Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Мухаметзянова Н.В. 1
1 Стерлитамакский институт физической культуры(филиал)ФГОУ ВПО Уральский государственный университет физической культуры
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме мотивационной сферы личности будущего педагога, которая является своеобразным фундаментом реализации профессиональной деятельности. В данной работе автором представлены особенности мотивационной сферы будущих учителей физической культуры на разных этапах профессиональной подготовки. В статье предпринята попытка раскрыть основные причины преобладания того или иного вида мотивации, что объясняет условный характер их выделения: развитие определенного вида мотивации у субъекта деятельности связано с опытом, установками, ценностями и убеждениями. Автор, рассматривая определенный вид мотивации, как профессионально важное свойство личности, указывает, что следует учитывать динамический характер мотивационных явлений и их обусловленность индивидуально-психологическими свойствами личности.
мотив избегания неудач
мотив склонности к риску
мотив достижения успеха
мотивационная сфера личности
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы.- Питер, 2000. - 580с.
2. Реан А.А. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ). - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. 83с.
3. Столяренко Л.Д.Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». — 2-е изд., перераб, и доп. — Ростов н/Д:«Феникс», 2003. - C.174.
4. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.-М., Изд-во Института Психотерапии.2002. - 490с.
5. Ядов В.А. Личность как субъект социальной активности.-В кн.:активность личности в социалистическом обществе.- М.,Варшава,1974. - 385с.

В психологии определение «мотивация» используется как обозначение системы факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, интересы, цели, задачи, намерения, побуждения, стремления); во вторых, как характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

А.А. Реан отмечает, что мотив – это внутреннее побуждение человека к данной деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут быть и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности. Однако следует отметить, что за всеми этими причинами стоят потребности личности[2].

Между понятиями «мотивы» и «потребности» существует тесная связь: потребность человека – это испытываемая им нужда в чем-либо, мотивы - это побуждение человека в связи с этой нуждой. Связь  потребностей и мотивов проявляется  и в том, что потребности реализуются в поведении и деятельности  при посредстве мотивов.

По мнению В.А. Ядова, у человека существует иерархия потребностей, которой соответствует иерархия ситуаций, закрепляющая потребности и установки[5].

С точки зрения Е.П. Ильина, мотивация и мотивы всегда  внутренне обусловлены, но могут и зависеть от внешних факторов, пробуждаться внешними стимулами. Он предлагает рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива[1].

Особенности мотивационной сферы личности являются фундаментом реализации профессиональной деятельности. Учитывая особенности спортивной деятельности, лежащей в основе работы учителя физической культуры, можно предположить, что её состязательный или соревновательный характер особым образом влияет на мотивацию деятельности.

Мотивационная сфера личности будущих учителей физической культуры была изучена с помощью опросника для измерения результирующей тенденции мотивации достижения А. Мехрабиана (в модификации М.Ш. Магамед-Эминова). Этот опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона и предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи[4].

Теория мотивации достижения в разных видах деятельности основана на существовании у человека двух разных мотивов, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. При этом поведение, мотивированное на достижение успеха и на избегание неудач, различно и имеет отличия по степени эффективности деятельности.

 Для выявления особенностей мотивационной сферы нами исследованы следующие мотивы:

  • мотив достижения успеха;
  • мотив склонности к риску;
  • мотив избегания неудач.

Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый, или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

К тому же, людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех, имеют высокую готовность к риску, высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху – достижению цели.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой).

Исследования Д. Мак-Клеланда показали, что люди с высоким уровнем защиты, т.е. страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:

  • степени предполагаемого риска;
  • преобладающей мотивации;
  • опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое – когда без риска удается получить желаемый результат; второе – когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач[3, с.174].

Анализируя показатели мотива достижения успеха (см. рис. 1) можно сделать вывод о том, что будущие учителя физической культуры демонстрируют более выраженную мотивацию достижения успеха.

Данный факт обусловлен влиянием опыта спортивной деятельности, наличием соревновательной мотивации.

 

Рис.1. Мотив достижения успеха

Характерно, что на разных этапах профессиональной подготовки сохраняется приблизительно равный уровень мотивации. Это говорит о постоянстве мотивационных тенденций.

Также, следуют отметить, что у испытуемых контрольной группы отмечается достаточно высокий уровень мотивации достижения успеха.

Склонность к риску испытуемых экспериментальной и контрольной групп имеет среднее значение. Это доказывает адекватность мотивации достижения успеха и избегания неудач.

В ходе анализа показателей мотива избегания неудач, выявлено следующее:

1. Испытуемые контрольной группы характеризуются выраженной динамикой увеличения мотивации избегания неудач.

2. Испытуемые экспериментальной группы демонстрируют средний уровень мотивации избегания неудач.

 

Рис.2. Мотив избегания неудач

Сопоставляя полученные результаты, следует отметить, что исследованные мотивы относятся в большей степени в общей мотивации поведения. Это позволяет совместить мотивацию учебной и профессиональной деятельности.

Мотивация, основанная на достижении успеха, более продуктивна и связана с общей активностью субъекта. Реализация данной формы мотивации предполагает стремление к профессиональному росту, реализации своих способностей, личного развития и роста. Мотивация достижения связана с мотивом интереса и вызова (конкуренции), поэтому она более близка будущим учителя физической культуры.

Мотивация избегания неудач определяется мотивом получения только положительного результата в работе и связана со страхом наказания за неудовлетворительный результат. Вероятно, поэтому испытуемые контрольной группы характеризуются преобладанием именно этого типа мотивации.

Для выявления характерных особенностей мотивационной сферы испытуемых сопоставим виды мотивации по уровню способности к самоуправлению испытуемых.

Для испытуемых с уровнем способности к самоуправлению выше среднего (см. рис.3) характерны высокие показатели мотивации достижения. При этом испытуемые экспериментальной группы демонстрируют одинаковые значение мотивации на разных курсах. Значения мотивации испытуемых контрольной группы варьируются: на 1 и 5 курсах мотив достижения успеха имеет среднее значение, на 3 курсе – высокие.

 

Рис.3. Особенности мотивации достижения успеха испытуемых с уровнем способности к самоуправлению выше среднего

Для испытуемых экспериментальной группы со средним уровнем способности к самоуправлению (см. рис.4) характерно существенное снижение мотивации достижения на третьем курсе.

Это явление может быть связано с кризисом профессионального развития или с переоценкой своих сил и возможностей, знаний, умений и навыков. Уровень мотивации достижения испытуемых на 5 курсе говорит о готовности активного вхождения в профессиональную деятельность.

Уровень мотивации достижения испытуемых контрольной группы соответствует средним значениям и заметно снижается на 5 курсе. Данный факт говорит о влиянии способности к самоуправлению на мотивационную сферу личности.

 

Рис. 4. Особенности мотивации достижения успеха испытуемых со средним уровнем способности к самоуправлению

Выраженная вариативность показателей отражает уровень способности к самоуправлению, а также изменения в мотивационной сфере личности будущего педагога, обусловленные этапами профессиональной подготовки и кризисами профессионального развития.

Показатели мотивации достижения успеха испытуемых с низким уровнем способности к самоуправлению, представленные на рисунке 5, характеризуются существенной разницей значений только на первом курсе. Приблизительное равенство показателей мотивации на третьем курсе предполагает компенсацию невыраженных способностей к самоуправлению механизмами мотивационной регуляции.

 

Рис. 5. Особенности мотивации достижения успеха испытуемых с низким уровнем способности к самоуправлению

Вариативность значений мотивации достижения успеха для испытуемых с разным уровнем способности к самоуправлению отражает взаимное влияние мотивационной сферы личности и механизмов самоконтроля, реализующихся благодаря способности к самоуправлению.

Рассмотрение особенностей мотивации избегания неудачи испытуемых с разным уровнем способности к самоуправлению позволит конкретизировать некоторые аспекты этого взаимовлияния.

Мотивация избегания неудач часто ассоциируется с недостаточно высокой самооценкой и с такими личностными качествами как тревожность, мнительность, неуверенность. Уровень способности к самоуправлению в этом случае может влиять на мотивационную сферу и отражать специфику отрицательной мотивации.

Анализируя показатели мотивации избегания неудач испытуемых с уровнем способности к самоуправлению выше среднего (см. рис. 6) необходимо отметить следующее:

  1. Для испытуемых экспериментальной группы на разных этапах профессиональной подготовки характерным является средний уровень мотивации избегания неудач.
  2. Испытуемые контрольной группы демонстрируют высокий уровень мотивации избегания неудач с тенденцией к увеличению (на 5 курсе).

Увеличение показателей мотивации избегания неудач у испытуемых 5 курса кажется вполне закономерным. Завершающий этап профессиональной подготовки довольно часто вызывает у студентов отрицательные эмоциональные переживания, связанные с перспективами профессиональной деятельности.

 

Рис.6. Особенности мотивации избегания неудач испытуемых с уровнем способности к самоуправлению выше среднего

Интересным является факт сохранения соотношения показателей мотивации избегания неудач у испытуемых экспериментальной и контрольной групп на разных этапах профессиональной подготовки.

В ходе анализа показателей испытуемых со средним и низким уровнем способности к самоуправлению (см. рис. 7, 8) определены следующие особенности:

  1. У испытуемых экспериментальной и контрольной групп 1 курса отмечаются равно выраженные показатели мотивации избегания неудач.
  2. Выявлено незначительное увеличение показателей мотивации избегания неудач на разных этапах профессиональной деятельности.

Рис.7.  Особенности мотивации избегания неудач испытуемых со средним уровнем способности к самоуправлению

Выявленные особенности мотивации подтверждают предположение о взаимовлиянии способности к самоуправлению и мотивационной сферы личности будущего педагога.

Для будущих учителей физической культуры показателями профессионально важных качеств являются высокий уровень мотивации достижения и средний уровень мотивации избегания неудач.

Вариативность выявленных показателей обусловлена этапами профессиональной подготовки и кризисами профессионального развития.

 

Рис.8. Особенности мотивации избегания неудач испытуемых со средним уровнем способности к самоуправлению

Рассматривая мотивационные аспекты будущих учителей физической культуры, следует отметить несколько моментов:

  1. мотивация достижения в рамках профессиональной подготовки и профессиональной деятельности рассматривается как более эффективная, чем мотивация избегания неудачи;
  2. выраженность мотивации достижения связана с опытом спортивной деятельности или с элементами спортивной деятельности, в содержании профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры;
  3. мотивация достижения обусловлена определенным уровнем способности к самоуправлению, которая в свою очередь определяется комплексом индивидуально-типологических свойств личности испытуемых;
  4. уровень способности к самоуправлению в сочетании с анализом мотивационной структуры личности может рассматриваться как инструмент диагностики готовности специалиста к реализации профессиональной педагогической деятельности;
  5. диагностика мотивационной сферы испытуемых в сочетании с анализом уровня способности к самоуправлению может быть направлена на выявление и коррекцию нежелательных тенденций в процессе профессионализации испытуемых. 

Сравнительный анализ результатов испытуемых экспериментальной и контрольной групп на разных этапах профессиональной подготовки позволяет предположить профессиональную обусловленность выявленных изменений как в экспериментальной, так и в контрольной группах.  

Характерным отличием, на наш взгляд, является преобладание мотивации избегания неудач в контрольной группе и выраженная мотивация достижения в экспериментальной группе. Это говорит о том, что мотивация достижения в педагогической деятельности имеет свои особенности, которые изменяются как в процессе профессиональной подготовки (на разных этапах), так и, вероятно, в процессе профессиональной деятельности.

Говоря о причинах преобладания того или иного вида мотивации, следует отметить условный характер их выделения: развитие определенного вида мотивации у субъекта деятельности связано с опытом, установками, ценностями и убеждениями.

Таким образом, рассматривая определенный вид мотивации, как профессионально важное свойство личности, следует учитывать динамический характер мотивационных явлений и их обусловленность индивидуально-психологическими свойствами личности.

Рецензенты:

Головнева Е.В., д.п.н., профессор, кафедра педагогики начального образования Стерлитамакского филиала ФГОУ ВПО Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак.

Канбекова Р.В., д.п.н., профессор, факультет педагогики и психологии Стерлитамакского филиала ФГОУ ВПО Башкирский государственный университет, г. Стерлитамак.


Библиографическая ссылка

Мухаметзянова Н.В. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15576 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674