Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ И КАДАСТРОВОГО УЧЕТА

Красноселова Т.А. 1 Ельцова К.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»
Рассмотрены виды и формы предоставления кадастровых услуг в Чувашской республике в таких направлениях как объемы и динамика предоставляемых услуг, доступность обращения за предоставлением кадастровых услуг; возможность получения кадастровых услуг в электронной форме. Исследуются вопросы предоставления государственных услуг ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в частности, ее филиалом по Чувашской республике. Были рассмотрены основные виды государственной регистрации прав собственности, учет изменений объектов капитального строительства, учет внесения сведений об объекте недвижимости, учет изменения сведений об объекте недвижимости, различные виды запросов населения. Проведенный анализ организации предоставления кадастровых услуг в Чувашской республике позволил сделать обоснованные выводы о динамике, доступности и качестве предоставления указанных услуг. В частности, проведенное исследование показало, что объем услуг, предоставляемых РОСРЕЕСТРОМ, увеличивается; повышается доступность предоставления услуг путем использования электронных ресурсов и многофункциональных центров, оказывающих государственные и муниципальные услуги населению по принципу «одного окна».
повышение качества предоставления кадастровых услуг
государственные услуги
регион
1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный Закон от 27.07.2010 №210-ФЗ (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
2. Об утверждении формы кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости: Приказ Минэкономразвития России от 01.10.2013 № 566 // Российская газета от 30 декабря 2013 года.
3. О плане мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: Распоряжение Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 2236-р [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
4. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости: Приказ Минэкономразвития России от 18.05.2012 № 292 (ред. от 15.04.2013) [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Чувашской республике, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Отчет о научно-исследовательской работе ФБГОУ «Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова, Чебоксары, 2013.
6. Совершенствование государственного управления. Портал административной реформы [Электронный ресурс] // http: // Gov.ru
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии [Электронный ресурс] // http://to21.rosreestr.ru

Актуальность темы обусловлена тем, что дальнейшее развитие гражданского общества в Российской Федерации предполагает, в том числе расширение и повышение качества оказываемых государством услуг. Система государственного управления должна быть открытой системой, взаимодействующей с гражданами и их объединениями, отзывчивой к нуждам и запросам населения.

Одной из задач проводимой в последние годы административной реформы стало установление прямой зависимости оценки деятельности указанных органов и наделения их бюджетными ресурсами от перечня, объема и качества предоставления государственных услуг гражданину или организации [6]. Так как предметом данного исследования является организация получения государственной услуги, необходимо обозначить это, сравнительно новое, понятие. Согласно ФЗ от 27 июля 2010 г. №210-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», государственная услуга - деятельность по реализации функций соответствующего федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги [1].

Как видим, смысл этого термина раскрывается на фоне другого понятия (нормативно не закрепленного) - «государственная функция». В отличие от «функции», «услугу» можно трактовать как действие органа исполнительной власти, осуществляемое в контакте с конкретным гражданином (юридическим лицом, организацией), которые сами обращаются в соответствующий орган по поводу реализации своих законных прав и обязанностей. В связи с этим соответствующее действие органа исполнительной власти можно назвать предоставлением государственной услуги.

Целью данной работы является проведение анализа предоставления кадастровых услуг в Чувашской республике и определение основных направлений ее совершенствования. Исследование опирается на нормативно-правовые акты, регулирующие организацию предоставления кадастровых услуг в субъектах Российской Федерации.

Нами был проведен анализ предоставления услуг населению на примере филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ЧР - Чувашии МРО № 5 Козловского района, целью деятельности которого является государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделки с ним, государственный кадастровый учет объектов недвижимости и государственная кадастровая оценка. В соответствии с законодательством Российской Федерации основные виды государственных услуг, предоставляемых населению данным учреждением, это:

  • регистрация прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;
  • регистрация права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
  • регистрация доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме;
  • регистрация права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;
  • регистрация договора участия в долевом строительстве;
  • регистрация соглашения об изменении или о расторжении договора участия в долевом строительстве, включая внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП);
  • регистрация прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество;
  • внесение изменений в записи ЕГРП;
  • повторная выдача правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество и др. [1].

Таблица 1

Анализ приема заявлений за 2013-2014 гг. (шт.)

Вид операции

Iкв. 2013г.

IIкв. 2013г.

IIIкв. 2013г.

IVкв. 2013г.

Iкв. 2014г.

Темп роста Iкв. 2014 к I кВ. 2013г.,%

1

2

3

4

5

6

7

1.Прием заявлений о постановке на ГКУ

100

29

114

101

112

112

2.Прием заявлений об учете изменений ОКС

35

19

45

35

46

131

3.Прием заявлений о внесении сведений об объекте недвижимости

46

45

50

57

54

117

4.Прием заявлений об учете изменений сведений об объекте недвижимости

43

39

40

45

48

112

5.Прием заявлений об исправлении технической ошибки в ЕГРП

 

60

19

32

46

51

85

6.Прием заявлений об исправлении технической ошибки в ГКН

22

14

16

21

30

136

7.Прием заявлений об исправлении кадастровой ошибки

0

0

0

0

0

0

8.Прием заявлений о государственной регистрации права

863

527

658

769

924

107

Итого:

1169

692

955

1074

1265

109

На территории Козловского района ЧР Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ЧР - Чувашии МРО № 5 в 2013 г. было совершено более 7 тысяч учетных действий при ведении государственного кадастра недвижимости (ГКН). В I квартале 2014 г. по сравнению с I кварталом 2013 года увеличился прием заявлений о постановке на ГКУ, об учете изменений объектов капитального строительства (ОКС), об учете изменений сведений об объекте недвижимости. Это говорит о том, что население все чаще обращается за услугами кадастровой палаты. Лишь такой вид операции, как прием заявлений об исправлении технической ошибки в ЕГРП, сократился. И всего один вид приема заявлений отсутствовал: об исправлении кадастровой ошибки (см. таблицу 1).

Объемы и динамика основных виды запросов граждан в кадастровую палату о предоставлении сведений содержащихся в ГКН, ЕГРП и Едином государственном реестре объектов капитального строительства (ЕГРОКС) рассмотрены в таблице 2.

Таблица 2

Анализ запросов о предоставлении сведений (шт.)

Вид операции

Iкв. 2013г.

IIкв. 2013г.

IIIкв. 2013г.

IVкв. 2013г.

Iкв. 2014г.

Темп роста I кв. 2014 к I кв. 2013г.,%

1

2

3

4

5

6

7

1.Запросы о предоставлении сведений из ГКН

731

583

689

412

242

33

2.Запросы о предоставлении сведений из (ЕГРОКС)

157

115

124

147

166

106

3.Запросы о предоставлении сведений из ЕГРП

576

564

547

552

337

59

Итого:

1464

1262

1360

1111

745

51

Из таблицы видно, что запросы о предоставлении сведений из ЕГРОКС за I квартал 2014 г. по сравнению с I кварталом 2013 года увеличились. Два других вида запросов: о предоставлении сведений ГКН и о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРП, сократились. Это связано с тем, что бесплатная приватизация ранее была объявлена до 2013 года, но позднее была продлена до 1 марта 2015 года.

В целях выявления мнения граждан о качестве предоставления государственных услуг необходимо проводить анкетирование граждан по вопросам: времени ожидания в очереди; продолжительности приема документов; корректности сотрудников, осуществляющих прием документов; комфортности условий в офисах; доступности информации о порядке предоставления государственной услуги. Качество предоставляемых услуг в Козловском филиале оценивается по результатам ежеквартального анкетирования граждан, проводимого сотрудниками. Во время проведения последнего анкетирования в марте 2014 года было опрошено 242 человека, из них 5 человек остались недовольны работой сотрудников филиала. В муниципальных районах Чувашской Республики граждан в основном волнует отсутствие кондиционеров в залах приема, пунктов ксерокопирования, туалетов, буфетов и окон сберкассы. Кроме того, одна из важных задач - сократить сроки оказания государственных слуг. Она определена планом мероприятий по повышению качества государственных слуг в сфере ГКУ недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: планируется сократить сроки постановки на кадастровый учет в 2015 году - до 10 дней, а к 2018 году - до 5 дней [3]. Решению этих задач во многом способствует организация предоставления государственных услуг через МФЦ. Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления заключается соглашение, в соответствии с которым общий срок предоставления государственной (муниципальной) услуги для заявителя, включая сбор документов и получение сопутствующих услуг, сокращается не менее чем в два раза. Предметом этого соглашения является обеспечение эффективного взаимодействия между сторонами по предоставлению государственных услуг РОСРЕЕСТРА, предоставление которых организуется в МФЦ (см. таблицу 3).

Таблица 3

Перечень услуг РОСРЕЕСТРА, предоставляемых в МФЦ

№ п/п

Наименование услуги

1.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

2.

Осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества

3.

Предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости

4.

Предоставление сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП)

Работа по предоставлению услуг кадастровой палатой через МФЦ в Чувашской Республике началась в июне 2010 года. На 1 сентября 2014 года в Чувашской Республике зарегистрировано 27 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Количество заявлений по услугам РОСРЕЕСТРА, принятым через МФЦ, растет. Так на услугу по государственной регистрации прав в июне, июле и августе 2014 года через МФЦ принято 427, 1199, 1476 заявлений соответственно. В августе доля услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанных через МФЦ, составила почти 5 %, что соответствует среднероссийскому показателю [7].

В то же время специалистами отмечается, что услуги РОСРЕЕСТРА являются не только самыми популярными у населения, но и самыми сложными. С января 2014 года кадастровая справка содержит следующую информацию: кадастровый номер объекта недвижимости; кадастровую стоимость по состоянию на определенную дату; дату определения кадастровой стоимости; реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости; дату утверждения кадастровой стоимости; дату внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.[2]. Новая форма кадастровой справки, в отличие от старой, включает сведения о датах определения кадастровой стоимости, вступления в силу акта об утверждении кадастровой стоимости и ее внесения в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, в кадастровой справке теперь содержатся все необходимые сведения, которые могут понадобиться лицу, заинтересованному в пересмотре кадастровой стоимости.

Российское правительство ставит перед РОСРЕЕСТРОМ задачи очень масштабные, доля государственных услуг, предоставленных в МФЦ к 2015 году должна достигнуть 90 % [7]. Для того чтобы популяризировать оказание услуг РОСРЕЕСТРА через МФЦ, в нашей республике были сокращены сроки государственной регистрации до 7 рабочих дней, а с 1 апреля 2014 г. - до 5 рабочих дней. Кроме того, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР - Чувашии предоставляет сведения из Единого государственного реестра прав в электронном виде. С помощью портала государственных услуг можно поставить объекты на кадастровый учет, бесплатно получить информацию из государственного кадастра недвижимости и государственного реестра прав в режиме реального времени, интерактивную публичную кадастровую карту и многое другое. Доля электронных услуг в общем объеме государственных услуг Кадастровой палаты составила по итогам первых трех месяцев 2014 года около 27 %, увеличившись в 1,4 раза по сравнению с результатами 1 квартала 2013 года [7].

Кроме того, с целью повышения качества и доступности предоставляемых государственных услуг с сентября 2013 года запущена услуга автоматического SMS-информирования заявителей о готовности документов. Как только в базу данных Кадастровой палаты вносится информация о готовности документов заявителя, на его мобильный телефон поступает SMS-сообщение. Данная услуга бесплатная, к тому же дает заявителю возможность своевременно узнать результат подготовки документов. Для этого необходимо при подаче документов указать номер своего мобильного телефона.

В качестве заключения можно сформулировать следующие выводы:

1. Объем услуг, предоставляемых ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по ЧР - Чувашии увеличивается. В связи с этим считаем необходимым изменить режим приема заявителей для того, чтобы граждане могли обратиться в Кадастровую палату после окончания рабочего дня, т.к. не у всех есть возможность сделать это с 08:00 до 17:00 часов.

2. Методика оценки качества и доступности предоставления услуг кадастровой палатой отсутствует, что, на наш взгляд, снижает объективность проведения системного мониторинга предоставления государственных услуг.

3. Все услуги, предоставляемые указанным объектом, соответствуют стандартам административного регламента [4].

4. Организация предоставления кадастровых услуг через многофункциональные центры и интернет значительно расширила возможности населения в получении данной услуги, и развитию этого направления необходимо уделять первостепенное внимание.

5. В целях улучшения качества информационного обслуживания населения можно было бы оснастить помещения веб-камерами, передающими видеоизображение в режиме реального времени на портал государственных услуг. Тогда, не выходя из дома, можно было бы оценить загруженность залов приема и выбрать для себя наиболее удобное время посещения.

Хотелось бы, чтобы жители почувствовали, что качество и сроки оказания государственных услуг кадастровой палатой изменились к лучшему, чтобы каждый человек мог быстро и качественно, без очередей, подать свои документы и получить необходимые ему сведения.

Рецензенты:

Данилов И.П., д.э.н., профессор, заместитель директора по науке Чувашского филиала Московского гуманитарно-экономического института, г. Чебоксары;

Мужжавлева Т.В., д.э.н., профессор кафедры экономической теории и международных отношений Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Красноселова Т.А., Ельцова К.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ И КАДАСТРОВОГО УЧЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15721 (дата обращения: 23.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252