Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В СИТУАЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Пацакула И.И. 1 Зайчикова И.В. 1 Гудовская О.С. 2
1 Калужский филиал ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
2 ФГБУ «ПТЦ ФПС по Калужской области»
Категория времени приобрела свое значение в связи с постановкой и изучением вопросов о временных представлениях личности, о способах организации времени человеком. В статье представлены результаты оценки измерения временной перспективы молодых людей в возрасте от 20 до 25 лет с помощью методики Ф. Зимбардо, разработанная совместно с А.Г. Гонзалесом. Временная перспектива опрошенных представлена положительными мыслями о прошлом. Прошлый опыт рассматривается ими как приятные для личности, что свидетельствует о склонности молодежи к духовности, отсутствию рискового поведения. Ориентация на будущее характеризуется наличием целей и планов на будущее и поведением, которое направлено на выполнение и реализацию этих планов и целей и гедонистическая ориентация на настоящее: полное удовольствие, где ценится наслаждение моментом без сожаления о возможных дальнейших последствиях.
будущее
гедонистическое настоящее
позитивное прошлое
методика Зимбардо
временная перспектива
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – C.288
2. Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному //Вопросы психологии – 2011 - №1 - C.3-27.
3. Пацакула И.И. Социально-психологические особенности здоровья семьи в контексте значимых изменений личности современного россиянина // Акмеология. – 2011- №3 - C. 641-645.
4. Сырцова А., Е.Т. Соколова, О.В. Митина Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе// Психологическая диагностика. – 2007 - №1 - C.85-102
5. Сырцова А., Е.Т. Соколова, О.В. Митина. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психологический журнал. – 2008 - том 29, №3 - C.101-109.
6. Философия: Энциклопедический словарь // Под редакцией А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2004.

Перемены, происходящие в России в настоящее время, позволяют нам говорить о том, что происходят изменения сознания, изменения в образе мышления и мировидения современных россиян, происходит переоценка ценностей, в том числе происходит пересмотр всей системы русской культуры. Эти изменения не могут не затронуть подходов к понятию и исходным феноменам ментальности человека. Менталитет представляет собой глубинный уровень как индивидуального, так и коллективного сознания, включает, в том числе, и бессознательную совокупность установок, а также и предрасположенностей индивида, социальной группы действовать, чувствовать, мыслить и воспринимать этот мир неким определенным образом. Менталитет человека формируется в процессе исторического развития данного этноса. Менталитет определяет национальный характер, а также и национальную модель социального и экономического поведения человека [6].

Менталитет народа проявляется в восприятии и осознании различных явлений, таких как: образ социального целого и оценка социальной структуры; представление о праве и обычае; отношение к труду, бедности и богатству, собственности; отношение к свободе, а также понимание свободы и несвободы; понимание места человека в структуре мироздания; образе природы и способы воздействия на нее; представления о мире земном и трансцендентном, а также в трактовке пространства и времени.

Для индивидуального развития человека значимым фактором является историческое время, которое еще и является параметром общественного развития человека. События в жизни отдельного народа и всего человечества определяют даты исторического времени и конкретные системы его отсчета [1]. В самосознании человека субъективная картина жизненного пути строится в соответствии с индивидуальным и социальным развитием, которое соизмеряется в биографических и исторических датах. Как происходит проникновение исторического времени во внутренний механизм индивидуально-психического развития человека? Решение этого вопроса начато недавно, лишь в системе координат новейшей психологии. Данная работа – это возможность ответить на некоторые вопросы такого проникновения.

Переживание событий различного характера в настоящий момент времени могут стать источником сильного давления на человека. Все действия личности могут быть обусловлены действием этих ситуационных факторов. Следовательно, конкретная временная ориентация может сильнейшим образом повлиять на то, как человек будет реагировать на различные события в настоящем и будущем, каковы будут в последующем его достижения, рисковое поведение, постановка целей и другие процессы.

Современную ситуацию бытия личности можно рассматривать как ситуацию, в которой человек не ощущает себя в безопасности. Наблюдается общее снижение чувства безопасности, защищенности современного человека. Можно также констатировать, что привычным атрибутом нашей мирной жизни становится ситуация ее угрозы. Все это связано, в первую очередь, с повышением угрозы, террористических актов, физического и иного насилия, экологических и техногенных катастроф. Неспецифической характеристикой обыденной жизненной ситуации становится угроза небытия, которая в настоящее время и определяет существование современного человека. И в такой ситуации наиболее физически и психологически здоровой, а также и оптимальной для функционирования человека в обществе будет сбалансированная временная ориентация личности. Речь идет о психологической структуре, которая позволяет переключаться человеку между настоящим, прошлым будущим и в зависимости от оценки ресурсов, ситуативных требований или личностных и социальных оценок [4]. Поведение личности с такой временной ориентацией будет определяться балансировкой или компромиссом между содержаниями представлений и переживаний, лежащими в пространстве прошлого опыта, а также желаниями настоящего и представлениями о будущем времени.

В настоящее время у многих россиян существует индивидуальная стабильная тенденция чрезмерно фиксироваться на одном каком-то времени: ориентация на будущее, настоящее или на прошлое. Так, например, среди россиян люди старше 45 лет ностальгируют по СССР: образу жизни, культуре, обществу.

Так какова же на самом деле ориентация личности, а именно: на настоящее или будущее, насколько положительны или отрицательны мысли человека о пережитом прошлом? Насколько человек принимает во внимание последствия тех действий, которые им совершаются в настоящем? На эти вопросы позволяет ответить проведенное исследование временной перспективы личности с помощью методики (ZTPI) Ф. Зимбардо, которая была им разработана совместно с А.Г. Гонзалесом.

Цель исследования. В проведении исследования мы ставили цель оценить различные измерения временной перспективы с учетом различных мотивационных, эмоциональных, когнитивных и социальных составляющих.

Материал и методы исследования. Использованный нами опросник состоит из 56 пунктов, которые оцениваются респондентами по пятибалльной шкале Лайкерта: от «совершенно не характерно» (1 балл) до «совершенно характерно» (5 баллов). Утверждения опросника касаются индивидуальных представлений, убеждений, предпочтений и ценностей испытуемых по поводу переживаний, которые имеют временную основу, однако не затрагивают объективную информацию, которая связана со временем. Респондентов в инструкции просили указать, насколько конкретное утверждение является характерным для них. Анализ результатов исследования представлен с учетом пяти шкал. Шкала «Негативное прошлое» отражает общее негативное, пессимистическое, с примесью отвращения отношение к прошлому. Шкала «Гедонистическое настоящее» отражает беспечное и беззаботное отношение к жизни и ко времени, а также принятие рискованных решений. Данная шкала предполагает ориентацию опрошенных на волнение, удовольствие, наслаждение в настоящем возбуждение и фиксирует отсутствие заботы о последствиях, которые наступят в будущем. Шкала «Будущее» отражает общую ориентацию на будущее, характеризуется достижением целей в перспективе и планированием. Шкала «Положительное (позитивное) прошлое» отражает сентиментальное, теплое, отношение к прошлому, позитивную реконструкцию прошлого, которая представляется в радужном свете и свидетельствует о здоровом взгляде личности на жизнь. Шкала «Фаталистическое настоящее» раскрывает безнадежное, беспомощное, фаталистическое отношение к будущему, а также и к жизни в целом. [4,5]

Результаты исследования и их обсуждение. В исследовании приняли участие 110 испытуемых в возрасте от 20 до 25 лет. Представители этой возрастной группы как личности формировались в период перестройки и после перестройки, когда идеи и ценности социалистического общества были уже утрачены и отвергнуты, а само общество находилось в ситуации анимизма (утраты прежних ценностей и отсутствия новых), перелома.

Диаграмма 1

Выраженность шкал, отражающих измерения временной перспективы среди испытуемых в возрасте от 20 до 25 лет (средние значения)

По степени значимости временных событий для респондентов в возрасте от 20 до 25 лет приоритетными являются следующие. Среди представителей молодого поколения наблюдается наивысшие показатели по шкале «Положительное (позитивное) прошлое» - средний балл в группе опрошенных - 3,86. Полученный факт свидетельствует о здоровом взгляде на жизнь представителей молодого поколения. Важно, что для опрошенных прошлое представляется в ностальгической, позитивной реконструкции. Выраженная установка на положительное отношение к своему прошлому свидетельствует о том, что у молодого поколения наблюдается тенденция поступать по принципу «лучше поберечься, чем потом жалеть», они не обладают способностью к риску, постоянно следят за временем.

При высоких значениях шкалы «Положительное (позитивное) прошлое», наблюдаются близкие значения среди опрошенных представителей молодого поколения по шкалам «Гедонистическое настоящее» и «Будущее». Ориентация на «Будущее» представлена средним значением по группе в 3,51 балл. Средний балл по шкале «Гедонистическое настоящее» соответствует значению 3,49 баллов.

Это свидетельствует о том, что с одной стороны (шкала «Будущее») в своем ориентире на будущее молодежь ощущает давление времени. Опрошенные готовы пожертвовать наслаждением в настоящем ради достижения целей, которые намечены в выстраивании своей карьеры. Это свидетельствует об организованном планировании, отслеживании времени. Подчеркивание роли организованности может исходить из ощущения дефицита времени и потребности мудро использовать его для того, чтобы выполнить множество задач и удовлетворить предъявляемые самим себе высокие требования. Такая временная ориентация на будущее может приводить к напряжению личности от того, что все свое свободное время необходимо использовать наиболее эффективно и продуктивно. Свободного времени в текущей жизни незначительное количество. Есть желание жить ради завтрашнего дня, центрированность на себе.

Но с другой стороны, для испытуемых характерно гедонистическое, беспечное и беззаботное отношение к жизни и ко времени, принятие рискованных решений. Для испытуемых характерна и ориентация на удовольствие, возбуждение, волнение, наслаждение в настоящем, нежелание осуществить заботу о будущих последствиях, неспособность отказаться от получения удовольствия сегодня ради будущего вознаграждения. Если учесть, что в группе опрошенных выраженность данной шкалы представлена средними значениями, то это позволяет сделать вывод о том, среди представителей молодого поколения присутствуют, но не в значительной мере тех, кто имеет выраженное гедонистическое настоящее. Это те, кто живет ради сегодняшнего удовольствия, им нет дела до завтрашнего дня.

Выраженность шкалы «Негативное прошлое» составляет 2,98 баллов из 5 возможных. Это представленность общего пессимистического, негативного, с примесью отвращения отношения к прошлому. Негативные размышления о прошлом связаны в большей степени с депрессией, тревогой, низким уровнем субъективной оценки счастья, низкой самооценкой и агрессией. Положительным фактом является то, что данная шкала имеет незначительную выраженность в группе молодежи.

Выраженность шкалы «Фаталистическое настоящее» представлена самым низким значением в целом по группе – 2,77 балла. Очень важно, что среди опрошенных представителей молодежи не выражено фаталистическое, безнадежное и беспомощное отношение к будущему и жизни в целом. Именно эта шкала связана с отсутствием четкой временной перспективой, отсутствием направленности на цель. Предопределенность будущего, невозможность повлиять на него своими действиями, невозможность его контроля, необходимость переносить настоящее с покорностью и смирением, так как люди находятся во власти капризной судьбы, отсутствие удовлетворённости своей настоящей жизнью, невозможность изменить ее к лучшему – это те ориентиры, которые характеризуют данную временную шкалу.

Выводы. Таким образом, полученные нами результаты позволяют сделать следующие выводы.

Полученные нами результаты - это еще одна попытка [2,3] понять тот уровень активности человека, который обращен на себя самого и на преобразование того, что дано человеку и как внешнее, и как внутреннее, раскрыть возможности построения человека себя самим собой через призму собственной активности, целеполагания.

Молодое поколение в измерении временной перспективы отличается здоровым взглядом на жизнь. Прошлое представляется в ностальгической, позитивной реконструкции. Выражена установка на сентиментальное, теплое отношение к своему прошлому, которое испытуемым представляется в радужном свете. Это свидетельствует в большей степени о склонности молодежи к духовности, застенчивости, отсутствию рискового поведения.

Проведенное исследование показало включение рефлексивного сознания представителями молодого поколения, когда молодежь видит цели, планирует будущее, выстраивает свою карьеру, ради нее они готовы пожертвовать наслаждением в настоящем.

Можно говорить и о том, что в измерении временной перспективы молодого поколения присутствуют и конфликтные установки. С одной стороны это ощущение давления времени и готовность пожертвовать наслаждением в настоящем ради достижения своих карьерных целей, организованное планирование, отслеживание времени, понимание и действие исходя из того, что надо использовать свободное время наиболее продуктивно и эффективно. Но с другой стороны, принятие рискованных решений, беспечное и беззаботное отношение к жизни и ко времени, ориентация на волнение, возбуждение, удовольствие, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы о последствиях, которые произойдут в будущем. Это неспособность отказаться от получения удовольствия сегодня ради будущего вознаграждения.

Здесь присутствует конфликт установок, заключенных в двух шкалах: «Будущее» и «Гедонистическое настоящее».

Вероятно, данные конфликтные установки лишь определяют социально-психологическое содержание возрастного периода опрошенных: развитие самосознания, становление идентичности, наличие ситуации множественного социального выбора, в которой оказывается современное молодое поколение. Поиск себя, возможность раскрыть свои возможности в ситуации резких социальных, политических, технологических изменений может мешать развитию идентичности, в связи с чем возникает чувство тревоги и неопределенности, которое приводит к противоположным тенденциям: наслаждение в настоящем, неспособность отказаться от получения удовольствия сегодня ради будущего вознаграждения.

Таким образом, временная перспектива опрошенных представителей молодого поколения представлена положительными мыслями о прошлом, где прошлый опыт и времена рассматриваются как приятные для личности, с ноткой ностальгии. Ориентация на будущее характеризуется наличием планов на будущее, постановкой целей и поведением, которое направлено на выполнение и реализацию этих планов и целей и гедонистическая ориентация на настоящее: полное удовольствие, где ценится наслаждение моментом без сожаления о возможных дальнейших последствиях.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Калужской области: грант №14-16-40004а/ц: Социально-психологические особенности организации психологического времени и жизненной перспективы личности в ситуации изменения культурно-исторической среды (на примере представителей трех поколений, проживающих на территории Калужской области)

Рецензенты:

Краснощеченко И.П., д.псх.н., профессор, декан факультета психологии ФГОБУ ВПО Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского, г. Калуга;

Дробышева И.В., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой «Высшая математика и статистика» Калужского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Калуга.


Библиографическая ссылка

Пацакула И.И., Зайчикова И.В., Гудовская О.С. ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ В СИТУАЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15678 (дата обращения: 21.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252