Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Самосонова И.А. 1 Корниенко К.А. 1 Волкова А.В. 1
1 ГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса»
Бюджетное планирование чрезвычайно важно для любого муниципального образования, так как отвечает за своевременное выполнение основной функции по полному и своевременному исполнению расходных обязательств, установленных нормативными правовыми актами, а также исполнение договоров (контрактов) и соглашений, заключенных получателями средств муниципального бюджета. В рамках достижения поставленной цели финансовый орган муниципального образования выполняет важную регулятивную функцию в сфере обеспечения стабильности бюджетной системы, создания условий для совершенствования бюджетного планирования, а также внедрения элементов бюджетирования. Задачей любого финансового органа муниципального образования является обеспечение результативного и ответственного бюджетного планирования муниципальных финансов. Однако, как уже говорилось, достижение целей и решение задач обеспечивается реализацией всех вышеперечисленных позиций, направленных на формирование стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств муниципальных образований. В условиях расширения бюджетной самостоятельности и ответственности местных органов власти возрастает значение механизмов поддержки проводимых на местном уровне реформ, направленных на повышение эффективности функционирования бюджетного сектора и качества управления общественными финансами на муниципальном уровне.
ответственное
результативное
качество управления общественными финансами
местное самоуправление
бюджетное планирование
1. Верхотуров Д.А., Конвесарова Е.В., Спевак Е.Г. Методический подход к расчету субсидий дорожного хозяйства муниципальных образований региона в целях развития туризма / Дальневосточный федеральный университет // Экономика и менеджмент систем управления [Воронеж]. - 2013. - № 1, 2.
2. Ворожбит О.Ю., Сковпина Т.А., Новицкая Е.В. Диверсификация доходов Владивостокского городского округа // Экономическая наука: прошлое, настоящее, будущее. - Уфа, 2014.
3. Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики : учебное пособие для вузов. – М., 2012.
4. Богачева О.В. Проблемы укрепления бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления. - Пермь, 2013. - Сборник № 5.
5. Горный М.Б. Основы муниципальной экономики : учебник для вузов // Весь мир. – 2012. - № 4.

Бюджетное планирование чрезвычайно важно для любого муниципального образования, так как отвечает за своевременное выполнение основной функции по полному и своевременному исполнению расходных обязательств, установленных нормативными правовыми актами, а также исполнение договоров (контрактов) и соглашений, заключенных получателями средств муниципального бюджета.

В рамках достижения поставленной цели финансовый орган муниципального образования выполняет важную регулятивную функцию в сфере обеспечения стабильности бюджетной системы, создания условий для совершенствования бюджетного планирования, а также внедрения элементов бюджетирования.

Задачей любого финансового органа муниципального образования является обеспечение результативного и ответственного бюджетного планирования муниципальных финансов [1].

Результативность и ответственность бюджетного планирования муниципальных финансов, по нашему мнению, должны включать 4 составляющие, представленные на рис. 1.

Рис. 1. Четыре составляющие бюджетного планирования муниципальных финансов.

Основные позиции в сфере реализации данной задачи следует делить на два блока:

  • первый связан с нормативным регулированием бюджетного процесса;
  • второй - с реализацией принципов результативного и ответственного бюджетного планирования муниципальных финансов [2].

Первый блок заключает в себе 3 позиции.

  1. Четкие и однозначные дефиниции ответственности и полномочий участников бюджетного процесса, в том числе финансового органа местного самоуправления, отвечающие за составление и исполнение бюджета.
  2. Установление системы результатов деятельности, обеспечивающих исполнение финансовой политики муниципального образования.
  3. Самостоятельность и ответственности ведомств, их структурных подразделений и учреждений при планировании и достижении результатов использования бюджетных ассигнований в рамках установленных финансовых ограничений.

Второй блок заключает в себе 5 позиций.

  1. Наличие и соблюдение прозрачных и устойчивых к коррупции процедур принятия решений по использованию бюджетных средств, в том числе – при осуществлении бюджетных закупок.
  2. Наличие и соблюдение формализованных требований к ведению бюджетного учета, составлению и предоставлению бюджетной отчетности.
  3. Предоставление бюджетной отчетности в соответствии с общими принципами, необходимыми и достаточными для проведения межрегиональных и межведомственных сравнений.
  4. Наличие и применение методов оценки результатов использования бюджетных средств ведомствами и учреждениями в отчетном и плановом периоде.
  5. Регулярного проведение анализа и оценки качества управления финансами с поддержкой мер по его повышению.

Полное выполнение двух блоков потребует большого времени и средств. Альтернативой этому положению может послужить «симбиоз позиций» из первого и второго блока. «Симбиоз позиций» послужит для получения частичного эффекта по улучшению управлением системой муниципальных финансов при затрате меньшего времени и административных ресурсов, т.е. следует говорить о расстановке приоритетов муниципальным образованием для себя.

Ниже приведена формула «симбиоза позиций» и применение одного из таких симбиозов по развитию бюджетного планирования муниципальных финансов, заключающий в себе ряд позиций из вышеперечисленных блоков.

Рис. 2. Симбиоз позиций по развитию системы бюджетного планирования муниципальных финансов: P1 - номер позиции; B1 - название блока.

Применение результата данного «симбиоза позиций» по развитию бюджетного планирования муниципальных финансов позволит решить следующие задачи:

  • обеспечение самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления при формировании расходов, прежде всего при определении объектов бюджетных инвестиций и объема расходов на заработную плату в бюджетной сфере;
  • консолидацию отдельных направлений финансовой помощи;
  • соблюдение прозрачных и устойчивых к коррупции процедур принятия решений по использованию бюджетных средств;
  • стабильность методик и результатов распределения межбюджетных трансфертов из районного бюджета;
  • выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Результаты применения «симбиоза позиций» выражаются в следовании принципам, предполагающим введение среднесрочного финансового планирования, анализа и управления рисками в бюджетной сфере, улучшение качества прогнозирования основных параметров районных бюджетов [3; 4].

Однако, как уже говорилось, достижение целей и решение задач обеспечивается реализацией всех вышеперечисленных позиций, направленных на формирование стабильной финансовой основы для исполнения расходных обязательств муниципальных образований.

В условиях расширения бюджетной самостоятельности и ответственности местных органов власти возрастает значение механизмов поддержки, проводимых на местном уровне реформ, направленных на повышение эффективности функционирования бюджетного сектора и качества управления общественными финансами на муниципальном уровне [5].

Рецензенты:

Савалей В.В., д.э.н., профессор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток;

Латкин А.П., д.э.н., профессор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Самосонова И.А., Корниенко К.А., Волкова А.В. РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15812 (дата обращения: 09.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074