершенствовать свои знания, ориентироваться в информационном и социальном пространстве, самореализовываться в учебно-исследовательской деятельности. При этом информация усваивается студентами не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов. Это способствует развитию у студентов таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация и категоризация; формируются коммуникативные навыки, навыки самостоятельной организации учебно-исследовательской деятельности.

Технология интерактивного обучения состоит из методов и приемов, используемых при проведении занятий, которые:

  • активизируют когнитивные процессы студентов,
  • развивают коммуникативные навыки, необходимые в процессе общения с преподавателями и между собой, навыки коллективного взаимодействия,
  • обеспечивают деятельностный характер обучения;
  • способствуют развитию таких профессиональных качеств, как умение анализировать, прогнозировать развитие ситуации, формулировать и высказывать свою позицию, адекватно воспринимать и оценивать информацию;
  • способствует реализации возможности творческого поиска путей решения проблемы;
  • оказывают значительное эмоциональное воздействие за счет увлекательности, состязательности, творческого характера деятельности.

Из интерактивных технологий наибольшим воспитательным потенциалом обладает технология развития критического мышления студентов. Критическое мышление студентов - это один из видов интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности, осознанным подходом к окружающему его информационному полю. Для критического стиля мышления характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание причинно-следственных связей, внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений, то есть все те свойства, которые необходимы для эффективной работы с информацией, ее адекватного восприятия, понимания, умения выделять в ней основные смыслы.

Реализация технологии развития критического мышления происходит через организацию диалоговых форм работы, предполагающих активный обмен мнениями, таких, как дискуссия, дебаты, анализ ситуаций, игровые формы проведения занятий, конференции. Технология осуществляется не только на практических и семинарских занятиях, но и на лекциях, например, лекция-диалог, проблемная лекция, лекция с запланированными ошибками. Существует ряд приемов, позволяющих развивать критическое мышление студентов на занятиях. К таким приемам относятся «Вопрошающие» паузы, «Синквейн», INSERT, аргументированное эссе, конспектирование текста, рецензирование научной статьи [8, 321-330].

В любой интерактивной технологии студенты выступают полноправными участниками образовательного процесса, их опыт так же важен, как и опыт преподавателя, который не столько даёт готовые знания, сколько побуждает студентов к самостоятельному поиску необходимой информации.

В интерактивных технологиях преподаватель выступает в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды. В роли информатора-эксперта педагог излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д. В роли организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие обучающихся с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий, подготовку мини-презентаций и т.д.). В роли консультанта преподаватель обращается к профессиональному опыту участников, помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д. [6].

Одной из наиболее эффективных в воспитательном плане технологий, реализуемых в образовательном процессе нашего вуза, является технология современного проектного обучения. В основе данной технологии лежит метод проектов - способ обучения, при котором студенты приобретают знания и умения в процессе самостоятельной творческой работы по планированию и реализации проектов. Проект - это совокупность поисковых, исследовательских, рефлексивных, коммуникативных и других видов самостоятельной последовательной деятельности студентов, осуществляемой под руководством преподавателя, направленной на решение поставленной проблемы и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Изучению и разработке технологии проектного обучения в разное время были посвящены работы Дж. Дьюи, У. Килпатрика, Э. Коллингса, В.В. Гузеева, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, А.В. Хуторского, И.Д. Чечель, Г.П. Щедровицкого и др., в которых были раскрыты разнообразные аспекты проектного метода и обозначен его большой образовательный потенциал.

Метод проектов представляет собой межпредметную интегрированную личностно-ориентированную образовательную деятельность, которая позволяет формировать навыки самостоятельности студентов в мыслительной и волевой сферах, развивать умение самовыражения и рефлексии, воспитывать целенаправленность, личностную ответственность, креативность, инициативность, коммуникативность.

Отличительной характеристикой метода проекта является то, что при его выполнении результат формируется из достижений всех участников проекта, причем эффективность результата определяется качеством самостоятельной работы каждого. Среди основных характеристик данного метода выделяют следующие:

  • индивидуальный подход к каждому;
  • позитивное взаимодействие, формирование навыков социального поведения;
  • индивидуальная и коллективная ответственность;
  • постепенное наращивание знаний;
  • постепенное осознание обучающимися собственных способностей и возможностей;
  • организация совместной работы обучающихся с преподавателями, в ходе которой обсуждаются цели проекта, определяются стратегии работы над ним, прогнозируются и в дальнейшем анализируются результаты работы.

Анализируя сущность технологии проектного обучения и особенности ее реализации, можно отметить, что это одна из интерактивных и личностно ориентированных технологий, направленных на организацию самостоятельной деятельности студентов и интегрирующая в себе проблемные, групповые методы, рефлексивные, поисковые, исследовательские и прочие методики.

В последние десятилетия в связи с массовым внедрением новых информационных технологий во все сферы жизни получили распространение телекоммуникационные учебные проекты. Они представляют собой модификацию метода проектов, реализуемого в образовательном процессе в условиях глобальной информатизации при помощи компьютеров, Интернета и средств телекоммуникации.

Следует отметить, что реализация метода проектов предполагает применение новых информационных технологий для решения образовательных задач обучающихся - участников проекта. Информационные технологии, аппаратные и программные средства являются одним из механизмов и средством создания проекта [1]. Е.С. Полат под телекоммуникационным учебным проектом понимает «совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность участников-партнеров, разделенных между собой расстоянием, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленную на достижение совместного результата» [5, 240]. При этом преимущество реализации метода проектов с использованием новых информационных технологий очевидно: оно заключается в доступности и легкости методов и средств получения и обработки информации, представленной в различной форме.

Эффективность применения данной технологии обусловлена массовым интересом студентов к современным компьютерным технологиям, Интернету, средствам коммуникации. Используя их в качестве инструмента реализации учебного проекта, преподаватели проявляют уважение к молодежным ценностям, к интересам в области информационных технологий, тем самым повышают мотивацию студентов к учебной деятельности.

С другой стороны, именно эта технология позволяет преподавателю наиболее полно реализовать индивидуальный подход к организации учебной деятельности студентов, который способствует развитию мотивации у студентов к учебно-познавательной деятельности, учитывает «цель деятельности, направленность личности студента, его отношение к учебным задачам, индивидуальный характер усвоения знаний, потенциальные возможности, уровень продуктивной деятельности при решении учебных задач, самооценку достигнутого» [9, 161].

В Северо-Осетинском государственном университете реализуется один из таких проектов. Он называется «Путеводная звезда». Основной целью его создания было формирование навыков критического осмысления текстов, развитие мышления студентов и формирование у них способности к нравственной рефлексии.

При разработке идеи данного проекта был учтен интерес студентов к интернету и социальным сетям, которые в связи с этим и стали средством и пространством для его реализации. Этот проект осуществляется в двух наиболее популярных в молодежной среде социальных сетях - «Одноклассники» и «В контакте».

«Путеводная звезда» - это группа, созданная для студентов (и самими студентами). На ее страницах студенты размещают, анализируют и комментируют тексты, несущие духовно-нравственный смысл, о том, что главное в жизни у человека? Какие ценности истинные, а какие преходящие? В чем смысл и предназначение человека в этом мире?

На сегодняшний день в проекте участвуют уже более 200 студентов математического, биолого-технологического, химико-технологического факультета, факультета искусств, осетинской филологии. Их задача заключается в том, чтобы выбрать из множества информационных источников необходимый текст, несущий духовно-нравственный посыл о добре, любви, дружбе, уважении к старшим, любви к Родине, о смысле жизни, о предназначении человека в этом мире, о трудностях духовного пути человека, о поиске истины. При этом текст должен не просто содержать духовно-нравственный смысл, но и обладать эмоциональной окраской, заставляющей читателя переживать прочитанное, задуматься над ним.

Одним из главных условий для студентов является то, что те, кто не зарегистрирован в соц. сетях, не должен там регистрироваться. Это групповой проект, в котором каждый выполняет отведенную ему роль. Одни находят тексты, оформляют их, другие (те, кто зарегистрирован) размещают все в интернете. Обмен информацией происходит по электронной почте.

Участники проекта должны не просто выбрать «нужный» текст, но и подобрать к нему иллюстрацию, музыкальное сопровождение так, чтобы текст наибольшим образом воздействовал на эмоционально-интеллектуальную сферу читателя. Таким образом, студенты становятся в этом проекте своего рода просветителями, воспитателями своих друзей, подписчиков в соц. сетях, то есть всех тех, кто читает эти тексты.

Важно то, что студенты не просто должны работать с графическими программами, создавать презентации, быть их сценаристами и дизайнерами, но разрабатывать тему, имеющую духовно-нравственный смысл и культурную ценность, искать в информационном пространстве соответствующие в смысловом отношении тексты, фото- и видеоматериалы и оформлять их при помощи компьютерных технологий в законченный проект. В результате подобной самостоятельной практической деятельности «интенсифицируется процесс поиска, получения и накопления новых знаний, умений и профессиональных компетенций» [10, 122].

Таким образом, в процессе реализации интерактивных технологий обучения в образовательном процессе вуза, и в особенности в процессе реализации телекоммуникационных учебных проектов, у студентов формируются:

  • способность к нравственной рефлексии, обеспечивающая умение находить и понимать духовно-нравственные смыслы в бесконечном информационном потоке;
  • умение подвергать критическому анализу читаемый текст, способность к его осмыслению, дифференциации, определению «главных» и «второстепенных» смыслов в поступающей информации;
  • коммуникативные умения, навыки работы в команде;
  • навыки самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого плана;
  • способность анализировать и сопоставлять различные взгляды на одну проблему, при этом уметь обосновать и аргументировано доказать свою точку зрения.

В процессе подобной проектной деятельности через развитие у студентов критического мышления, формирование навыков осмысления информации, нравственной рефлексии происходит их приобщение к традиционным нравственным ценностям (милосердие, гражданственность, патриотизм, благородство, честь, долг, верность), пробуждение и развитие нравственных чувств (любви, сострадания, стыда, веры), воспитание нравственной воли (способности владеть собой, противостоять соблазнам, обуздывать свои инстинкты, преодолевать преграды на пути к духовному совершенствованию) и побуждение к нравственному поведению.

Таким образом, в условиях глобальной информационной революции Интернет обретает новые воспитательные возможности. Одним из условий эффективности воспитательного процесса в образовательном процессе вуза является применение интерактивных технологий обучения. Наиболее результативной из них является технология проектного обучения, осуществляемая на основе применения новых информационных технологий. Применение данных технологий способно структурно влиять на развитие и творческое самовыражение личности, связывая между собой преподавателя и студента, помогая им обоим преодолеть трудности в учебной и воспитательной деятельности.

Рецензенты:

Каргиева З.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ;

Чеджемов С.Р., д.п.н., профессор кафедры педагогики ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Малиева З.К. РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ МОРАЛЬНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15843 (дата обращения: 21.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252