Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УЧЕТА ЗАТРАТ ТРУДА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Ангел О.В. 1 Коваленко О.А. 1 Мещерякова Я.В. 1
1 Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт управления» Волгоградский филиал
В статье рассмотрены особенности учета затрат труда в бюджетных учреждениях. Качество учета затрат труда в бюджетных учреждениях влияет не только на экономические, но и косвенно на социальные показатели. Концепция учета затрат труда в бюджетных учреждениях включает, по мнению авторов, объекты учета затрат труда, систему синтетического и аналитического учета затрат труда, систему государственного контроля затрат труда посредством бюджетной классификации. Особенности учета затрат в бюджетных учреждениях выражаются: в государственном регламентировании системы накопления информации о затратах труда; группировке затрат труда в системе учета бюджетных учреждений по трем основным классификационным признакам; детализации затрат труда, связанных с изготовлением готовой продукции, выполнением работ, услуг, по способу включения затрат в себестоимость продукции, работ и услуг.
затраты труда
учет
бюджетные учреждения
бюджетная классификация
1. Верещаки В. Отражение расходов будущих периодов в учете и отчетности бюджетного и автономного учреждения // По материалам книги-справочника «Годовой отчет бюджетных и автономных учреждений» под редакцией В.Верещаки. Дата размещения: 27.12.2013. – URL: http://www.klerk.ru/buh/articles/345257/ (дата обращения: 14.07.2014).
2. Гарнов И. Как государственные учреждения отражают расходы в бухучете? [Электронный ресурс]. – // Финансовая газета, дата публикации: 19.09.2013. – URL: http://fingazeta.ru/consultations/188760/ (дата обращения: 13.07.2014).
3. Каримов Д., Опальский А. Учет расходов будущих периодов // Учет в бюджетных учреждениях, дата публикации: 19 апреля 2014. – URL: http://www.budgetnik.ru/art/2607-rashody-budushchih-periodov?token=460c9dbc-bcaa-11a0-7255-2d01350c8d02&ttl=7888 (дата обращения: 14.07.2014).
4. Обухова Т. Учет затрат при изготовлении готовой продукции (работ, услуг) в рамках приносящей доход деятельности [Электронный ресурс]. – //Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений – 2012. N 6. – URL: http://www.audit-it.ru/articles/account/buhaccounting/a7/451887.html (дата обращения: 13.07.2014).
5. Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 12.10.2012) "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" [Электронный ресурс]. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=139089;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=063C329C38C4CE4356B44CCEE980C798;rnd=0.12201425130479038 (Дата обращения 14.12.2013).
6. Приказ Минфина России от 21.12.2012 N 171н (ред. от 10.07.2013, с изм. от 09.08.2013) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" [Электронный ресурс]. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=151041 (Дата обращения 16.12.2013).
7. Экономический словарь [Электронный ресурс]. – URL: http://abc.informbureau.com/html/iauanoaaiii-iaiaoiaeiua_caodao.html (Дата обращения 25.12.2013).

Затраты труда – это сложившаяся категория в экономической науке. Под затратами труда понимается время, затраченное работником на производство продукции (товаров), выполнение работ и оказание услуг. Затраты труда на единицу продукции (работ, услуг) называют трудоемкостью. Так, в экономическом словаре приводится точка зрения К. Маркса о том, «что общественно-необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при наличии общественно-нормативных условий производства и при среднем, в данном обществе, уровне умелости и интенсивности труда» [7]. Затраты труда несут в себе не только экономическую составляющую, но и социальную, обеспечивая занятость населения, материальное вознаграждение и другие блага.

В связи с этим, важность учета затрат труда подчеркивается не только обеспечением экономической эффективности деятельности бюджетного учреждения, но и направлено на развитие социального благополучия работников.

Представленная концепция учета затрат в бюджетных учреждениях включает в себя объекты учета затрат труда, систему синтетического и аналитического учета затрат труда, систему государственного контроля затрат труда посредством бюджетной классификации.

Объектом учета затрат труда в бюджетных учреждениях являются затраты труда в денежной оценке.

Информация, подготовленная в системе учета затрат труда в бюджетных учреждениях, подлежит обязательному государственному контролю. Инструментом первоначального государственного контроля затрат, в том числе и затрат труда, является бюджетная классификация расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, «классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (муниципальными органами) и органами управления государственных внебюджетных фондов основных функций, решение социально-экономических задач» [6].

Затраты труда в системе классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) включены в статью 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда» группы 200 Расходы. В статью 210 КОСГУ включены подстатьи: 211 «Заработная плата»; 212 «Прочие выплаты»; 213 «Начисления на выплаты по оплате труда».

Затраты труда в бюджетных учреждениях аккумулируются на следующих синтетических счетах Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (19-23 разряды номера счетов Рабочего плана счетов):

1) затраты труда, связанные с изготовлением готовой продукции, выполнением работ, услуг – счет 10900 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»;

2) расходы на оплату труда текущего финансового года. Такие расходы учитываются по методу начисления и группируются в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управления – счет 40120 «Расходы текущего финансового года»;

3) расходы на оплату труда будущих периодов, при отсутствии резерва предстоящих расходов – 40150 «Расходы будущих периодов» [5].

Затраты труда, связанные с изготовлением готовой продукции, выполнением работ, услуг – это затраты прямого воздействия на воспроизводство. Как указывает Т. Обухова, «согласно п.134 Инструкции N 157н расходы, связанные с изготовлением продукции (выполнением работ, оказанием услуг), подразделяются на прямые и накладные. При оказании (выполнении) одного (единственного) вида услуг (работ) все расходы, непосредственно связанные с этим, относятся к прямым затратам» [4].

Методологической проблемой учета расходов в бюджетных учреждениях, как утверждает И. Гарнов, является полемика выбора способа учета расходов [2]. Учетная система бюджетного учреждения в регламентированных рамках, стоит перед выбором между учетом затрат труда в составе себестоимости готовой продукции, работ и услуг или списанием их на фактические расходы непосредственно на финансовый результат.

Участок учета затрат труда бюджетными учреждениями в составе расходов будущих периодов имеет особые правила. В частности, на особые правила учета расходов будущих периодов в бюджетных учреждениях указывают Д. Каримов и А. Опальский. Они акцентируют внимание на таких особенностях учета расходов будущих периодов в бюджетных учреждениях, как учет расходов будущих периодов «в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения, по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), соглашениям», произвольный порядок учета таких расходов [3].

На произвольный порядок учета расходов будущих периодов указывает также В. Верещаки. Она пишет, что перечень способов учета расходов будущих периодов открыт и выбранный способ их учета должен быть утвержден в учетной политике бюджетного учреждения [1]. Кроме того, В. Верещаки выделяет еще одну особенность учета расходов будущих периодов в бюджетных учреждениях, которая заключается в обособленном учете взносов по обязательному социальному страхованию в составе текущих расходов от затрат труда, относящихся к расходам будущих периодов: «в составе РБП может учитываться заработная плата тех или иных работников учреждения. При этом План счетов не предусматривает отражения как РБП взносов по обязательному социальному страхованию, которые с нее начислены. В связи с этим, по нашему мнению, сумма взносов может быть единовременно учтена в составе текущих расходов учреждения» [1].

Система синтетических и аналитических счетов учета затрат труда бюджетных учреждений представлена в виде схемы на рисунке.

Система синтетического и аналитического учета затрат труда в бюджетных учреждениях

Затраты труда на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг в бюджетных учреждениях относятся к нефинансовым активам. Группировка затрат труда по счетам осуществляется в разрезе следующих групп затрат:

  • прямые затраты по оплате труда;
  • накладные расходы по оплате труда;
  • расходы по оплате труда, включенные в состав общехозяйственных расходов;
  • расходы по оплате труда, включенные в состав издержек обращения.

Систематизировав информацию об учете затрат труда в бюджетных учреждениях определим, что специфическими особенностями учета затрат в бюджетных учреждениях являются следующие:

1. Система накопления информации о затратах труда в бухгалтерском учете бюджетных учреждениях строго регламентирована со стороны государства и представляет собой иерархическую структуру счетов синтетического и аналитического учета. Первый уровень иерархии синтетического счета учета затрат труда представлен кодом, соответствующим классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) бюджетной классификации Российской Федерации. Следующий уровень иерархии синтетического счета учета затрат труда представлен кодами группы и вида аналитического учета по объектам учета, соответствующие классификации затрат в бухгалтерском учете бюджетных учреждением. Самым верхним уровнем иерархии является код синтетического учета, соответствующий конкретному объекту бухгалтерского учета бюджетного учреждения.

2. Информация о затратах труда в системе счетов бухгалтерского учета бюджетного учреждения группируется по трем основным классификационным признакам: 1) затраты труда, связанные с изготовлением готовой продукции, выполнением работ, услуг; 2) расходы на оплату труда текущего финансового года; 3) расходы на оплату труда будущих периодов. Накопление информации в группе «Расходы на оплату труда будущих периодов» возможно только при отсутствии резерва предстоящих расходов в бюджетном учреждении.

3. Детализация затрат труда, связанных с изготовлением готовой продукции, выполнением работ, услуг, производится в системе бухгалтерского учета бюджетного учреждения по способу включения затрат в себестоимость продукции, работ и услуг. Задача учетчиков бюджетного учреждения на этом этапе формирования информации о затратах труда состоит в идентификации и классификации затрат труда по таким признакам, как: прямые затраты на оплату труда; накладные расходы на оплату труда; общехозяйственные расходы на оплату труда; расходы труда, включенные в состав издержек обращения.

Накладные и общехозяйственные распределяемые расходы на оплату труда подлежат распределению, пропорционально выбранной в учетной политике бюджетного учреждения базе распределения.

Рецензенты:

Глущенко А.В., д.э.н., профессор, зав. кафедрой учета, анализа и аудита Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград;

Горшкова Н.В., д.э.н., доцент, и.о. зав. кафедрой теории финансов, кредита и налогообложения Федерального государственного автономного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Ангел О.В., Коваленко О.А., Мещерякова Я.В. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УЧЕТА ЗАТРАТ ТРУДА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15481 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674