Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ)

Бахор Т.А. 1 Зырянова О.Н. 1 Лобанова О.Б. 1 Осяк С.А. 1 Яковлева Е.Н. 1 Коршунова В.В. 2
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета
2 Сибирский федеральный университет
Исполнение проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» (рук. О.Г. Смолянинова), в соответствии с Государственным контрактом № 05.043.12.0031 от 18.06.2014 г., который реализуется в Красноярском крае, потребовало от разработчиков коренного изменения в планировании учебной деятельности бакалавров. В рамках практического бакалавриата обучение должно быть нацелено на готовность и способность обучающихся самостоятельно решать профессиональные задачи. В статье представлены различные формы практической деятельности бакалавров при изучении некоторых дисциплин учебного плана («Детская литература с методикой преподавания», «Методика преподавания естествознания в начальной школе» и др.).
стандарты образования
практическая деятельность
бакалавр
деятельностный подход
прикладной бакалавриат
педагогическое проектирование
творческая деятельность
1. Газизова Т.В., Зырянова О.Н., Колесникова Т.А., Осяк С.А., Бахор Т.А., Коршунова В.В. Усиление практической направленности обучения будущих учителей начальных классов в программах бакалавриата в процессе проектной деятельности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: www.science-education.ru/118-14435 (дата обращения: 31.10.2014).
2. Суворова П.Е. Конструирование культурных миров и языковая картина мира // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 78. – С. 143-154.
3. Суворова П.Е. Культурные коды в творчестве детей Поволжья (дом, город) // Наука – промышленности и сервису. – 2013. – № 8-2. – С. 84–87.
4. Суворова П.Е. Ментальное пространство как код модели мира // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2011. – № 4-2. – С. 157-160.
5. Формирование профессиональных компетенций при подготовке бакалавров педагогического образования: материалы производственной практики (из опыта работы): учебное пособие / под общ. ред. Т.А. Бахор, О.Б. Лобановой. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2014. – 228 с.
6. Шептуховский М.В. «Окружающий мир» в начальной школе: проблемы подготовки кадров. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. – 290 с.
Основоположниками теории деятельности и деятельностного подхода в отечественной психологии являются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтъев, С.Л. Рубинштейн, Г.В. Суходольский и др. В педагогической психологии в рамках деятельностного подхода разработаны теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, A.К. Маркова, Д.Б. Эльконин), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), концепция проблемного обучения (Д.Н. Богоявленский, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская). Деятельностному подходу в обучении студентов посвящены исследования А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, Н.М. Князева, В.А. Сластенина, Т.А. Черниковой и др.

В основу ФГОС заложен деятельностный подход, предполагающий развитие личности учащегося на основе универсальных учебных действий: обучение строится на взаимодействии ученика и учителя, при котором ученик способен самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач, активно включаться в творческую деятельность.

Подготовка учителей, готовых осуществлять деятельностный подход в обучении учащихся, на сегодняшний день очень актуальна. Для современного образования необходимы педагоги, способные организовать активную учебно-познавательную деятельность учащихся, создать условия для их творческого развития, владеющие не только отдельными технологиями, но имеющие прочный методологический фундамент своей деятельности. На достижение этой цели направлен проект «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» (Государственный контракт № 05.043.12.0031 от 18.06.2014 г.). Руководит проектом доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО О.Г. Смолянинова, директор Института педагогики, психологии и социологии ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (ИППС СФУ). Участником сетевого взаимодействия образовательных организаций, разработавших и реализующих данный проект, является и Лесосибирский педагогический институт - филиал СФУ. «Принципиальная новизна представленной модели профессиональной подготовки учителя заключается в том, что она ориентируется не только на федеральные государственные общеобразова­тельные стандарты высшего образования (ФГОС и ФГОС+), среднего профессионального образования, начального общего образования, но и на профессиональный стандарт педагога» [1].

При реализации указанного проекта разработаны новые модули для программы прикладного бакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов), созданы пилотные площадки по апробации разработанных учебных модулей с последующим обсуждением материалов проекта в электронных и специализированных печатных средствах массовой информации.

Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются в контексте модели будущей деятельности. Деятельностный подход в обучении позволяет формировать у обучающихся основы теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях, изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с предметом через построение системы научных понятий. В этой связи возрастает роль самостоятельной работы студентов, особую значимость в практике современного образования приобретают формы и методы работы, которые стимулируют самостоятельность и творчество студентов.

Реализации деятельностного подхода в образовании способствуют самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ); систематическое чтение и конспектирование литературы; написание рефератов, курсовой работы; обработка и анализ экспериментальных данных, полученных во время экспериментов и наблюдений для научно-исследовательских работ в рамках студенческого научного кружка; выполнение студентом домашних заданий учебного и творческого характера и др. Методы, формы и средства лекционно-семинарского обучения студентов в меньшей степени должны быть ориентированы на трансляционные и в большей мере должны включать дискуссионные и эвристические, формируя научно-исследовательскую среду. Так, при изучении дисциплины «Методика преподавания естествознания в начальной школе» для студентов разрабатывается система исследовательских заданий, проектов, направленных на получение каждым студентом информации об окружающем мире при выполнении самостоятельных работ (в процессе теоретического изучения курса естествознания) по изучению конкретных объектов (название, описание, характеристика среды обитания и т.п.) и процессов на территории своего края (цикличных, деятельности человека, трофических, физических и т.п.).

Например, на протяжении всего года обучения студенты проводят наблюдения за климатическими изменениями, изучают фенологические явления, анатомо-морфологические, экологические особенности растений и животных на территории своего края. Задания подбираются так, что ответ на них можно найти в основном при исследовании конкретных реальных природных и социальных объектов и явлений.

Приводим пример одного из самостоятельных заданий по изучению весенних явлений в окружающем мире, имеющих к тому же ярко выраженный методический аспект: «Определить, сохранился ли снег в населенном пункте? Если снег сохранился, то в каких местах? Замечен ли процесс глетчерования снега? Где? Описать внешний вид снега. Грунт на газонах пересыщен влагой. Предложите способ определения этого качества грунта. Какие процессы эрозии Вы наблюдали (плоскостная или линейная, в чем проявлялась)? Заметили Вы или нет пробуждение растений? Если заметили, то в чем оно проявилось? Какие насекомые встречены во время наблюдения? Назовите их и перечислите признаки, на основании которых Вы определили насекомых. Чем занимались насекомые? Какие птицы встречены во время наблюдения? Назовите их и перечислите признаки, на основании которых Вы определили птиц. Каких млекопитающих Вы наблюдали в населенном пункте, чем они занимались? Какую специфически весеннюю деятельность людей Вы наблюдали в населенном пункте?». При его выполнении у студентов возникает много методологических затруднений, приводящих их к пониманию роли учебной литературы как помощника в познании реального мира (в определении животных и растений, в их назывании, в понимании специальных терминов, в применении методики изучения явления и т.п.), но не как источника эмпирической информации. Вместе с тем студентами осознается тот материал, который они, действительно, не знают, но при помощи преподавателя имеют доступные способы решения возникающих проблем [6].

При изучении студентами предмета «Методика преподавания естествознания в начальной школе» особая роль уделяется пониманию специфики преподавания естествознания в различных дидактических системах и УМК; знанию приемов, методов обучения естествознанию и специфике их применения в вариативных пропедевтических программах «Окружающий мир»; знанию о средствах и специфических формах организации обучения младших школьников учебному предмету «Окружающий мир»; пониманию возможности применения инновационных педагогических технологий; умению составить конспект урока.

К подобным технологиям, которые должны освоить студенты, будущие учителя начальных классов, относятся проектирование и проектная деятельность. В современной образовательной практике проектирование является не только управленческим этапом организации педагогической деятельности, но и выступает в качестве системной компетенции, которую необходимо сформировать в современном профессиональном обучении [5]. Проектная деятельность находится в контексте пошаговой стратегии, что предполагает наличие определенных последовательных этапов развертывания проекта во времени и пространстве [1]:

1. Предпроектный (предварительный) этап (диагностика ситуации, проблематизация, концептуализация, целеполагание, ценностно-смысловое самоопределение, формат проекта, планирование, публичное представление проекта).

2. Этап реализации проекта (уточнение цели, функций, задач и плана работы каждым из участников проекта, пошаговое выполнение запланированных проектных действий - формы, методы, средства, конкретные действия, коррекция хода проекта, получение и внутренняя оценка проектного продукта, внешняя экспертиза).

3. Рефлексивный этап (соответствие результата первоначальному замыслу, качество полученного продукта, качество совместной деятельности и отношений, перспективы использования продукта и развития проекта, анализ полученных результатов и пошаговый анализ процесса реализации проекта).

4. Послепроектный этап (апробация, распространение результатов и продуктов деятельности, выбор вариантов продолжения проекта).

Систематическое и активное участие студентов в проектной деятельности способствует формированию у них умений «организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона», что соответствует требованиям «Профессионального стандарта педагога» (2013 г.).

Так, на эффективное решение этих задач при изучении дисциплины «Детская литература с методикой преподавания» направлен проект «Живое слово В.П. Астафьева», цель которого - популяризация студентами творческого наследия В.П. Астафьева среди жителей г. Лесосибирска и близлежащих территорий (детей, учащихся, студентов и др.), посредством актуализации поставленных писателем в произведениях философских и нравственных проблем, значимых для воспитания в современном человеке патриотизма, толерантности, активной гражданской позиции.

Изучение личности и творчества В.П. Астафьева как человека и творца, в судьбе которого отразилась история страны [4], позволяет современному читателю увидеть те аспекты бытия человека, которые важны были для писателя (взаимоотношения человека и природы, человек и родовые его связи, человек и общество, жизнь людей разных национальностей и др.) [2].

Задачи проекта: усиление интереса к личности В.П. Астафьева, его биографии, местам проживания писателя; активизация читательской деятельности, направленной на знакомство с произведениями В.П. Астафьева и материалами о его жизни; выявление актуальной для современных читателей тематики, проблематики и идейного содержания произведений писателя [3]; содействие развитию творческого потенциала жителей г. Лесосибирска и близлежащих территорий посредством их вовлечения в культурно-массовые мероприятия, посвященные творчеству Астафьева (викторины, творческие конкурсы и т.д.); организация и проведение культурно-просветительских мероприятий.

На 1-ом (предварительном) этапе проекта необходимо было провести анкетирование для выяснения степени интереса к творчеству Астафьева и знания его произведений среди представителей разных социальных групп и разных возрастов. Результаты анкетирования стали основой для планирования мероприятий, подборки материалов по творчеству писателя (произведения, факты биографии, эпистолярное наследие, воспоминания современников, экранизация произведений и т.д.), которые оказались вне поля зрения целевой аудитории.

2-ой этап реализации проекта начинается с создания рекламной продукции. Буклеты «А знаете ли Вы, что В.П. Астафьев пережил.../ испытал.../ был участником.../ писал о ...», выполненные студентами, нацелены на усиление интереса целевой аудитории к личности писателя, так как в них были отражены наиболее интересные факты его биографии. В процессе изготовления буклетов студенты задействовали учащихся, которые подбирали для буклетов материалы, распространяли их среди одноклассников и других учащихся школы, в учреждениях дополнительного образования, в местах работы родителей и родственников.

Среди младших школьников и детей с ограниченными возможностями здоровья студенты проводили конкурсы иллюстраций к произведениям В.П. Астафьева. Лучшие работы размещались в социальных сетях и на стендах проекта. Иллюстрации детей были использованы также для оформления городского транспорта, способствуя популяризации творчества писателя среди пассажиров.

На сайте института была создана интернет-страница «Живое слово В.П. Астафьева», на которой регулярно размещались высказывания писателя, вызывающие отклики посетителей сайта, молодежи и людей старшего возраста. В качестве цитат из произведений В.П. Астафьева студенты избрали для дискуссии такие: «Как часто мы бросаемся высокими словами, не вдумываясь в них. Вот долдоним: дети - счастье, дети - радость, дети - свет в окошке! Но дети - это еще и мука наша! Дети - это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу - все наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими - никогда» («Царь-рыба»); «Любовь - это творчество. Всегда творчество. Мы любим в других то, чего нет в нас, если нет этого и в других - выдумываем, внедряем» («Тельняшка с Тихого океана») и др.

Студенты оценивали конкурсные работы с эстетической, художественной точки зрения, определяли их жанровые особенности, соответствие формы и содержания и т. д. Все это, безусловно, способствовало развитию профессиональных компетенций студентов - будущих педагогов, формированию у них умения использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования.

Создание презентаций - процесс достаточно сложный и кропотливый, поэтому конкурс презентаций и роликов по мотивам творчества писателя, организованный среди младших школьников, учащихся средних классов и др., требовал проведения предварительных мастер-классов. Студенты демонстрировали умения использовать интернет-ресурсы, создавать разного рода презентационные программы, знакомили учащихся с требованиями композиции ролика, его концепции, приёмами выгодной подачи текстовой информации, выбора фотографий и рисунков, иллюстрирующих текст, и т.д. Завершил серию творческих состязаний конкурс сочинений «Астафьев в моей жизни».

Поездка в пос. Овсянка победителей конкурсов позволила им прикоснуться к самым истокам творчества писателя, окунуться в атмосферу созданных им творений. Поездка потребовала от студентов серьёзной подготовки для информационного сопровождения экскурсии. Например, когда автобус остановился около смотровой площадки, на которой расположена скульптурная композиция, посвященная астафьевской «Царь-рыбе», студенты помогали участникам экскурсии осмыслить и сформулировать концепцию памятника.

3-ий этап включал повторное анкетирование, позволившее выяснить эффективность проекта, так как увеличились показатели интереса детей, учащихся и молодежи к творчеству писателя. Созданный в этот период сборник «Живое слово В.П. Астафьева» - наглядное воплощение результатов деятельности студентов, показатель роста их профессионального мастерства.

Заключительным мероприятием проекта стал вечер «...В творчестве моем биография отражена довольно полно и подробно» (В.П. Астафьев), во время которого подводятся итоги реализации проекта, награждаются победители конкурсов в разных возрастных группах.

4-ым этапом реализации проекта «Живое слово В.П. Астафьева» стал ежегодный творческий конкурс эссе, стихотворений, прозы, сценариев, презентаций и видеороликов, навеянных творчеством писателя.

Таким образом, подготовка и реализация проекта включает различные способы организации индивидуального, группового и коллективного развития обучающихся, формирует их разнообразные личностные качества, студенты приобретают навыки работы в команде. Только использование активных методов и форм обучения, организация деятельности студентов, адекватной профессионально-педагогической, позволяют обеспечить высокий уровень готовности будущих учителей начальных классов к профессиональной самореализации.

Рецензенты:

Гафурова Н.В., д.п.н., профессор кафедры педагогики профессионального обучения Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск;

Смолянинова О.Г., д.п.н., профессор, директор Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Бахор Т.А., Зырянова О.Н., Лобанова О.Б., Осяк С.А., Яковлева Е.Н., Коршунова В.В. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15787 (дата обращения: 24.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252