Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Мелкова Е.Ю. 1 Энвери Л.А. 2 Осипова Л.Б. 3
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский Государственный нефтегазовый университет»
2 Нефтяной техникум (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»
3 ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный архитектурно-строительный университет»
В настоящее время происходит изменение парадигмы образования. Образoвание призвано стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку рaзнообразный набор образовательных услуг, позволяющих успешно реализоваться молодому человеку в профессиональной сфере. В современных условиях развития экономики России сфера малого бизнеса стала достаточно актуальной проблемой. Именно этому сектору экономики принадлежит главная роль в процессе увеличения среднего класса, повышения уровня благосостояния населения, улучшения качества продукции и предоставляемых услуг. В статье анализируется процесс создания малого предпринимательства в молодежной среде, выявляются проблемы и недостатки, определяются пути их дальнейшего решения. Приведена характеристика современного положения малого и среднего бизнеса, рассмотрены основные барьеры, мешающие становлению бизнес-процессов, приводятся программы и мероприятия, направленные на поддержку молодежного предпринимательства.
образование
студенты
дистанционное обучение
инновационные технологии
профессиональные компетенции
1. Кредитный портал. Кредитование малого бизнеса: проблемы // Проблемы малого бизнеса в России. – 03.10.2009. – С. 9-10.
2. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. – М. : ИНФРА-М, 2008. – С. 134.
3. Мангейм К. Диагноз нашего времени. – М. : Наука, 1989. – 324 с.
4. Неравенство и бедность // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: gks.ru.
5. О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446.
6. Общий вклад малого предпринимательства в обеспечение занятости населения // Управление и менеджмент. Финансовый менеджмент в малом бизнесе. – 2011. – № 4. – С. 15.
7. Управление малым предприятием: менеджмент и маркетинг : учебное пособие / под ред. И.В. Мишуровой. – Ростов н/Д : Ростовский государственный экономический университет РИНХ, 2008. – С. 6–7.
8. Хайруллина Д.Р. Механизм управления развитием малого бизнеса на региональном уровне // Вестник Самарского государственного университета путей сообщения. – Самара : Самарский гос. ун-т путей сообщения. – 2013. – № 1. – С. 12–18.
9. Чернышова Н.И. Проблема трудоустройства выпускников учебных заведений и поиск путей её решения // Наука и экономика. – 2011. – № 1–5. – С. 62–63.
10. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: gks.ru.

Отношение молодежи к происходящим в стране событиям является важным фактoром для государства и общества. Оно выражaется в восприятии молодежью жизни современного общества и функционирования государства, оценке своего места в обществе, а также в способствовании его развитию. Одновременно государство призвано активно проводить молодежную политику, вести постоянный контроль за ее реализацией, осуществлять планомерную деятельность для решения насущных молодежных проблем. Молодежь – особая часть общества, положение которой детерминировано социально-экономическим состоянием общества. Она представляет стратегический ресурс его развития, разумное пополнение производительных сил общества, являясь не только энергичной, но и быстро обучаемой рабочей силой. Немецкий ученый Карл Мангейм уверенно заявлял, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. По мнению ученого, «молодёжь призвана играть роль оживляющего посредника социальной жизни» [3].

Жизненная практика подтверждает, что с каждым днем возрастает число молодых людей, считающих получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, поскольку поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда и во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политики в области занятости. Для полной реализации потенциала молодые люди должны быть охвачены работой [9, с. 62–63]. Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит общественное развитие. К сожалению, данная категория населения является одной из особо уязвимых групп на рынке труда. По данным Международной организации труда, во всём мире молодые люди сталкиваются с реальными трудностями, связанными с поиском достойных рабочих мест.

Важнейшими показателями экономической ситуации в стране являются динамика уровня безработицы, емкость и конъюнктура рынка труда, соотношение спроса и предложения на рабочую силу. По данным государственной статистики, около трети молодых людей зарегистрованы в качестве безработных в Центре занятости [4]. Однако приведенная статистика не в полной мере отражает ситуацию на рынке труда, и особенно в молодежном сегменте. Следует отметить, что молодежь редко пытается обращаться в Центр по трудоустройству. При этом не учитывается все многoобразие новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями российских рыночных отношений. Более 50% молодёжи, занятой на предприятиях государственного сектора, работает по совместительству, около 25% - подрабатывает в различных альтернативных формах занятости.

Это подтверждает, что в молодежной среде остро протекают процессы социальной дифференциации. Причина: радикальное преобразование российского общества и связанные с этим глубокие изменения его социальной стратификации. Это обостряет социальную поляризацию, основанную на имущественном расслоении. Фундаментальными критериями социальной дифференциации молодежи являются социальное происхождение и положение, материальные возможности, ценностные ориентации, образ жизни. В связи с низкой трудовой востребованностью для молодежи стал характерен социальный пессимизм. В связи с этим происходят полярные изменения трудовой мотивации, что в конечном счете может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Одним из ключевых способов снижения безработицы является поддержка со стороны государства развития молодежного предпринимательства. Молодёжь в силу своего возраста находится в процессе поиска профессионального рода деятельности и нередко останавливает свой выбор на предпринимательстве. Относительно процесса создания малого предприятия выдвигаются различные суждения. Так, например, американский учёный П. Самуэльсон утверждает, что «люди всегда хотят начать самостоятельное дело. Если даже им не удастся заработать больше, чем несколько тысяч долларов в год» [2, с. 134]. В данном случае главным мотивом служит склонность к каждодневному решению задач по организации своего бизнеса. Подобной точки зрения придерживается учёный П. Друкер, говоря, что «предпринимательская деятельность – это процесс создания и функционирования новых малых предприятий, которые предлагают потребителям новые товары» [2, с. 136].

Сегодня около 70-80% регистрируемых предприятий альтернативного сектора экономики организуется людьми 25-30-летнего возраста. Малое предпринимательство позволяет создавать новые рабочие места, способствует демонополизации российской экономики, нацелено на формирование нового слоя цивилизованных предпринимателей [2]. Малое предпринимательство характеризуется низкой капиталоемкостью и более высокой трудоемкостью по сравнению с крупным производством. Государству выгодно инвестировать свои ресурсы в развитие малого бизнеса, дающего быструю отдачу, рост числа рабочих мест и налоговых поступлений. Важным фактором стимулирования молодых предпринимателей является не только обучение основам ведения бизнеса, но и помощь в открытии собственного дела: выделение льготных кредитов и субсидий, предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды; помощь с техническим оснащением на основе лизинга и в составлении бизнес-планов [5].

Организация предпринимательской деятельности – это потребности молодежи в самореализации, финансовой независимости, стремление улучшить и внести собственный вклад в определенный вид хозяйственной деятельности. Малые предприятия более мобильны, имеют сравнительно более высокую оборачиваемость капитала, приносящую определенную выгоду государству [1, с. 9-10]. Малый бизнес является генератором новых бизнес-идей и инноваций. Малое предпринимательство вносит существенный вклад в обеспечение занятости населения, формирование валового внутреннего продукта. Россия по данным показателям значительно отстаёт от стран с развитой рыночной экономикой. Малыми предприятиями в России создается лишь около 12% ВВП. В то время как в США, Японии, Германии их доля в ВВП достигает 50-60% [6, с. 15]. Опыт мирового экономического развития подтверждает, что в периоды кризисов и спадов производства именно малый бизнес является существенным фактором создания новых рабочих мест [7]. Однако нельзя недооценивать роль и место молодежного предпринимательства в экономике страны. Различные виды и современные формы организации бизнеса дают молодому предпринимателю свободу выбора направления деятельности и позволяют полностью реализовать свой потенциал, грамотно и компетентно распоряжаться данным бизнесом. В последнее время получили развитие новые сектора экономики: банки, страховые, консалтинговые, аудиторские и инвестиционные компании. Причем многие бизнесмены вышли из сектора молодежного предпринимательства.

На сегодняшний день молодёжное предпринимательство является одним из приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в ХМАО - Югре. Положение современной молодежи в обществе не всегда стабильно, что приводит к обострению молодежных проблем (потеря социальных гарантий, утрата чувства собственной безопасности, снижение жизненного уровня, неудовлетворенность материальным положением, жилищными условиями, работой). Их нерешенность – источник постоянной напряженности в молодежной среде. Результаты авторского исследования предоставили возможность выявить приоритетные интересы молодежи ХМАО. Опросу подлежали 285 человек – 2 разновозрастные группы молодежи с 16 до 21 года и с 25 до 35лет. К тому же были опрошены 30 экспертов (специалисты по работе с молодежью, педагоги, представители родительской общественности). Метод исследования – анкетирование.

На вопрос «Определите наиболее актуальные социальные проблемы молодежи» респондентам предлагалось выбрать 3 варианта ответов (рис. 1).

Рис. 1. Социальные проблемы молодежи, в %.

Результаты оказались следующими: безработицей обеспокоено 32,4/27,3 молодых людей из числа опрошенных в регионе; ростом преступности – 26,45/31,4; низкой оплатой труда – 12,55/18,5; социальным расслоением населения – 11,7/23,1; низким уровнем культуры – 18,2/28,6; слабой организацией досуга – 23,4/16,6; устранением молодежи от участия в делах государства – 20,4/34,3. (Примечание – учащаяся молодежь/работающая молодежь.) Одновременно результаты показывают, что в процессе реализации молодежной политики первостепенное внимание должно уделяться трудоустройству молодежи. Известно, что молодежь ориентирована на хорошо оплачиваемую, интересную, престижную работу, способствующую развитию их творческого потенциала.

В современных условиях система ценностей развивающегося предпринимательского слоя становится значимой для большой части молодых людей в округе. Происходит формирование рыночных стандартов поведения (экономическая активность и свобода дейст­вий, предприимчивость, способность к риску). Это свидетельствует, что молодежь ХМАО стала сторонником социально ориентированных рыночных реформ. Главными достижениями молодые люди считают права и свободы в политике, экономике, культуре и частной жизни, хотя и убеждены, что большинство свобод не гарантируется, а лишь декларируется государством. В ходе опроса выявлено, что молодежь оптимистично настроена в ожиданиях будущего: 23,5% - уверены, что произойдут перемены к лучшему; 34,2% - лишь предполагают перемены к лучшему; 26,9% - считают, что ничего не изменится; 10,9% - предполагают перемены к худшему; 2,2% - уверены в переменах к худшему; 2,3% - затруднились дать собственную оценку будущего. Как говорилось выше, молодежь представляет собой созидательную общественную силу, активно вовлеченную в проведение экономических реформ. Это подтверждают эксперты, определяя значимую роль молодежи в социально-экономической сфере (62,3%) (рис. 2).

Рис. 2. Мнения экспертов о роли молодежи, в %.

Стимулирование активности молодежного предпринимательства в данном регионе осуществляется через реализацию действенной системы мер, направленной на вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность. Комплекс мероприятий разработан с учетом рекомендаций Федерального агентства по делам молодежи. В 2014 году согласно государственной программе ХМАО - Югры «Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации ХМАО - Югры на 2014-2020 годы» продолжится реализация основных мероприятий по стимулированию развития молодежного предпринимательства в ХМАО - Югре:

  • кубок Югры по управлению бизнесом «Точка Роста» - крупнейший в России региональный чемпионат по управлению компанией на основе компьютерной бизнес-модели для молодых менеджеров, предпринимателей и студентов округа;
  • конкурс «Молодой предприниматель России - 2014», целью которого является популяризация предпринимательства как эффективной жизненной стратегии в молодежной среде;
  • проект «Азбука бизнеса» - профориентационные курсы для старшеклассников 10-11-х классов;
  • «Уроки финансовой грамотности» ежегодно проходят в рамках проведения Всероссийской акции «День финансовой грамотности» в учебных заведениях округа;
  • ежегодные конкурсы творческих детских работ «Предпринимательство сегодня», фоторабот «Предпринимательство глазами молодежи» проводятся ежегодно;
  • «Факультет Бизнеса» - программа обучения для студенческой аудитории;
  • курс начинающего предпринимателя продолжительностью 72 акад. часа, включающий блоки: «Основы предпринимательской деятельности», «Основы менеджмента и маркетинга», «Основы бизнес-планирования», «Управление персоналом»;
  • конкурс молодежных бизнес - проектов «Путь к успеху»;
  • образовательный модуль «Генерация роста» в объеме 72 часов, направленный на развитие предпринимательских компетенций;
  • предоставление грантовой поддержки по итогам конкурсного отбора в размере до 300 тыс. рублей от Фонда поддержки предпринимательства Югры (по итогам конкурса молодежных бизнес-проектов «Путь к успеху!»);
  • образовательная поддержка в виде обучающих мероприятий, направленных на развитие предпринимательских компетенций, в том числе с привлечением бизнес-тренеров российского уровня;
  • «Бизнес-наставничество» - персональное сопровождение проектов начинающих молодых предпринимателей наставниками из числа успешных предпринимателей автономного округа, имеющих многолетний практический опыт ведения бизнеса;
  • слет молодых предпринимателей Югры – ежегодное масштабное мероприятие;
  • обеспечение участия в межрегиональных, общероссийских и международных мероприятиях: Всероссийский образовательный форум «Селигер», форум для молодежи Уральского федерального округа «Утро», Всероссийский конгресс «Ты – предприниматель».

На территории ХМАО - Югры количество субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 23479 единиц, зарегистрировано 59892 индивидуальных предпринимателя. За три года данный показатель вырос на 20,6%. Среднесписочная численность работников на малых и средних предприятиях составляет 126,8 тыс. человек, увеличившись за рассматриваемый период на 3,8 тыс. человек (на 3%). Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в общей среднесписочной численности работников округа составляет 16,4%. Оборот предприятий малого и среднего предпринимательства составил 365,5 млрд рублей. За рассматриваемый период отмечается положительная динамика основных показателей деятельности малых предприятий округа.

В ХМАО - Югре наиболее популярными среди субъектов малого бизнеса определены следующие виды экономической деятельности: 1) оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 40,6%; 2) строительство – 25,7%; 3) транспорт и связь – 9,1%; 4) операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 8,8%.

Итак, за рассматриваемый период наиболее популярными среди субъектов малого предпринимательства по-прежнему остаются: оптовая и розничная торговля, строительство, транспорт и связь. Следует отметить, что современные условия ведения бизнеса характеризуются наличием существенных трудностей выхода на рынок. К ним в первую очередь стоит отнести: низкую платежеспособность населения, рост транспортных и ряда других издержек, сложный доступ к сырьевым ресурсам, новым технологиям, заемному капиталу [8, с. 13]. Ухудшение социально-экономической ситуации в стране, ослабление государственной поддержки, несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей хозяйственную деятельность, административные барьеры, налоговый пресс, недоступность инвестиционных ресурсов все чаще затрудняют ведение молодежного бизнеса. Решить обозначенные проблемы, по мнению авторов, можно только при обеспечении оптимального сочетания интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. Для этого необходимо создать упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, то есть той среды, которая должна быть стимулом развития бизнеса и способствовать созданию благоприятных условий для молодых граждан, готовых начать и продолжить свое дело. Таким образом, для прогрессивного развития молодёжного предпринимательства важно установить правильные ориентиры как для молодых предпринимателей, так и для проводимой в этой области государственной политики. При этом необходимо иметь критичный подход к навязыванию западных стандартов и уделять наибольшее внимание национальным предпринимательским традициям, основанным на уникальном народном менталитете. a

Рецензенты:

Силин А.Н., д.с.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;

Толмачева С.В., д.с.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Мелкова Е.Ю., Энвери Л.А., Осипова Л.Б. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15815 (дата обращения: 18.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252