Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аргунова М.В. 1 Ермаков Д.С. 1
1 ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования» Департамента образования г. Москвы
Обсуждены социально-педагогические аспекты формирования экологической грамотности учащихся общеобразовательной школы как одного из важных результатов общего экологического образования. Формирование экологической грамотности является целесообразным с социально-экологической точки зрения (решение экологических проблем, улучшение состояния окружающей среды, повышение качества жизни), а также необходимо с учётом требований отечественных и международных нормативных правовых актов. На современном этапе процесс экологического образования (включая цели и планируемые результаты, к числу которых относится экологическая грамотность) должен ориентироваться на идеи и принципы концепции устойчивого развития (экологическое образование для устойчивого развития). Раскрыты взаимосвязи в системе результатов экологического образования для устойчивого развития: экологическая грамотность, экологическая образованность, экологическая компетентность, экологическая культура, экологический менталитет. Сформулированы педагогические задачи диагностики экологической грамотности учащихся.
экологическое образование
экологическая грамотность
устойчивое развитие
1. Концепция экологического образования для устойчивого развития в общеобразовательной школе. - URL: http://www.raop.ru/content/Prezidium.2010.09.29. Spravka.1.pdf (дата обращения: 15.09.2014).
2. Гайсин И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования : дис. ... д-ра пед. наук. – Казань, 2000. – 408 с.
3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). – М. : ИнтерДиалект +, 1997. – 697 с.
4. Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. – М. : РУДН, 2008. – 159 с.
5. Контакт: Бюллетень ЮНЕСКО/ЮНЕП по образованию в области окружающей среды. – 1981. – Т. VI. – № 1; 1983. – Т. VIII. – № 1–3.
6. Ожегов Ю.П., Никонорова Е.В. Экологический импульс: проблемы формирования экологической культуры молодежи. – М. : Молодая гвардия, 1990. – 271 с.
7. Повестка дня на 21-й век. – М. : СоЭС, 1999. – 218 с.
8. Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития. – Вильнюс, 2005. – 22 с.
9. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. - URL: минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 15.09.2014).
10. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования / Г.А. Ягодин, М.В. Аргунова, Д.В. Моргун и др. – М. : МИОО, 2012. – 336 с.
11. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. – М. : Наука, 1999. – 97 с.
Как показывает опыт последних десятилетий, попытки приостановить наступление глобального экологического кризиса экономическими мерами не приносят успеха по той причине, что массовое сознание имеет в своей основе потребительское отношение к природе в целом и к природе самого человека в частности. В качестве стратегического решения данной проблемы в конце 1980-х гг. Международной комиссией по окружающей среде и развитию, созданной по решению Организации Объединенных Наций, была предложена концепция устойчивого развития (sustainable development). В 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) программа действий по реализации концепции устойчивого развития («Повестка 21») одобрена главами большинства стран мира, включая Россию. Как следует из гл. 36 «Повестки 21», образование является важнейшим инструментом устойчивого развития. Только с помощью образования человек и общество могут в полной мере раскрыть свой потенциал. Оно является незаменимым фактором для изменения подходов людей, с тем чтобы они имели возможность оценивать и решать стоящие перед ними проблемы, для формирования ценностей, навыков и поощрения поведения, совместимого с устойчивым развитием [7].

57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила десятилетие 2005-2014 гг. Декадой образования в интересах устойчивого развития ООН. В 2005 г. Европейская экономическая комиссия ООН приняла Стратегию в области образования в интересах устойчивого развития, суть которой состоит в том, чтобы перейти от простой передачи знаний и навыков, необходимых для существования в современном обществе, к готовности действовать и жить в быстроменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть последствия предпринимаемых действий, в том числе и возможные последствия в сфере устойчивости природных экосистем и социальных структур [8].

Закон «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) провозгласил создание в нашей стране системы непрерывного экологического образования и воспитания, обязательное преподавание экологических знаний во всех образовательных учреждениях, в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, что предусматривало в качестве результата всеобщую экологическую грамотность. В 1993 г. была разработана Концепция общего среднего экологического образования, которая в качестве основной цели экологического образования предусматривает формирование экологической культуры, в качестве задач - формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению окружающей среды и здоровья населения, воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды, развитие способности убеждения в возможности решения экологических проблем.

Объявление Организацией Объединенных Наций Десятилетия образования в интересах устойчивого развития (2005-2014 гг.) утверждает новый этап экологического образования для устойчивого развития (ЭОУР). Насущная необходимость решения экологических проблем, обеспечение устойчивого развития существенным образом меняют требования к содержанию и результатам экологического образования, которое должно быть направлено на повышение осведомленности общества в вопросах состояния окружающей среды; осознание того, что каждый член общества может сделать для ее благополучия; понимание широкой общественностью принципов и перспектив реализации устойчивого развития; практическую подготовку всех слоев общества в области устойчивого управления территориями, ресурсами, отраслями хозяйства [7]. К существенным особенностям ЭОУР следует отнести: развитие мотивации учащихся к изучению и сохранению окружающей среды, к взаимодействию с другими людьми; осознание школьниками своей роли в улучшении будущего, понимание взаимосвязей  между природой, обществом, экономикой; приобретение опыта улучшения состояния окружающей среды в сотрудничестве с другими людьми; развитие таких личностных качеств, как самооценка, эмпатия, ответственность, уверенность в себе; развитие надпредметных умений (принятие решений, предвидение последствий, оценка изменений) [10].

Концепция общего экологического образования для устойчивого развития, разработанная в Институте содержания и методов обучения РАО (2009 г.), исходит из того, что новая функция-цель экологического образования - формировать готовность действовать и жить в мало предсказуемом будущем мире, в быстро меняющихся экологических и социально-экономических условиях. В качестве объекта изучения на первый план выходят не научные основы экологии, а экологические проблемы природного и социально-экономического характера, что определяет содержание обучения, которое должно способствовать формированию знаний и умений, необходимых для обеспечения экологически безопасной деятельности, ориентированной на практическое решение указанных проблем. Соответственно, цель и планируемый результат ЭОУР также формулируются в деятельностной форме - развитие готовности и способности учащихся к проектированию и организации экологически безопасной жизнедеятельности в окружающей среде, которая базируется на умении применять (переносить в новую проблемную ситуацию) усвоенные знания и умения, проявлять в учебно-социальной практике готовность и способность принимать на себя ответственность за последствия своего образа жизни и действий (поведения) в окружающей среде, включая формирование основ экологической грамотности, освоение экосистемной познавательной модели, экологического стиля мышления [1].

Ведущую роль в реализации устойчивого развития, в становлении экологической культуры играет общеобразовательная школа, где формируются основы мировоззрения, происходит активное становление ценностно-смысловой сферы личности, осваиваются способы практической реализации требований экологического императива. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (ФГОС) [9] главным требованием к результатам освоения образовательной программы всех ступеней обучения является достижение учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов, связанных с формированием универсальных учебных действий (познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих владение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, получать и применять новые знания на практике.

В образовательных стандартах начального общего, основного общего образования при отсутствии предмета «Экология» заложены требования к результатам экологической подготовки учащихся. В начальной школе в предметной области «Окружающий мир» (обществознание и естествознание) предусматривается: воспитание уважительного отношения к природе страны; осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

В основной школе в предметной области «Естественно-научные предметы» (биология, физика, химия) закладывается воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития, включая («Биология») формирование основ экологической грамотности: способность оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных.

Согласно ФГОС среднего (полного) общего образования предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» включает учебные предметы: «Физическая культура» (базовый уровень), «Экология» (базовый уровень) - по выбору учащихся, «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень). В соответствии с ФГОС в учебные планы образовательных учреждений могут быть также включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые образовательным учреждением, в число которых входит «Экология моего края» в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения.

Требования к результатам экологической подготовки учащихся заключаются в сформированности представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек - общество - природа»; в развитости экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; во владении умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; во владении знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; в сформированности личностного отношения к экологическим ценностям; моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; в сформированности способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни предусматривает решение следующих задач: обеспечение системности как экологического, так и здоровьесберегающего образования, а также их взаимодействия между собой. Программа предполагает обобщить и систематизировать разрозненные знания учащихся по различным школьным дисциплинам, преемственность и взаимодополняемость урочной и внеурочной деятельности для обеспечения целостности и завершенности экологического и здоровьесберегающего образования.

Решение поставленных задач предполагает разработку научно-методических основ оценки экологической грамотности учащихся на ступени среднего (полного) общего образования, выбор адекватного педагогического инструментария для диагностики и оценки образовательных результатов учащихся, разработку контрольно-измерительных материалов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. В связи с этим необходим социально-педагогический анализ сущности экологической грамотности, определение её места и взаимосвязей в системе экологического образования.

Взаимосвязь экологической грамотности с другими результатами, формируемыми в процессе экологического образования, может быть представлена в соответствии с общепедагогической схемой: 1) грамотность - минимальный уровень первоначальных знаний, мировоззренческие и поведенческие качества личности, необходимые для последующего более широкого и глубокого образования; 2) образованность - необходимые и достаточные знания об окружающем мире, овладение наиболее общими способами деятельности (навыками, умениями), направленными на познание и преобразование тех или иных объектов действительности; 3) компетентность, связанная с формированием на базе общего образования таких значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах деятельности; 4) культура - когда человек не только осознаёт те материальные и духовные ценности, которые оставлены ему в наследство предшествующими поколениями, но и способен адекватно оценивать своё личное участие в развитии общества, вносить свой вклад в непрерывный культурообразующий процесс как собственного социума, так и цивилизации в целом; 5) менталитет - устойчивые, глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека, которые придают личности свойство уникальной неповторимости в сочетании с открытостью к непрерывному обогащению собственных ментальных ценностей и способностью к всесторонней самореализации в духовном пространстве человечества [3].

Применительно к экологическому образованию данная схема может быть представлена как экологическая грамотность - экологическая образованность - экологическая компетентность - экологическая культура - экологический менталитет.

Однозначное определение экологической культуры отсутствует. Как правило, оно связывается с осознанием самоценности и равноправности всех форм жизни как необходимого условия существования человека, ответственным отношением личности и общества к природе, овладением разносторонними знаниями о социоприродной среде, с приобретением умений и опыта решения экологических проблем, предвидением возможных последствий природообразующей деятельности, потребностью в постоянном общении с природой, в непосредственном участии в природоохранном движении, с природосообразным поведением, заботой о сохранении природы и здоровья человека. Как основной результат экологического образования экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Если люди обладают необходимыми знаниями (грамотность, образованность), но не владеют ими (компетентность), экологическая культура у них не сформирована [11].

Начальной ступенью формирования экологической культуры личности является экологическая грамотность [5], которая описывается четырьмя компонентами: 1) понимание природы как среды обитания человечества, его «дома»; 2) естественно-научные знания о взаимодействии природы и общества; 3) организационные и иные умения природоохранной деятельности; 4) умения и навыки обращения с приборами, фиксирующими состояние природной среды [6]. Грамотность предусматривает в основном осведомленность и инструментальную вооруженность природоохранной деятельности. Мотивационно-ценностный компонент формируется извне в виде социальных норм, требований, запретов, которые необходимо выполнять.

Грамотность характеризуется способностью использовать элементарные способы деятельности. Экологическая грамотность (познание и оценка экологической реальности, предвидение последствий хозяйственной деятельности человека для окружающей среды, овладение способами рационального управления природопользованием) - одна из  сложных форм грамотности. Функциональная грамотность характеризуется степенью овладения средствами познания, включает в себя способность решать стандартные жизненные задачи на основе прикладных знаний в различных сферах жизнедеятельности. Функциональная экологическая грамотность должна быть дополнена рядом признаков: готовность к повышению уровня образованности на основе осознанного выбора образовательных программ; способность к выбору форм досуговой деятельности в природе, профессии экологического профиля; умение выполнять свои обязанности и защищать свои права в области охраны окружающей среды.

В отличие от грамотности экологическая образованность - это результат системного экологического образования, который включает: экоцентрический тип мышления; ответственность за сохранение окружающей среды; интерес к экологическим проблемам; знания, умения, навыки, необходимые для их выявления, исследования и решения; понимание ценности жизни во всех ее проявлениях; практический опыт деятельности по улучшению состояния окружающей среды.

Следующей необходимой стадией становления экологической культуры личности является экологическая компетентность. Если грамотность - это освоение знаний, умений и навыков, образованность дополняется опытом творческого применения полученных знаний и умений, а также опытом эмоционально-ценностного отношения к действительности, то сущностная черта компетентности - понимание смыслов, социальной и личностной значимости экологической деятельности для решения экологических проблем. Экологическая же культура характеризуется воспроизводством и приумножением этих смыслов в процессе жизнедеятельности [4].

Формирование экологического сознания и поведения, экологической культуры, а, следовательно, и экологической грамотности может осуществляться различными путями - через политику, экономику, право, средства массовой информации и т.п. Однако ведущая роль принадлежит образованию. Предпосылками ЭОУР должны стать пересмотр идеи антропоцентризма о превосходстве человека над природой; отказ от представлений о неисчерпаемости природных ресурсов; осознание ответственности человечества в целом и каждого человека за состояние окружающей среды [11]. Экологическая культура выступает при этом как совокупность опыта взаимодействия людей с природой, обеспечивающая сохранение и воспроизводство жизни, выживание и развитие человека. Экологическая грамотность - осмысленное овладение теоретическими знаниями, умениями, способами принятия решений, нравственными нормами, ценностями, традициями, необходимыми для практической реализации экологически целесообразной деятельности.

Статья подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом и Департаментом образования города Москвы научного проекта № 14-16-77003.

Рецензенты:

Михалюк Н.С., д.м.н., профессор кафедры психологии и педагогики Новомосковского филиала НОУ ВПО «Университет Российской академии образования», г. Новомосковск;

Панкова Н.Б., д.б.н., профессор кафедры здоровьесберегающих образовательных технологий ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Аргунова М.В., Ермаков Д.С. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15749 (дата обращения: 26.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252