Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СРЕДЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гакова Е.В. 1
1 БГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»
Современные молодые специалисты должны владеть не только знаниями и умениями будущей профессии, но и иметь некий багаж, который бы позволил им эффективно применять полученные знания и опыт, успешно интегрироваться в профессиональное пространство и стать конкурентоспособными не только в пределах нашей страны, но и при необходимости за рубежом. Креативность, как поведенческий конструкт, рассматривается исследователями как залог эффективности и успешности молодых специалистов, а также является объектом многочисленных исследований. Однако одни исследователи рассматривают креативность как компетентность, другие как компетенцию, что вносит разночтения в понятийный аппарат и негативно сказывается на дальнейших исследованиях. Компетенции в западной научной литературе рассматриваются как отдельные виды поведения, способствующие эффективной деятельности личности. Применяя компетенции к креативности, мы можем говорить об определенных видах креативного поведения, которые будут способствовать эффективной деятельности и личностной модификации. Креативность и компетенции тренируемы и развиваемы, так как проявляются через поведение. Необходимо создание педагогических условий и методов, способствующих развитию креативных компетенций в среде вуза.
компетенции
креативность
компетентность
высшее образование
1. Барышева Т.А. Психологическая структура креативности (опыт эмпирического исследования) // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. – 2012. – № 145. – C. 54- 64.
2. Boyatzis, R.E. Competencies in the 21st century//Journal of Management Development. 2008. Vol. 27 No. 1. P. 5-12.
3. Boyatzis, R.E., Goleman, D., Rhee K.S. The Handbook of Emotional Intelligence/Jossey-Bass, San Francisco. 2000. P. 343-362.
4. Csikszentmihalyi, M. Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention/ New York: HarperCollins. 1996. P.194.
5. Gardner, H. Creating minds: An anatomy of creativity Seen Through the Lives of Freud, Einstein, Picasso, Stravinsky, Eliot, Graham, and Ghandi/ New York. 1993. P. 454.
6. Guilford, J. P. Creativity// American Psychologist. 1950. No.5. P. 444-454.
7. Lester Stan, Professional standards, competence and capability// Higher Education, Work-based Learning and Skills. 2013. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sld.demon.co.uk/capstds.pdf - (Дата обращения 27.10. 2013).
8. McClelland, D.C. Testing for Competence Rather Than for Intelligence //American psychologist. 1973. P. 1-14.
9. Sternberg, R.J., &Lubart, T.I. Creating creative minds // PhiDeltaKappan. 1991.72. P. 608-614.
10. White, R.H. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological Review. 1959. P. 279-333.
Быстро меняющаяся действительность ориентирует современное общество, рынки труда и институты высшего образования на развитие дидактических систем, обеспечивающих не только качественное усвоение студентами профессиональных знаний, умений и навыков, но и умение их эффективно и продуктивно использовать, развивая креативное поведение в течение всей жизнедеятельности.

В последнее десятилетие с введением компетентностного подхода в ходе проводимых реформ высшего образования с целью решения вышеизложенных задач появилось много научных статей, а также диссертационных исследований, рассматривающих данный подход в отношении к разным педагогическим аспектам. Однако во многих исследованиях креативность рассматривают как компетентность, так и как компетенцию. Различны также мнения по поводу самих понятий «компетентность» и «компетенция». Данная статья рассматривает англоязычные источники, многие из которых еще не переведены на русский язык, с тем, чтобы рассмотреть данные понятия и внести ясность в историю возникновения данных понятий, а также их использования в англоязычной научной литературе.

В этой связи необходимо отметить, что, возможно, недопонимание и путаница в понятиях происходят потому, что в западной научной литературе существует два абсолютно отличных, однако взаимовлияющих подхода:

  • competency - based approach - компетеционный подход;
  • competence - based approach - компетентностный подход.

История компетеционного подхода «competency - basedapproach» началась в Америке в 60-е годы прошлого столетия, в процессе изучения D. McClelland моделей поведения эффективных и успешных менеджеров. Автор доказал, что знания сами по себе не могут предвосхищать эффективную деятельность, т.к. ими необходимо уметь пользоваться [8]. Таким образом, компетенционный подход с самого начала исследований изучался как поведенческий.

Компетентность в конце 50-х годов в Америке и Европе рассматривали как эффективную деятельность [10]. Однако с течением времени эффективность стали ассоциировать с другим термином, а в последние пятнадцать - двадцать лет ее рассматривают как соответствие стандартам на рабочем месте или квалификации (профессионально-технические знания, умения и навыки) и ожиданиям работодателя [7]. Следует также отметить, что компетентностный подход (competence - basedapproach) появился в 80-х годах в Европе и распространен в основном только там.

Следовательно, компетентностный подход в современных условиях рассматривает компетентного работника соответствующего уровня и профиля, исправно исполняющего свою работу в соответствии с требованиями, но никто не ожидает от него высокопродуктивной и эффективной деятельности, главное владеть всем спектром обязанностей и знать алгоритм решения насущных проблем.

Одним из основоположников компетеционного подхода, а также последователей и учеников D. McClelland, стал R. Boyatzis, который представил данную концепцию в том виде, в котором ею пользуется весь мир сейчас. Изначально автор выделил три компетенции - эмоциональную, социальную и когнитивную, которые в последнее время определяются R. Boyatzis как интеллекты, а их составляющие компетенции (competenciesмн.ч. от competency) в англоязычной научной литературе используются, как правило, во множественном числе [2]. Таким образом, раньше компетенция (competency) рассматривалась как целостный конструкт, состоящий из кластеров компетенций и отдельных компетенций (competencies). Сейчас, в современной научной литературе, как отдельно взятая однородная поведенческая характеристика, входящая в состав одного из трех кластеров интеллектов.

Автор изначально определял компетенцию (competency) как способность управлять набором родственных, но различных способов поведения под воздействием намерения. Другими словами, намерение движет поведением человека, следовательно, компетенции являются поведенческим подходом к таланту человека, которые можно развивать не только у детей, но и у взрослых [3].

Представляем три кластера компетенций, отличающие выдающихся работников от рядовых /компетентных по R. Boyatzis:

  • компетенции эмоционального интеллекта - способность понимать, распознавать и использовать эмоциональную информацию о себе, которая предвосхищает эффективную деятельность индивида;
  • компетенции социального интеллекта - способность понимать, распознавать и использовать эмоциональную информацию о других индивидах, которая предвосхищает эффективную деятельность индивида;
  • компетенции когнитивного интеллекта - способность анализировать и систематизировать информацию и различные ситуации, которые могут способствовать эффективной деятельности индивида. К этому кластеру компетенций относятся некоторые технические и процессуальные компетенции, влияние которых на эффективную деятельность может быть не велико, но без которых она может быть просто невозможна [2].

Анализ исследовательских работ показывает, что компетенции универсальны, так как являются результатом не только образования или тренинга, но подразумевают активное использование опыта человека, полученного в процессе жизнедеятельности. Следовательно, компетенции напрямую связаны с личностно-поведенческими навыками человека, а компетентность с техническими или функциональными умениями и навыками выполнения работы.

Многие современные западные исследователи для более четкого и полного понимания отличия между «компетентностью» и «компетенцией» сравнивают компетентность с оборудованием компьютера (hardware), а компетенции с его программным обеспечением (software), чтобы показать неразрывность и взаимозависимость данных понятий в деятельности личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что именно компетенции предопределяют готовность к эффективной и продуктивной профессиональной деятельности на основе уже имеющихся профессионально-процессуальных знаний. Чем большим количеством поведенческих компетенций владеет молодой специалист и чем выше уровень их владения, тем эффективнее и продуктивнее будет проходить деятельностный процесс, а именно это и отличает компетентного/рядового работника от эффективного.

Современное общество стремится развивать в человеке творческое начало. Следовательно, современные педагоги и работодатели, независимо от вида деятельности, ожидают от своих сотрудников и учеников творческого подхода, находчивости, инновационности, разносторонности, оригинального мышления, другими словами, креативности. Исследователь Т.Б. Барышева утверждает, что «творчество, инновации, интеллект, креативность - глобальные проблемы современного общества, от решения которых зависит перспектива развития и эффективность всех социокультурных и экономических процессов... Творческая личность становится актуально востребованной обществом, а ее развитие - предметом масштабных психологических исследований и государственных программ во всем мире» [1].

Отечественные и зарубежные исследователи рассматривают креативность, в общем, как процесс создания креативных продуктов и инновационной обработки информации, дивергентное мышление, решение проблем новыми способами, гибкость, способность к творчеству и т.д., она играет основополагающую роль в инновационных преобразованиях личности и во многих жизненно важных сферах жизнедеятельности. Некоторые исследователи также считают креативность одаренностью или талантом и утверждают, что креативность представляет собой интеграцию врожденных, мотивационных, аффективных, интеллектуальных, эстетических, коммуникативных, поведенческих и других параметров. Также исследователи определяют важные составляющие креативности, такие как интеллект, знания, личные качества, мотивация, среда. J.P. Guilford утверждает, что креативная деятельность являет собой пример обучения, то есть тренинг не только знаний, умений и навыков, но и определенных стилей поведения и отношения к деятельности [6]. R. Sternberg также подчеркивает, что креативность - это поведение, которое можно тренировать, однако необходима мотивация, среда и опыт успешной деятельности [4,5,6,9]. М. Csikszentmihalyi рассматривает креативность как поведение, которое проявляется у профессионалов с опытом работы в определенной сфере деятельности более десяти лет, а это значит, что креативность можно развивать и тренировать и в зрелом возрасте и, более того, она, как правило, проявляется в постоянной сфере деятельности [4]. Таким образом, креативность, в общем, представляет собой развиваемый и интегрирующий в себе различные виды поведения конструкт, способствующий инновационному типу мышления, проявляемому личностью в ходе мотивированной деятельности, в результате которой создается не только инновационный значимый продукт (зачастую знания и опыт), который преобразовывает саму личность.

Следовательно, являясь поведенческим образованием, креативность не может быть компетентностью, так как не представляет собой никаких технических функций и не имеет описанных стандартов, необходимых для конкретной деятельности.

С другой стороны, Н. Gardner делает предположение, что креативность представляет собой очень сложную систему, состоящую из нейронных, когнитивных, социальных, эмоциональных и культурных характеристик поведения, а креативные личности проявляют необычные комбинации интеллекта и личностных качеств [5], а все вышеперечисленные составляющие отражены в модели R. Boyatzis, представленной нами ранее. Более того, изначально модель R. Boyatzis была создана для того, чтобы показать, какими основными поведенческими компетенциями необходимо обладать талантливому или эффективному работнику, а креативность, в свою очередь, также направлена на эффективную деятельность, выражаемую в намерении сделать что-то новое и ценностно-значимое с прагматическим подходом - что, как, почему. Также автор утверждает, что любой работодатель волен создать тот кластер компетенций и включить в него те значимые компетенции, которыми необходимо обладать эффективному работнику в его профессиональной среде, а кластеров может быть несколько в определенной модели.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что креативность не может быть компетенцией также, так как компетенция рассматривается современными западными исследователями как отдельно взятая однородная поведенческая характеристика, входящая в состав кластера поведенческих компетенций, составляющих интеллект. Следовательно, отдельная модель поведения личности всегда представлена кластером или несколькими кластерами, состоящими из компетенций.

Так как креативность представляет собой неоднородный поведенческий конструкт, интегрирующий в себе поведенческие компетенции эмоционального, социального и когнитивного интеллекта, то мы говорим о креативных компетенциях, а если точнее, то о кластере креативных компетенций.

Что качается учебных заведений высшего образования, то необходимо отметить, что креативные компетенции должны формироваться в креативной дидактической среде, в процессе личностно-мотивационной интеграции знаний, а также их продуктивной отработки в приближенных к реальным профессионально-учебных ситуациях, а также в ходе решения псевдопрофессиональных задач. В процессе решения подобных задач усваиваются не только знания и умения, но и отрабатывается система работы в совершенно новых условиях с использованием уже имеющегося опыта, в ходе чего и вырабатываются различные модели креативного поведения. Интеграция междисциплинарных связей также является одним из важных условий формирования профессиональной компетентности студента, которая способствует развитию креативного поведения. Следовательно, студент получает не только знания, умения и навыки в сфере своей будущей профессиональной деятельности, но и возможность развивать кругозор, критическое мышление, вырабатывает навыки решения профессиональных проблем, самостоятельной работы и самообразования, использования накопленного опыта, рефлексии, воздействия, а также работе в коллективе. В подобном процессе обучения уровень профессиональной компетентности студентов постоянно эволюционирует, как и мотивация и отношение к процессу учебной и будущей профессиональной деятельности. Креативные компетенции проявляются не только через знание способов и моделей реализации действий с точки зрения накопленного опыта, но и в эмоционально-поведенческом отношении непосредственно к процессу деятельности в целом. Таким образом, можно сделать вывод, что именно формирование креативных компетенций, предвосхищающих дальнейшую эффективную деятельность, является одной из основных целей современного высшего образования.

Рецензенты:

Коржуев А.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры медицинской и биологической физики ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова», г. Москва;

Недвецкая М.Н., д.п.н., профессор, профессор кафедры истории и теории педагогики института педагогики и психологии образования БГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Гакова Е.В. К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ КРЕАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СРЕДЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15775 (дата обращения: 07.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074