Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ, КАК СТРАТЕГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Крайнов С.В. 1 Попова А.Н. 1 Крайнова И.А. 2 Попова К.А. 1
1 ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
2 МОУ ДОД «Детская школа искусств №5 Волгограда»
В статье приводится теоретическое обоснование необходимости внедрения в воспитательную работу со студентами медицинских вузов программы художественно-эстетического просвещения. Авторы указывают на важность формирования в личности будущего врача духовных, гуманных качеств, необходимых для его успешной практики с пациентами, а также на то, что именно общение с искусством способствует их развитию. В статье дается подробное описание указанной программы, состоящей из нескольких модулей и набора художественно-эстетических компетенций, ее цели, основных принципов, а также пояснение каким образом она может быть реализована. Проведенное авторами анонимное анкетирование студентов 2, 3, 4, и 5 курсов Волгоградского государственного медицинского университета выявило у учащихся большой интерес к программе, а также их заинтересованность и поддержку модернизации с ее помощью системы воспитательной работы в высшем учебном заведении медицинского профиля.
деонтология
культура
воспитательная работа
стоматология
высшее образование
медицина
1. Алешина Н.Ф., Попова А.Н., Питерская Н.В., Крайнов С.В., Чаплиева Е.М. Эффективность использования виниров при реставрации передней группы зубов// Фундаментальные исследования. – 2014. - № 7-5. – С. 890-893.
2. Доника А.Д., Поройский С.В. Оценка личностных компетенций врача в контексте готовности к действиям в экстремальных ситуациях // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 1. - С.26.
3. Котаниди С.А., Губанова Е.И., Темкин Э.С., Фомина Т.К. Социальный статус стоматолога общей практики: монография. – Волгоград, 2014. – 120 с.
4. Крайнов С.В., Михальченко В.Ф., Попова А.Н., Фирсова И.В., Чаплиева Е.М. О демографических предпосылках геронтостоматологии//Современные проблемы науки и образования. -2014. -№ 2; URL: www.science-education.ru/116-12310 (дата обращения: 12.10.2014).
5. Крайнов С.В., Фирсова И.В., Крайнова И.А., Михальченко В.Ф., Попова А.Н., Милованов В.А. Программа художественно-эстетического воспитания студентов медицинских вузов//Академия АРТ-МАСТЕРСТВА и АРТ-ПЕДАГОГИКИ: Материалы педагогических чтений. – Москва, 2013. – С.88
6. Михальченко В.Ф., Крайнов С.В., Крайнова И.А., Попова А.Н. О перспективах художественно-эстетического воспитания студентов-стоматологов // Теоретические и практические вопросы развития научной мысли в современном мире: сб. статей Международной научно-практическая конференции. 29-30 апреля 2013 г. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. – С.108-112.
7. Поройский С.В., Крайнов С.В., Попова А.Н., Фирсова И.В. Индивидуализированный подход к оценке знаний студентов-медиков как способ мониторинга учебного процесса // Волгоградский научно-медицинский журнал. - 2014. - № 2 (42). – С. 6-9.
8. Фирсова И.В., Крайнов С.В., Попова А.Н. Значение биоэтики в реализации геронтологического подхода в стоматологии//Биоэтика. -2013. -№ 2 (12). -С. 21-25.
9. Фирсова И.В., Михальченко Д.В., Малюков А.В. Комплаентность пациента в стомато-логической практике//Социология медицины. -2009.-№1.-С. 20-23.
10. Чаплиева Е.М., Попова А.Н., Крайнов С.В., Старикова И.В., Попова К.А. Роль вегетативного статуса в формировании прогностического стоматологического настроя пациентов//Фундаментальные исследования. -2014. -№ 4-1. -С. 186-189.
Во многих западноевропейских странах медицинское образование традиционно считается гуманитарным. Действительно, современный врач должен быть не только хорошим клиницистом, но также психологом, «знатоком» человеческой души [5]. Иными словами, доктор должен соответствовать высоким требованиям: быть грамотным, гуманным, широко эрудированным и всесторонне развитым. Следовательно, система подготовки будущих кадров должна модернизироваться в соответствии с возникающими запросами общества. Причем, данная модернизация должна быть интегрирована в имеющуюся систему таким образом, чтобы не навредить учебному плану. Представляется, что особую роль здесь должна играть воспитательная, внеаудиторная работа со студентами. И здесь, с нашей точки зрения, весьма востребованной является программа художественно-эстетического воспитания учащихся [1, 6]. К сожалению, социально-экономические потрясения 90-х годов, крах советского государства привели к колоссальным общественным преобразованиям. В этот период были разрушены важные социальные институты, занимающиеся воспитанием молодежи. Безусловно, этот переходный период завершился. Мы все чаще говорим о национальном самоопределении, самобытности и уникальности русской культуры, однако, совершенно ясно, что необходимо уделять особое внимание воспитанию молодых людей, их просвещению, которое выходило бы за рамки специальности, получаемой в вузе [4]. Безусловно, было бы педагогически неверным навязывать эстетическое просвещение студентам, ибо это способно вызвать обратную реакцию, проявляющуюся в отрицании и протесте. Необходимо лишь направлять и мотивировать. Зачастую, отсутствие интереса к искусству связано с «неинформированностью» молодежи (о его истории, жанрах, выразительных средствах, наконец, об учреждениях культуры и их возможностях), следовательно, первая задача такого рода воспитания - предоставление информации, причем в легкой и доступной форме. Важно продемонстрировать молодым людям, что быть широко образованным, эрудированным и сведущим в искусстве человеком - это модно и креативно [5].

Медицина - это тоже искусство. Причем, по утверждению Гиппократа: «самое благородное». Однако, возникает вполне логичный вопрос: что общего между обучением будущих врачей и художественно-эстетическим воспитанием? Не станет ли это еще одним фактором, «засоряющим» и без того перегруженную многочисленными дисциплинами программу? [2, 7]. Сегодня все чаще говорят о важности клинической психологии, социальной медицине, комплаентности (как важной составляющей эффективной терапии), т.е. медицина шагнула далеко за рамки естественнонаучного познания человека, и это - правильно. Однако, такого рода преобразования научной и практической парадигм не могут не рефлексировать с методологией преподавания в вузах медицинского профиля [8]. Иными словами, учебные заведения должны реагировать на «социальный заказ» современного общества, то есть готовить специалистов, способных более глубоко проникать в сущность психологии человека, понимать не только патофизиологическую составляющую его заболевания, но видеть и психо-эмоциональную подоплеку [9, 10]. Очень важно, чтобы эстетическое воспитание носило не случайный характер, а было бы структурировано и систематизировано. Стихийные походы в музей, или филармонию, безусловно, полезны, однако куда лучше, если они будут продуманы и соотнесены с неким планом поэтапного образовательного процесса. Необходимо постепенно «вводить» студента в мир искусства, ибо эта сфера ему еще мало знакома, к тому же все незнакомое пугает. И без того априорное мнение молодежи о том, что искусство слишком неинтересно и скучно - будет успешно подтверждено неудачным опытом «первого» похода в театр. Излишний академизм (особенно на первых этапах) отпугивает молодежь! Крайне важно заинтересовать молодого человека искусством. Для этого нужно искать оригинальные формы и выразительные средства. Например, концерт «Музыка - слово», где игра оркестрантов чередуется с чтением стихов, или пьес. Такого рода мероприятия, как правило, пользуются большим успехом у публики и всегда интересны, поскольку затрагивают сразу несколько жанров. Молодые люди склонны к поиску себя и самоопределению, а значит, размышление и «копание» в себе - им не чужды. Следовательно, студентам будут интересны спектакли, инсталляции и перфомансы, предполагающие сотворчество «художника» и «зрителя». Эта форма познания искусства весьма интересна. Сотворчество, то есть, своего рода, соучастие происходящему - изменяет взгляд молодого человека на искусство. В этой фазе эстетического воспитания нужно стараться не только просвещать студентов, но и учить их воспринимать, понимать и анализировать искусство, давая ему оценку. Это, в конечном счете, сформирует в молодом человеке его собственный эстетический вкус, в чем и заключается главная цель программы [3].

Цель исследования. Обосновать важность программы художественно-эстетического просвещения студентов медицинских вузов, определить нуждаемость и заинтересованность учащихся в данном виде воспитательной работы, сформулировать ее основные положения, структуру, а также методику реализации.

Материалы и методы исследования. Теоретическая и методическая разработка программы была осуществлена сотрудниками кафедры терапевтической стоматологии Волгоградского государственного медицинского университета совместно с администрацией Детской школой искусств №5 Волгограда. Для определения целевой аудитории проекта, а также ее потребностей была сформирована авторская анкета-опросник, предложенная учащимся 2-5 курсов.

Методология программы может быть сведена к шести основным принципам: «культурная информированность» (предоставление студентам исчерпывающей информации об учреждениях культуры, их возможностях и творческом потенциале); «разножанровость и разноплановость» (посещение учреждений культуры, работающих в различных видах и жанрах искусства); «от простого - к сложному» (начинать знакомство с искусством следует с более простых и легким форм, постепенно подготавливая студентов к восприятию более сложных); «занимательное искусство» (поиск выразительных форм и средств (возможно, новаторских и нестандартных), интересных молодым людям); «сотворчество и размышление» (посещение мероприятий, подразумевающих сотворчество, заставляющих задуматься и сопереживать происходящему); «через искусство к врачеванию» (обращать внимание студентов на корреляцию нравственно-этических норм, воспринятых в процессе эстетического воспитания с медициной (этика, деонтология), то есть искусством врачевания).

Цель предлагаемой программы мы видим в следующем: воспитание у студентов медицинских вузов худо­жественно-образного восприятия искусства, осно­ванного на понимании его закономерностей; формирование духовно богатой, широко эрудированной личности, способной к сопереживанию, состраданию и пониманию психологии пациента, обладающей хорошим эстетическим вкусом и кругозором.

Данная Программа должна включать в себя несколько модулей и быть рассчитана на весь периодов обучения в вузе. Ее структура позволит подбирать индивидуальный план эстетического воспитания в зависимости от пожеланий студента, а также возможностей учреждений культуры города. Мы предлагаем следующие модули программы: I - «Патриотическое воспитание» (П); II - «Художественное воспитание» (Х); III - «Музыкальное воспитание» (М); IV - «Театральное просвещение» (Т). Каждый модуль содержит набор «художественно-эстетических компетенций» (ХЭК), реализация которых - есть сущность выполнения программы:

I МОДУЛЬ «Патриотическое воспитание» (П):

1. ХЭК «П1» - ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО;

1.1. знакомство с ВУЗом (посещение музея ВУЗа, знакомство с его историей, структурой, научными направлениями и перспективами развития, основными подразделениями;

1.2. экскурсия-лекция «Город, в котором я учусь и живу» (тематика обзорной лекции: общие сведения о городе, его месте в современной России, достопримечательностях, истории, перспективах);

1.3. знакомство с Краем (посещение основной экспозиции регионального историко-краеведческого музея, знакомство с историей края, его обычаями и природой);

1.4. научно-просветительские учреждения (посещение учреждений культуры, организующих тематические просветительские лекции, экскурсии и семинары);

2. ХЭК «П2» - ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ;

2.1. знакомство с военной историей города (посещение памятников и музеев военной тематики);

2.2. библиотечные организации (посещение организуемых в библиотеках тематических лекций и вечеров, программ и выставок (в том числе патриотического содержания));

2.3. «патриотические беседы» (кураторские часы, вечера, посвященные проблемам нравственности, гражданственности, патриотизму, а также врачебной этике);

II МОДУЛЬ «Художественное воспитание» (Х);

1. ХЭК «Х1» - ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЙНО-ВЫСТАВОЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ;

1.1. знакомство с художественными музеями города (посещение экспозиций региональных музеев изобразительного искусства, галерей, вернисажей);

1.2. тематические выставки (посещение экспозиций, фестивалей, приуроченных памятным историческим событиям, тематических выставок, в том числе привозных);

2. ХЭК «Х2» - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОТВОРЧЕСТВО;

2.1. перфоманс (посещение инсталляций, и выставок современных авторов, экспозиций нетрадиционного и экспериментального изобразительного искусства);

2.2. выставки-концерты (посещение мероприятий, организуемых совместными усилиями музейно-выставочных и концертных организаций);

2.3. киноискусство (посещение регионального киновидеоцентра, тематических показов фильмов, фестивалей и киномероприятий, реализуемых в рамках творческих проектов);

III МОДУЛЬ «Музыкальное воспитание» (М);

1. ХЭК «М1» - ФИЛАРМОНИЯ;

1.1. концерты музыкальных коллективов филармонии (эстрадных исполнителей, инструментальных ансамблей, вокальных коллективов и т.д.);

1.2. концерты хореографических коллективов филармонии;

1.3. концерты фольклорных коллективов филармонии (ансамбли, вокалисты, оркестры);

2. ХЭК «М2» - СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ;

2.1. эстрадно-джазовая музыка (концерты эстрадных, джазовых оркестров и ансамблей);

2.2. симфоническая музыка (абонементские и тематические концерты);

2.3. фортепиано и орган (органные абонементы, фортепианные концерты);

IV МОДУЛЬ «Театральное просвещение» (Т);

1. ХЭК «Т1» - ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР;

1.1. спектакли русских авторов (драматические постановки по пьесам отечественных авторов, классика русского драматического театра);

1.2. спектакли зарубежных авторов (зарубежная театральная драматическая классика);

1.3. спектакли этнографических театров (постановки, посвященные истории, культуре и быту народностей России (например, казаков));

2. ХЭК «Т2» - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР;

2.1. музыкальная комедия (посещение постановок мюзиклов и водевилей);

2.2. оперетта (посещение спектаклей классической венской, советской и современной оперетт);

2.3. опера и балет (посещение постановок классических опер, спектаклей современных авторов, а также балетов);

3. ХЭК «Т3» - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР и ТЕАТРАЛЬНОЕ СОТВОРЧЕСТВО.

3.1. детские театры для взрослой публики (посещение спектаклей, предназначенных для взрослой публики, в постановке детских театров (ТЮЗа, кукольного театра и др.));

3.2. постановки в оригинальных формах (спектакли в нетрадиционной сценической форме подачи (например, театр одного актера), подразумевающие сотворчество со зрителями);

3.3. экспериментальная постановка (новаторские спектакли, поставленные с использованием современных художественных выразительных средств);

3.4. театральные фестивали и тематические смотры (мероприятия, приуроченные к памятным датам, или объединенные определенной тематикой).

Обучение на профильных кафедрах медицинских вузов начинается преимущественно со II курса, поэтому распределение ХЭК целесообразнее проводить по определенному плану с III семестра обучения студентов (таблица 1).

Таблица 1

Распределение художественно-эстетических компетенций (ХЭК) модулей Программы по семестрам

модуль

семестр

П

Х

М

Т

III

1.1; 1.2;

 

 

1.1; 2.1

IV

1.3; 2.1;

 

 

1.2; 2.1

V

1.4;

1.1

1.1; 2.1

1.2; 2.1

VI

1.4; 2.2

1.2

1.1; 1.2

1.3; 2.2

VII

2.2

2.1; 1.2

1.1; 1.3

2.2; 3.1; 3.4

VIII

2.3

2.2; 1.2

1.1; 2.1; 2.2

2.2; 3.2; 3.4

IX

2.3

2.3; 1.2

2.2

2.3; 3.3; 3.4

X

2.3

1.2

2.2; 2.3

2.3; 3.3; 3.4

С практической точки зрения, суть выполнения программы - реализация художественно-эстетических компетенций. Каким же образом это можно сделать? В каждом вузе есть проректор, руководящий воспитательной и внеучебной работой, а также советы и прочие студенческие структуры, объединения и клубы. Как правило, их составляют активные молодые люди, хорошо мотивированные к выполнению общественной работы, в том числе по организации студентов. Необходимо также привлекать ответственных по воспитательной работе на кафедрах, а также кураторов академических (студенческих) групп. Именно куратор является основным звеном в системе воспитательной работы. Представляется, что на него должна возлагаться задача реализации программы, то есть он становится ее исполнителем. Определенную помощь в решении организационных вопросов должны оказывать и старосты групп. Таким образом, программа не требует выделения дополнительных часов, ее реализация осуществляется во внеучебное время и, по сути, сводится к хорошо спланированному и методически обоснованному посещению учреждений культуры.

Для определения нуждаемости в программе художественно-эстетического просвещения и выявления заинтересованности учащихся в данном виде воспитательной работы, нами были доложены ее основные положения, а затем проведено анонимное анкетирование студентов II, III, IV и V курсов Волгоградского государственного медицинского университета. Всего в опросе приняло участие 507 человек в возрасте от 18 до 27 лет, из них: 336 (66,3%) девушек, и 171 (33,7%) юноша.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты опроса продемонстрировали следующее: 311 (61,3%) респондентов выказали желание посещать учреждения культуры чаще, участвуя в программе художественно-эстетического воспитания студентов; 110 (21,7%) опрошенных дали отрицательный ответ, и 86 (17%) затруднились ответить. Любопытно, что 288 (56,8%) студентов предпочли бы посетить театр, музей, или иное учреждение культуры, нежели ночной клуб, или дискотеку, и лишь 127 (25,1%) респондентов выбрали второй вариант; 92 (18,1%) затруднились сделать выбор. Отрадно, что абсолютное большинство студентов - 399 (78,7%) высказались за необходимость занятий по эстетическому воспитанию, причем только 47 (9,3%) дали отрицательный ответ, а 61 (12%) не определились. Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная нами программа художественно-эстетического воспитания будущих врачей интересна учащимся, и будет востребована в студенческой среде.

Заключение. Современные стандарты высшего профессионального образования требуют от учебных заведений новых подходов и в методической, и во внеаудиторной работе. В условиях нарастающей конкуренции и, в тоже время, самостоятельности вузов, педагогическим коллективам необходимо модернизировать учебный процесс, составляя не только рабочие программы дисциплин, но также разрабатывая и реализуя модифицированные методики воспитательной работы, требующей более серьезного к себе отношения, коррелирующего с вызовами современности, и отвечающего «социальному» заказу.

Рецензенты:

Михальченко Д.В., д.м.н., заведующий кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний, ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Волгоград;

Фирсова И.В., д.м.н., заведующий кафедрой терапевтической стоматологии, ГБОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Крайнов С.В., Попова А.Н., Крайнова И.А., Попова К.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ, КАК СТРАТЕГИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15528 (дата обращения: 18.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252