Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Горбузова М.С. 1 Соловьева В.В. 1 Коробкова С.А. 1
1 ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет»
В статье обоснована необходимость формирования исследовательских умений у будущих учителей. Уточнено определение и состав групп исследовательских умений у будущих учителей, согласно специфике будущей профессиональной деятельности. Авторы рассматривают самостоятельную работу как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность и выделяют ее виды характерные для формирования исследовательских умений у будущих учителей. В статье описаны примеры использования видов самостоятельной работы при формировании определенных групп исследовательских умений. Авторами также описана этапная модель, в которой в качестве средства выступает самостоятельная работа и выполняет функции формирования исследовательских умений у будущих учителей.
этапная модель
средство формирования
самостоятельная работа
исследовательские умения
1. Вяткин Л.Г. Уровни познавательной самостоятельности студентов педагогических вузов [Текст] / Л.Г. Вяткин, А.Б. Ольнева, Г.Д. Турчин // Актуальные вопросы региональной педагогики: Сб. науч. тр. – Саратов, 2002. – С. 35.
2. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М.: Учпедгиз, 1961. – С. 152.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2007. – 192 с. – C. 155.
4. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. – М., 1980. – С. 335.
5. Малкин И.И. Рационально организовать самостоятельную работу учащихся // Приложение к журналу «Народное образование». – 1966. – № 10. – С. 13-23.
6. Соловьева В.В., Горбузова М.С., Коробкова С.А. Методические аспекты организации самостоятельной работы при подготовке специалистов в медицинском вузе [Текст] / В.В. Соловьева, М.С. Горбузова, С.А. Коробкова // Фундаментальные исследования. – 2014. – Вып. № 9/7. – С. 1614-16178.
7. Стрекозин В.П. Организация процесса обучения в школе. – М., 1968.
Сложившаяся в настоящее время ситуация приводит к тому, что резко возрастает роль активной, творческой, самостоятельной личности, способной мгновенно ориентироваться в огромном потоке информации. В связи с этим возникает потребность общества в высококвалифицированном учителе, способном на должном уровне решать профессиональные задачи воспитывать и обучать детей. Любая педагогическая деятельность, независимо от рода специализации и сферы интересов (работа в дошкольном образовательном учреждении, школе, на производстве и т.д.) предполагает исследовательскую работу, успех которой во многом зависит от того, насколько хорошо сформированы у специалиста исследовательские умения. Поэтому важно, чтобы на этапе высшего профессионального образования в педагогическом вузе была организована целенаправленная работа, обеспечивающая формирование исследовательских умений у будущих учителей, которые обеспечат им быстро адаптироваться к новым изменяющимся условиям действительности, способствуют успешной реализации в выбранной профессии и проявлению интеллектуального и творческого потенциала в различных областях познания.

В работах С.П. Арсенова, П.Ю. Романов, Н.М. Яковлева и др. показана необходимость формирования исследовательских умений у будущих учителей, как основных среди умений студента (будущего учителя). Анализ профессиограммы современного учителя показал, что он должен быть готов к познанию образовательного процесса, утверждению в педагогическом процессе ценности личности ребенка, проектированию форм, содержания, методов обучения; соблюдению педагогических норм, осмыслению основ своей деятельности, оказанию методической помощи специалистам других предметных областей, что не возможно без исследовательских умений. Исследовательские умения, как отмечают В.М. Монахов, Т.К. Смыковская, являются частью методического стиля учителя, большинство видов работ, выполняемых педагогом, опирается на отдельные группы исследовательских умений. Анализ образовательных стандартов высшего профессионального образования и профессионального стандарта учителя показал, что современный учитель должен владеть исследовательскими умениями, которые позволят ему организовывать практическую деятельность обучаемых и создавать среду для формирования интеллектуальной сферы личности учащихся. Умения планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока) предполагают исследовательские действия - планирование, анализ и др.; умения проводить диагностику результатов и отслеживать их динамику, выявлять трудности и препятствия, формировать и проверять гипотезы об их преодолении - выдвижение (формулирование умозаключений) гипотез, анализ, моделирование, прогнозирование, выявление ошибки и др.; умение определять на основе анализа учебной деятельности учащегося оптимальных (в том или ином образовательном контексте) способов его обучения и развития - анализ, моделирование, определение целей и задач, осуществление отбора содержания и средств и др.

Проанализировав различные подходы к пониманию сущностных характеристик исследовательских умений (В.И. Андреева, И.А. Игошева, П.Ю. Романова, В.П. Ушачева и др.) и принимая во внимание специфику профессиональной деятельности учителя, мы определяем исследовательские умения будущего учителя как совокупность умственных и практических исследовательских действий, зависящих (успешность формирования и выполнения которых зависит) от ранее приобретенных знаний, умений.

Анализ классификаций исследовательских умений, представленных в работах А.В. Усовой, Н.М. Яковлевой, Г.В. Денисовой, Е.А. Юлпатовой и т.д., и особенностей деятельности будущего учителя позволил нам выделить следующие группы исследовательских умений и уточнить их состав:

  • операционные (репродуктивные и продуктивные) умения: сравнивать, анализировать и синтезировать, абстрагировать и обобщать, выдвигать гипотезы; формулировать умозаключения; классифицировать и систематизировать; «получать» новые знания; выделять причинно-следственные связи между объектами; осуществлять частично-самостоятельный поиск проблемы, гипотезы и её решения; планировать, реализовывать и анализировать результаты своей деятельности по прямым предписаниям и инструкциям;
  • прогностические умения: выдвигать гипотезу, цели и задачи; определять цели, задачи, этапы педагогического процесса; осуществлять отбор средств и способов достижения целей; предвидеть (прогнозировать) результаты, перспективы развития, возможные отклонения и нежелательные явления; конструировать модели достижения цели и этапы педагогического процесса; осуществлять педагогическое прогнозирование; уточнять педагогические задачи и содержание деятельности в контексте парадигмы обучения информатике; осуществлять отбор содержания, форм, методов, средств обучения в их оптимальном сочетании; уметь осуществлять выбор способа решения профессиональной проблемы; умение моделировать всевозможные результаты решения профессиональных проблем;
  • контрольно-оценочные умения: осуществлять самооценивание, самопознание, самопрогнозирование; осуществлять контроль и самоконтроль за процессом и результатом деятельности; сопоставление полученных результатов с запланированными действиями и их коррекция.

Одной из отличительных особенностей организации высшего профессионального образования является постоянное увеличение (большое количество) часов, которое отводится на самостоятельную работу студента. В настоящее время ведется работа по созданию условий для самостоятельной учебной работы каждого обучающегося, включая использование форм и методов активного и интерактивного обучения. В связи с этим Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусматривает сокращение числа часов аудиторных учебных занятий и увеличение числа часов на самостоятельную работу студентов.

Изучением вопросов о роли самостоятельной работы студентов при обучении в вузе занимались такие исследователи, как И.А. Зимняя [4] (представляют самостоятельную работу как вид учебной деятельности, делая акцент на ее результат), В.И. Загвязинский [3] (обращает внимание на роль учителя, рассматривая самостоятельную работу как деятельность студентов), Б.П. Есипов [3] (считает, что самостоятельная работа представляет собой работу, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время), Л.Г. Вяткин [1] (определяет самостоятельную работу как вид деятельности) и др.

Опираясь на идеи авторов [6], мы будем рассматривать самостоятельную работу как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность (понимаемую как процесс овладения знаниями, умениями, навыками), средство ее логической и психологической организации, направленное на прочное усвоение знаний и умений.

Учитывая основные цели самостоятельной работы студента (ов): систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развитие познавательных способностей и активности студентов; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации мы используем самостоятельную работу студента в качестве средства формирования исследовательских умений у будущих учителей.

В работах Б.П. Есипова [2] самостоятельные работы выделяются по звеньям учебного процесса в соответствии с преобладанием в них основной дидактической цели (самостоятельные работы, применяемые с целью получения новых знаний; самостоятельные работы, применяемые на основе приобретенных знаний; самостоятельные работы, применяемые в целях повторения и проверки знаний, умений и навыков учащихся), И.И. Малкин [5] проводит классификацию самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности учащихся (работы репродуктивного типа, работы познавательно-поискового типа, работы творческого типа, работы познавательно-практического типа, В.П. Стрекозин [7] подразделяет самостоятельные работы на виды в соответствии с источником знания и методом обучения (работа с учебником и учебной книгой, работа со справочной литературой, решение и сопоставление задач, учебные упражнения обычные и в тетрадях с печатной основой, сочинения и описания, наблюдения и лабораторные работы, работы-задания, связанные с использованием наглядного и раздаточного материала, графические работы.

Мы придерживаемся следующей классификации самостоятельных работ: учебная, научная и социальная. Данная классификация позволяет усилить мотивационную составляющую деятельности студентов при выполнении самостоятельной работы. Здесь явно определены познавательные задачи и четко просматривается роль педагога в каждом виде самостоятельной работы: непосредственное участие, консультирование и сотрудничество.

Все виды самостоятельной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены, все они направлены на повышение как личностных, так и компетентностных качеств будущего специалиста. Ведущее место среди видов самостоятельной работы занимает учебная самостоятельная работа. Данный вид самостоятельной работы, по мнению авторов Б.П. Есипова, И.И. Малкина, В.П. Стрекозина, может быть представлен следующими подвидами: приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; закрепление и уточнение знаний; выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач; формирование умений и навыков практического характера; формирование умений творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации.

Рассмотрим, какие группы исследовательских умений формируются в процессе реализации определенного вида самостоятельной работы студента.

Для реализации вида самостоятельной работы приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания можно использовать задание: «Подготовить доклад по теме ... (тема дисциплины по указанию преподавателя)». Данное задание способствует формированию у будущих учителей умений анализировать, систематизировать, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать умозаключения в научном стиле.

Задания, например, «Продиагностируйте одногруппников на владение основными понятиями темы ... (тема дисциплины по указанию преподавателя)» и «Составить опорный конспект и использовать его при решении задачи» могут быть использованы для проведения вида самостоятельной работы закрепление и уточнение знаний. Предлагаемые задания для данного вида самостоятельной работы позволяют формировать у студентов умения анализировать, обобщать, выявлять причинно-следственные связи между элементами (объектами), выдвигать гипотезу, конструировать модель достижения цели, осуществлять отбор средств и содержания, осуществлять контроль за процессом и результатом деятельности.

Вид самостоятельной работы формирование умений и навыков практического характера может быть реализован при использовании задания «Представьте в виде диаграммы (используя программные средства) успеваемость одногруппников различными способами. Обоснуйте наиболее рациональный способ и оцените эффективность используемых способов». Данное задание для реализации указанного вида самостоятельной работы способствует формированию у будущих учителей следующих умений: выделять причинно-следственные связи, осуществление отбора средств и способов достижения целей, конструирование модели достижения цели и ее этапы, сопоставление результатов деятельности.

Задание «Составить коллаж (используя программные средства, самостоятельно определив тему в рамках изучаемой дисциплины), обоснуйте закономерности связей между элементами коллажа» может быть использовано для реализации вида самостоятельной работы формирование умений творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации. Данное задание способствует формированию у студентов умений систематизировать учебный материал, выделять причинно-следственные связи, планировать, реализовывать и анализировать процесс и результат деятельность.

Мы предлагаем этапную модель формирования исследовательских умений, содержащую три этапа: мотивационный, содержательно-операционный, оценочно-рефлексивный. Самостоятельная работа студентов на этапах модели выступает в качестве средства и выполняет функции формирования исследовательских умений. На каждом этапе определили приоритетные виды самостоятельных работ, характеризующиеся определенными заданиями и выполняющие функции формирования исследовательских умений у будущих учителей. Виды самостоятельных работ, приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания; закрепление и уточнение знаний; выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач целесообразно использовать на мотивационным этапе. На содержательно-операционном этапе формирования исследовательских умений мы предлагаем использовать самостоятельные работы студентов таких видов как формирование умений и навыков практического и творческого характера, умения применять знания в усложненной ситуации. Целесообразно на оценочно-рефлексивный в процессе обучения будущих учителей использовать виды самостоятельных работ.

Рецензенты:

Смыковская Т.К., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики обучения математике и информатике ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград;

Петровна Т.М., д.п.н., профессор кафедрой теории и методики обучения математики и информатике ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Горбузова М.С., Соловьева В.В., Коробкова С.А. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15718 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674